1 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет «Психология образования»
Кафедра «Возрастная психология»
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание степени магистра
«Формирование навыков рефлексии как способ
изменения отношения подростка к себе и людям»
название ВКР
Направление | 030300.68 | Психология |
| (код) | (наименование направления) |
Магистерская программа | Практическая психология |
| (название магистерской программы) |
Руководитель магистерской программы | Обухова Л. Ф. |
Зав. выпускающей кафедрой | Обухова Л. Ф. |
Руководитель | Прихожан А. М. |
Студент | Чалова Н. А. |
Москва, 2015
2 Общая характеристика исследования
Актуальность темы исследования.
В настоящее время в России наблюдается развитие процесса инфантилизации, ориентация на развлечения и удовольствия, появление феноменов «клипового мышления», «цифровой памяти», «цифровой регрессии». Возможность «сразу» получить в сети Интернет ответ на возникающие вопросы, ослабляет установку на самостоятельные размышления и действия ( М. Е. Сандомирский, 2013).
В связи с низким уровнем развития рефлексии современных подростков практические занятия по психологии становятся особенно острыми и значимыми. Программы по психологии, внедряемые в школьное обучение, характеризуются глубоким пониманием возрастных особенностей подростков, учитывают школьную специфику обучения, но больше ориентированы на отработку навыков поведения, а рефлексии, самопониманию уделяют меньше внимания. С нашей точки зрения, такой подход представляется недостаточным. В условиях изменений, происходящих в российском обществе, характеризующихся неустойчивостью и нестабильностью, важно дать подросткам навык формирования позитивного отношения к миру и себе, как основу для созидательной деятельности, проявления доброй воли. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения того, как в подростковом периоде (у учащихся 8—9 классов) происходит становления интереса к собственному внутреннему миру и внутреннему миру других людей (самопознанию, осмыслению действительности).
Первыми в отечественной психологии вопросами самосознания занимались Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, используя понятие рефлексия, в качестве одного из объяснительных принципов организации и развития психики человека. Процессы личностной рефлексии широко исследованы в работах Н. И. Гуткиной, И. С. Кона, Д. А. Леонтьев, Е. Р. Новиковой, В. А. Петровского, А. В. Рассохин , В. В. Столина, И. Н.
3Семенова, С. Ю. Степанова и др. Подростковый возраст — чрезвычайно сложный и внутренне противоречивый процесс, период, когда человек из объекта воспитания становится субъектом своего развития. «Личностью не рождаются, личностью становятся», — так считали и А. Н. Леонтьев, и Л. И. Божович, и В. В. Давыдов.
Анализируя понятие «рефлексия» в литературных источниках мы отметили широкую разноплановость в его использовании, начиная от философских понятий (в работах Локк, Гегеля, Лефевра, Щедровицкого), характеристик человеческого существования (Рубинштейн, Слободчиков, Исаев) до рефлексивных процессов в психологии (Джеймс, Пиаже, Ананьев, Выготский, Рубинштейн, Зейгарник, Карпов, Степанов, Семенов) и современном понимании рефлексии в зарубежной психологии (склонность к самоанализу (psychological min-dedness), ментализации — рефлективное функционирование (RF), аффективная осознанность (AC), психическая вовлеченность, осознанное присутствие (mindfulness ).
Анализ данных литературных источников позволил выделить объективно существующие противоречия:
между необходимостью формирования рефлексии у подростков и недостаточностью теоретических разработок этого вопроса, а также путей и средств его решения;
между необходимостью изучения механизмов формирования рефлексии и недостатком соответствующих научно обоснованных концепций, программ, пособий.
В данной работе рассматривалась личностная рефлексия — как способность переосмысления субъектом содержаний своего самосознания, интегрирующая и порождающая процессы саморегуляции, принятия и понимания себя и других.
Теоретико-методологическую основу исследования составляет:
— периодизация психического развития в онтогенезе Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина;
4— теоретические основы возрастной психологии (Д. И. Фельдштейн, Л. Ф. Обухова, И. С. Кон, И. В. Шаповаленко)
— теоретические основы исследования проблемы рефлексии: как философского понятия (Локк, Гегель, Лефевр, Щедровицкий), как процесса в психологии (Джеймс, Пиаже, Ананьев, Карпов, Степанов, Семенов), как характеристика человеческого существования (Рубинштейн, Слободчиков, Исаев), как механизма в процессах саморегуляции (Кулюткин, Шаров, Карпов, Орлов) и как дифференциальную модель рефлексии, системную рефлексию (Д. А. Леонтьев).
Цель исследования — разработать программу развития рефлексии в старшем подростковом возрасте для познания и понимания себя и других.
Объект исследования — рефлексия подростков.
Предмет исследования — взаимосвязь рефлексии и отношения к себе и другим.
Общая гипотеза исследования: формирования рефлексии, как одной из основных задач развития подросткового возраста, влияет на становление у учащихся 8—9 классов интереса к собственному внутреннему миру и внутреннему миру других людей.
Частная гипотеза исследования:
1. Практические занятия по психологии, направленные на познание и понимание себя и других, приводят к повышению уровня рефлексии, повышению уровня эмпатии, изменению отношения к себе.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ состояния проблемы, раскрыть сущность понятия рефлексии.
2. Разработать программу диагностики подростков для выявления уровня развития рефлексии, отношения к себе и другим
3. Разработать и реализовать программу занятий, направленных на развитие рефлексии
4. Провести диагностику (до и после начала занятий) для проверки
5эффективности программы.
5. Осуществить анализ и интерпретацию полученных результатов.
Методы исследования:
— Методика "Кто я . 20 предложений М. Куна и Т. Макпартленда в модификации Ф. Патаки;
— Методика определения уровня рефлексивности по А. В. Карпову; — Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко;
Обработка результатов эмпирических данных осуществлялась различными методами математической статистики. Для количественной оценки данных был произведен подсчет коэффициента корреляции Пирсона, который применяется для изучения взаимосвязи двух метрических переменных, измеренных на одной и той же выборке. Для этого была применена программа для обработки статистических данных SPSS.
Практическая значимость исследования: может быть использована как основа для поиска и реализации методов работы с учащимися 8—9 классов. Результаты данного исследования можно использовать в школе для организации группой работы со старшими подростками, направленной на развитие рефлексивных навыков, способности самостоятельно принимать решения и отвечать за их реализацию, проводить анализ личного опыта, понять, что чувствуют и как воспринимают тебя другие. Исследование подчеркивает значимость развития рефлексии школьников, как составляющей целостной личности. Полученные данные дадут учителям и родителям лучшее понимание внутреннего мира подростков.
Базы исследования: выборка участвующих в исследовании состояла из 47 учеников 8—9 класса МСУЦ №4 г. Десногорск Смоленской области, контрольная группа — 28 человек. Возраст ребят с 13 до 15 лет. Гендерные характеристики групп не анализировались. Все заполняемые методики были анонимны, имели только символьное обозначение для их совместного анализа.
Развивающая работа с учетом проведения первичных и повторных
6методик проходил в течении 3-х месяцев.
Структура работы: работа состоит из введения и двух глав, вывода, заключения, списка литературы и приложения, в котором приведены тексты методик, программа занятий.
Основное содержание работы.
Во Введении дается общая характеристика работы, обосновывается актуальность проблемы исследования, его теоретическая и практическая значимость. Формулируются цели, задачи, основная и частная гипотезы исследования.
Первая глава магистерской диссертации носит теоретический характер, называется «Теоретическое исследование вопросов, касающихся проблем рефлексии и психологических особенностей развития рефлексии у подростков» и состоит из двух пунктов.
В первом пункте первой главы магистерской работы раскрываются теоретические основы исследования проблемы рефлексии: как философского понятия (Локк, Гегель, Лефевр, Щедровицкий), как процесса в психологии (Джеймс, Пиаже, Ананьев, Карпов, Степанов, Семенов), как характеристика человеческого существования (Рубинштейн, Слободчиков, Исаев), как механизма в процессах саморегуляции (Кулюткин, Шаров, Карпов, Орлов) и как дифференциальной модели рефлексии, системную рефлексию (Д. А. Леонтьев). В рамках данного пункта было уточнено содержание понятия «рефлексия» и использование в данном исследовании понятия личностная рефлексия — как способность переосмысления субъектом содержаний своего самосознания, интегрирующая и порождающая процессы саморегуляции, принятия и понимания себя и других.
Во втором пункте теоретического обзора раскрывается содержание психологических особенностей развития рефлексии у подростков. Резюмируя содержание пункта, необходимо отметить следующее: развитие рефлексии в подростковом возрасте наиболее актуально. В связи с