Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет «Психология образования»

Кафедра «Педагогическая психология»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание степени магистра

«Соотношение общепсихического развития младших школьников и регулятивных универсальных действий учащихся первых и вторых классов»

название ВКР

 

Направление

050400.68

Психолого-педагогическое образование

 

(код)

(наименование направления)

 

Магистерская программа

Психология и педагогика учащихся

 

(название магистерской программы)

 

Руководитель магистерской программы

Гуружапов В. А.

Зав. выпускающей кафедрой

Гуружапов В. А.

Руководитель

Соколов В. Л.

Студент

Шилова И. Р.

Москва, 2014

2

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Современная российская система образования претерпевает реформирование, направленное на разработку педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества.

Перспективная идея деятельностного подхода, заложенная в основе стандартов второго поколения, требует существенных изменений в построении процесса обучения младших школьников. Таких как, отказ от репродуктивного обучения, изменение отношения к контролю и оценке формирование универсальных учебных действий, то есть таких действий, которые могут использоваться в разных учебных ситуациях, независимо от предметного содержания.

Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются Л. Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, О. А. Карабановой и др.

Вопрос формирования у младших школьников умения учиться интересовал многих психологов и педагогов (Ю. К. Бабанского, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, А. К. Маркову, СЛ. Рубинштейна, В. В. Репкина, И. Ф. Талызину, Т. И. Шамову, Д. Б. Эльконина и др.) в контексте обсуждения проблемы учебной деятельности: умение учиться предполагает овладение обобщенными способами действий (общеучебными умениями), обеспечивающими самостоятельное эффективное выполнение учебной деятельности.

Вопросы формирования общеучебных умений учащихся анализируются в диссертационных работах Г. В. Александровой, Т. Е. Демидовой, М. П. Ильиной, Е. А. Прибытковой, Л. Н. Чипышевой, И. А. Юмашевой и др.

В ФГОС выделены следующие виды УУД: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные.

Сегодня именно начальная школа должна заложить те основы, которые определяют успешное продвижение учащихся на всех последующих этапах обучения в общеобразовательной школе. И поэтому практически повсеместно

3

подчеркивается актуальность задачи научить учащихся учиться, формировать у них учебную деятельность, решение которой рассматривается как необходимое условие повышения эффективности обучения.

Вместе с тем даже поверхностный анализ состояния дел в начальной школе показывает, что там имеется целый ряд нерешенных вопросов, адресованных фактически психологии. Каждому учителю, в частности, хорошо известно, что некоторые темы учебных программ обычно вызывают у учеников при их изучении определенные затруднения. И если эти затруднения вовремя не бывают сняты, то возникает отставание в усвоении учебного материала, негативное отношение к предмету, к учению в целом, к школе...

В целом ряде психологических исследований показано, что причиной слабой успеваемости учащихся, причиной их отставания в учебе является недостаточное развитие каких-либо психических образований.

В обширнейшем цикле работ, проведенном школой Ж. Пиаже, содержится весьма детальный генезис операционной стороны интеллектуальной деятельности детей. И хотя сам Ж. Пиаже никогда не ставил перед собой в чистом виде дидактических задач, построенная им модель интеллекта позволяет ускорить процесс выявления психологических причин затруднений школьников в изучении тех или иных учебных предметов.

В педагогической литературе УУД определяются как «совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» (А. Г. Асмолов). В более широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Из сказанного выше очевидно, что психологический подход к анализу затруднений школьников в обучении является более содержательным и

4

многообещающим. Однако на практике он оказывается малоэффективным. Причин тому много. Прежде всего, если можно так выразиться, рассмотренный психологический подход является не устраняющим причины обнаруженных затруднений учеников в обучении, а предупреждающим и объясняющим причины. В реальной же практике обучения всегда были и будут такие ситуации, когда, с точки зрения учителя, трудности возникают у учеников внезапно и здесь объяснения постфактум ссылками на неправильно определенную учителем «зону ближайшего развития» ученика, являясь, безусловно, правильной с теоретической точки зрения, оказываются беспомощными в деле преодоления трудностей. Поэтому учителю нужно иное — необходим такой методический инструмент, который помог бы локализовать источник затруднений учеников и, в идеале, устранить его.

Мы полагаем, что такое возможно только в том случае, если подходить к анализу затруднений с точки зрения психологии деятельности. Но позиция исследователя при этом должна быть своеобразной и напоминать не позицию исследователя, а мастера-ремонтника, который, отталкиваясь от известной ему функциональной структуры устройства и пользуясь определенным алгоритмом, сначала выявляет, а затем устраняет неисправность.

Именно поэтому особое внимание в концепции развития универсальных учебных действий уделяется становлению регуулятивных универсальных учебных действий. Образовательные учреждения нашей страны ведут активный поиск путей диагностирования, формирования, модификации, развития регулятивных универсальных учебных действий.

Актуальность данной работы продиктована необходимостью разработки способов психолого-педагогического анализа сформированности регулятивных универсальных учебных действий младших школьников и выявление его соотношение с общепсихическим развитием младших школьников 7—8 лет.

Проблема: Современная школа должна формировать универсальные учебные действия у младших школьников. Как формирование регулятивных

5

универсальных учебных действий у младших школьников проходит в зависимости от уровня интеллекта и внимания.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что имеется связь между уровнем развития интеллекта и внимания ребенка и особенностями формирования регулятивных универсальных учебных действий.

Объект исследования — регулятивные универсальные учебные действия детей младшего школьного возраста, общепсихическое развитие учащихся младшего школьного возраста.

Предмет исследования — исследовать соотношение между развитием интеллекта и внимания у младших школьников и особенностями формирования у них регулятивных универсальных учебных действий.

Все вышеперечисленное обусловило цель работы: исследовать соотношение общепсихического развития младших школьников и регулятивных УУД учащихся 1, 2 классов.

В работе решались следующие задачи:

— рассмотреть универсальные учебные действия как целевой ориентир современного образования;

— изучить общепсихическое развитие младших школьников: внимание и интеллект, способы их анализа и оценки;

— проанализировать соотношения общепсихического развития младших школьников и регулятивных УУД учащихся 1, 2 классов.

Общей теоретико-методологической базой исследования являются основные положения диалектико-материалистической теории познания, теория дея­тельности, диалектическая теория о всеобщей связи, целостности и взаимообусловленности явлений, философские положения о социальной природе психической деятельности, активности и ведущей роли личности в процессе ее развития.

Методы исследования:

1. Анализ литературы.

6

2. Констатирующий эксперимент

Методики исследования.

1 блок (внимание и интеллект)

— Тест Керна — Йирасека (1 субтест)

— Корректурная проба Б. Бурдона

2 блок (регулятивные УУД)

— Тест простых поручений

— Узор Цеханской Л. И.

База исследования: эмпирические исследования проводились в ГБОУ СОШ № 1133 г. Москвы. В экспериментальную работу были включены 90 учеников начальной школы (7—8 лет): 1а — 22 ученика, 1б — 23 ученика, 2а — 21 ученик, 2в — 24 ученика.

Сокращения, встречающиеся в работе

ФГОС — Федеральный государственный образовательный стандарт;

УУД — универсальные учебные действия;

РУУД — регулятивные универсальные учебные действия.

Теоретическое значение результатов исследования. Данные, полученные в настоящем исследовании, позволяют расширить представления о регулятивном универсальном учебном действии и его взаимосвязи с уровнем развития интеллекта и внимания младших школьников. На данном этапе существует большое количество психологической литературы и научных работ о регулятивных универсальных учебных действиях, однако данный материал не в достаточной степени раскрывает взаимосвязь с общепсихическим развитием младших школьников.

Научная новизна результатов исследования. Подробный статистический анализ позволил проследить взаимосвязь между эмпирическими данными исследования, провести анализ, построить общую схему психологического анализа проявления регулятивного учебного действия в данной выборке в каждой возрастной группе младших школьников (7—8 лет).

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/studworks/SHilovaIR_2014/SHSo-ma-013.htm