Пряжников Н. С.
П 68 Активные методы профессионального самоопределения: Учебное пособие. — М.: МГППИ, 2001. — 88 с.
Данное пособие является второй частью курса «Профессиональное самоопределение» (первая часть — «Теория и практика профессионального самоопределения» — вышла в 1999 г.). В нем рассматриваются основы построения диалогичного взаимодействия с самоопределяющимися подростками, анализируются понятия «активность», «активизация», «активизирующая профконсультационная методика». Предлагаются практико-ориентированные советы и рекомендации по планированию и проведению профориентационных занятий и профконсультаций с использованием активных форм и методов работы. Рассматриваются вопросы самостоятельной модификации и конструирования профориентационных методик (как условие формирования внутренней активности самого психолога-профконсультанта). Дается краткий обзор авторских активизирующих методов.
Пособие предназначено студентам, изучающим курсы «Профессиональное самоопределение», «Психология карьеры», «Психолог в образовании», «Школьная профориентация» и др.
ISBN 5-94051-008-6
ББК 88.4
1 Н. С. Пряжников
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
Москва
Московский городской психолого-педагогический институт
АНО «Центр «Развивающее образование»
2001
2
ISBN 5-94051-008-6 | © Пряжников Н. С., 2001 © Московский городской психолого-педагогический институт, 2001 © АНО «Центр «Развивающее образование». 2001 |
3 ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ АКТИВИЗАЦИИ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ | 5 |
1.1. Проблема активизации, активности и самоактивизации субъекта профессионального самоопределения | 5 |
1.2. Проблема метода активизации профессионального и личностного самоопределения | 11 |
Глава 2. КРИЗИСЫ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ | 15 |
2.1. Основные характеристики кризиса профессионального самоопределения | 15 |
2.2. Основные этапы и кризисы развития субъекта профессионального самоопределения | 19 |
Глава 3. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ «АКТИВИЗИРУЮЩЕЙ ПРОФКОНСУЛЬТАЦИОННОЙ МЕТОДИКЕ» | 23 |
3.1. Основные характеристики активизирующей профконсультационной методики | 23 |
3.2. Место активизирующей методики в профконсультационном процессе | 25 |
3.3. Основные модели (схемы) и возможные результаты активизации самоопределяющихся клиентов | 26 |
Глава 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ | 31 |
4.1. Специфика профконсультационной помощи на разных возрастных этапах развития субъекта профессионального самоопределения | 31 |
4.2. Проблема основных вариантов (схем) планирования субъектом своей карьеры | 36 |
4 Глава 5. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ | 42 |
5.1. Основные организационные принципы профориентационной работы. Различные организационные модели профориентационной помощи | 42 |
5.2. Организация взаимодействия профконсультанта со смежными специалистами | 45 |
5.3. Проблема оценки эффективности профконсультационной помощи | 47 |
5.4. Основы составления программ профориентационной помощи | 51 |
5.5. Основы планирования и проведения конкретных профориентационных занятий и консультаций | 52 |
5.6. Концептуальная схема организации профконсультационного взаимодействия психолога и клиента | 54 |
5.7. Основы самостоятельной модификации и конструирования профориентационных методик | 59 |
Глава 6. МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ | 66 |
6.1. Профориентационные игры с классом | 66 |
6.2. Игровые профориентационные упражнения | 67 |
6.3. Активизирующие профориентационные опросники | 68 |
6.4. Бланковые игры с классом | 74 |
6.5. Схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения | 74 |
6.6. Карточные информационно-поисковые системы («профессьянсы»). Карточные игровые консультационные методики | 76 |
6.7. Настольные игровые профориентационные методики | 79 |
6.8. Бланковые карточные профориентационные игры | 81 |
6.9. Методы принятия профконсультационного решения | 82 |
Заключение | 85 |
5 Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ АКТИВИЗАЦИИ
СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
Проблема активности является самой сложной и одновременно наименее разработанной в психологии. Сам предмет психологии многие современные авторы связывают с внутренней активностью, субъектностью, спонтанностью и готовностью к рефлексии. При таком подходе не совсем понятна природа внутренней активности и ее происхождение. Говорят, что психология — удивительная наука, где четко не концептуализирован ни предмет, ни метод. Однако психологи-практики реально имеют дело с человеческой активностью и даже пытаются ее формировать у своих клиентов, что предполагает не только четко сформулированные определения активности, но и «интуитивное понимание», а иногда и «прочувствование» феномена активности психологом-практиком (в частности, профконсультантом). Таким образом, пособие будет посвящено малоизученному феномену активности в важнейшей сфере человеческой жизнедеятельности, связанной с планированием профессиональных и жизненных перспектив.
1.1. Проблема активизации, активности и самоактивизации
субъекта профессионального самоопределения
Если исходить из ранее выделенных в первой части наших лекций (см.: Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. М.: МГППИ, 1999, с. 45—47) основных задач профессионального самоопределения и уровней их решения, то главная цель профориентации сводится к формированию субъекта профессионального самоопределения.
Обратившись к уровням решения профориентационных задач, можно заключить, что первый, наиболее простой из них предполагает взаимоотношения психолога и клиента по схеме субъект-объектных отношений. В этом случае ни об активности, ни об активизации говорить не приходится: клиент выступает в роли ведомого «объекта». Здесь скорее можно говорить, вслед за Е. А. Климовым, о традиционной профориентации, когда клиента просто «ориентируют». А вот профессиональное «самоопределение» предполагает переход к последующим уровням решения профконсультационных задач.
6Второй уровень предполагает организацию реального диалога, взаимодействия психолога с клиентом по решению профориентационных проблем. В данном случае реализуется схема субъект-субъектных отношений и можно уже говорить об «активизации» клиента через специально организованное взаимодействие и сотрудничество.
Наконец, на третьем уровне профконсультант постепенно формирует у клиента готовность самостоятельно решать свои разнообразные профориентационные проблемы. Происходит формирование у клиента «внутренней активности», он фактически обучается решать свои проблемы без помощи психолога. При этом схему взаимоотношений между психологом и клиентом можно обозначить как объект-субъектную, когда профконсультант постепенно уступает клиенту свою инициативу, т. е. превращается из субъекта в более пассивного наблюдателя и советчика (почти в объект). А сам клиент из объекта психолого-педагогической помощи все больше превращается не просто в активизируемого субъекта (как это было на втором уровне), а в субъекта со сформированной внутренней активностью, который может обойтись и без помощи психолога. Конечно, все это соотносится с почти идеальной ситуацией, но, имея перед собой идеал, профконсультант хотя бы знает к чему надо стремиться в своей работе.
Поскольку главной (идеальной) целью профориентационной помощи является формирование субъекта профессионального самоопределения, следует разобраться, что можно понимать под субъектом. Для рассмотрения нашей проблемы важно выделить две характеристики субъектности. Во-первых, это готовность к непредсказуемым, спонтанным действиям, готовность сделать что-то «просто так», а не «потому что» (по А. Г. Асмолову). В этом случае человека сложно просчитать и главное — сложно сказать о нем, что он «стоит столько-то и столько-то», т. е. назначить ему «продажную цену». Во-вторых, подлинный субъект способен на рефлексию своих ответственных действий и всей своей жизни, т. е. о личности можно сказать, что она является одновременно субъектом своего счастья лишь тогда, когда она способна на постоянное размышление о самой себе и своих поступках. Ведь если человек не будет хотя бы стремиться осмысливать свои действия и искать в них определенный личностный смысл, то тогда не он будет выполнять действие, а само «действие будет совершаться над ним», — отмечал Э. Фромм, размышляя о «субъекте деятельности» и пытаясь развести «внешнюю» и «внутреннюю активность» [7, с. 96—97].
Как отмечают В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев, именно феномен рефлексии является «центральным феноменом человеческой