1 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет «Психология образования»
Кафедра «Возрастная психология»
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание степени магистра
«Проблемы учителей при идентификации одаренных и высокомотивированных школьников»
название ВКР
Направление | 050400.68 | Психолого-педагогическое образование |
| (код) | (наименование направления) |
Магистерская программа | Психология и педагогика обучения одаренных детей |
| (название магистерской программы) |
Руководитель магистерской программы | Юркевич В.С. |
Зав. выпускающей кафедрой | Обухова Л. Ф. |
Руководитель | Юркевич В.С. |
Студент | Стасенко И. В. |
Москва, 2015
2 Общая характеристика исследования
Работа посвящена изучению особенностей идентификации одаренных и высокомотивированных школьников учителями, а также проблем, возникающих у педагогов при выявлении таких детей.
Актуальность исследования. В настоящее время в образовательной среде наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к особенностям выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к вопросам подготовки учителей для работы с ними. Перед учителями ставится задача не только выстроить стратегию работы с такими школьниками, но и уметь выявлять этих детей. Ведь зачастую одаренность учащихся проявляется не в конкретных достижениях (высокая успеваемость, победа на олимпиадах и конкурсах), а в потенциальных способностях, которые не всегда заметны даже при длительном взаимодействии с такими детьми.
У одаренных школьников могут проявляться поведенческие реакции, схожие с поведением детей учебных и социальных групп риска. Например, негативное отношение к школе и учебе; нежелание работать на уроке; трудности саморегуляции; подверженность колебаниям настроения, депрессиям; низкая самооценка; плохие межличностные отношения, недоверие к другим; скука и многое другое. Это приводит к тому, что у педагогов возникают трудности не только в работе с такими учащимися, но и в распознании действительно способных ребят, чей умственный потенциал не сразу можно заметить. Именно поэтому задача учителя заключается в том, чтобы своевременно обратить внимание на такое поведение учащегося и суметь правильно его оценить и распознать причины.
Целью исследования является анализ трудностей, возникающих при идентификации одаренных и высокомотивированных школьников учителями.
3 Объект исследования: идентификация одаренных и высокомотивированных школьников учителями.
Предмет исследования: проблемы учителей, возникающие при идентификации одаренных и высокомотивированных школьников.
Основная (общая) гипотеза: учителя общеобразовательных школ испытывают трудности при идентификации интеллектуально одаренных и высокомотивированных школьников.
Частные гипотезы:
1. При выявлении одаренных и высокомотивированных учащихся учителя больше склонны ориентироваться на учебные достижения (отметки учащихся), а не на реальные проявления одаренности.
2. Учителя отождествляют познавательные мотивы одаренных и высокомотивированных учащихся с учебными.
3. У учителей начальных классов проблемы идентификации проявляются в более острой форме, чем у учителей средней школы.
Исходя из цели и гипотезы нашего исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Обзор литературы, посвященной проблеме одаренности школьников, особенностям выявления одаренных детей учителями и проблемам, возникающим при их идентификации.
2. Выбрать методы и методики для проведения эмпирического исследования.
3. Определить уровень мотивации и умственного развития школьников младших и средних классов.
4. Определить сформированность представлений об одаренных детях у учителей, готовность к идентификации одаренных и высокомотивированных школьников.
5. Исследовать взаимосвязь ученических характеристик с показателями учителей.
46. Составление обучающей программы по вопросам выявления одаренных учащихся для учителей.
7. Проведение обучающих занятий для учителей.
8. Проведение повторной диагностики сформированности представлений об одаренных детях у учителей, готовности к идентификации одаренных и высокомотивированных школьников.
9. Проанализировать результаты исследования, сделать выводы.
Теоретическая значимость исследования связана с изучением трудностей, возникающих у учителей в вопросах определения детской одаренности, что в дальнейшем может быть использовано в учебных курсах в системе профессиональной подготовки и повышения квалификации учителей.
Научная новизна исследования: в работе впервые осуществлено исследование связи уровня умственного развития и мотивации одаренных учащихся с оценками учителей по тем же параметрам. Тем самым, получены новые данные, дополняющие уже имеющиеся научные представления относительно умения учителей выявлять одаренных и высокомотивированных учащихся.
Практическая значимость. Исследуемая проблема имеет несомненную ценность для психологической и педагогической практики, что связано со значимостью умения выявлять учителями одаренных и высокомотивированных школьников. Материалы исследования могут быть использованы для составления программ по повышению психологической грамотности учителей в вопросах выявления одаренных и высокомотивированных учащихся, в просветительской работе школьного психолога с педагогами.
Структура работы: работа состоит из введения, теоретической и эмпирической глав, выводов, заключения, списка используемой литературы (107 источников) и приложения (включает 9 приложений).
5 Основное содержание работы
Во введении определены актуальность, проблема, цель, объект и предмет исследования, выдвинуты гипотезы, сформулированы задачи, указаны методы и методики работы, характеристика эмпирической базы и выборки, обозначена научная новизна и теоретическая и практическая значимость исследования.
В первой главе "Теоретические аспекты проблемы изучения одаренности" рассмотрены теории одаренности как интегральной системы, компоненты общей одаренности (высокий интеллект и мотивационные характеристики), влияние факторов социальной среды на развитие одаренности школьников; проявления одаренности у обучающихся в стенах школы и как проходит обучение таких детей в разных странах; подготовка учителей к работе с одаренными, влияние личности педагога на развитие одаренности, трудности, возникающие у учителей, при выявлении одаренных и высокомотивированных учащихся, современные формы работы с одаренными детьми — тьюторство и менторство.
В исследовании рассматриваются представления об интегральности понятия "одаренность" С. Л. Рубинштейна, В. Д. Шадрикова, А. М. Матюшкина, М. А. Холодной, о мотивационных компонентах одаренности Н. С. Лейтеса, Д. Б. Богоявленской, Дж. Рензулли, В. С. Юркевич, о влиянии средовых факторов на развитие одаренности А. Танненбаума, И. В. Панова, Е. И. Щеблановой, Л. С. Выготского, Ю. Д. Бабаевой, Б. М. Теплова, Ф. Монкса, К. А. Хеллера, о влиянии личности учителя на развитие одаренности учащихся М. Линдси, Б. Блума, Э. Ландау, Н. Б. Шумаковой, М. И. Фидельман, Л. В. Поповой, О. М. Дьяченко, Е. Л. Яковлевой.
На основе теоретического анализа формулируются выводы:
1. Одаренные школьники отличаются от своих сверстников, их личность и интеллект развиваются по качественно иным психологическим законам.
Они зачастую имеют поведенческие особенности, которые не поддерживаются школьным коллективом, что может привести к
6недоброжелательному отношению окружающих к личности юного таланта, тем самым препятствуя проявлению и дальнейшему развитию его возможностей.
2. Особую значимость для развития одаренных детей приобретает личность учителя, который сможет не только выявить потенциал ребенка, но и поможет ему в дальнейшем развитии и его личности и его способностей. У неподготовленного учителя могут возникать трудности в работе с одаренными детьми, которые, в первую очередь, связаны с незнанием особенностей одаренных учащихся, с неумением понимать их потребности и нужды. Часть учителей имеет поверхностные представления об одаренности, которые основываются на многочисленных мифах, распространенных в массовом сознании.
3. Принципиальное значение в этом отношении приобретает помимо собственно педагогической подготовки еще и психологическая готовность к работе с этим контингентом детей: учитель должен обладать стремлением к саморазвитию, широким кругозором, открытостью новому, креативностью, желанием и интересом к работе с одаренными школьниками.
Вторая глава «Эмпирическое исследование» содержит описание и анализ результатов проведённого эмпирического исследования, анализ связи между показателями учащихся и их оценкой учителями, обсуждение результатов и выводы.
Методы исследования:
— Констатирующий эксперимент
— Формирующий эксперимент
— Тестирование
— Анкетирование
— Методы математической статистики
Методики, которые мы использовали для проведения исследования, можно условно разделить на две части: 1) Методики для диагностики учащихся:
7• Тест интеллектуальных способностей «Стандартные Прогрессивные матрицы Плюс» Дж. Равена
• Методика выявления мотивации развития у школьников Юркевич В. С.
• Методика оценивания школьных достижений
2) Методики для диагностики учителей:
• Анкета для учителей «Потребность в познании и активности у учащихся» Юркевич В. С.
• Рейтинговые шкалы
• Эссе «Что я знаю об одаренных детях»
Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы ЦАО г. Москвы в 2014—2015 году.
Выборка исследования состоит из 197 учащихся (118 учащихся из 3—4 классов, 79 учащихся из 7—9 классов) и 23 учителей (8 учителей работают в 3—4 классах, 15 учителей — в 7—9 классах). Тестировались учащиеся 3—4 и 7—9 классов и учителя, работающие в этих классах.
Проведенное нами исследование привело к следующим выводам:
1. При начальной диагностике было выявлено, что все учителя, принявшие участие в исследовании, в большей или меньшей степени испытывают трудности в выявлении учащихся с высокими умственными возможностями. Причем у половины учителей уровень выявления довольно низкий. Только у пятой части педагогов (21%) сформировано сколько-нибудь достаточное представление о характерологических и поведенческих особенностях проявления одаренности учащихся. У остальных недостаточный уровень знаний о специфике проявления одаренности учащихся в школе.
2. Обнаружены следующие трудности у педагогов: все учителя при определении умственного потенциала в большей или меньшей степени ориентируются на школьную успеваемость, на оценки, полученные школьниками по преподаваемым ими предметам. Вероятно, большую роль