Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

Т. Н. ДОРОНОВА

ПРИРОДА,
ИСКУССТВО
И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ДЕТЕЙ

Методические рекомендации
для воспитателей, работающих
с детьми 3—6 лет по программе
"РАДУГА"

Рекомендовано
Министерством образования и науки
Российской Федерации

5-е издание

МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2004

2

УДК
ББК

372.8
74.100.5
Д69


 

 

Доронова Т. Н.

Д69

Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: метод, рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3—6 лет по программе «Радуга» / Т. Н. Доронова. — 5-е изд. — М.: Просвещение, 2004. — 160 с.: ил. — ISBN 5-09-013816-8.

Методическое пособие по художественно-эстетическому развитию дошкольников включает планирование и конспекты занятий в младших, средних и старших группах детского сада.

 

УДК 372.8
ББК 74.100.5

Учебное издание

Доронова Татьяна Николаевна

ПРИРОДА, ИСКУССТВО
И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

Методические рекомендации для воспитателей,
работающих с детьми 3—6 лет по программе «Радуга»

Зав. редакцией С. П. Максимова
Редакторы О. Р. Басова, Ю. В. Иконникова

Художественный редактор Е. А. Михайлова
Художники А. А. Федотова, В. В. Бурмелёв
Технический редактор И. С. Поташникова
Корректоры И. Б. Окунева, И. В. Чернова

Налоговая льгота — Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93—953000. Изд. Лиц. Серия ИД № 05824 от 12.09.01. Подписано в печать с диапозитивов 02.08.04. Формат 60 × 901/16. Бумага газетная. Гарнитура Литературная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 10,0. Усл. кр.-отт. 10,63. Уч.-изд. л. 9,91. Тираж 5000 экз. Заказ № 9737 (К-С).

Федеральное государственное унитарное предприятие ордена Трудового Красного Знамени «Издательство «Просвещение» Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 127521, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41.

Федеральное государственное унитарное предприятие Смоленский полиграфический комбинат Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 214020, Смоленск, ул. Смольянинова 1.

 

ISBN 5-09-013816-8

© Издательство «Просвещение», 1999

© Художественное оформление.
Издательство «Просвещение», 1999
Все права защищены

3

ВВЕДЕНИЕ

Эстетическое развитие дошкольника, формирование базиса его личностной культуры не может быть ограничено занятиями по изобразительной деятельности, а должно осуществляться в процессе восприятия природы, искусства и собственной художественной деятельности.

Поэтому в программе «Радуга» раздел «Изобразительная деятельность» представлен двумя самостоятельными подразделами: «Красота в жизни и изобразительном искусстве» и «Обучение детей рисованию и лепке».

Первый подраздел целиком направлен на развитие эстетического отношения детей к окружающему миру и формирование у них интереса к природе, красивым предметам быта, народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Второй подраздел направлен на развитие творчества детей и формирование изобразительных умений и навыков, необходимых для создания художественно-выразительного образа.

Деление на подразделы связано с тем, что у детей дошкольного возраста развитие восприятия осуществляется гораздо интенсивнее, чем становление произвольности движений, от которых зависит развитие ручной умелости. При этом восприятие играет столь значительную роль в общем и эстетическом развитии, что неправомерно ограничивать его только восприятием тех предметов, которые рисуют или лепят дети. Поэтому мы вынуждены были разделить эти сферы и представить их в виде двух самостоятельных подразделов.

Работа по формированию у детей эстетического отношения к окружающему миру (подраздел «Красота в жизни и изобразительном искусстве») только тогда принесет пользу, если идеи, заложенные в нем, будут осуществляться постоянно. Общение с прекрасным не терпит суеты и фронтальных форм работы.

При восприятии произведений искусства не стремитесь к массовому охвату детей. Кратковременный, но доверительный разговор с 2—3 детьми может оказаться гораздо более эффективным, чем беседа со всей группой1.

Произведения искусства можно размещать на полочке. Полочку надо расположить на уровне глаз детей, т. е. низко, и

4

сказать им, что эта полочка не простая, а волшебная. На ней будут появляться очень красивые предметы и вновь исчезать. Поэтому надо успеть их рассмотреть.

Введите правило: кто первый из детей заметит на полочке новое, тот об этом сообщает всем, а сам получает право первым рассмотреть этот предмет (взять его в руки и, если это возможно, поиграть с ним).

В одном из экспериментальных детских садов после введения этого нехитрого правила популярность полочки значительно возросла. Особенно радовало нас изменение отношения детей к произведениям искусства. «Это «полочка красоты»!» — говорили они всем, кто приходил к ним в группу, и с гордостью показывали те произведения искусства, которые на ней в данный момент демонстрировались.

При подборе материала для демонстрации старайтесь чередовать виды искусства. Сначала покажите подлинные произведения народного, декоративно-прикладного искусства, имеющиеся в вашем дошкольном учреждении (матрешки, глиняные игрушки — абашевские, дымковские, каргопольские, филимоновские, тверские и др.; деревянные игрушки и предметы быта — богородские, хохломские, городецкие и др.). После народных игрушек можно показать детям книги с иллюстрациями какого-нибудь художника, затем обратиться к репродукциям произведений живописи и т. д.

Знакомство детей с красотой природы вы планируете и проводите с учетом климатических условий вашего региона.

Эта работа осуществляется во время прогулки. Она не требует особых затрат сил педагога, но по значимости ей нет равных, потому что именно природа является основным и неисчерпаемым источником эстетических впечатлений. Константин Бальмонт писал:

 

 

Быть может, вся природа —

Мозаика цветов?

Быть может, вся природа —

Различность голосов?

Быть может, вся природа —

Лишь числа и черты?

Быть может, вся природа —

Желанье красоты?

Задача педагога состоит в том, чтобы помочь детям увидеть очарование, красоту природы. Но для этого, по словам В. Солоухина, надо дождаться, когда красота сама пригласит тебя в собеседники, а не скользить по ней суетливым, поспешным взглядом.

Особое место в работе по эстетическому развитию детей принадлежит свободной самостоятельной деятельности.

5

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СВОБОДНОЙ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

В первую очередь мы хотим подчеркнуть, что предлагаемый подход не имеет ничего общего с формальным отношением отдельных педагогов к этому вопросу, при котором в группе создаются «уголки» по изобразительной деятельности, музыке и т. п. Ставится стол с одним-двумя стульями и для красоты выставляются изобразительные материалы или музыкальные инструменты. А дети работают плохо заточенными карандашами, хранящимися в одной коробке, и, пристроившись кое-как, девочки самозабвенно рисуют куклу Барби и принцесс, а мальчики боевую технику и «смертельный бой» с телеэкрана.

Мы предлагаем совсем иное. Рабочих мест должно быть столько, сколько детей в группе. Учитывая тесноту большинства групп, мы предлагаем использовать для этой цели столы для приема пищи. После полдника или ужина столы покрываются клеенкой и на них располагаются все изобразительные материалы, имеющиеся в группе, а также коробки с природным материалом, ножницы, клей и т. д.

В таком рабочем состоянии столы должны находиться до завтрака следующего дня. Затем пособия убираются и расставляются вновь после полдника или ужина. И так каждый день.

Наши наблюдения показали, что такая ежедневная работа окупается сторицей, она побуждает детей к активной продуктивной деятельности: они с удовольствием создают коллажи, рисуют, лепят, конструируют, вышивают и т. п.

Чтобы в этой работе активно участвовали и мальчики, и девочки, надо об этом позаботиться заранее. Наши наблюдения показали, что успех может быть гарантирован только тогда, когда в распоряжении детей будет как можно больше самого разнообразного материала. И совсем необязательно, чтобы материал был в наборах, одного формата и т. д. Чем разнообразнее размер, фактура, тем лучше. Так, например, бумага может быть в клетку, в линейку, упаковочная, писчая, глянцевая, бархатистая, гофрированная, полукартон и т. д. Детям могут понадобиться кусочки ткани, коробочки, мелкий бросовый материал и т. п. Дети охотно используют 1/61/8 альбомного листа, с удовольствием создают миниатюры из маленьких комочков глины, пластилина. Маленькие размеры изделия вынуждают ребенка к кропотливой работе, делают движения более точными, тренируют мелкую мускулатуру рук. Но такая работа не возникает сама по себе, она требует специального руководства, которое должно осуществляться следующим образом.

6

РУКОВОДСТВО СВОБОДНОЙ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

В процессе свободной самостоятельной деятельности каждый ребенок вправе сам выбирать для себя вид занятий и изменять его в случае необходимости. Но это не значит, что педагог только наблюдает за детьми. Он не рядом, а вместе с детьми, а следовательно, он сам участвует в деятельности.

Для того чтобы этот процесс был управляемым и развивающим, мы в сетке занятий укажем, в каком ритме и в каких сферах детской деятельности целесообразнее участвовать педагогу.

Кроме того, необходимо периодически демонстрировать детям новые интересные приемы работы с уже известными им материалами.

Необходимость в проведении этой работы вам подскажут сами дети. Как только вы заметите, что интерес к работе падает, вводите что-нибудь новенькое. Любое имеющееся у вас пособие по изобразительной деятельности с использованием разнообразных техник подскажет бесконечное множество идей. И вскоре вы убедитесь, что на какое-то время это станет одним из любимых увлечений ваших ребят.

Ежедневно перед выходом на вечернюю прогулку или к моменту ухода первого ребенка домой просматривайте вместе с детьми все то, что удалось им сделать. Демонстрируйте при этом искреннюю заинтересованность и уважительное, деликатное отношение к детскому творчеству.

Положительно оценивайте инициативу ребенка независимо от полученного им результата. Ведь он сам захотел сделать это.

Поинтересуйтесь содержанием детского рисунка, поделки, назначением конструкции и т. п.

В случае необходимости деликатно посоветуйте, как можно их усовершенствовать, выразите надежду увидеть все это в окончательном варианте завтра или в ближайшие дни.

Вскоре вы заметите, что ваше заинтересованное отношение сотворило чудо! Все больше и больше детей станет по собственной инициативе вовлекаться в этот процесс, а значит, решена самая основная задача — у детей появился интерес к самостоятельной изобразительной деятельности.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
НА ЗАНЯТИЯХ РИСОВАНИЕМ И ЛЕПКОЙ

Предлагаемый план-календарь работы с детьми по рисованию и лепке лишь условно проектирует педагогический процесс. Мы надеемся, что вы не будете относиться к заданиям формально. Важно понять, что вы должны руководствоваться стремлением

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/DorPI/DPI-001.HTM