1 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет «Экстремальная психология»
Кафедра «Научных основ экстремальной психологии»
Рябая Наталья Сергеевна
АВТОРЕФЕРАТ
На соискание степени магистра психологии
Особенности формирования личности ребенка в неполной семье при доминировании материнской модели воспитания
Направление | 030300.68 | Психология |
| (код) | (наименование направления) |
Магистерская программа | «Психологическая помощь детям и подросткам, пострадавшим в экстремальных ситуациях» |
| (название магистерской программы) |
Руководитель | Коджаспиров А. Ю. |
Студент | Рябая Н. С. |
Москва 2015
2Диссертация выполнена на кафедре «Научных основ экстремальной психологии» Московского городского психолого-педагогического университета.
Магистрант | Рябая Н. С. |
Научный руководитель | Коджаспиров А. Ю. |
Оппонент | Орлова Ю. Л. |
Рецензент | Березина Т. А. |
Защита состоится 19 мая 2015 г. в 11.00 на заседании «Государственной экзаменационной комиссии по защите магистерских диссертаций» при Московском городском психолого-педагогическом университете. (Г. Москва, Шелепихинская набережная, 2А)
С диссертацией можно ознакомиться на кафедре «Научных основ экстремальной психологии» МГППУ.
Рябая Н. С., 2015
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность данного исследования несомненна, поскольку семья является одним из наиболее значимых институтов общественного развития, отвечающих за стабильность его членов и способность восполнения и развития последующих поколений. Следует отметить, что глобализация затрагивает все сферы общественного развития и взаимодействия, включая семью. В условиях, когда прогрессивная динамика современной семьи связана с множеством объективных и субъективных трудностей, возникла чрезвычайно актуальная потребность в личностно и социально-психологическом изучении брака и семьи, в поиске закономерностей, на которые можно было бы опереться как в помощи существующей семье, так и в подготовке молодёжи к семейной жизни.
Интерес исследователей к сфере детско-родительского взаимодействия объясняется значимостью роли взрослого для детского развития. Ряд факторов, влияющих на становление детской психики, нельзя рассматривать однозначно. Позитивные или негативные, в одном случае они способствуют, а в другом препятствуют оптимальному развитию личности ребёнка. К таким факторам относится семья. Отношение к ребёнку со стороны взрослых может сформировать у него позитивный взгляд на мир и на самого себя, но те же факторы с другим психологическим содержанием могут привести к ущербному развитию потребностей и мотивов, низкому самоуважению, недоверию к окружающим.
В исследованиях семьи показано многообразие родительских отношений к ребёнку, описаны различные варианты стилей воспитания, причины и типы конфликтов, возникающих в семье. В частности, установлено, что ребёнок, живущий в семье, воспринимает и видит мир и происходящее не так, как взрослые. Это препятствует пониманию внутреннего мира ребенка. Дети всегда по-своему воспринимают и интерпретируют поведение родителей, их отношение к себе и самих себя. Поэтому существует постоянная необходимость описания и анализа детских представлений о семье, детского осмысления мира семьи. В контексте вышесказанного немаловажное значение имеет исследование неполных материнских семей: их количество в современном обществе значительно, и особенности воспитания в таких семьях определяет особенности формирования индивидуально-личностных особенностей будущего поколения.
Степень изученности проблемы. Из работ отечественной психологической школы, занимавшейся межличностными отношениями, следует упомянуть В. В. Абраменкову, Б. Г. Ананьева, Г. М. Андрееву, А. А. Бодалева, Л. С. Выготского, А. Е. Личко, Я. Л. Коломинского, В. Н. Мясищева, Н. Н. Обозова, В. А. Петровского, А. А. Реана, А. С. Чернышева, С. Л. Рубинштейна и многих других авторов. Основными психологическими параметрами оптимальных межличностных отношений считаются: деловая совместимость, организованность формальной и неформальной деятельности (С. Г. Елизаров, С. В. Сарычев, А. С. Чернышев и др.); целостность группы (Н. Н. Обозов, Р. С. Немов и др.); ценностно-ориентационное единство, совместимость (В. А. Петровский
4и др.); нравственная и аффективная совместимость членов малой группы (Р. Х. Шакуров и др.); различные аспекты межличностного общения (А. Л. Журавлёв, Б. Ф. Ломов и др.).
Проблемы детско-родительских отношений исследовались психологическими школами как в России, так и за рубежом: психоаналитическое (З. Фрейд, А. Фрейд и др.), неофрейдистское (А. Адлре, Э. Фромм, Э. Эриксон и др.), гуманистическое (А. Маслоу, К. Роджер, В. Сатир и др.). Особо значение имеют труды, посвящённые периодизации психического развития ребёнка (Л. С. Выготский, М. И. Лисина, Д. И. Фельдштейн, Э. Эриксон и др.), включая стадии становления детско-родительских отношений (Э. К. Васильев, Ю. Хямяляйнен). Из всего многообразия исследований детско-родительских отношений особо следует выделить их классификации на основе типичных признаков (Д. Баумринд, А. Я. Варга, А. О. Спиваковская, Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис).
Исследованию межличностных отношений в системе «родитель — ребёнок» посвящены труды М. А. Абалкиной, В. С. Агеева, Ю. Е. Алёшиной, А. А. Бодалева, А. В. Гумницкой, В. Н. Дружинина, И. А. Иванчиковой, М. Н. Кириленко, С. В. Ковалёва, Л. Ф. Обуховой, Р. В. Овчаровой, М. В. Полевой, И. Н. Рахманиной, Л. А. Регуш, Л. К. Рубченко, Ю. О. Севостьянова, Г. Г. Семёновой-Поляк, В. Л. Ситникова, М. В. Соколовой, А. С. Спиваковский, В. В. Столина, А. В. Толстых, Е. В. Трифоновой, О. А. Шаграевой, Э. Г. Эйдемиллера и др.
Цель исследования — выявить и проанализировать особенности материнской модели воспитания и формирование индивидуально-личностных особенностей детей в неполной семье.
Объект исследования — неполная семья в составе матери и ребёнка.
Предмет исследования — взаимосвязь материнской модели воспитания и особенностей формирования личности ребёнка в неполной семье.
Гипотеза исследования заключается в том, что формирование личностных особенностей ребёнка из неполной семьи во многом зависит от материнской модели воспитания.
В соответствии с обозначенными целью, объектом, предметом и гипотезой в работе решается ряд задач:
1) проанализировать понятие семьи как психолого-педагогической категории;
2) рассмотреть типы межличностных отношений в семье;
3) охарактеризовать основные особенности неполной семьи;
4) выявить сущностные характеристики материнского воспитания;
55) охарактеризовать психологические особенности влияния неполной семьи на развитие личности ребёнка;
6) разработать методологический аппарат исследования;
7) представить результаты изучения материнской модели воспитания и особенностей формирования личности ребёнка в неполной семье;
8) проанализировать значимые взаимосвязи и степень влияния материнской модели воспитания на формирование личности ребёнка.
Методы: анализ и синтез обще- и частнопсихологической литературы, метод тестового контроля, наблюдения, беседы с детьми из неполных семей и их матерями, интерпретационный метод, метод математической статистики.
Для исследования особенностей межличностных отношений в семье с точки зрения ребёнка нами были использованы следующие методики: 1) Опросник «Сознательное родительство» М. С. Ермихиной; 2) Методика «Позитивные родительские чувства» Е. А. Падуриной; 3) Методика исследования самоотношения (МИС) С. Р. Пантилеева; 4) Самоактуализационный тест (САТ) Ю. Е. Алёшиной, Л. Я. Гозмана, М. В. Загики, М. В. Кроза. Матери были обследованы при помощи первой и второй методики, дети — при помощи третьей и четвёртой.
Выборку составили 50 детей — учащихся средней школы, и 50 матерей этих учащихся, воспитывающих их самостоятельно.
Работа обобщает результаты исследования, которое проводилось в три этапа:
— первый этап был направлен на изучение и анализ психологической литературы по интересующим направлениям, на определение объекта и предмета исследования, первоначальную формулировку темы и проблемы работы, определение цели, гипотезы, задач исследования, разработку научного замысла изучения взаимосвязи материнской модели воспитания и особенностей формирования личности ребёнка в неполной семье;
— второй этап исследования включал обобщение результатов анализа психологической литературы по исследуемой проблеме, написание теоретической части работы, характеризующей теоретические основы исследования материнской модели воспитания и особенностей формирования личности ребёнка в неполной семье;
— третий этап включал эмпирическое исследование: были получены результаты изучения материнской модели воспитания и особенностей формирования личности ребёнка в неполной семье; проведён анализ значимых взаимосвязей и степени влияния материнской модели воспитания на формирование личности ребёнка.
6 Структура и объём. В соответствии с логикой изложения материала структурно исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 131 позицию. Общий объём работы — 120 страниц.
Содержание диссертации
Во введении обосновывается актуальность исследования, ставятся цели и задачи, определяются предмет, объект исследования, научная новизна и практическая ценность.
В первой главе рассказывается про то, что анализ литературы свидетельствует о том, что существуют различные дефиниции понятия «семья». С точки зрения социологии, семья может быть рассмотрена как первичная социальная группа, социальный институт, социальная система, в которой все ее члены имеют определенные статусы и роли. В философском контексте семья — это специфическое бытие человека, в котором происходит материальное, духовное и душевное соединение мужского и женского начал, рождение и воспитание новой жизни. В психолого-педагогическом контексте семья может быть охарактеризована как малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью. Это означает, что семья представлена как коллектив, имеющий воспитательный потенциал и влияющий на ее членов.
2. Тезисно значимость семьи можно охарактеризовать следующим образом: 1) семья как общечеловеческая ценность является транслятором культурного наследия, этических норм и традиций; 2) семья воздействует на общество, на формирование личности, в том числе на формирование нравственных установок, идеалов, на ее отношение к культурному наследию; 3) семья влияет на усвоение гендерных ролей и воспроизводство населения; 4) семья оказывает влияние не только на формирование внутреннего мира человека, но и на все стороны его жизнедеятельности, выступая важнейшим инструментом социализации личности.
3. В последние годы специалисты все чаще обращают внимание на специфику проблем жизнедеятельности монородительских (неполных) семей. Трансформация общества оказывает влияние на практику повседневной жизни, следствием чего является динамическое преобразование социальных отношений, в том числе в области семьи и семейной политики, поскольку в сложных экономических и социальных условиях современности институт семьи становится наиболее уязвимым. В создавшихся условиях в наиболее тяжелом положении оказываются монородительские (неполные) семьи, число которых продолжает расти: по данным статистики, на сегодня в каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей. При этом в ряду монородительских семей подавляющее большинство составляют «материнские семьи».
4. Сложившиеся обстоятельства выдвигают необходимость тщательного изучения и систематизации интерпретации понятия и научного осмысления сущности и содержательных характеристик неполной семьи на основе анализа большого количества работ современных исследователей. Среди различных описаний данного явления выделены следующие термины, используемые в разных значениях, а именно: 1) «семьи