Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

417

МНОГОУРОВНЕВЫЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ В КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Е. Б. Фанталова

Многолетний опыт работы автора с различными психодиагностическими методиками и использование результатов по ним в дифференциальной психодиагностике и при оказании психологической помощи (психотерапия, психокоррекция, психопрофилактика, социальная реабилитация) показал, что необходимо четко представлять себе уровни психологического (психодиагностического) исследования, соответствующие доминирующим уровням психологической

418

реальности конкретного случая. Полученные по различным методикам результаты психологического исследования наводили на мысль о том, что иногда одна и та же личностная методика работает на разные уровни целостной психологической реальности человека. Совокупность одних показателей в большей мере отвечала на вопрос «Каковы состояние и личность больного, каковы его характерологические особенности, эмоциональные реакции?» Совокупность же других показателей в определенной степени как бы «склонялась» к ответу на вопрос «Почему они такие?», обеспечивая тем самым причинно-следственное звено исследования, хотя, конечно, не исчерпывая понимания всей целостной психологической картины индивидуального случая, всей ее специфики и сложности.

В связи с этим мы сочли целесообразным выделить три различных уровня психологической реальности, которые взаимодополняюще характеризуют особенности функционирования человеческой психики, особенности целостного психологического портрета1. Последний может содержать в себе как внешние психологические проявления, раскрывающие темперамент, свойства нервной системы, феноменологию характера, так и глубинные мотивационно-личностные структуры, личностные смыслы, ценности.

Методологически эти три уровня соответствуют, в свою очередь, трем уровням психологического (психодиагностического) исследования и оказания необходимой психологической помощи. Ответим последовательно на два вопроса:

— Каковы эти уровни?

— Почему методологически целесообразно их выделение?

Итак, ответ на первый вопрос. Это уровни «ИНДИВИД», «ЛИЧНОСТЬ», «ДУША».

Это три взаимосвязанных, но вместе с тем различных по содержанию, структуре и функциям онтологических уровня, в совокупности отражающих целостную психологическую реальность человека. Если уровень «Индивид» раскрывает феноменологию характера, темперамента, свойств нервной системы, удовлетворенность базисных потребностей человека и отвечает на вопрос «Каковы эмоциональное состояние и личность больного?», то уровень «Личность» охватывает причинно-следственные звенья в системе социальных отношений человека, вскрывает иерархию мотивов, смыслообразований, отвечая в диапазоне социального контекста на вопрос «Почему эмоциональное состояние и личность больного имеют онтологически присущие им психологические характеристики?» Самым сложным для традиционного психологического исследования и психодиагностики является уровень «Душа», поскольку именно

419

на нем раскрывается уже глубинный, давно сложившийся, интериоризованный, автономный внутренний мир человека с присущей ему системой ценностей, «внутренних опор», «внутренних авторитетов».

В этой связи представляется целесообразным вспомнить, что зарождение психологии в Древности прежде всего было связано с попытками проникновения во внутренний мир человека и само слово «психология» в переводе с греческого означает «познание души» (внутреннего мира), так же, как и «психодиагностика» предполагает «распознавание души», а «психотерапия» — попечение души, целительство души.

Хотя все три уровня, — «Индивид», «Личность», «Душа», — взаимодополняющие раскрывают целостную психологическую реальность человека, нельзя не заметить, что в психологической картине отдельного случая все-таки имеет место доминирование какого-то одного из трех уровней, или, по крайней мере, диады «Индивид-Личность» или «Личность-Душа».

Отвечая на второй вопрос (Почему методологически целесообразно выделение этих трех уровней и зачем они нужны в практике психологического исследования и психологической помощи?!), можно сказать, что «опора» на выделенные уровни, знание об их содержании и доминировании в каждом отдельном случае помогают лучше квалифицировать психологическую индивидуальность больного, раскрыть доминирующие потребности и ценности, наметить стратегию и тактику оптимальной психологической помощи, лучше понять внутренний запрос больного. Остановимся подробнее на каждом из уровней и раскроем психологические категории и методы, их обеспечивающие.

Уровень «ИНДИВИД». Методологически этот уровень строится на биологических принципах и врожденной, генетической предопределенности большинства присущих ему психологических свойств и качеств. Понятие «индивид» предполагает рассмотрение человека как представителя вида homo sapiens и содержит два основных признака: неделимость, целостность субъекта, с одной стороны, и наличие у него особенных, индивидуальных свойств, с другой.

Если рассматривать психологические понятия, в совокупности охватывающие и раскрывающие уровень «индивид», то к ним, прежде всего, следует отнести такие, как темперамент, характер, свойства нервной системы, способности, черты, акцентуации, психопатии, эмоциональную и аффективную регуляцию, базисные потребности. Уровень «индивида» не исключает средовых, социальных влияний на психику человека, но, согласно его онтологии, приоритетом для этого уровня выступает, все же, биологическая тенденция. Поэтому психологические детерминанты этого уровня такие, например, как,

420

темперамент, акцентуации, почти не поддаются коррекции, и их влияние на личность больного должно просто учитываться при работе с ним и выборе адекватной для него психотерапевтической техники. В перечень психологических методов, адекватных для исследования уровня «индивид», можно отнести следующие: метод наблюдения, естественный эксперимент, специальные психологические эксперименты, тесты на исследование высших психических функций в плане их динамических показателей (скорость, устойчивость, переключаемость), опросники темперамента, характера, эмоциональных состояний, типологии черт, экстра- и интроверсии, уровня невротизации и психопатизации и др.

Уровень «ЛИЧНОСТЬ». В отличие от уровня «индивид», уровень «личность» предполагает, прежде всего, социальный контекст рассмотрения. Акцент при определении личности ставится на деятельность (А. Н. Леонтьев), на систему отношений (В. Н. Мясищев) и само понятие личности рассматривается как системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее его со стороны включенности в социальные отношения. В отечественной психологии понятие «личностное» тождественно понятию «общественно значимое», в зарубежной психологии понятие личности в целом приравнивается к понятию «человек». И все же, если рассматривать личность в плане психологических категорий и рабочих понятий, охватывающих названный уровень, то можно заметить, что для характеристики содержания и развития каждого из них необходимо исследовать функционирование личности в социуме, поскольку раскрывающие этот уровень понятия основываются на социальном, межличностном взаимодействии и функционировании. К числу таких понятий относятся, прежде всего, мотивы, установки, смыслы, общение, межличностные отношения, социально ориентированные потребности и ценности, жизненная стратегия, жизненный путь. Строго методологически можно заметить, что с утратой социальных отношений эти понятия постепенно теряют свое содержание, а вместе с этим редуцируется и понятие личности. В перечень психологических методов, адекватных для раскрытия уровня «Личность», можно отнести следующие: наблюдение, биографические методы, диагностическое интервью, опросники мотивов, интересов, ценностей, личностных предпочтений, многофакторные личностные опросники, проективные методы, методы диагностики межличностных и семейных отношений, личностно ориентированные психологические эксперименты, психотерапевтические и диалоговые методы.

Уровень «ДУША». Данный уровень, согласно своему названию, ориентирован на раскрытие внутреннего мира человека, в основе которого лежит интериоризованная система ценностей и связанных

421

с ними эмоциональных переживаний. Душа — это глубинный, внутренний, автономный уровень психологической реальности, который далеко не всегда поддается традиционному психологическому (психодиагностическому) исследованию. Дополнительная его характеристика — «экзистенциальный уровень», поскольку этим подчеркивается уникальность внутреннего мира человека и уже не зависимый ни от чего внешнего жизненный план. Для психолога и психотерапевта бывает очень важно выйти на этот уровень общения с клиентом, поскольку именно там сосредоточены основные, ценностно-насыщенные жизненные переживания, противоречия, конфликты. Как правило, все они вовлечены в уникальную для каждого человека систему психологических защит, с одной стороны, охраняющих его внутренний мир, с другой стороны, препятствующих «выходу наружу» болезненных переживаний и актуализации проблем, что создает известные трудности в работе психотерапевта. Если понятие «душа» означает внутренний мир человека, то понятие «духовности» в его житейском значении раскрывается как «красота внутреннего мира» и, тем самым, подчеркивается особое значение идеального внутреннего плана отношений человека с действительностью и самим собой. Если уровень «личность» всегда основывается на социальном функционировании и контексте рассмотрения, то уровень «душа», напротив, минует этот контекст. Можно сказать, что и уровень «личность», и уровень «душа» раскрывают внутренний мир человека. Только разница состоит в том, что уровень «личность» (как и само это понятие), неизбежно выходит в социальный контекст отношений между людьми и функционирует в системе «Я – Другие» (по определению, вне социального контекста понятие «личность» утрачивается, редуцируется, поскольку личность как система отношений возможна только благодаря социуму). Напротив, уровень «Душа» — это уже интериоризированная, самостоятельная и замкнутая часть Я, с присущим ей автономным внутренним миром и характерными для него ценностями, конфликтами, эмоциональной гаммой переживаний. Уровень «Личность» как бы разговаривает с «Другим» и динамически построен на взаимодействии: Я↔ТЫ, Я↔ДРУГОЙ (ДРУГИЕ).

Уровень «Душа» автономен и существует благодаря функциональным внутренним связям между частями «Я», внутри «Я». Вопрошающее «Я» как бы резонирует внутри души, во внутреннем мире и равносильно внутреннему диалогу: — Я? — Я!; — Я? — Только Я. («вопрос» – «ответ» внутри Я, между отдельными частями Я).

Поскольку уровень «Душа» во многом определяется мировоззрением, мироощущением, рефлексией, то и категории, охватывающие и раскрывающие его, могут быть не только психологическими, но и философскими, например, такие, как категориально-нравственный

422

императив, эмоциональное и рациональное в сознании, экзистенциальный конфликт и экзистенциальный выбор. Методы раскрытия этого уровня — исповедь, катарсис, диалог.

Как уже отмечалось выше, в целостной психологической реальности каждого человека присутствуют все три уровня, а описательный психологический портрет чаще всего представляет собой их «сплав». Однако, совокупность всех данных проведенного психологического исследования, так же как и внутренний запрос клиента психотерапевту, содержание и специфика предъявляемых проблем обычно указывают на уровень, доминирующий в психологической реальности конкретного случая. Нам представляется, что если психолог будет готов к распознаванию этого уровня заранее и сможет легко и быстро дифференцировать его, то и оказание психологической помощи будет в этом случае более эффективным как с точки зрения выбора психотерапевтической техники, так и последующего общения, направления содержания беседы, диалога.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/FMm-2009/FMm-417.htm