25 Вьюнова Е. А. (Балашиха Московской области)
Фанталова Е. Б. (Москва)
ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ в ИНДИВИДУАЛЬНО-СПЕЦИФИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ВОСПРИЯТИЯ СЕМЕЙНОЙ СИТУАЦИИ
Проблема становления личности была и остается одной из наиболее актуальных как для общей, так и для возрастной и педагогической психологии. Исходя из запросов психологической теории и практики, исследования в данной области посвящены в основном изучению механизмов формирования личности, а также факторов, оказывающих патогенное влияние на этот процесс [1; 2; 4; 8; 14 и др.].
Развитие личности тесным образом связано со становлением самосознания человека, более того, Л. С. Выготский писал: «То же, что принято обычно называть личностью, является ничем иным, как самосознанием человека» [5]. В научных работах, посвященных проблеме самосознания, нет единого видения сути данного феномена: так, одни авторы склонны в целом отождествлять его с понятиями «Я», «Я-концепция», «образ Я» [7, 15], усматривая общие черты их формирования и проявления. Другие же, напротив, пытаясь представить структуру самосознания иерархически, настаивают на различии этих понятий [1]. Несмотря на все разнообразие высказываемых мнений, большинство авторов остается единодушным в следующем. Самосознание представляет собой сложную структуру, состоящую из множества компонентов. Оно формируется в процессе и на основе опыта личности и отношения к нему окружающих, интегрируя «образы» себя и своего опыта в единое целое. И, наконец, на основе данных представлений происходит осознание собственного Я как уникального, отличного от других субъекта, а также построение и оценка собственного поведения.
Изучая развитие самосознания, многие авторы указывают на ключевую роль в данном процессе подросткового возраста [5; 12; 17; 18 и др.]. «Выразительность и многообразие особенностей самосознания подростка привлекают внимание психологов к изучению данного генетического среза», — пишет И. И. Чеснокова [17]. Именно подростковый возраст характеризуется возрастанием интереса к собственной личности, внутреннему миру, тонким психологическим переживаниям. Развитие когнитивных функций приводит к углубленному самопознанию, итогом которого становится формирование целостного образа Я. Происходит постепенный переход от осознания отдельных черт характера
26ко все более обобщенным представлениям о себе, а как следствие этого — интерес к особенностям психологической жизни других людей.
Однако, реально данный процесс часто имеет негативную окраску, доставляя немало болезненных переживаний, как самому подростку, так и окружающим его людям. Еще А. Фрейд, описывая психологические особенности подростка, подчеркивала в его характере сочетание таких черт, как эгоизм и самопожертвование, жажда любви и ее быстротечность, стремление к общению и жажда одиночества, бунт против авторитетов и поклонение кумирам, материализм и идеализм, аскетизм и распущенность, ранимость и бесцеремонность, оптимизм и пессимизм, трудолюбие и апатия, медлительность [16]. Действительно, эта амбивалентность характерна для подросткового возраста. Причины ее кроются в тех внутренних процессах, которые составляют основу и следствие развития самосознания одновременно: физиологическое созревание, когнитивное, эмоционально-нравственное, волевое развитие и т. д. Все это в совокупности приводит к переосмыслению старых и формированию новых ценностей, взглядов, убеждений. Этот процесс пронизывает все уровни жизни подростка, начиная от физиологического и заканчивая социальным. Подросток особенно уязвим в своем развитии. По данным многих исследований, возраст 12—15 лет является наиболее трудным для подростков, увеличивается число депрессий, повышается уровень тревожности, снижается уровень самоуважения [6].
В основе данных явлений лежат значительные изменения, которые претерпевают такие эмоционально окрашенные компоненты самосознания, как самооценка и самоотношение.
В работах отечественных и зарубежных психологов самооценке в структуре самосознания отводится особое место. Так, Р. Бернс считает ее стержневым образованием Я-концепции [3]. Под самооценкой понимают «итериоризированный механизм социальных контактов, ориентации и ценностей, преобразуемый в оценку личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей» [2]. Самооценка выступает как ведущий компонент саморегуляции. Белобрыкина О. А. высказывает мнение, что самооценка не только является важнейшим механизмом, ответственным за формирование самосознания, но и может служить одним из критериев его сформированности.
Самооценка в подростковом возрасте, как правило, неустойчива, ей свойственны колебания от самого высокого до самого низкого уровня [6; 11].
Другим компонентом самосознания, отражающим эмоционально окрашенное отношение личности к самой себе, является самоотношение. Пантилеев С. Р. определяет самоотношение как эмоционально-оценочную систему, «обобщенное одномерное образование, отражающее более или менее устойчивую степень положительного или отрицательного отношения индивида к самому себе» [10]. К структурным образующим самоотношения относятся самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес и др.
В процессе своего развития и, в особенности, на этапе подросткового возраста, как самосознание в целом, так и отдельные его компоненты, а в частности, самооценка и самоотношение, подвержены влиянию множества различных факторов. В качестве одного из наиболее значимых условий, оказывающих как благотворное, так и негативное влияние на развитие самосознания ребенка, большинство психологов выделяют семейную ситуацию [1; 2; 3; 4, 8; 11 и др.]. Такое воздействие может быть обусловлено как особенностями взаимоотношений родителей, так и отношением их к ребенку. С. Куперсмит выделяет три основных условия формирования у ребенка высокой самооценки:
1) принятие родителями ребенка;
2) установление ясных и однозначных правил, регламентирующих его поведение;
3) предоставление ребенку свободы действий в установленных границах [9].
Многими авторами выделены также семейные факторы, оказывающие негативное влияние на развитие самосознания ребенка [4; 9; 18 и др.]. Так, Bowlby J. среди условий семейной ситуации, негативно влияющих на развитие самосознания, называет следующие:
1) один или оба родителя не удовлетворяют потребность ребенка в любви или полностью отвергают его;
2) ребенок в семье — средство разрешения конфликтов;
3) использование угроз разлюбить или покинуть семью как дисциплинарных средств воздействия;
4) внушение ребенку чувства вины (болезнь, развод и т. д.);
5) отсутствие в окружении ребенка человека, способного его понять [8].
К факторам, берущим свое начало в особенностях супружеских отношений, помимо прочих относится исполнение ребенком в семье следующих ролей:
— союзник против другого родителя;
— курьер, через которого родители общаются между собой;
— «миротворец», восстанавливающий мир между родителями.
Таким образом, подводя итог сказанному, хотелось бы подчеркнуть, что в подростковом возрасте происходит становление одной из важнейших характеристик личности — самосознания. Данный процесс соответствует формированию взрослой личности. Он сопряжен со значительными изменениями во внутреннем мире подростка, в силу чего в данном возрасте повышается уязвимость психологического
27мира ребенка, подверженность его личности влиянию извне, особенно ближайшего социального окружения, и семьи, прежде всего. Особенности семейных отношений накладывают определенный отпечаток на формирование самосознания подростка, который может играть как позитивную, так и негативную роль в данном процессе.
Исследованию особенностей самосознания подростков в индивидуально-специфических условиях восприятия семейной ситуации была посвящена работа, отдельные результаты которой будут представлены ниже. Мы предположили, что психологические особенности самосознания подростков находятся в непосредственной взаимосвязи с индивидуально-специфическими условиями восприятия семейной ситуации. Последнее может как способствовать, так и препятствовать позитивному становлению самосознания подростков. Объектом исследования явились 86 подростков в возрасте 13—16 лет. Нами был разработан «Опросник субъективного восприятия семейной ситуации», который позволил выделить три группы: подростки с благоприятной (32 чел.), неблагоприятной (28 чел.) семейной ситуацией и так называемая промежуточная группа подростков (32 чел.), результаты которой нельзя квалифицировать как относящиеся к ранее перечисленным грушам. В данном случае нам хотелось бы рассказать об особенностях таких компонентов самосознания, как самооценка и самоотношение. в указанных группах подростков. В данном исследовании использовались модифицированная методика диагностики самооценки Т. В. Дембо — С. Я. Рубинштейн, «Тест-опросник самоотношения» В. В. Столина — С. Р. Пантилеева и модифицированная методика «Незаконченные предложения» Сакса и Леви. В качестве метода математической обработки применялся критерий хи-квадрат, позволивший выявить как общие тенденции, так и значимые отличия в изучаемых выборках, а также коэффициент корреляции Пирсона.
Соотнося тип семьи и тип восприятия подростком специфики своей семейной ситуации, необходимо отметить, что в выборке подростков, квалифицировавших свою семейную ситуацию как благополучную 80% детей — из полных семей, 7% — из неполных и 13% — из семей, в которых один из родителей вступил в повторный брак. Промежуточная группа на 64% состоит из подростков из полной семьи, на 25% — из неполной, на 4% — из семьи с повторным браком и на, 7% из детей, в чьих семьях присутствуют другие условия (многодетная семья, усыновленные дети и т. д.). Наконец, группа подростков с неблагоприятной семейной ситуацией представлена на 60% полной семьей, на 20% — неполной, на 10% — повторным браком и на 10% — другими условиями. Результаты методики «Незаконченные предложения» позволяют нам изучить качественные характеристики вводимых понятий «благоприятная семейная ситуация», «промежуточная группа», «неблагоприятная семейная ситуация». Данная методика включает в себя высказывания подростков, отражающих их субъективное отношение к пятнадцати различным жизненным сферам, в числе которых — семья и отдельные ее члены. Среди признаков неблагополучия подростки называют трудности как во взаимоотношениях родителей между собой, так и проблемы детско-родительских отношений. В целом, такие характеристики сводятся к частым ссорам и скандалам между членами семьи, невниманию к потребностям всех ее членов, отсутствию взаимопонимания между поколениями. Дети данной группы отмечают, что своим поведением родители часто вызывают у них боль и страдания, что их собственная семья в будущем не будет иметь ничего общего с родительской. Характерным признаком данной группы явилось то, что 100% подростков жалуются на проблемы во взаимоотношениях с отцом, среди которых:
— отсутствие внимания с его стороны к детям, в первую очередь, и к жизни семьи в целом;
— отсутствие стремления понять своего ребенка и особенности его возраста;
— чрезмерная директивность в виде наложения запретов без их пояснения и поиска компромиссов;
— страх перед отцом, связанный с демонстрируемыми им чертами характера и поведением: постоянно пониженный фон настроения, вспыльчивость, использование в качестве основной воспитательной меры крика и грубости.
При этом 75% детей данной группы указывают на наличие теплых дружеских отношений с матерью, однако оставшиеся 25% среди факторов семейного неблагополучия называют, прежде всего, отсутствие теплого эмоционального отношения, любви со стороны матери,
У подростков, квалифицировавших свою семейную ситуацию как благополучную, на первом месте по частоте встречаемости находятся высказывания, характеризующие семейные отношения с точки зрения доверия, наличия дружеского взаимопонимания и партнерского общения «на равных» с ребенком, прежде всего, со стороны матери, чувства уверенности в отце, в его возможности обеспечить и защитить семью. Подростки данной группы чаще других указывают на наличие в семье общих интересов и увлечений, частое совместное времяпрепровождение с членами семьи.
Высказывания подростков промежуточной группы имеют общие черты с обеими вышеуказанными выборками, однако основной спецификой являются часто встречающиеся жалобы на то, что родители воспринимают их как детей. Представители промежуточной группы чаще других выказывают желание жить самостоятельно, вырваться из-под родительского контроля. Они чаще подчеркивают, что родители их любят, но не понимают. Характеристики семьи этих подростков часто совпадают с описанием благоприятной семейной ситуации, но в координатах прошлого.
28Обратимся теперь к результатам изучения особенностей самооценки. Подросткам предлагалось 15 шкал (от 0 до 10),отражающих определенные личностные характеристики. Необходимо было оценить себя по 10-тибальной системе по данным параметрам. В каждой группе анализировались такие показатели как высота, устойчивость, адекватность, частота встречаемости определенного типа самооценки и различие между реальным и идеальным Я. Высота самооценки квалифицировалась в соответствии с уровнем профиля:
• 0—2 балла — низкий;
• 2—4 балла — средне-низкий;
• 4—6 баллов — средний;
• 6—8 бал ион — средне-высокий;
• 8—10 баллов — высокий.
Критерием, позволяющим судить о типе самооценки, служило наличие 2/3 оценок в соответствующем диапазоне. В случае сильного разброса оценок делался вывод о нестабильности самооценки. Устойчивость диагностировалась посредством повторного предъявления методики не ранее, чем через неделю. В случае наличия значимых отличий между двумя предъявлениями делался вывод о неустойчивости самооценки. Адекватность измерялась при помощи экспертных оценок. Каждого подростка оценивали не менее пяти экспертов, затем подсчитывалась средняя оценка. В итоге были получены следующие результаты.
В группе подростков с благоприятной семейной ситуацией преобладают высокий (21%), средне-высокий (35%) и нестабильный (27%) типы самооценки. В промежуточной группе одинаково выражены высокий (20%), средневысокий (20%) и средний (20%) типы. Наконец, подросткам с неблагоприятным типом семейной ситуации свойственна средневысокая самооценка (50%), а также в данной группе наиболее выражен нестабильный тип самооценки (38%).
Особое внимание обращают на себя следующие показатели. Подростки с благоприятной семейной ситуацией и представители промежуточной группы приблизительно с одинаковой частотой встречаемости имеют высокую самооценку (20% и 21 % соответственно), тогда как среди подростков с неблагоприятной семейной ситуацией этого типа самооценки не наблюдается. Данный факт позволяет предположить, что благоприятная обстановка в семье является одним из условий формирования высокой самооценки. Тем не менее, интересен и тот факт, что подростки с неблагоприятной семейной ситуацией в 50% случаев имеют средневысокую самооценку. Это свидетельствует о том, что их представления о себе носят, как правило, позитивный характер.
Подросткам с неблагоприятной семейной ситуацией, также как и промежуточной группе, не свойственна низкая самооценка (0%), тогда как в группе подростков с благоприятной семейной ситуацией данный тип встречается в 3,5% случаев. Данный показатель невелик, но он, на первый взгляд, противоречит ожидаемым результатам. Объяснением этого явления может быть предположение о более развитой системе психологических защит в группах с нулевыми показателями и более развитой рефлексии у подростков с благоприятной семейной ситуацией.
Другим немаловажным моментом является выраженность в группе подростков с неблагоприятной семейной ситуацией нестабильной самооценки (38%). Данный факт является показателем того, что процесс формирования самосознания как целостной системы представлений о себе у подростков, воспитывающихся в неблагоприятных семейных условиях, протекает труднее, медленнее, сопровождаясь значительными противоречиями, тогда как у подростков, воспитывающихся в благоприятных или близких к таковым семейных условиях, к старшему подростковому возрасту самооценка становится более стабильной и глобальной.
Анализ средних показателей высоты самооценки дает еще более яркую картину: в целом самооценка подростков с благоприятным типом семейной ситуации выше, чем в двух других группах. Промежуточная группа имеет средние показатели, а у подростков с неблагоприятной семейной ситуацией по всем основным шкалам показатели являются самыми низкими. Наиболее яркими показателями являются различия в средних самооценках по шкалам «семейное благополучие» и «уверенность в себе». Последний показатель наиболее высок в промежуточной группе. По-видимому, ее представители являются наиболее адаптированным к реальным жизненным условиям контингентом, в отличие от подростков с благоприятной семейной ситуацией, чьи представления о мире могут вступать в противоречия с реальностью, и от подростков с неблагоприятной семейной ситуацией, «погруженных в пучину» семейных проблем.
При сравнении группы подростков с благоприятной семейной ситуацией и промежуточной группы статистически значимые отличия не обнаруживаются. Сопоставление результатов групп подростков с благоприятной и неблагоприятной семейной ситуацией дает статистически значимые отличия лишь по шкале «будущее», где самооценки в первой группе значительно выше, чем в последней. Этот показатель, по-видимому, отражает в равной степени как недостаточную уверенность в своих силах детей данной категории, так и неуверенность в поддержке со стороны семьи в реализации планов
29на будущее. Наконец, сравнение промежуточной группы и группы подростков с неблагоприятной семейной ситуацией не дает статистически значимых отличий.
В изучаемых группах имеются также общие тенденции. Так, значимые сходства по параметру «высота самооценки» обнаружились между группой подростков с благоприятной семейной ситуацией н промежуточной группой по шкалам «здоровье» и «отношения с окружающими».
По результатам методики Дембо – Рубинштейна была обнаружена статистически значимая корреляция показателей по отдельным шкалам. Так, нами изучалась связь между самооценкой по шкале «семейное благополучие» и другим шкалам методики. При уровне значимости α=0,05 в группе подростков с благоприятной семейной ситуацией выявляется прямая положительная связь самооценки по указанной шкале и шкалам «ум», «здоровье», «учеба», «будущее», «отношения с окружающими», «общая оценка себя», «мужественность/женственность», «счастье», «материальное благополучие», «уверенность в себе». В промежуточной группе подростков такая связь шкалы «семейное благополучие» была обнаружена со шкалами «будущее», «отношения с окружающими», «общая оценка себя», «счастье», «характер», «материальное благополучие», «уверенность в себе», «доброта». Наконец, в группе подростков, оценивающих свою семейную ситуацию как неблагоприятную, обнаружена корреляция показателей по шкале «семейное благополучие» только со шкалой «материальное благополучие». Данный факт, возможно, свидетельствует о том, что недостаточный материальный достаток в семье часто является источником проблем во взаимоотношениях между супругами, приводит к конфликтам что, бесспорно, отражается на особенностях восприятия ребенком семейной ситуации.
Анализируя показатели по параметру «идеальная самооценка», необходимо привести данные, свидетельствующие о наличии в изучаемых группах определенного числа подростков, чьи реальные самооценки значимо расходятся с идеальными, из чего можно сделать вывод о наличии несоответствия между самооценкой и уровнем притязаний, а, как результат этого — о возможном наличии психологических проблем в данной области.
Подросткам промежуточной группы и подросткам, склонным воспринимать свою семейную ситуацию как неблагоприятную, более свойственно несоответствие между реальной и идеальной самооценкой (50%), тогда как больше половины подростков с благоприятной семейной ситуацией (64%) имеют уровень притязаний, адекватный самооценке. Таким образом, благоприятная семейная ситуация способствует формированию адекватного уровня притязаний, способности к выдвижению целей, соответствующих реальным возможностям, а, как следствие этого, позволяет реализовывать намеченное с большей вероятностью. Несоответствие желаемых и действительных представлений о себе у подростков из двух других групп может также свидетельствовать об интенсивной работе механизмов психологической зашиты, способствующих компенсации недостаточно высокой самооценки.
Обратимся теперь к анализу средних показателей в изучаемых группах. Показатели во всех трех группах колеблются в диапазоне от 7 до 10 баллов
Статистические данные указывают на наличие некоторых отличий в изучаемых группах. Так, при анализе особенностей идеальной самооценки значимые отличия между группой подростков с благоприятной семейной ситуацией и промежуточной группой обнаруживаются по шкалам «характер» и «мужественность/женственность». Последние хотели бы иметь более высокие оценки по указанным шкалам. Данные по шкале «мужественность/женственность» могут иметь в основе протекающий с большими затруднениями процесс половой идентификации в промежуточной группе подростков. При сравнении подростков с благоприятной и неблагоприятной семейной ситуацией обнаруживаются значимые различия по шкале «учеба». Средние показатели по этой шкале у подростков с неблагоприятной семейной ситуацией ниже по сравнению с обеими группами, причиной чего может являться более низкая значимость успехов в учебе по сравнению с другими сферами жизни, прежде всего, семейной. Можно, однако, увидеть здесь действие и другого механизма: из-за неуверенности в себе подросток заведомо «снижает планку», стремясь обезопасить себя, избежать неудачи. Влияние этой особенности сказывается на идеальной самооценке подростка именно в сфере учебной деятельности потому, что на данный период она является практически единственной, непосредственно зависящей от усилий и возможностей подростка.
Следующим параметром, подвергшимся анализу, являлась устойчивость самооценки. В изучаемых группах результаты распределились следующим образом. Наибольший процент подростков, обладающих неустойчивой самооценкой, наблюдается в промежуточной группе, тогда как группа подростков, оценивающих свою семейную ситуацию как неблагоприятную, имеет наименьший процент неустойчивости.
Наличие неадекватной самооценки в изучаемых группах выражено следующим образом.
Данные свидетельствуют о приблизительно одинаковой выраженности наличия неадекватной самооценки. Подростки с неблагоприятной семейной ситуацией имеют наиболее низкий ее процент. Однако распределение неадекватно низкой и неадекватно высокой самооценки позволяет сделать вывод о том, что подростки с благоприятной семейной ситуацией склонны переоценивать свои возможности
30и способности, тогда как подростки с неблагоприятной семейной ситуацией, напротив, склонны их недооценивать
Обратимся теперь к показателям самоотношения подростков в изучаемых группах. Средние показатели по шкалам самоотношения в группе подростков с благоприятной ситуацией несколько выше по сравнению с другими, за исключением результатов по шкале «самообвинение», где уровень, напротив, ниже. Особенно обращает на себя внимание более высокий показатель по шкале «общее самоотношение», а также отличие результатов по шкалам «самоуважение», «аутосимпатия», «ожидание положительного отношения других» от группы подростков с неблагоприятной семейной ситуацией, в которой эти показатели ниже. Промежуточная группа и в данном случае по показателям самоотношения занимает промежуточное положение, что позволяет судить о наличии взаимосвязи между особенностями семейной ситуации и самоотношения подростка.
Однако значимые различия при сравнении изучаемых выборок обнаруживаются в следующих случаях. Между промежуточной группой и группой подростков с благоприятной семейной ситуацией существует различие по шкале «самоуверенность», при этом мы можем видеть, что в среднем уровень этих показателей одинаков по высоте. Между группой подростков, с благоприятной семейной ситуацией и неблагоприятной — по шкалам «аутосимпатия» и «саморуководство». Первое свидетельствует о том, что представления о себе у подростков с благоприятной семейной ситуацией более позитивно эмоционально окрашены, второе же может иметь причиной большую самостоятельность и независимость подростков данной группы в отличие от детей, чья семейная ситуация является неблагополучной. Исходя из того, что среди основных показателей неблагополучия своих семей дети называли чрезмерную авторитарность и директивность родителей, и, прежде всего, отца, можно предположить, что распространенным стилем в таких семьях является воспитание по типу авторитарная гиперпротекция, которая и является источником несамостоятельности, робости детей в принятии решений. Наконец, между промежуточной группой и группой подростков с неблагоприятной семейной ситуацией существуют отличия по шкале «ожидание положительного отношения других».
Итак, мы предположили, что в индивидуально-специфических условиях восприятия семейной ситуации структурные компоненты самосознания подростков, в частности, самооценка и самоотношение подростков, различны. Проведенное исследование показало, что, действительно, такие различия имеются.
Подростки с благоприятной семейной ситуацией имеют более высокую самооценку по сравнению с двумя другими группами. Существует взаимосвязь между высотой оценки подростками степени своего семейного благополучия и основных параметров самооценки (ум, будущее, общая оценка себя, счастье и т. д.). Уровень притязаний подростков данной группы, как правило, адекватен самооценке, что связано как с тем, что их самооценка в целом выше, так и с тем, что они способны к более адекватной оценке ситуации и стремятся к большим, но достижимым целям. В группе подростков, воспитывающихся в благоприятных условиях, выражена адекватная самооценка, однако, процент неадекватности связан с переоценкой своих способностей и качеств, что, вероятно, является отражением оценки родителей и внимания с их стороны. Уровень самоотношения в данной группе также в целом выше, чем в двух других. Он связан с преобладанием у таких детей положительной оценки своих качеств и поступков (высокий уровень аутосимпатии, самоуважения, самоуверенности). Это может быть связано с тем, что позиция родителей в данном случае представляет собой сочетание умеренного контроля с доверием своим детям.
Подростки, квалифицировавшие свою семейную ситуацию как неблагополучную, связывают ее либо с чрезмерной директивностью обоих родителей, а, прежде всего, отца (доминирующая гиперпротекция), либо с отсутствием внимания со стороны последнего и эмоционального тепла, любви со стороны матери (отвержение). В данном случае подростки имеют более низкую и нестабильную самооценку. Она является более ригидной, подчиняясь особенностям семейной ситуации, преломляясь через которую воздействуют на ребенка все другие внешние факторы. Уровень притязаний подростков данной группы в половине случаев адекватен самооценке, другая половина подростков имеет уровень притязаний, несоответствующий более низкой самооценке. Этот факт, также как и отсутствие в данной группе средне-низкого и низкого типа самооценки, позволяет предположить, что подростки, воспитывающиеся в неблагоприятных семейных условиях, имеют развитую систему психологических защит, отчасти препятствующих проникновению в сознание травмирующих переживаний по поводу семейного неблагополучия. Следствием этого становятся менее развитые, чем в других группах, процессы рефлексии. Уровень самоотношения в группе подростков с неблагоприятной семейной ситуацией ниже, чем в других исследуемых группах, за исключением показателей по шкале самообвинения, что свидетельствует о том, что образ Я таких детей имеет не столь положительную эмоциональную окраску, как у подростков, воспитывающихся в благоприятных условиях. Это накладывает отпечаток на особенности взаимодействия таких детей с окружающими, от которых они также ждут невысокой оценки своих личностных качеств и поведения (сниженный по сравнению с подростками других групп уровень ожидания положительного отношения других).
31Подростки промежуточной группы занимают срединную позицию по всем основным показателям, как по уровню самооценки, так и по уровню самоотношения. Их самооценка является положительной, без преобладания какого-либо одного из трех ее видов. Данная группа наиболее адаптивна, они имеют самые высокие показатели по шкалам «самоуверенность», «уверенность в себе», стремятся к независимости от семьи и не боятся самостоятельности. Эти подростки имеют наиболее высокий процент выраженности адекватной самооценки, то есть, их оценка себя совпадает с мнением окружающих.
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что особенности семейной ситуации являются основой для формирования специфических особенностей самосознания. В связи с этим возрастает необходимость создания терапевтических и коррекционных программ по работе с детьми и подростками с учетом выявленных особенностей.
Список литературы
1. Агапов В. С. Становление Я-концепции в системе духовных потребностей подростков: Дисс. ... канд. психол. наук. — М., 1094.
2. Белобрыкина О. А. Психологические условия и факторы развития самооценки личности на ранних этапах онто- и социогенеза: Дисс. ... канд. психол. наук. — Новосибирск, 1998.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Прогресс. 1986.
4. Борисова И. В. Особенности самосознания личности детей 10—15 лет из полных и неполных семей: Дисс. ... канд. психол. наук. — М, 1996.
5. Выготский Л. С. Динамика и структура личности подростка // Педология подростка. — М. — Л., 1931.
6. Кон И. С. Открытие Я. — М.: Политиздат, 1978
7. Краткий психологический словарь. — М.: Политиздат, 1985. — С. 419—420.
8. Леониду Д. А. Становление образа Я подростка: Дисс ... канд. психол. наук. — М., 1991.
9. Массен П., Конджер Д., Коган Дж., Хьюстон А. Развитие личности ребенка. — М.: Прогресс, 1987.
10. Пантелеев С. Р. Методика исследования самоотношения. — М.: Смысл, 1993.
11. Прихожан А. Н., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике и в жизни. — М.: Знание, 1990.
12. Психологическая диагностика детей и подростков. — М.: Международная педагогическая академия. 1995.
13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — Т. 2. — М.: Педагогика, 1989. — С. 236—244.
14. Савонько Е. И. Ориентация подростка на оценку и самооценку // Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Божович Л. И. — М., 1977
15. Столин В. В. Самосознание личности. — М.: Издательство Московского Университета, 1983.
16. Фролов Ю. И. Психология подростка: хрестоматия. — М., 1997.
17. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. — М., 1977.
18. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М.: Прогресс, 1996.