1 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет «Психология образования»
Кафедра «Возрастная психология»
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание степени магистра
«Особенности копинг-стратегий у лиц с различной устойчивостью к стрессу (на примере студентов РЭУ имени Плеханова)»
название ВКР
Направление | 030300.68 | Психология |
| (код) | (наименование направления) |
Магистерская программа | Практическая психология |
| (название магистерской программы) |
Руководитель магистерской программы | Обухова Л. Ф. |
Зав. выпускающей кафедрой | Обухова Л. Ф. |
Руководитель | Ковалева А. В. |
Студент | Эмирова Э. Р. |
Москва, 2015
2 Общая характеристика исследования
Актуальность исследования.
В данной работе рассматривается актуальная в настоящее время проблема взаимосвязи копинг-поведения и индивидуальных особенностей личности.
Обусловлен интерес к данной проблеме постоянно усложняющимися условиями жизнедеятельности, ростом эмоциональных, информационных нагрузок и требований к психологическому адаптационному потенциалу личности. Одним из таких сложных периодов является обучение в ВУЗе для студентов. В современных условиях обучения в ВУЗе, в связи с новыми образовательными стандартами, рейтинговой системой оценки знаний студентов, материально-техническими условиями ВУЗов и высокими требованиями учебных программ, система образования предъявляет всё более высокие требованиями к интеллектуальным и психическим качествам студентов. Эти требования близки к предельным возможностям человека, что приводит к возникновению стрессов у студентов.
Изучением процесса возникновения стрессовых реакций, способов их профилактики и совладающего поведения личности занимались такие зарубежные исследователи, как Дж. Амирхан, Г. Селье , Р. Лазарус, С. Петерсон, Г. Басович, Г. Вейлант, Д. Механик, М. Селигман, Н. Скотч, М. Тейлор, К. Элдвин и др.
В отечественной психологии исследования преодоления стресса осуществлялись с позиции личностно-ориентированного подхода (Л. И. Анцыферова, В. А. Бодров, Д. Небылицын, М. Г. Ярошевский, А. Б. Леонова, Л. П. Гримак, Е. П. Ильин, Л. А. Китаев-Смык, В. И. Медведев, В и др.).
Учеными были выделены и изучены внутренние субъективные условия, влияющие на устойчивость человека к психическому стрессу — индивидуально-типологические особенности личности (М. И. Дьяченко, В.
3М. Русалов, К. К. Платонов, В. Л. Марищук, В. Д. Небылицын, Р. Моос, В. А. Пономаренко).
Потенциал преодоления стрессогенных событий отражается в выборе успешных или неуспешных приспособительных стратегий поведения (копинг-стратегий). Изучению психологических способов совладания, как фактора успешной адаптации человека в современном мире посвятили свои работы Т. Л. Крюкова, Л. И. Анцыферова, В. А. Бодров, Ф. 3. Меерсон, М. С. Яницкий, В. П. Казначеев, А. Р. Кудашев, А. А. Реан и др.).
Вместе с тем, эмпирических исследований влияния индивидуально-типологических особенностей на формирование и реализацию копинг-поведения личности недостаточно. Остается неизученным влияние стрессоустойчивости, типа личности на выбор ею копинг-стратегий.
Выбор темы и цель настоящего исследования был определен с учетом актуальности проблемы и ее недостаточной разработанности, а также высокой социальной значимости изучения механизмов совладающего поведения личности в стрессогенных условиях жизнедеятельности.
Цель исследования: проанализировать взаимосвязи между индивидуальными особенностями личности и выбором копинг-стратегий у студентов.
Для достижения цели исследования необходимо было решить следующие задачи:
— Проанализировать литературу по теме исследования
— Подготовить методический аппарат эмпирической части исследования: подобрать конкретные методики изучения индивидуально-типологических особенностей личности студентов, уровня их тревожности, стрессоустойчивости и выбора ими копинг-стратегий.
4— Провести эмпирическую часть исследования и выполнить количественный и качественный анализ полученных данных.
Объектом исследования в данной работе являются копинг-стратегии студентов.
Предметом исследования является соотношение выбора студентами копинг-стратегий и индивидуальных особенностей их личности.
Основная гипотеза исследования: Существует связь между индивидуальными особенностями личности и выбором копинг-стратегий.
Частные гипотезы:
— Стрессоустойчивость у студентов может определять выбор ими разных копинг-стратегий;
— Возможно влияние характера и уровня тревожности (как внутренних стрессоров) на выбор копинг-стратегий у студентов;
— Дополнительными факторами выбора копинг-стратегий у студентов могут быть индивидуально-типологические особенности личности (экстраверсия, интроверсия, нейротизм, стабильность).
Методы исследования:
— Анализ состояния проблемы по литературным источникам.
— Сбор опросных материалов.
— Тестирование испытуемых.
— Качественный и количественный анализ полученных данных.
Методики исследования:
1. Методика «Определение тревожности» (Спилбергер — Ханин)
2. Личностный опросник EPI (Г. Айзенк)
3. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации (Т. Холмс и Р. Раге)
4. Копинг-тест (Р. Лазарус в адаптации Т. Л. Крюковой и соавторов).
5 База эмпирического исследования: РЭУ имени Плеханова; в работе приняли участие 60 студентов-первокурсников (30 девушек и 30 юношей).
Теоретическо-методологической основой исследования являются концепции Р. Лазаруса, Г. Селье, А. Г. Маклакова, описывающие механизм действия копинг-стратегий личности. Сохранение и повышение стрессоустойчивости личности связано с поиском, сохранением и адекватным использованием ресурсов, помогающих ей в преодолении негативных последствий стрессовых ситуаций (Р. Лазарус).
Новизна работы состоит в том, что проведён углубленный анализ взаимосвязи индивидуальных особенностей личности с копинг-поведением.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованных источников, приложений.
Основное содержание работы:
Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются его объект, предмет, цель и задачи, формулируется гипотеза, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
Первая глава диссертации посвящена теоретическим основам исследования копинг-стратегий у лиц с разными индивидуально-типологическими особенностями личности. Раскрыто понятие стресса и стрессовых ситуаций, его последствия на биологическом и психологическом уровнях. Рассмотрено понятие основоположника изучения стресса Г. Селье «общий адаптационный синдром» и три его фазы — «аварийная» фаза, переход к устойчивой адаптации и фаза стойкой адаптации.
В этой главе рассмотрены подходы к изучению индивидуально-типологических особенностей личности в отечественной и зарубежной психологии. В настоящее время различные концепции стресса охватывают
6закономерности феномена стрессоустойчивости, относящиеся к разным факторам психофизиологической организации человека. Сфера их приложения в значительной степени определена ориентацией на конкретный стрессор или группу стрессоров и на некоторый класс жизненных ситуаций, в которые погружен индивид, переживающий стресс. С. В. Субботин под стрессоустойчивостью понимает такие частные его составляющие, как эмоциональная устойчивость, психологическая устойчивость к стрессу, стресс-резистентность, фрустрационная толерантность. Это определение стрессоустойчивости является довольно распространенным. Современные исследователи большую значимость уделяют влиянию стрессоустойчивости на учебную деятельность (В. А. Бодров (2006), С. В. Субботин (1992).
Рассматривая стрессоустойчивость как психологическое явление, нужно учитывать, что интенсивность стрессового состояния зависит не только от условий воздействия стрессоров, но и от мотивационных и личностных характеристик человека, которые являются существенной детерминантой поведения его в стрессе. Поэтому стрессоустойчивость необходимо рассматривать одновременно в зависимости от всех свойств индивидуальности: свойств нервной системы, свойств темперамента, личностных и социально-психологических свойств.
Индивидуально-типологические особенности личности играют важную роль в сопротивлении стрессу. Одни из этих особенностей способны обеспечить высокую сопротивляемость стрессу, другие, напротив, затрудняют эффективную адаптацию в стрессе. В этой главе рассмотрена связь стресса с такими характеристиками личности, как интроверсия и экстраверсия, тревожность, эмоциональная лабильность. Даны понятия этих характеристик личности. Рассмотрена модель типов личности К. Юнга, Г. Айзенка. Выделение интроверсии и экстраверсии, а также нейротизма и