1 На правах рукописи
ЕВЛАШКИНА НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВНА
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
19.00.13 — Психология развития, акмеология
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук
Москва — 2012
2Работа выполнена на кафедре клинической психологии и психотерапии Московского городского психолого-педагогического университета
Научный руководитель: | доктор психологических наук, профессор А. Б. Холмогорова |
Официальные оппоненты: | доктор психологических наук, профессор Е. Г. Дозорцева, кандидат психологических наук, доцент Л. С. Печникова, |
Ведущее учреждение: | Учреждение РАО «Психологический институт» |
Защита состоится 26 апреля 2012 года в 11 часов на заседании диссертационного совета Д-850.013.01 при Московском городском психолого-педагогическом университете по адресу: 127051, Москва, ул. Сретенка, д. 29.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета.
Автореферат разослан « 19 » марта 2012 года.
Ученый секретарь диссертационного совета | Кулагина И. Ю. |
3 Общая характеристика работы
Актуальность данного исследования обусловлена существенным ростом числа подростков с девиантным поведением. Непростая, постоянно изменяющаяся социальная и экономическая ситуация, которая сложилась в данный период в обществе, способствует увеличению количества социально неблагополучных семей и, соответственно, разнообразных искажений в личностном развитии и поведении молодежи. Среди них особую актуальность представляет не только высокий уровень тревожности, замкнутости, духовной опустошенности, но и растущие агрессивность, жестокость и склонность к правонарушениям у подростков. (Кондратенко В. Т., 1988; Дозорцева Е. Г., 2000; Ениколопов С. Н., 2008; Дворянчиков Н. В., 2007; Реан А. А., 1994; Бардештейн Л. М., 2005; Можгинский Ю. Б., 1999; Сидоров Н. Р., 2007). Статистика показывает устойчивый рост преступности несовершеннолетних. По данным МВД РФ, в первой половине 2011 года каждое 12-ое преступление было совершено несовершеннолетними или при их участии (Министерство Внутренних Дел РФ, Статистика состояния преступности январь — октябрь 2011 http://www.mvd.ru/presscenter/statistics/reports/show_99000/).
Беспрецедентный рост числа малолетних правонарушителей поставил проблему их социально-психологической реабилитации и интеграции в общество, а также проблему профилактики девиантного поведения в ряд наиболее значимых проблем современной практической психологии.
Как отмечал создатель культурно-исторической теории Л. С. Выготский, все изменения, происходящие в психике ребенка, связаны с его социальной ситуацией развития (Выготский Л. С., 2006). Исследования показывают, что подростки из социально неблагополучных семей более склонны проявлять агрессию, чем дети из благополучных гармоничных семей (Столин В. В., Соколова Е. Т., 1989; Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В., 1990; Silva D., 2008; Vieno A., 2009; Дулькина А., Шония М., 1986). Важным аспектом социальной ситуации развития современного подростка являются средства массовой информации, кино и видеоиндустрия, регулярно пропагандирующие культ
4насилия (Шнейдер Л. Б., 2005). Проблема агрессивности подростков затрагивает общество в целом, вызывает глубокое беспокойство педагогов и родителей, ставит ряд острых научных и практических задач перед исследователями и специалистами (Барденштейн Л. М., Можгинский Ю. Б., 2005; Кондратьев М. Ю., 1999; Шнейдер Л. Б., 2005).
За последние годы психологами и педагогами выполнен ряд исследований педагогической запущенности и правонарушений подростков, направленных на выявление факторов влияния (Durkheim E., 1994; Ениколопов С. Н., 2008; Дозорцева Е. Г., 2000; Кондратьев М. Ю., 1999; Смирнова Н. С., 2009 и др.), на разработку методов диагностики (Беличева С. А., 1997; Личко А. Е., 1995; Змановская Е. В., 2003 и др.) и апробацию профилактических программ (Клейберг Ю. А., 2001; Андреюк В. Ю., Холмогорова А. Б., 2009; Шнейдер Л. Б., 2005; Осипова И. И., 2006; Семенюк Л. М., 1996 и др.). Анализ этих исследований позволяет сделать вывод, что агрессивное поведение детей и подростков имеет сложную многофакторную природу. Большинство авторов в своих работах исследуют влияние одного из факторов на формирование агрессивного поведения, например, личностных особенностей (Берковитц Л., 2002; Горьковая И. А., 1992; Дозорцева Е. Г., 2000; Можгинский Ю. Б., 1999;. Печникова Л. С., 2005, Реан А. А., 1996; Семенюк Л. М., 1996 и др.), семейного окружения (Бандура А., 2000; Паренс Г., 1997; Платонова Н. М., 2004; Ошевский Д. С., 2004 и др.), школьной ситуации (Гребенкин Е. В., 2006; Андриенко В. К., Гербеев Ю. В., Невский И. А., 1990 и др.), что делает актуальным проведение комплексных исследований, охватывающих различные факторы и формы проявления агрессии у подростков с девиантным поведением. Также остро стоит задача проверки эффективности существующих организационных моделей коррекции агрессивного поведения, в которые государство вкладывает немалые средства.
Для подростков с девиантным поведением и устойчивой школьной дезадаптацией во многих регионах организованы специальные общеобразовательные школы. Самый важный принцип работы специалистов
5таких школ в Москве — это создание принимающей, доброжелательной, безопасной среды, снимающей страх и недоверие в общении со взрослыми. Для решениях проблем социальной и школьной дезадаптации подростков в спецшколах создаются условия для реализации индивидуального подхода к каждому учащемуся, оказания помощи в преодолении учебных трудностей, проблем психологического и социального характера. Учащиеся получают правовую, психологическую, материальную поддержку. Большое внимание уделяется организации досуга, позволяющего подростку пережить ситуацию личного успеха, раскрыть себя и получать удовольствие от социально-одобряемых видов деятельности, снять эмоциональное и физическое напряжение. Оценка эффективности созданных в Москве моделей ресоциализации подростков предполагает проведение динамических лонгитюдных исследований. Такое исследование впервые было осуществлено в данной работе.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования
В данной работе впервые в комплексе изучены различные аспекты социальной ситуации развития подростков с девиантным и условно нормальным поведением, включая семейную и школьную ситуации и мотивацию общения. Показана специфика агрессивного поведения (степень выраженности и распространенности, преобладание определенных видов, динамика) подростков, обучающихся в общеобразовательных школах, и подростков с девиантным поведением, обучающихся в специальных школах. Впервые на российской выборке проведено комплексное исследование факторов, влияющих на формирование агрессивного поведения, и показана значимость мотивации аффилиации, семейной и школьной ситуации в проявлении агрессивного поведения подростков с девиантным и условно нормальным поведением. Впервые проведено исследование эффективности такой модели социальной реабилитации, как специальные школы для детей с девиантным поведением, и показано, что в условиях обучения в специальной школе происходит постепенное снижение уровня агрессии, связанное с
6позитивной динамикой разных показателей социальной ситуации развития подростков.
Практическая значимость исследования обусловлена высокой актуальностью проблемы создания системы социально-психологической помощи детям и подросткам с девиантным поведением. Выявлены факторы агрессивного поведения у подростков с девиантным поведением, что позволило обосновать мишени психологической помощи, которые необходимо учитывать специалистам, работающим с подростками с девиантным поведением. Описана специфика динамики агрессивного поведения и мотивации аффилиации, которую важно учитывать специалистам этих школ.
Цель исследования:
Изучение психологических факторов и форм проявления агрессивности у подростков с девиантным поведением, оценка динамики агрессивного поведения в условиях специальной школы.
Задачи исследования:
1. Теоретико-методологический анализ понятий «девиантное поведение» и «агрессия» в различных психологических концепциях.
2. Сравнительное исследование различных форм агрессивного поведения у двух групп подростков: обучающихся в спецшколах для детей с девиантным поведением и учащихся массовых школ.
3. Исследование различных аспектов социальной ситуации развития подростков (стиля семейного воспитания, школьной ситуации, мотивации общения) и их связи агрессивным поведением.
4. Лонгитюдное исследование динамики социальной ситуации развития и агрессивного поведения у подростков, обучающихся в специализированных школах для детей с девиантным поведением.
Объект исследования. Агрессивное поведение у подростков.
Предмет исследования. Связь агрессивности с комплексом психологических факторов социальной ситуации развития подростка, а также динамика