Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет «Психология образования»

Кафедра «Возрастная психология»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание степени магистра

«Копинг-стратегии детей младшего школьного возраста с разным уровнем интеллектуального развития»

название ВКР

 

Направление

050400.68

Психолого-педагогическое образование

 

(код)

(наименование направления)

 

Магистерская программа

Психология и педагогика обучения одаренных детей

 

(название магистерской программы)

 

Руководитель магистерской программы

Емельянова И. В

Зав. выпускающей кафедрой

Обухова Л. Ф.

Руководитель

Юркевич В. С.

Студент

Пойманова Д. М.

Москва, 2015

2

Общая характеристика исследования

За последнее время большое внимание психологами всех стран уделяется проблеме выбора стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций. Изучение вопроса о том, насколько эффективно человек может преодолеть кризисную ситуацию является одним из ключевых в психологии личности и дифференциальной психологии. Также важно исследовать не только сами способы преодоления кризиса, но и то, как проявляются мыслительные способности человека при оценке тех или иных ситуаций и своих действий в ней [Сarver, Scheier, 1998].

Проблеме совладания в трудных жизненных ситуациях посвящен ряд исследований (Анцыферова, 1994; Нартова-Бочавер, 1997; Либин, Либина, 1998; Никольская, Грановская, 2000; Крюкова, 2004; Хазова, 2008; Lasarus, Folkman, 1984; Endler, Parker, 1990; Fraydenberg, Lewis, 2002 и др), вместе с тем тема когнитивных механизмов копинг-поведения освещалась не так часто. Так, в проведенных исследованиях отмечается отсутствие связи уровня психометрического интеллекта и стратегий совладания, при этом выявлена связь копинг-стратегий с социальным, эмоциональным интеллектом и креативностью [З. Х. Сиерральта, 2000].

Важная роль в выборе стратегии совладающего поведения отдается ресурсам, то есть тем возможностям, которыми обладает человек и может использовать для преодоления кризисной ситуации (Gross, McMullen, 1983; Nakano, 1991; Chesney, 1991; Conway, Terry, 1992; Foa, Tornblom, 1993; Folkman, Turner, Roszel, 1994; и др.).

Недостаточная изученность роли уровня интеллектуального развития как ресурса совладающего поведения указывает на актуальность исследования детей с разным уровнем интеллектуального развития. Для расширения наших представлений о роли интеллектуальной сферы в копинг поведении необходимо изучить вопрос зависимости выбора стратегии совладания от уровня интеллектуального ресурса человека.

3

Таким образом, цель исследования — выявить специфику совладающего поведения у детей младшего школьного возраста с разным уровнем интеллектуального развития.

Объект исследования — связь интеллекта и стратегий совладающего поведения.

Предмет исследования — копинг-стратегии младших школьников с разным уровнем интеллектуального развития

Гипотезы исследования:

1. Дети, имеющие высокие показатели уровня интеллекта, в большей мере склонны использовать «продуктивные» стратегии совладания (в том числе стратегии «разрешение проблемы», «позитивное фокусирование») и в меньшей мере — эмоциональные и социальные копинг-стратегии.

2. Дети с высоким уровнем интеллектуального развития способны использовать более широкий спектр стратегий совладания, чем дети с низким уровнем интеллектуального развития.

3. Уровень интеллектуального развития связан с уровнем саморегуляции, при этом высокоинтеллектуальные дети успешны лишь на этапе планирования и целеполагания копинг поведения.

В соответствии с поставленной целью были обозначены следующие задачи исследования:

Теоретические:

1. Провести теоретический анализ литературы, посвященной роли интеллекта в копинг-поведении;

Эмпирические:

2. Изучить связь психометрического интеллекта с выбором копинг-стратегий у младших школьников;

3. Выявить особенности саморегуляции младших школьников с разным уровнем интеллектуального развития и уровни ее сформированности;

4. Раскрыть гендерные особенности выбора младшими школьниками копинг стратегий.

4

5. Выявить особенности совладающего поведения младших школьников с минимальными и максимальными показателями интеллектуального ресурса.

В соответствии с целью исследования и выдвинутыми гипотезами была разработана программа исследования, в рамках которой применялись следующие методы и методики:

1. Методика определения уровня интеллектуального развития «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена;

2. Методика «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана;

3. Опросник копинг-стратегий школьного возраста (И. М. Никольская, Р. М. Грановская);

4. Опросник «Саморегуляция» А. К. Осницкого.

Эмпирическая база исследования — НОЧУ «Хорошевская прогимназия». В исследовании приняло участие 72 респондента, 40 девочек и 32 мальчика, средний возраст — 9 лет.

В качестве методологической базы нашего исследования были избраны следующие основные принципы: субъектно-деятельностный подход, в котором большая роль отдается внутренним, ресурсным предпосылкам поведения, в частности поведения в трудных жизненных ситуациях (С. Л. Рубинштейн); целостный подход к изучению интеллектуальной одаренности (Д. Б. Богоявленская, В. Н. Дружинин, Н. С. Лейтес, М. А. Холодная, Н. Б. Шумакова, В. С. Юркевич); когнитивно-поведенческий подход (R. Lazarus, S. Folkman), а также исследования отечественных ученых в области проблем стресса и путей выхода из него (Л. И. Анцыферова Р. М. Грановская, И. М. Никольская).

Научная новизна и теоретическая значимость данной работы выражается в отражении связи между уровнем интеллектуального развития детей младшего школьного возраста и выбором стратегий совладающего поведения. Впервые проведено сравнение способов совладающего поведения одаренных младших школьников и их сверстников со средним и низким

5

уровнями интеллектуального развития. Изучены уровни сформированности саморегуляции у детей с разным уровнем интеллектуального развития.

Практическая значимость проведенного исследования дает возможность использовать полученные результаты в деятельности психологов сферы образования, специалистов, работающих с одаренными детьми. Результаты исследования могут послужить основанием для составления программы развития навыков совладающего поведения учащихся с высоким уровнем развития интеллектуальных способностей.

Структура работы включает в себя две главы. В первой главе проведен теоретический анализ копинг-стратегий, а также рассмотрены отличительные особенности копинг-поведения младших школьников. Первая глава также посвящена теме интеллекта и его роли в выборе копинг-стратегий.

Теоретический анализ литературы по проблемам одаренности, приводит к выводу о том, что в исследованиях имеется множество разночтений по проблемам роли интеллекта и творческих способностей в повышении эффективности совладающего поведения одаренных детей. Ряд авторов указывают на то, что высокий интеллект и креативность не способствуют хорошей социальной адаптации, а, наоборот, снижают ее. Столь же спорна мысль о связи креативности с выбором копинг-стратегий, так как своеобразие творческой личности — это независимость от группы как в поведении, так и в суждениях.

Так, в исследовании С. А. Хазовой зафиксировано отсутствие связей между уровнем психометрического интеллекта и преимущественным выбором каких-либо стратегий совладания. Тем не менее, на выбор стратегий совладания, по данным автора, оказывают влияние другие аспекты интеллектуальной деятельности, а именно, творческие способности и реальные интеллектуальные достижения школьников. Характерно, что ни один из показателей более высокого уровня интеллектуальных возможностей (уровень психометрического интеллекта, креативность, реальные достижения) не был

6

связан с выбором «продуктивных» стратегий совладания (Решение проблем, Работа и достижения) [Хазова, 2002].

Таким образом, резюмируя теоретический обзор по проблематике совладающего поведения детей с разным уровнем интеллектуального развития, имеющиеся данные относительно связей интеллектуальных способностей и стратегий совладания с трудной жизненной ситуацией крайне противоречивы: либо отмечается, что испытуемые с более высокими показателями интеллектуальных способностей преимущественно выбирают проблемно-ориентированные стратегии совладания, либо наблюдается отсутствие связей между уровнем интеллекта и выбором определенной формы копинга, либо констатируется склонность лиц с высокими показателями интеллектуальной продуктивности выбирать социальные и эмоциональные стратегии совладания.

Во второй главе приведены результаты эмпирического исследования и анализ роли интеллекта в выборе копинг-стратегий младшими школьниками.

Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что интеллект проявляется в предпочтении продуктивных стратегий младшими школьниками с высоким уровнем интеллектуального развития, в отказе от непродуктивных, таких как избегающий и эмоционально-ориентированный копинг. Дети с высоким уровнем интеллектуального развития выбирают более продуктивные стратегии совладания — «разрешение проблемы», «позитивное фокусирование», а в меньшей мере — эмоциональные и социальные копинги. Была обнаружена положительная связь между уровнем интеллектуального развития и показателем саморегуляции «Целеполагание» и «Планирование». Таким образом, интеллект как ресурс совладания участвует в предварительной обработке ситуации и моделировании копинг-стратегии. Что касается непосредственной реализации копинг-стратегии, то связи между уровнем интеллектуального развития и практической реализуемости намерении не было выявлено. Возможно, интеллект не связан с выбором более зрелых защит и копинг-стратегий, более того, последние — способны компенсировать недостаток первого. Обобщая сказанное, особую актуальность обретают

7

теоретические модели и исследования, учитывающие зависимость функций копинг-стратегий, с одной стороны, от содержания и этапа осуществления деятельности, а с другой — от личностных факторов.

В проведенном нами исследовании интеллект выступает в качестве ресурса совладающего поведения. Широкий спектр различных интерпретаций и подходов в изучении роли интеллекта влечет за собой отсутствие относительно единого взгляда о влиянии интеллекта на выбор стратегии совладающего поведения детей младшего школьного возраста. Проблема связи уровня интеллекта и предпочтений в выборе копинг-стратегий носит дискуссионный характер. С одной стороны, чтобы преодолеть трудную жизненную ситуацию, нужно ее проанализировать, установить причины и оценить возможные последствия, то есть интеллект должен выступать как важный ресурс совладающего поведения. С другой стороны, эмпирические результаты вынуждают признать, что интеллект не имеет прямого отношения к регуляции совладающего поведения или, что еще более парадоксально, предрасполагает не столько к продуктивным (проблемно-ориентированным), сколько к непродуктивным эмоциональным и социальным стратегиям совладания.

Таким образом, интеллектуальный потенциал выступает в качестве психологического ресурса, позволяющего запустить процесс адекватного анализа ситуации, используя интеллектуальные средства контроля. Для кого-то способ преодоления трудных жизненных ситуаций путем анализа и рефлексии своих возможностей считается неприемлемым, для других он — спасение. Иными словами, роль интеллектуального потенциала младшего школьника как ресурса и регулятора копинг-поведения в период кризисных изменений вызывает интерес именно как проблема развития.

Проведенное эмпирическое исследование позволяет оценить роль психометрического интеллекта в совладающем поведении одаренных как позитивную, что дает возможность рассматривать его как особый ресурс совладания, способствующий более продуктивному и пластичному

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/studworks/PoymanovaDM_2015/PKd-ma-008.htm