Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

В ЭЛЕКТРОННОЙ ВЕРСИИ БЫЛИ ИСПРАВЛЕНЫ ГРУБЫЕ ОПЕЧАТКИ, ДОПУЩЕННЫЕ В ОРИГИНАЛЕ

ДЕТИ
БЕЗ
СЕМЬИ

А. М. Прихожан,
Н. Н. Толстых

ПСИХОЛОГИЯ
СИРОТСТВА

2-е издание

Рекомендовано Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии

ПИТЕР®

Москва • Санкт-Петербург • Нижний Новгород • Воронеж
Новосибирск • Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара
Киев • Харьков • Минск

2005

2

А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых

Психология сиротства

2-е издание

Серия «Детскому психологу»

 

Главный редактор

Е. Строганова

Зам. главного редактора (Москва)

Е. Журавлёва

Заведующая редакцией (Москва)

Т. Калинина

Литературный редактор

В. Пахальян

Художник

Н. Биржаков

Фотограф

А. Швец

Корректоры

Т. Боровинская, Л. Макарова, Е. Чудинова

Верстка

О. Валиуллина

 

 

ББК 88.8

 

УДК 159.922.7

 

Прихожан А. М., Толстых Н. Н.

П77

Психология сиротства. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 400 с.: ил. — (Серия «Детскому психологу»).

 

ISBN 5-469-00205-5

В книге раскрываются особенности психологии детей, воспитывающихся в детском доме. Авторы рассказывают, чем эти дети отличаются от своих сверстников, растущих в семье, как видят окружающий мир, оценивают себя, поступают в трудных ситуациях, представляют свое будущее. У большинства из них имеются отклонения в личностном развитии, которые, хотя и не в столь крайних формах, встречаются и в неблагополучных семьях. Для родителей, учителей и воспитателей, практических психологов детских домов и интернатов.

© ЗАО Издательский дом «Питер», 2005

Издательский дом Питер благодарит Александра Владимировича Швеца за сотрудничество. В оформлении обложки использована работа «Дети. Разные».

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 5-469-00205-5

ООО «Питер Принт», 194044, Санкт-Петербург, пр. Б. Сампсониевский, 29а.
Лицензия ИД № 05784 от 07.09.01.

Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК 005-93,
том 2; 95 3005 — литература учебная.

Подписано к печати 16.11.04. Формат 60×901/16. Усл. п. л. 25. Тираж 4000. Заказ 1065

Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО «Техническая книга»
190005, Санкт-Петербург, Измайловский пр., 29

3

Содержание

 

Введение

7

Часть 1
МАТЕРИНСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ

I. Психическая депривация

16

1. Депривация: слово, термин, понятие

16

2. Виды депривации

19

II. Детско-родительские отношения: смена парадигмы

42

1. Идеология материализма

42

2. Материнство как исторический миф

42

3. Психоистория стилей воспитания

45

4. Материнство как социокультурный феномен

48

5. Этнопсихология материнства

49

6. Пост-, ко- и префигуративные культуры

51

7. Материнство и национальные традиции

52

8. Материнство и смена поколений

54

9. Роль отца в развитии ребенка

56

III. Психология привязанности

61

1. Понятие привязанности

61

2. Типы привязанности

63

3. Материнский инстинкт

66

4. Импринтинг

72

5. Существует ли импринтинг у человека

75

6. Базисное доверие к миру

81

7. Роль привязанности в психическом развитии

86

IV. Жизнь и развитие детей, лишенных материнской заботы

91

1. Материнская депривация: «естественные эксперименты»

91

2. Фактор времени

93

3. Фактор заботы. Моно- и политропность

98

4. Материнская депривация в историко-культурном контексте

102

4

ЧАСТЬ 2
ДЕТИ ИЗ ДЕТСКОГО ДОМА

I. Из дошкольного детского дома — в школу

108

1. Игры детей младшего школьного возраста

110

2. Изучение готовности к школьному обучению

115

II. Развитие в период школьного обучения

137

1. Специфика интеллектуального развития

137

2. Развитие мотивационно-потребностной сферы

157

3. Становление «Я-концепции»

169

4. О любви к себе

196

5. Идентичность: тождественность и целостность

198

6. Гендерная идентичность

201

7. Этапы становления идентичности

214

III. Общение со взрослыми и сверстниками

217

1. Проблемы в общении со взрослыми как ведущий фактор и показатель дезадаптации

217

2. Реакция на фрустрацию

220

3. Поиск оптимальных форм общения детей-сирот со взрослыми

237

IV. Личность в условиях материнской депривации

240

Часть 3
ПРАКТИЧЕСКОМУ ПСИХОЛОГУ.
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ
И РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

I. Принципы и подходы в работе психолога с детьми-сиротами

246

II. Методика программированного наблюдения (карта Стотта)

250

III. Изучение «Я-концепции»

267

1. Шкала «Я-концепции» для детей

267

2. Шкала оценки своей компетентности

289

3. Измерение самооценки по методике Дембо – Рубинштейн

293

5

IV. Изучение мотивации

306

1. Методики для изучения мотивационных предпочтений

306

2. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы

317

V. Исследование эмоциональной сферы

324

1. Детский вариант шкалы явной тревожности (CMAS)

324

2. Шкала личностной тревожности для учащихся 10—16 лет

330

3. Критерии диагностики синдрома гиперактивности и дефицита внимания по DSM-IV-TR

342

VI. Диагностика социальной компетентности и адаптации

345

1. Шкала социально-психологической приспособленности

345

2. Методика диагностики стресс-совладающего поведения (копинг-поведение в стрессовых ситуациях)

368

3. Шкала социальной компетентности

371

VII. Психогимнастики

379

1. «Гимнастика мозга»

379

2. Японская пальчиковая гимнастика

388

Заключение

389

Литература

394

Словари, энциклопедии, справочники

394

Монографии, книги, статьи

394

Художественные произведения, мемуары, публицистика

400

6

Посвящается нашему учителю
Лидии Ильиничне Божович

7

Введение

Во все времена были дети, которым выпадала горькая участь расти без родителей. Сирот усыновляли, их брали в монастыри, создавали дома призрения, приюты. Датировка возникновения таких учреждений разнится. Известные чешские исследователи проблемы сиротства Й. Лангмейер и З. Матейчек называют IV век н. э. (335 год, Цареград). В Российской педагогической энциклопедии в качестве первого воспитательного дома упоминается открытый в 787 году в Милане. Первые учреждения для детей, оставшихся без родителей, были приютами для младенцев. Туда попадали незаконнорожденные, подкидыши, причем во всех странах прием таких детей осуществлялся анонимно, так, что даже принимающий ребенка не видел того, кто отдавал ребенка в приют. Поэтому нередко отдавали даже законнорожденных младенцев. К началу XIX века воспитательные дома имелись во многих крупных городах Европы и Америки.

Первые приюты открывались обычно при монастырях и лишь к XVIII—XIX векам многие из них стали патронироваться государством.

В России первый приют для «зазорных» младенцев был основан в Новгороде митрополитом Иовом в 1706 году. Петр I передал дело призрения государству, открыв 10 воспитательных домов, называвшихся «сиропитательницами». При преемниках Петра I они были закрыты и вновь открылись при Екатерине II. Первые такие воспитательные дома открылись в Москве (1764), Петербурге (1770), а затем и других губернских городах. Число детей в воспитательных домах быстро росло. В Российской педагогической энциклопедии отмечается, что чрезвычайная скученность, недостаточное питание, отсутствие ухода и медицинской помощи в таких приютах приводили к высокой детской смертности (60—90%) (1993, Т. I, с. 171).

Интересно, что воспитательные учреждения для детей старше трех лет как в странах Европы, так и в России были открыты несколькими веками позже. Организационно-педагогические основы таких детских приютов были заложены в XVII веке А. Г. Франке. С начала

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/PPs-2005/PPs-400.htm