Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет «Психология образования»

Кафедра «Возрастная психология»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание степени магистра

«Особенности восприятия рекламной информации детьми
(на примере рекламных кампаний детских журналов)»

название ВКР

 

Направление

030300.68

Психология

 

(код)

(наименование направления)

 

Магистерская программа

Практическая психология

 

(название магистерской программы)

 

Руководитель магистерской программы

Обухова Л. Ф.

Зав. выпускающей кафедрой

Обухова Л. Ф.

Руководитель

Шаповаленко И. В.

Студент

Лант А. А.

Москва, 2015

2

Общая характеристика исследования

Данная работа посвящена исследованию того, как рекламная информация влияет на детей, как она ими воспринимается, какое негативное и положительное влияние оказывает реклама, какие должны быть нормы и ограничения.

Необходимость этого исследования обусловлена тем, что мы живем в мире Медиа. Нашу жизнь уже невозможно представить без рекламы. Она повсюду: ТВ, пресса, радио, интернет. И любой ребенок, как бы родители не старались ограничить данное влияние, даже в детских изданиях сталкивается с рекламой. Но нужно отдать должное: если мы возьмем в руки взрослое издание, например, любое издание женского глянца, то большую часть журнала будут занимать рекламные макеты. И прежде, чем человек дойдет до редакционных материалов издания, он успеет получить львиную дозу рекламы. В отношении детских журналов — все строго. Как правило, разрешено ставить только три рекламных макета.

Актуальность настоящей работы заключается в том, что воздействие рекламы на детей разных возрастов изучено недостаточно, в то время как количество рекламы и ее методическая изощренность все время возрастают.

Информация стала социальным ресурсом. С появлением современные информационных технологий она превратилась в значительный экономический ресурс общества. Информация помогает приспособиться к новым условиям жизни, выработать стереотипы поведения, соответствующие обстоятельствам.

Детская субкультура складывается (в том числе) под влиянием производителей мультфильмов, игр, и пр., продвигающих свою продукцию. Герои этих мультфильмов — новые персонажи, популярные в детской среде. Они отличаются от классических героев сказок, книжек прежних поколений (бабушек, родителей и даже старших братьев и сестер). Сейчас дети все раньше начинают смотреть телевизор, пользоваться планшетами и т. д. Они с раннего детства становятся пользователями интернета. Из-за большой занятости

3

взрослых, дети все больше проводят времени в социальных сетях, и не всегда под присмотром родителей. Все эти интернет-ресурсы переполнены рекламой. Соответственно, очень важно выявить особенности восприятия рекламной информации детьми и также важно определить последствия воздействия рекламной информации на психику ребенка.

Наше исследование позволит систематизировать имеющиеся по данной теме знания и направлено на разработку методов профилактической психологической помощи детям, особенно восприимчивым к рекламной информации.

Цель исследования: Выявить характеристики и особенности социальной ситуации развития младших школьников, ставших «фанатами» фей Winx.

Исследовательские вопросы:

• Что представляет собой целевая аудитория журнала «Winx. Друзья навсегда!»?

• Какие потребности удовлетворяют младшие школьники в своем увлечении феями Winx?

• В чем специфика семейной и школьной ситуации поклонников Winx?

Объект исследования: Восприятие рекламной информации детьми младшего школьного возраста.

Предмет исследования: Особенности восприятия рекламной информации младшими школьниками (на примере рекламной кампании игровых персонажей журнала Winx Club).

Гипотеза: Восприятие рекламной информации детьми младшего школьного возраста опосредовано их возрастными и индивидуальными потребностями (в общении, дружбе по интересам; в обладании и коллекционировании, в выборе ориентирующего образа своей будущей идентичности). Существует взаимосвязь между подверженностью (восприимчивостью) ребенка к рекламной информации и его индивидуально- личностными

4

характеристиками (особенностями его семейной, школьной ситуации, удовлетворенностью возрастных потребностей).

Частные гипотезы:

• Более восприимчивы к детской рекламной информации младшие школьники с низким уровнем удовлетворенности своей семейной ситуацией.

• Более восприимчивы к детской рекламной информации младшие школьники с низким уровнем удовлетворенности отношениями с одноклассниками.

• Более восприимчивы к детской рекламной информации младшие школьники с низкими познавательными интересами.

Задачи исследования:

1. Провести анализ отечественной и зарубежной литературы по теме исследования.

2. Подобрать, адаптировать или разработать методики анализа восприятия рекламной информации детьми младшего школьного возраста на примере рекламной кампании журнала Winx Club.

3. Сравнить психологические характеристики семейной и школьной ситуации младших школьников — «поклонников фей Winx ” и “знающих Winx, но не приверженных бренду”.

4. Провести математическую обработку полученных данных.

5. Сформулировать выводы.

Методы и методики исследования

В связи с поставленными задачами исследования, мы использовали следующие методики:

1. Опросник о семейной и школьной ситуации ребенка и его интересах (составлен нами).

5

2. Методика «Неоконченные предложения» (адаптирована нами — для выявления специфики системы отношений и переживаний младших школьников.

3. Опросник «Образы фей Winx» (составлен нами) — для определения черт наиболее привлекательных персонажей, которым симпатизируют девочки.

Эмпирическая база исследования:

1-я группа (экспериментальная) — «поклонники, фанаты», читатели журнала «Winx. Друзья навсегда!».

Эти дети узнали про журнал и стали его поклонниками после рекламы данного издания по ТВ. Журнал «Winx. Друзья навсегда!» являлся спонсором мультипликационного сериала Winx на телеканале СТС. ,

«Поклонники»:

• постоянно читают журнал

• ведут активное общение в социальных сетях на тему Winx

• создают свои сообщества любителей

• хорошо знают каждую из фей

• собирают все номера журнала (так как с каждым выпуском они получают коллекционную куколку Winx;

• активно общаются с редакцией журнала, пишут письма, участвуют в конкурсах.

Именно необходимость обращения к девочкам — поклонницам, фанаткам Winx, читательницам журнала и участницам социальной сети — заставило нас предложить им максимально простые в заполнении методики, поскольку это происходило дистанционно, через почту редакции.

2-я группа (контрольная) — девочки, которые знают бренд Winx, но не особенно увлечены.

6

Они видели рекламу журнала, хотя не смотрели мультипликационный сериал, они не состоят в соответствующих сообществах в социальных сетях. Тем не менее, так как бренд Winx популярен в детской среде, эта группа девочек понимает, о чем идет речь, и в принципе, девочки знают фей.

Научная новизна работы состоит в изучении особенностей восприятия рекламной информации детьми младшего школьного возраста (на примере рекламной кампании журнала Winx Club).

Теоретическая значимость

Полученные данные могут послужить основой для более глубокого понимания того, какое влияние оказывает рекламная информация на сознание ребенка, его вкусы и общение со сверстниками.

Практическая значимость

1. В ходе исследования благодаря опроснику о семейной ситуации ребенка и среды, в которой он живет, мы выявили некие общие черты и закономерности, соответствующие обеим исследуемым группам.

2. Благодаря опроснику «Неоконченные предложения» мы выявили то, что беспокоит детей из экспериментальной группы, выяснили чего им не достает, что они не дополучают от взрослых и своего окружения.

3. Благодаря разработанному опроснику по характеристикам фей, мы выяснили, симпатии современных девочек, что их привлекает в современных персонажах, насколько глубоко они ими увлекаются, насколько сильно идентифицируют себя с феями, рекламой которых заполнены все медиа.

Структура

Магистерская диссертация состоит из Оглавления, Введения, 2-х глав, Заключения, Списка литературы, Приложений.

Основное содержание работы

Во Введении представлено общее описание работы, обосновывается актуальность проблемы исследования, научная новизна, его теоретическая и

7

практическая значимость. Формулируются цели, задачи и гипотеза исследования.

В первой главе представленной работы мы исследуем научную литературу по данной теме, рассматриваем все виды рекламного воздействия и их последствия, изучаем, как в разных странах решаются вопросы связанные с безопасностью рекламы.

В первом параграфе мы описываем психологические характеристики детей младшего школьного возраста, изменение ситуации развития в этом возрасте, отношения со взрослыми и сверстниками. Описываем процесс формирования мышления в данном возрасте.

В этом же параграфе мы акцентируем внимание на психологии восприятия рекламной информации. Рассматриваем следующие теории, которые помогут нам объяснить влияние рекламы с позиции психологии:

• Теория гипотетического восприятия

• Восприятие с позиции целостной психологии

• Гештальт-теория Берлинской школы

• Закон фигуры и фона

• Сублимальное (подпороговое) восприятие

Далее мы обращаем внимание на виды психологических приемов, используемых в рекламных кампаниях, такие как:

• Сильное принижение

• Преувеличение

• «Заманить и подменить»

• Тонкий подтекст

• Сказочные герои

• Использование образа селебрити

Затем мы рассматриваем типы и принципы эмоционального воздействия рекламы.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/studworks/LantAA-2015/LOv-ma-011.htm