1 На правах рукописи
Кондрашкин Артем Владимирович
МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНАЯ СФЕРА
ПОДРОСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В РАЗЛИЧНЫХ
СОЦИАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ РАЗВИТИЯ
19.00.13 — Психология развития, акмеология
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук
Москва 2013
2Работа выполнена на кафедре возрастной психологии Московского городского психолого-педагогического университета
Научный руководитель | Барцалкина Виктория Васильевна кандидат психологических наук, доцент |
Официальные оппоненты | Карабанова Ольга Александровна доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова |
Пахальян Виктор Эдуардович кандидат психологических наук, профессор кафедры практической психологии Московского института открытого образования |
Ведущая организация | Российский государственный гуманитарный университет |
Защита состоится 31 октября 2013 г. в 11 часов на заседании диссертационного совета Д–850.013.01, созданного на базе Московского городского психолого-педагогического университета по адресу: 127051 г. Москва, ул. Сретенка, д. 29.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета
Автореферат разослан «__» сентября 2013 года
Ученый секретарь диссертационного совета | Кулагина И. Ю. |
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Подростковый возраст является одним из наиболее сложных этапов возрастного развития. В психологии этот период рассматривается как время кризиса, конфликтов, трудностей взаимодействия (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.).
Современное общество и доступные подросткам способы выстраивания отношений меняются очень быстро: глобальная информационная сеть, легкость и доступность коммуникации, усложнение технических навыков, необходимых для повседневной жизни, увеличивающийся разрыв между взрослым и детским сообществами. Современные подростки при организации своей активности ориентированы на многозадачность, при которой происходит расфокусировка внимания. Снижаются эмпатия и эмоциональная чувствительность, что приводит к возникновению сложностей при выстраивании личного общения (Т. О. Кириллова, К. Д. Хломов, G. Small, G. Vorgan). Современные подростки отдают предпочтение коротким, во многом поверхностным контактам. Такие контакты быстро сменяют друг друга, оставляя немного возможностей для формирования необходимых коммуникативных навыков. Недостаток необходимых для продуктивного взаимодействия навыков, в свою очередь, порождает новые сложности в процессе формирования собственной идентичности. Все это оказывает колоссальное влияние на социальную ситуацию развития современного подростка — систему отношений подростка к окружающей его социальной среде.
В основу нашего исследования легли идеи восстановительного подхода (В. В. Москвичев, А. В. Тихомирова, К. Д. Хломов и др.) — направления социальной и психологической практики оказания помощи подрастающему поколению, направленной на социальную адаптацию и личностное развитие. В восстановительном подходе рассматривается несколько типов социальной ситуации развития подростка: ситуация социально-психологической адаптации (содержит необходимые ресурсы для возрастного развития), ситуация социально-психологической дезадаптации (характеризуется дефицитом необходимых для возрастного развития ресурсов) и ситуация социально-психологической альтернативной адаптации (означающая, что получение необходимых для возрастного развития ресурсов связано с риском для здоровья или жизни). Следует специально отметить, что за счет доступности интернета, как способа выстраивания отношений, в подростковой среде становится все более распространенным новый тип ситуации социально-психологической дезадаптации.
4Если раньше ситуация социально-психологической дезадаптации была яркой и заметной, проявляясь через различные формы девиантного поведения, то теперь данная ситуация становится скрытой, неявной. Основными симптомами, через которые проявляется такая ситуация, становятся социальная изоляция, отстраненность от межличностного взаимодействия, астенизация, эмоциональное обеднение, депрессивные паттерны поведения.
Все это указывает на необходимость адекватной системы социальной и психологической помощи подросткам, направленной на предоставление возможностей успешной социализации и личностного развития.
Авторами восстановительного подхода была выдвинута гипотеза о том, что система социального и психологического сопровождения подростков является наиболее эффективной в том случае, если она учитывает особенности их мотивационно-потребностной сферы. Изучение мотивационно-потребностной сферы — один из ключевых вопросов в психологии. В понимании роли мотивации в регуляции поведения нет единства взглядов. Данной теме посвящено множество публикаций как отечественных, так и зарубежных (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Е. П. Ильин, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, В. С. Мерлин, Ж. Нюттен, Х. Хекхаузен, П. М. Якобсон и др.). Однако, данная проблема до сих пор остается мало исследованной: ощущается недостаток теоретических и методических разработок, на основе которых можно осуществлять оценку социальной ситуации развития подростка с точки зрения мотивационно-потребностной сферы. Вместе с тем, изучение особенностей мотивационно-потребностной сферы подростка является одним из актуальных направлений исследований современной возрастной психологии, открывающим новые перспективы для понимания подросткового возраста, становления и развития личности подростков, и в итоге — определяющим принципиально новые направления в решении практических задач оказания психологической и социальной помощи подросткам.
Цель исследования заключается в выявлении особенностей мотивационно-потребностной сферы подростков в социальных ситуациях развития различных типов.
Объект исследования: мотивационно-потребностная сфера подростка.
Предмет исследования: особенности мотивационно-потребностной сферы подростков в социальных ситуациях развития различных типов в контексте регионального, возрастного и адаптационных факторов.
5 Общая гипотеза исследования:
Содержание мотивационно-потребностной сферы подростков связано с различными типами социальной ситуации развития, складывающимися под влиянием возрастных, региональных и адаптационных факторов.
Частные гипотезы исследования:
- 1.
- Существуют возрастные особенности мотивационно-потребностной сферы подростков, связанные с различными типами социальной ситуации развития.
- 2.
- Переход от младшего подросткового возраста в старший характеризуется ростом интегрированности мотивационно-потребностной сферы, который проявляется в том, что увеличивается количество корреляционных связей между различными компонентами данной сферы.
- 3.
- Мотивационно-потребностная сфера подростков, проживающих в разных регионах, характеризуется качественными различиями.
- 4.
- Степень выраженности различных содержательных компонентов мотивационно-потребностной сферы подростков связана с фактором социально-психологической адаптации и дезадаптации.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутых гипотез определены следующие задачи исследования:
- 1.
- Анализ отечественной и зарубежной научной литературы по проблемам подросткового возраста с целью выделения научных направлений и основных методологических подходов в изучении мотивационно-потребностной сферы подростков в разных социальных ситуациях развития.
- 2.
- Выявление содержательных компонентов мотивационно-потребностной сферы подростков, находящихся в социальных ситуациях развития разного типа.
- 3.
- Анализ мотивационно-потребностной сферы подростков в контексте регионального, возрастного и адаптационных факторов.
- 4.
- Разработка практических рекомендаций для социального и психологического сопровождения подростков.
Этапы исследования:
- 1.
- Анализ психологической литературы по проблематике исследования и определение места исследования в системе современного научного знания.
- 2.
- Определение принципов организации исследования, обоснование, разработка и подготовка комплекса исследовательских методик, формулирование гипотез исследования.
6 - 3.
- Проведение эмпирического исследования различных аспектов мотивационно-потребностной сферы подростков: смысложизненных компонентов, потребностей и мотивов.
- 5.
- Сравнительный анализ эмпирического материала с целью выявления особенностей мотивационно-потребностной сферы подростков в контексте регионального, возрастного и адаптационных факторов.
- 4.
- Формулирование выводов и рекомендаций для их внедрения в практику социальной и психологической помощи подросткам.
Методологическая основа исследования
В изучении мотивационно-потребностной сферы современных подростков мы опираемся опирается на методологические подходы отечественной и зарубежной психологии: культурно-историческая концепция Л. С. Выготского; теоретические положения о значении кризисов возрастного развития (Л. И. Божович, К. Н. Поливанова), об особенностях развития личности в подростковом возрасте (Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон), о роли и месте в структуре личности мотивационно-потребностной сферы (Е. П. Ильин, С. Л. Рубинштейн, А. Маслоу, Ж. Нюттен). Исследование опирается также на опыт практической работы в системе социального и психологического сопровождения подростков в ситуации социально-психологической дезадаптации, изложенный в рамках восстановительного подхода (В. В. Москвичев, А. В. Тихомирова, К. Д. Хломов).
Методы исследования:
• теоретический: анализ (историко-психологический и теоретико-методологический), синтез и обобщение литературы по проблеме исследования;
• эмпирический: интервью, тестирование, проективный метод незаконченных предложений. В качестве основных методик в исследовании были использованы:
— «Фокусированное интервью» — авторская методика, направленная на оценку социальной ситуации развития подростка.
— «Тест смысложизненных ориентаций» (адаптированная Д. А. Леонтьевым версия теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) авторов Дж. Крамбо и Л. Махолика), направленный на диагностику смысложизненных ориентаций, определяемых как переживание индивидом значимости жизни.
— «Метод парных сравнений» (автор В. В. Скворцов), направленный на выявление относительной удовлетворенности основных потребностей.
7Теоретической основой теста послужила модифицированная пирамида потребностей А. Маслоу.
— «Метод мотивационной индукции» (автор Ж. Нюттен, адаптация Н. Н. Толстых), направленный на выявление мотивации при использовании незаконченных предложений.
Для обработки данных использовались статистические методы: корреляционный анализ, описательные статистики, критерий Колмогорова – Смирнова для одной выборки, непараметрический критерий Манна – Уитни, однофакторный дисперсионной анализ, факторный анализ.
Выборку исследования составили 174 подростка: учащиеся 6—11 классов ГОУ СОШ № 464, ГОУ СОШ № 588 г. Москвы, учащиеся первого курса колледжа городской инфраструктуры № 1 г. Москвы и учащиеся 6—11 классов ГОУ СОШ № 18, ГОУ СОШ № 40, ГОУ СОШ № 65 г. Воронежа. Возрастной диапазон испытуемых — 11—17 лет.
Надежность и достоверность полученных результатов обеспечивается научно-методологической обоснованностью и комплексным характером исследования, применением методов диагностики, адекватных предмету, целям и гипотезам исследования, репрезентативностью выборки испытуемых и корректным использованием статистических методов для анализа данных.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Результаты исследования обсуждались на кафедре «Возрастная психология» и в лаборатории «Медико-психологическая реабилитация» ГБО ВПО МГППУ в 2012—2013 гг., а также были представлены на следующих научных мероприятиях:
- •
- IX Межвузовская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых "Молодые ученые — столичному образованию" (2010);
- •
- Всероссийская научно-практическая конференция «Психология здоровья: спорт, профилактика, образ жизни» (2011);
- •
- VII Научно-практическая конференция по проблемам развития эффективных практик социально-психологической помощи «Позиция специалиста: вклад в изменения социальной реальности» (2011);
- •
- VIII Городская научно-практическая конференция по проблемам развития эффективных практик социально-психологической помощи «Особенности оказания социально-психологической помощи подросткам в ситуации конфликтов на этнической почве» (2012);
8 - •
- XI Московский педагогический марафон учебных предметов (2012);
- •
- III Всероссийская конференция по юридической психологии с международным участием Коченовские чтения «Психология и право в современной России» (2012).
Внедрение результатов исследования осуществлялось на базе Центра социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» ГБОУ ВПО Московского городского психолого-педагогического университета в 2012—2013 гг.
Научная новизна работы заключается в том, что:
- •
- Выявлены возрастные особенности мотивационно-потребностной сферы подростков.
- •
- Описано происходящее при переходе от младшего подросткового возраста в старший увеличение интегрированности мотивационно-потребностной сферы.
- •
- Выявлены статистически значимые различия в характере мотивационно-потребностной сферы подростков, связанные с региональным фактором.
- •
- Описаны различия в степени выраженности различных содержательных компонентов мотивационно-потребностной сферы подростков, связанные с фактором социально-психологической адаптации и дезадаптации.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- •
- Уточнена и дополнена классификация типов социальной ситуации развития подростков. Предложены описание и характеристика ситуации социально-психологической дезадаптации 2-го типа (СПД-2), в которой подросток отстранен, изолирован от социального окружения.
- •
- Расширены и дополнены теоретические представления о мотивационно-потребностной сфере подростков, находящихся в различных социальных ситуациях развития.
- •
- Выявлены и описаны условия, повышающие эффективность социального и психологического сопровождения подростков в различных социальных ситуациях развития.
Практическая значимость исследования состоит в том, что получены результаты, обосновывающие направление и содержание работы практического психолога, осуществляющего социальное и психологическое сопровождение подростков. Полученные данные позволяют прогнозировать возможные риски для
9возрастного развития подростка и предотвращать их через такие формы социального и психологического сопровождения, как низкопороговый подростковый клуб, дискуссионный клуб в школе, аутрич-работа в онлайн-игре, тематический тренинг, направленный на профилактику чрезмерного использования интернета и гаджетов. Также разработан и апробирован метод «Фокусированное интервью» для оценки социальной ситуации развития подростка, основанный на описанных в рамках восстановительного подхода принципах системности, социальности и ресурсности (смещение локуса проблемы в область взаимоотношений, рассмотрение социальной ситуации развития подростка как системы взаимоотношений, ориентация при оценке социальной ситуации развития подростка на заложенные в ней ресурсы для разрешения задач развития). Интервью может быть использовано как инструмент для изучения социальной ситуации развития подростка в контексте социально-психологической адаптации. Содержащиеся в работе выводы и данные могут быть включены в содержание дисциплин: «Возрастная психология», «Психология развития», «Психология работы с подростками», «Психология зависимости», «Профилактика зависимостей у подростков», «Консультирование по проблемам зависимостей в детском и юношеском возрастах» и др.
Положения, выносимые на защиту:
- 1.
- Существуют статистически значимые различия в содержании мотивационно-потребностной сферы младших и старших подростков, определяющие качественные изменения данной сферы при переходе от младшего подросткового возраста в старший. Этот переход сопровождается расширением временной перспективы, повышением значимости процесса саморазвития, актуализацией потребностей в материальном благополучии и в признании.
- 2.
- Наиболее выраженными компонентами мотивационно-потребностной сферы в младшем и старшем подростковом возрасте являются потребность в самовыражении и мотивы межличностных контактов.
- 3.
- При переходе от младшего подросткового возраста в старший повышается уровень интегрированности компонентов мотивационно-потребностной сферы, который характеризуется увеличением количества связей между различными смысложизненными ориентациями, потребностями и мотивами.
- 4.
- Качественные различия в мотивационно-потребностной сфере подростков, находящихся в различных социальных ситуациях развития, связаны с