Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

На правах рукописи

Базаркина Ирина Николаевна

Личностные ресурсы и паттерны поведения в критических ситуациях в юношеском и зрелом возрастах (в разных культурно-исторических условиях)

19.00.13 — Психология развития, акмеология

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук

Москва — 2013

2

Диссертация выполнена на кафедре возрастной психологии Московского городского психолого-педагогического университета

Научный руководитель:

кандидат психологических наук, доцент
Сенкевич Людмила Викторовна

Официальные оппоненты:

Подольский Андрей Ильич
доктор психологических наук,
профессор, зав. кафедрой
психологии образования и педагогики
факультета психологии
МГУ имени М. В. Ломоносова

Хухлаев Олег Евгеньевич
кандидат психологических наук,
доцент, зав. кафедрой этнопсихологии
и психологических проблем
поликультурного образования
факультета социальной
психологии МГППУ

Ведущая организация:

Институт психологии имени
Л. С. Выготского Российского
государственного гуманитарного
университета

Защита состоится 25 апреля 2013 г. в 12 часов на заседаи диссертационного совета Д-850.013.01, созданного на базе Московского городского психолого-педагогического университета, по адресу:

127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29, ауд. 414.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета

Автореферат разослан «___» марта 2013 г.

 

Ученый секретарь
диссертационного совета

И. Ю. Кулагина

3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Исследование посвящено анализу возрастных и гендерных особенностей преодоления критических ситуаций юношами и взрослыми, воспитанными в разных культурно-исторических традициях.

Актуальность темы исследования. В современном поликультурном мире становится актуальной научная проблематика преодоления конфликтов, кризисов и критических ситуаций. В психологии различают кризисы в больших и малых социальных группах и кризисы личности — возрастные и экзистенциальные (Л. С. Выготский, 1982; К. Н. Поливанова, 2001; В. И. Слободчиков, 2000; Е. Л. Солдатова, 2007; Р. Ассаджиоли, 2000; С. Гроф, К. Гроф, 2000; Б. Ливехуд, 1994; Г. Шихи, 1999; Э. Эриксон, 2006; К. Г. Юнг, 2007). Кризисы личности или индивидуального жизненного пути часто называют критическими ситуациями. Критическая ситуация понимается как ситуация невозможности реализации личностью жизненно важных потребностей, мотивов, ценностей и др. (Ф. Е. Василюк, 1984).

При исследовании протекания критических ситуаций чаще всего акцент делается на совладающем поведении или копинг-стратегиях (Л. И. Вассерман, 1997; Т. Л. Крюкова, 2010; С. К. Нартова-Бочавер, 1997; Н. А. Сирота, 1994; A. Billings, R. Moos, 1984; N. Haan, 1977; R. Lazarus, S. Folkman, 1998; L. B. Murphy,1974; M. Petrovsky, J. Birkimer, 1991; H. Weber,1992). При этом важно учитывать и личностные ресурсы, позволяющие эффективно и с минимальным уроном для психологического здоровья преодолевать критические ситуации. К личностным ресурсам относят достаточно большой ряд личностных особенностей, в частности, — жизнестойкость, оптимизм, активность, позитивные самовосприятие и представления о природе человека, осмысленность жизни и экзистенциальную исполненность (Д. А. Леонтьев, 2010; Т. О. Гордеева, 2011; Е. И. Рассказова, 2011; А. Лэнгле, 2008; С. Мадди, 2005; В. Франкл, 2013; Э. Фромм, 2012 и др.).

В психологии личности и психологии развития, акмеологии накоплены сведения о стратегиях совладающего поведения и компонентах личностного потенциала у лиц разных возрастов и представителей разных профессий (Е. А. Анненкова, 2010; А. В. Антоновский, 2010, 2011; А. И. Гусев, 2011; Е. Е. Данилова, 1990; Е. Р. Исаева, 2009; К. И. Корнев, 2010; И. В. Михайлычева, 2007; К. Муздыбаев, 1998, 2003; М. В. Сапоровская, 2010; Л. В. Сенкевич, 2012; М. А. Холодная, 2007).

4

Представляет интерес определение личностных ресурсов и паттернов поведения в критических ситуациях в возрастном контексте и с учетом культурно-исторических условий.

Цель исследования — выявить возрастные различия и региональную специфику преодоления личностью критических ситуаций в юношеском и зрелом возрастах.

Объект исследования — личность в критических ситуациях.

Предмет исследования — особенности личностных ресурсов и паттернов совладающего поведения юношей и взрослых из разных городов мира (Москва, Грозный, Ереван, Рим).

Гипотеза исследования:

Личностные ресурсы, способствующие преодолению трудных (критических) ситуаций и паттерны совладающего поведения имеют возрастную, гендерную и региональную специфику.

Задачи исследования:

1. Подобрать блок методик, позволяющих изучить личностные ресурсы юношей и взрослых и выявить преобладающие паттерны совладающего поведения в критических ситуациях.

2. Определить личностные ресурсы и копинг-стратегии, способствующие совладанию с критическими ситуациями в юношеском и зрелом возрастах, и установить возрастные различия.

3. Проанализировать гендерные особенности личностных ресурсов и паттернов поведения у лиц юношеского и зрелого возрастов, проживающих в разных регионах России и за рубежом.

4. Сравнить региональные особенности личностных ресурсов и копинг-стратегий у юношей и взрослых из разных городов и стран: РФ (Москва, Грозный), Армения (Ереван), Италия (Рим).

Теоретико-методологическую основу исследования составили: культурно-историческая теория Л. С. Выготского; представления о преодолении и переживании кризисов и критических ситуаций (Ф. Е. Василюк, К. Н. Поливанова, Э. Эриксон и др.); представления о возрастных и гендерных особенностях развития в юности (Г. С. Абрамова, Т. В. Бендас, Ш. Берн, М. Мид, В. С. Мухина, Н. Н. Толстых и др.) и акмеологических резервах развития в зрелости (К. А. Абульханова-Славская, А. А. Бодалев, А. А. Деркач и др.); концепция личностного потенциала, разработанная Д. А. Леонтьевым; исследования копинг-стратегий (Т. Л. Крюкова, Р. Лазарус, С. Фолкман и др).

5

Методы и методики исследования.

1. Констатирующий эксперимент с использованием шести методик. При изучении личностных ресурсов, необходимых для преодоления критических ситуаций в юности и зрелости, применялись следующие методики: Тест жизнестойкости (автор С. Мадди, адаптация Д. А. Леонтьева и Е. И. Рассказовой), Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) (адаптированная Д. А. Леонтьевым версия Purpose-in-Life Test (PIL) D. Crumbaugh, L. Maholick), Шкала экзистенции (ШЭ) (авторы А. Лэнгле, К. Орглер, адаптация С. В. Кривцовой), сокращенный вариант Самоактуализационного теста (САТ) (адаптированной Ю. Е. Алешиной, Л. Я. Гозманом, М. В. Загика, М. В. Крозом версии Personal Orientation Inventory (POI) Э. Шострома), Шкала оптимизма и активности (авторы И. Шуллер, А. Комуниани, адаптация Н. Е. Водопьяновой и М. В. Штейна). При изучении копинг-стратегий использовался Опросник способов совладания (ОСС) (авторы R. Lasarus, S. Folkman, адаптация Т. Л. Крюковой и Е. В. Куфтяк).

2. Методы математической статистики — Н-критерий Крускала–Уоллиса, U-критерий Манна–Уитни, коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Базы исследования: Московский городской психолого-педагогический университет, Государственная классическая академия имени Маймонида (г. Москва, РФ); Чеченский государственный педагогический институт (г. Грозный, Чеченская республика, РФ); Ереванский государственный университет, Армянский государственный педагогический университет им. Х. Абовяна (г. Ереван, Армения); Институт М. Массимо и Институт психологии Папского Грегорианского университета (г. Рим, Италия). Исследование проводилось на гуманитарных факультетах вузов (психологии и педагогики). Испытуемыми юношеского возраста являлись студенты гуманитарных факультетов вузов, среднего возраста — преподаватели, аспиранты и докторанты вузов, слушатели программ профессиональной переподготовки.

В исследования приняли участие 370 человек. Из них:

— в г. Москве 45 респондентов юношеского возраста (17—23 года): 21 юноша, 24 девушки; 55 респондентов зрелого возраста (30—50 лет): 26 мужчин и 29 женщин;

— в г. Грозном 43 респондента юношеского возраста (17—23 года): 22 юноши и 21 девушка; 44 респондента зрелого возраста (30—50 лет): 21 мужчина и 23 женщины;

6

— в. г. Ереване 45 респондентов юношеского возраста (18—23 года): 23 юноши и 22 девушки; 45 респондентов зрелого возраста (30—50 лет): 25 мужчин и 20 женщин;

— в г. Риме 42 респондента юношеского возраста (17—22 года): 22 юноши и 20 девушек; 51 респондент зрелого возраста (30—50 лет): 24 мужчины и 27 женщин.

Научная новизна исследования.

Впервые проведено комплексное, междисциплинарное, эмпирическое исследование личностных ресурсов и совладающего поведения в критических ситуациях юношей и лиц зрелого возраста из центральной России, кавказских регионов, Италии, и дан их сравнительный анализ.

Подобран комплекс методик, который дает возможность определить личностные ресурсы и копинг-стратегии, способствующие преодолению критических ситуаций.

Получен большой фактический материал, раскрывающий региональную специфику личностных ресурсов и копинг-стратегий в юношеском и зрелом возрастах в разных культурно-исторических условиях.

Установлена возрастная и гендерная специфика личностных ресурсов и паттернов совладающего поведения в критических ситуациях. Показаны возрастные изменения по таким показателям, как жизнестойкость, активность, оптимизм, осмысленность жизни и экзистенциальная исполненность.

Теоретическая значимость исследования.

Уточнены теоретические представления о личностном потенциале юношей и представителей зрелого возраста. К блоку личностных ресурсов, способствующих разрешению критических ситуаций, отнесены жизнестойкость, включающая вовлеченность, контроль и принятие риска, активность и оптимизм, позитивные самовосприятие и представления о природе человека, осмысленность жизни и экзистенциальная исполненность.

Установлены возрастные тенденции развития личностных ресурсов и копинг-стратегий, необходимых для преодоления критических ситуаций, от юности к зрелости. Показано, что от юности к зрелости снижаются активность и жизнестойкость и преодолению критических ситуаций, главным образом, способствуют такие личностные ресурсы, как осмысленность жизни и экзистенциальная исполненность. В зрелости реже, чем в юности, используется конфронтация как непродуктивная копинг-стратегия. Полученные данные вносят вклад в психологию развития, акмеологию, психологию личности и этнопсихологию.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/disers/BazarkinaII_2013/BLr-a-024.htm