Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

Пряжников Н. С.

П 68 Активные методы профессионального самоопределения: Учебное пособие. — М.: МГППИ, 2001. — 88 с.

Данное пособие является второй частью курса «Профессиональное самоопределение» (первая часть — «Теория и практика профессионального самоопределения» — вышла в 1999 г.). В нем рассматриваются основы построения диалогичного взаимодействия с самоопределяющимися подростками, анализируются понятия «активность», «активизация», «активизирующая профконсультационная методика». Предлагаются практико-ориентированные советы и рекомендации по планированию и проведению профориентационных занятий и профконсультаций с использованием активных форм и методов работы. Рассматриваются вопросы самостоятельной модификации и конструирования профориентационных методик (как условие формирования внутренней активности самого психолога-профконсультанта). Дается краткий обзор авторских активизирующих методов.

Пособие предназначено студентам, изучающим курсы «Профессиональное самоопределение», «Психология карьеры», «Психолог в образовании», «Школьная профориентация» и др.

ISBN 5-94051-008-6

ББК 88.4

1

 

Н. С. Пряжников

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Москва
Московский городской психолого-педагогический институт
АНО «Центр «Развивающее образование»
2001

 

2

ББК

88.4
П68


 

ISBN 5-94051-008-6

© Пряжников Н. С., 2001
© Московский городской психолого-педагогический институт, 2001
© АНО «Центр «Развивающее образование». 2001

3

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ АКТИВИЗАЦИИ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

5

1.1. Проблема активизации, активности и самоактивизации субъекта профессионального самоопределения

5

1.2. Проблема метода активизации профессионального и личностного самоопределения

11

Глава 2. КРИЗИСЫ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

15

2.1. Основные характеристики кризиса профессионального самоопределения

15

2.2. Основные этапы и кризисы развития субъекта профессионального самоопределения

19

Глава 3. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ «АКТИВИЗИРУЮЩЕЙ ПРОФКОНСУЛЬТАЦИОННОЙ МЕТОДИКЕ»

23

3.1. Основные характеристики активизирующей профконсультационной методики

23

3.2. Место активизирующей методики в профконсультационном процессе

25

3.3. Основные модели (схемы) и возможные результаты активизации самоопределяющихся клиентов

26

Глава 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

31

4.1. Специфика профконсультационной помощи на разных возрастных этапах развития субъекта профессионального самоопределения

31

4.2. Проблема основных вариантов (схем) планирования субъектом своей карьеры

36

4

Глава 5. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

42

5.1. Основные организационные принципы профориентационной работы. Различные организационные модели профориентационной помощи

42

5.2. Организация взаимодействия профконсультанта со смежными специалистами

45

5.3. Проблема оценки эффективности профконсультационной помощи

47

5.4. Основы составления программ профориентационной помощи

51

5.5. Основы планирования и проведения конкретных профориентационных занятий и консультаций

52

5.6. Концептуальная схема организации профконсультационного взаимодействия психолога и клиента

54

5.7. Основы самостоятельной модификации и конструирования профориентационных методик

59

Глава 6. МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

66

6.1. Профориентационные игры с классом

66

6.2. Игровые профориентационные упражнения

67

6.3. Активизирующие профориентационные опросники

68

6.4. Бланковые игры с классом

74

6.5. Схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения

74

6.6. Карточные информационно-поисковые системы («профессьянсы»). Карточные игровые консультационные методики

76

6.7. Настольные игровые профориентационные методики

79

6.8. Бланковые карточные профориентационные игры

81

6.9. Методы принятия профконсультационного решения

82

Заключение

85

5

Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ АКТИВИЗАЦИИ
СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Проблема активности является самой сложной и одновременно наименее разработанной в психологии. Сам предмет психологии многие современные авторы связывают с внутренней активностью, субъектностью, спонтанностью и готовностью к рефлексии. При таком подходе не совсем понятна природа внутренней активности и ее происхождение. Говорят, что психология — удивительная наука, где четко не концептуализирован ни предмет, ни метод. Однако психологи-практики реально имеют дело с человеческой активностью и даже пытаются ее формировать у своих клиентов, что предполагает не только четко сформулированные определения активности, но и «интуитивное понимание», а иногда и «прочувствование» феномена активности психологом-практиком (в частности, профконсультантом). Таким образом, пособие будет посвящено малоизученному феномену активности в важнейшей сфере человеческой жизнедеятельности, связанной с планированием профессиональных и жизненных перспектив.

1.1. Проблема активизации, активности и самоактивизации
субъекта профессионального самоопределения

Если исходить из ранее выделенных в первой части наших лекций (см.: Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. М.: МГППИ, 1999, с. 45—47) основных задач профессионального самоопределения и уровней их решения, то главная цель профориентации сводится к формированию субъекта профессионального самоопределения.

Обратившись к уровням решения профориентационных задач, можно заключить, что первый, наиболее простой из них предполагает взаимоотношения психолога и клиента по схеме субъект-объектных отношений. В этом случае ни об активности, ни об активизации говорить не приходится: клиент выступает в роли ведомого «объекта». Здесь скорее можно говорить, вслед за Е. А. Климовым, о традиционной профориентации, когда клиента просто «ориентируют». А вот профессиональное «самоопределение» предполагает переход к последующим уровням решения профконсультационных задач.

6

Второй уровень предполагает организацию реального диалога, взаимодействия психолога с клиентом по решению профориентационных проблем. В данном случае реализуется схема субъект-субъектных отношений и можно уже говорить об «активизации» клиента через специально организованное взаимодействие и сотрудничество.

Наконец, на третьем уровне профконсультант постепенно формирует у клиента готовность самостоятельно решать свои разнообразные профориентационные проблемы. Происходит формирование у клиента «внутренней активности», он фактически обучается решать свои проблемы без помощи психолога. При этом схему взаимоотношений между психологом и клиентом можно обозначить как объект-субъектную, когда профконсультант постепенно уступает клиенту свою инициативу, т. е. превращается из субъекта в более пассивного наблюдателя и советчика (почти в объект). А сам клиент из объекта психолого-педагогической помощи все больше превращается не просто в активизируемого субъекта (как это было на втором уровне), а в субъекта со сформированной внутренней активностью, который может обойтись и без помощи психолога. Конечно, все это соотносится с почти идеальной ситуацией, но, имея перед собой идеал, профконсультант хотя бы знает к чему надо стремиться в своей работе.

Поскольку главной (идеальной) целью профориентационной помощи является формирование субъекта профессионального самоопределения, следует разобраться, что можно понимать под субъектом. Для рассмотрения нашей проблемы важно выделить две характеристики субъектности. Во-первых, это готовность к непредсказуемым, спонтанным действиям, готовность сделать что-то «просто так», а не «потому что» (по А. Г. Асмолову). В этом случае человека сложно просчитать и главное — сложно сказать о нем, что он «стоит столько-то и столько-то», т. е. назначить ему «продажную цену». Во-вторых, подлинный субъект способен на рефлексию своих ответственных действий и всей своей жизни, т. е. о личности можно сказать, что она является одновременно субъектом своего счастья лишь тогда, когда она способна на постоянное размышление о самой себе и своих поступках. Ведь если человек не будет хотя бы стремиться осмысливать свои действия и искать в них определенный личностный смысл, то тогда не он будет выполнять действие, а само «действие будет совершаться над ним», — отмечал Э. Фромм, размышляя о «субъекте деятельности» и пытаясь развести «внешнюю» и «внутреннюю активность» [7, с. 96—97].

Как отмечают В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев, именно феномен рефлексии является «центральным феноменом человеческой

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/PAm/PAM-001.HTM