Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет «Психология образования»

Кафедра «Возрастная психология»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание степени магистра

«Формирование навыков рефлексии как способ
изменения отношения подростка к себе и людям»

название ВКР

 

Направление

030300.68

Психология

 

(код)

(наименование направления)

 

Магистерская программа

Практическая психология

 

(название магистерской программы)

 

Руководитель магистерской программы

Обухова Л. Ф.

Зав. выпускающей кафедрой

Обухова Л. Ф.

Руководитель

Прихожан А. М.

Студент

Чалова Н. А.

Москва, 2015

2

Общая характеристика исследования

Актуальность темы исследования.

В настоящее время в России наблюдается развитие процесса инфантилизации, ориентация на развлечения и удовольствия, появление феноменов «клипового мышления», «цифровой памяти», «цифровой регрессии». Возможность «сразу» получить в сети Интернет ответ на возникающие вопросы, ослабляет установку на самостоятельные размышления и действия ( М. Е. Сандомирский, 2013).

В связи с низким уровнем развития рефлексии современных подростков практические занятия по психологии становятся особенно острыми и значимыми. Программы по психологии, внедряемые в школьное обучение, характеризуются глубоким пониманием возрастных особенностей подростков, учитывают школьную специфику обучения, но больше ориентированы на отработку навыков поведения, а рефлексии, самопониманию уделяют меньше внимания. С нашей точки зрения, такой подход представляется недостаточным. В условиях изменений, происходящих в российском обществе, характеризующихся неустойчивостью и нестабильностью, важно дать подросткам навык формирования позитивного отношения к миру и себе, как основу для созидательной деятельности, проявления доброй воли. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения того, как в подростковом периоде (у учащихся 8—9 классов) происходит становления интереса к собственному внутреннему миру и внутреннему миру других людей (самопознанию, осмыслению действительности).

Первыми в отечественной психологии вопросами самосознания занимались Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, используя понятие рефлексия, в качестве одного из объяснительных принципов организации и развития психики человека. Процессы личностной рефлексии широко исследованы в работах Н. И. Гуткиной, И. С. Кона, Д. А. Леонтьев, Е. Р. Новиковой, В. А. Петровского, А. В. Рассохин , В. В. Столина, И. Н.

3

Семенова, С. Ю. Степанова и др. Подростковый возраст — чрезвычайно сложный и внутренне противоречивый процесс, период, когда человек из объекта воспитания становится субъектом своего развития. «Личностью не рождаются, личностью становятся», — так считали и А. Н. Леонтьев, и Л. И. Божович, и В. В. Давыдов.

Анализируя понятие «рефлексия» в литературных источниках мы отметили широкую разноплановость в его использовании, начиная от философских понятий (в работах Локк, Гегеля, Лефевра, Щедровицкого), характеристик человеческого существования (Рубинштейн, Слободчиков, Исаев) до рефлексивных процессов в психологии (Джеймс, Пиаже, Ананьев, Выготский, Рубинштейн, Зейгарник, Карпов, Степанов, Семенов) и современном понимании рефлексии в зарубежной психологии (склонность к самоанализу (psychological min-dedness), ментализации — рефлективное функционирование (RF), аффективная осознанность (AC), психическая вовлеченность, осознанное присутствие (mindfulness ).

Анализ данных литературных источников позволил выделить объективно существующие противоречия:

между необходимостью формирования рефлексии у подростков и недостаточностью теоретических разработок этого вопроса, а также путей и средств его решения;

между необходимостью изучения механизмов формирования рефлексии и недостатком соответствующих научно обоснованных концепций, программ, пособий.

В данной работе рассматривалась личностная рефлексия — как способность переосмысления субъектом содержаний своего самосознания, интегрирующая и порождающая процессы саморегуляции, принятия и понимания себя и других.

Теоретико-методологическую основу исследования составляет:

— периодизация психического развития в онтогенезе Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина;

4

— теоретические основы возрастной психологии (Д. И. Фельдштейн, Л. Ф. Обухова, И. С. Кон, И. В. Шаповаленко)

— теоретические основы исследования проблемы рефлексии: как философского понятия (Локк, Гегель, Лефевр, Щедровицкий), как процесса в психологии (Джеймс, Пиаже, Ананьев, Карпов, Степанов, Семенов), как характеристика человеческого существования (Рубинштейн, Слободчиков, Исаев), как механизма в процессах саморегуляции (Кулюткин, Шаров, Карпов, Орлов) и как дифференциальную модель рефлексии, системную рефлексию (Д. А. Леонтьев).

Цель исследования — разработать программу развития рефлексии в старшем подростковом возрасте для познания и понимания себя и других.

Объект исследования — рефлексия подростков.

Предмет исследования — взаимосвязь рефлексии и отношения к себе и другим.

Общая гипотеза исследования: формирования рефлексии, как одной из основных задач развития подросткового возраста, влияет на становление у учащихся 8—9 классов интереса к собственному внутреннему миру и внутреннему миру других людей.

Частная гипотеза исследования:

1. Практические занятия по психологии, направленные на познание и понимание себя и других, приводят к повышению уровня рефлексии, повышению уровня эмпатии, изменению отношения к себе.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ состояния проблемы, раскрыть сущность понятия рефлексии.

2. Разработать программу диагностики подростков для выявления уровня развития рефлексии, отношения к себе и другим

3. Разработать и реализовать программу занятий, направленных на развитие рефлексии

4. Провести диагностику (до и после начала занятий) для проверки

5

эффективности программы.

5. Осуществить анализ и интерпретацию полученных результатов.

Методы исследования:

— Методика "Кто я . 20 предложений М. Куна и Т. Макпартленда в модификации Ф. Патаки;

— Методика определения уровня рефлексивности по А. В. Карпову; — Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко;

Обработка результатов эмпирических данных осуществлялась различными методами математической статистики. Для количественной оценки данных был произведен подсчет коэффициента корреляции Пирсона, который применяется для изучения взаимосвязи двух метрических переменных, измеренных на одной и той же выборке. Для этого была применена программа для обработки статистических данных SPSS.

Практическая значимость исследования: может быть использована как основа для поиска и реализации методов работы с учащимися 8—9 классов. Результаты данного исследования можно использовать в школе для организации группой работы со старшими подростками, направленной на развитие рефлексивных навыков, способности самостоятельно принимать решения и отвечать за их реализацию, проводить анализ личного опыта, понять, что чувствуют и как воспринимают тебя другие. Исследование подчеркивает значимость развития рефлексии школьников, как составляющей целостной личности. Полученные данные дадут учителям и родителям лучшее понимание внутреннего мира подростков.

Базы исследования: выборка участвующих в исследовании состояла из 47 учеников 8—9 класса МСУЦ №4 г. Десногорск Смоленской области, контрольная группа — 28 человек. Возраст ребят с 13 до 15 лет. Гендерные характеристики групп не анализировались. Все заполняемые методики были анонимны, имели только символьное обозначение для их совместного анализа.

Развивающая работа с учетом проведения первичных и повторных

6

методик проходил в течении 3-х месяцев.

Структура работы: работа состоит из введения и двух глав, вывода, заключения, списка литературы и приложения, в котором приведены тексты методик, программа занятий.

Основное содержание работы.

Во Введении дается общая характеристика работы, обосновывается актуальность проблемы исследования, его теоретическая и практическая значимость. Формулируются цели, задачи, основная и частная гипотезы исследования.

Первая глава магистерской диссертации носит теоретический характер, называется «Теоретическое исследование вопросов, касающихся проблем рефлексии и психологических особенностей развития рефлексии у подростков» и состоит из двух пунктов.

В первом пункте первой главы магистерской работы раскрываются теоретические основы исследования проблемы рефлексии: как философского понятия (Локк, Гегель, Лефевр, Щедровицкий), как процесса в психологии (Джеймс, Пиаже, Ананьев, Карпов, Степанов, Семенов), как характеристика человеческого существования (Рубинштейн, Слободчиков, Исаев), как механизма в процессах саморегуляции (Кулюткин, Шаров, Карпов, Орлов) и как дифференциальной модели рефлексии, системную рефлексию (Д. А. Леонтьев). В рамках данного пункта было уточнено содержание понятия «рефлексия» и использование в данном исследовании понятия личностная рефлексия — как способность переосмысления субъектом содержаний своего самосознания, интегрирующая и порождающая процессы саморегуляции, принятия и понимания себя и других.

Во втором пункте теоретического обзора раскрывается содержание психологических особенностей развития рефлексии у подростков. Резюмируя содержание пункта, необходимо отметить следующее: развитие рефлексии в подростковом возрасте наиболее актуально. В связи с

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/studworks/CHalovaNA_2015/CHFn-ma-017.htm