1 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет «Консультативная и клиническая психология»
Кафедра «Индивидуальная и групповая психотерапия»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
магистерская диссертация
«Сказочная метафора как средство развития самосознания»
Автореферат
Направление | 030300.68 | Психология |
| (код) | (наименование направления) |
Магистерская программа | Консультативная психология |
| (название магистерской программы) |
Руководитель | Вачков И. В. |
Студент | Тимур О. Ю. |
Рецензент | Нартова-Бочавер |
Оппонент | Федосеева А. Н. |
Москва, 2015
2 Актуальность темы исследования. Сегодняшний день диктует людям необходимость умения осознавать свои возможности не только путем эффективной адаптации к динамично изменяющимся условиям современного общества, но и умения реализовать себя как субъекта деятельности и взаимодействия. Для этого человеку необходимо владеть способностями к изменению и развитию самого себя, а также не менее важными в этой связи становятся способности к динамичному и порой радикальному преобразованию жизненных условий в которых находится субъект. Такой результат может быть достигнут человеком путем повышения уровня его самосознания, что будет способствовать его саморазвитию и самоопределению. Развитие самосознания также позволит лучше выстраивать различные аспекты межличностного взаимодействия и отношений.
Практически ориентированная психология нуждается в разработке методов, технологий и приемов, позволяющих проводить адекватную работу, нацеленную на повышение уровня самосознания как основного условия для саморазвития личности.
Такими материалами, которые будут соответствовать, указанным выше, требованиям смогут служить циклы развивающих занятий, построенных на принципах сказочной метафоризации. Метафора, является сильным психологическим инструментом и, будучи правильно и в нужное время примененной, может творить чудеса. Большой скрытый потенциал сказочной метафоры дает возможность работы с такими сложными и болезненными проблемами и ситуациями человека, которые порой никакими иными способами, кроме этого, разрешены быть не могут, потому что метафора обладает уникальным свойством — облегчения восприятия болезненной информации.
3Сказочная метафора позволяет увидеть новое содержание в старых уже давно знакомых вещах. В метафору можно вложить как сознательные, так и бессознательные смыслы. Она может быть использована для развития мышления, т. к. сама лежит в основе его развития. Метафора пробуждает творческий потенциал воображения и обладает еще целым рядом присущих только ей одной особенностей.
Опираясь на все вышесказанное, актуальность темы исследования, прежде всего, заключается в том, что благодаря психологической работе со сказочной метафорой должно последовать изменение способа видения мира и отношения человека и к этому миру и к самому себе, — что будет являться процессом развития самосознания.
Объектом исследования является сказочная метафора как средство развития самосознания детей, воспитанников интернатных учреждений.
Предметом исследования выступает процесс развития самосознания детей, воспитанников интернатных учреждений с помощью сказочной метафоры.
Цель исследования — изучение возможностей развития самосознания посредством работы со сказочной метафорой в процессе реализации специальной групповой психологической работы.
Гипотезы:
Общая гипотеза:
1. Метафоризация, используемая в специальной психологической групповой работе, может служить эффективным инструментом развития самосознания подростков, воспитанников интернатных учреждений.
Частная гипотеза:
1. Использование сказочной метафоры в процессе специальной психологической групповой работы ведет к позитивным изменениям во всех
4подструктурах самосознания подростков, воспитанников интернатных учреждений: в когнитивной, аффективной, поведенческой.
Исходя из проблемы, объекта и предмета исследования, его цели и гипотезы, в работе были поставлены следующие задачи:
1. Определить и описать сущность понятия «самосознание», его содержание, структуру, компоненты, уровни и источники развития.
2. Теоретически обосновать психологические условия способствующие развитию самосознания.
3. Определить сущность и содержание понятия «сказочная метафора», ее функции, особенности и принципы работы с ней.
4. Обосновать принцип работы сказочной метафоризации психологических представлений в процессе развития самосознания.
Методологической и теоретической основой работы послужили исследования, посвященные проблеме развития и становления самосознания И. С. Кона, Р. Лэнга, В. С. Мерлина, В. С. Мухиной, Ж. Лапланша, С. Р. Пантилеева, Ж. Понталис, Е. Т. Соколовой, В. В. Столина, И. И. Чесноковой, Т. Шибутани и др.
Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выгодского, А. Н. Леонтьева. М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейна, П. Р. Чаматы, Е. В. Шороховой — данная плеяда ученых, в частности, работала над общетеоретическими и методологическими аспектами проблемы развития личности.
Н. Е. Анкудинова, А. И. Липкий, В. С. Магун, Е. И. Савонько, В. Ф Сафин работали над более специальными вопросами, такими как, проблемы самооценки и их взаимосвязи с оценками окружающих.
А. А. Бодалев провел колоссальную работу над проблемой взаимосвязи процесса самопознания и познания других людей, что ему и удалось высветить в своих работах по социальной перцепции. Вопросам такой взаимосвязи посвятили свои труды и Н. В. Крогиус, Р. А. Максимова, М. П. Пикельникова, Г. Я. Розен.
5О. Г. Дробницкий, А. Г Спиркин, А. И. Титаренко работали в контексте философского подхода в исследовании проблем морального выбора, личностной ответственности, морального самосознания. На эту тему представлены и философско-психологические исследования Э. В Ильенкова, В. М. Лейбин и др.
Вопросами самосознания и понятия «Я» занимался и ряд специалистов, посвящавших свои труды теоретическим и практическим аспектам психотерапии и психологического консультирования, среди которых К. Роджерс.
Разработке психосемантической теории в психологии посвятили свои труды Е. Ю. Артемьева, Е. Л. Доценко, В. Ф. Петренко, А. Г. Шмелев и др.
Ряд положений данного исследования опирается на лингвистические исследования метафоры, проведенные Дж. Лакофф, П. Рикер, А. А. Ричардс. Литуроведческие исследования сказки проведены И. А. Арзамасцевой, Н. Д. Арутюновой, А. Е Наговицыным, В. И. Пономаревой, В. Я. Проппом и др.
Проблемам сказкотерапии и, в частности, роли метафоры как средства развития самосознания посвятили свои исследования К. И. Алексеев, Н. Д. Арутюнова, Ф Баркер, И. В. Вачков, М. Ф. Виглсуорт, Д. Гордон, Е. Л. Доценко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Дж. Лакофф, Е. С. Мосина, Н. А. Сакович, Е. Е. Сапогова, И. В. Стишенок, и др.
Методы исследования. Для проведения исследования были использованы взаимодополняющие и взаимопроверяющие методы исследования, в том числе: методы теоретического анализа (теоретический анализ психологических исследований по проблемам развития самосознания; теоретический анализ вопросов, посвященных работе сказочной метафоры как психологического средства работы), практические методы: сбора данных — исследовательские (методика Дембо-Рубинштейна, тест оценки саморегцляции ССМП1 В. И. Моросановой, тест-опросник самоотношения
6В. В. Столина, С. Р. Пантилеевой); обработки данных — U-критерий Манна — Уитни, Т-критерий Вилкоксона и развивающие — специальная психологическая программа групповых занятий с применением сказочной метафоризации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в предоставлении научного обоснования применения сказочной метафоры для развития самосознания подростков, воспитанников интернатных учреждений. Раскрыты особенности влияния сказочной метафоры на развитие важнейших подструктур самосознания подростков, оставшихся без попечения родителей.
Практической значимость исследования является разработанная программа, которая может быть использована психологами, работающими в системе интернатных учреждений, для развития самосознания их воспитанников.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность проблемы исследования определены теоретические и методологические основы, объект, предмет, цель, гипотезы, задачи исследования, описаны методы исследования, охарактеризована научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.
В первой главе «Теоретические основы развития самосознания подростков, воспитанников интернатных учреждений средствами сказочной метафоры в групповой психологической работе» представлен теоретический обзор отечественных и зарубежных исследований по проблеме формирования и развития самосознания; развития самосознания у подростков, воспитанников интернатных учреждений; выделены характеристики сказочной метафоры и особенности ее применения в рамках специально разработанной программы групповой психологической работы.