1 Робулец Оксана Владимировна
Возможности психологической коррекции нарушений эмоционального развития современных дошкольников
44.04.02 «Психолого-педагогическое образование»
Магистерская программа «Психолого-педагогическая коррекция нарушений развития у детей»
АВТОРЕФЕРАТ
Магистерской диссертации по квалификации
«магистр» по направлению
«Психолого-педагогическое образование»
Москва — 2015
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность исследования. Среди глобальных проблем человечества, наиболее остро заявляющих о себе в XXI веке, особое место занимает психическое и физическое здоровье детей. Многочисленные подходы к решению этой проблемы чаще всего основываются на изучении внутрисемейной атмосферы, качестве медицинского обслуживания, отношений ребенка с близкими взрослыми, социального окружения, а также восприимчивости детей к заболеваниям и других внешних факторах.
Наряду с этим, значительно менее изучены внутренние факторы, влияющие на психическое здоровье детей, становление исходно благополучной психики и важнейшие условия, определяющие это благополучие. В качестве одного из таких внутренних факторов, являющихся мощным регулятором психики ребенка, а соответственно и его здоровья, можно рассматривать эмоциональную сферу как сложно организованную систему регуляции поведения ребенка.
Феномен эмоционального поведения как предмет научно-психологического исследования — проблема, имеющая трудности объективного изучения эмоциональной сферы человека, тем более ребенка: трудно смоделировать нужную ситуацию, вызвать запланированную эмоцию, удержать переживание в течение длительного времени.
В современных условиях последующей перестройки социально-экономического уклада в нашей стране эмоциональная атмосфера общества не обрела стабильности. В последние годы интерес к проблеме эмоций и чувств как фундаментальной сфере психического развития человека, как базису его душевной жизни стал значительно расти, что сопряжено с большими переменами в жизни нашего общества, с переменами в науках о человеке. Есть еще и другой фактор, заставляющий сегодня более внимательно и уважительно относиться к эмоциональной сфере, — фактор многочисленных эмоциональных нарушений (или расстройств) в поведении детей, в том числе в дошкольном возрасте, проявляющихся в виде различных симптомов и не составляющих
3клинических форм заболеваний, а относящихся к непатологическим формам пограничного характера. Эти нарушения проявляются в виде неустойчивого настроения как эмоционального фона ребенка (возбудимое или депрессивное настроение), в виде особенностей характера, в виде некоторых социально неприемлемых состояний (агрессия, страхи, фобии др.).
Вопросы возникновения, проявления и диагностики эмоциональных нарушений у детей изучались в современной психолого-педагогической науке. Учеными рассматривались различные аспекты этой проблемы. Некоторые исследователи уделяли наибольшее внимание выявлению причин возникновения эмоциональных нарушений, к которым в первую очередь относятся дисгармония семейных взаимоотношений, разновидности неправильного семейного воспитания В. И. Гарбузов, Т. М. Мишина, В. К. Мягер, A. C. Спиваковская, Э. Г. Эйдемиллер. В связи с этим выделялись различные типы неблагополучных семей А. Я. Варга, а также виды неправильного воспитания А. И. Захаров, A. C. Спиваковская. Другие авторы классифицировали эмоциональные нарушения Л. A. Абрамян, А. И. Захаров, 3. Матейчик, А. М. Прихожан, М. Раттер. Некоторые уделяли внимание диагностике эмоциональных нарушений у детей A. A. Бодалев, Л. Я. Гозман , В. В. Столин, Г. Т. Хоментаускас.
Точная и глубокая диагностика эмоциональных нарушений, а также коррекция и прогноз развития детей с такими симптомами имеют огромное значение для здоровья ребенка и его жизни, также для жизни всей семьи и общества в целом.
Таким образом, на основе вышеизложенного можно утверждать об актуальности данной проблем в современном обществе.
Методологической основой исследования явились культурно-историческая теория Л. C. Выготского, согласно положениям которой мы рассматриваем развитие эмоциональной сферы ребенка с точки зрения ее социокультурной обусловленности; представления отечественных и зарубежных ученых (П. К. Анохин, Л. И. Божович, В. К. Вилюнас,
4Л. С. Выготский, У. Джеймс, A. B. Запорожец, К. Э. Изард, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, П. В. Симонов, Д. И. Фельдштейн [143], Д. К. Эльконин и др.), признающих центральную роль эмоций в развитии ребенка, а также для мотивационной системы человека, социальной коммуникации, познания, поведения и развития в целом; системно-деятельностный подход (А. Г. Асмолов, П. Я. Гальперин, A. B. Запорожец, А. Н. Леонтьев); теория деятельностного опосредования развития психики ребенка (Л. С. Выготский, A. B. Запорожец, А. Н. Леонтьев);
Теоретической основой исследования выступили исследования по проблеме психологического здоровья (К. А. Альбуханова-Славская, Л. И. Анциферова, И. В. Дубровина, В. И. Слободчиков); психический анализ эмоциональных явлений в детском возрасте (Г. М. Бреслав, В. К. Вилюнас, К. Е. Изард, E. H. Лисова и др.).
С учетом теоретической и практической значимости данной проблемы была определена тема магистерской диссертации: "Возможности психологической коррекции нарушений эмоционального развития современных дошкольников".
Имеющиеся исследования позволяют выделить противоречие между социальной значимостью психологической коррекции нарушений эмоционального развития современных дошкольников и недостаточной разработанностью научно-методического инструментария по данному вопросу.
Данное противоречие позволило следующим образом сформулировать проблему исследования: выявить, каковы условия эффективной психологической коррекции нарушений эмоционального развития детей дошкольного возраста в современных условиях.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить программу психологической коррекции нарушений эмоционального развития детей дошкольного возраста.
Объект исследования: нарушения эмоционального развития детей дошкольного возраста.
5 Предмет исследования: психологическая коррекция нарушений эмоционального развития детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: психологическая коррекция нарушений эмоционального развития детей дошкольного возраста будет более эффективной, если соблюдены следующие условия:
— психологическая коррекция может осуществляться с применением терапевтических сказок, релаксации, рисованием мандал;
— учет возрастных и индивидуальных возможностей детей дошкольного возраста;
— безоценочный подход к ребенку;
— активность ребенка;
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую характеристику дошкольного возраста.
2. Рассмотреть специфику эмоционального развития детей дошкольного возраста.
3. Изучить нарушения эмоционального развития дошкольников.
4. Провести экспериментальную работу по психологической коррекции нарушений эмоционального развития детей дошкольного возраста.
5. Разработать Программу психологической коррекции нарушений эмоционального развития детей дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретический анализ психологической и педагогической литературы, педагогический эксперимент, изучение и анализ педагогической документации, психодиагностический метод, статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось в Государственном Бюджетном Образовательном Учереждении Средней
6Общеобразовательной Школы № 2105 Структурном Подразделении Дошкольного Образования «Яузское» территория 1979.
Выборка исследования: В исследовании принимали участие 33 ребенка дошкольного возраста 5—6 лет. В Экспериментальной группе 18 детей : 12 девочек и 6 мальчиков, в Контрольной группе 15 детей :10 девочек, 5 мальчиков.
В первой главе «ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ» в параграфе 1.1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста установлено, что дошкольное детство является важным периодом в психическом и личностном развитии ребенка. В отечественной психологии и педагогике принято выделять младший, средний и старший дошкольный возраст. Каждый возрастной период связан не только с дальнейшим развитием, но и с существенной перестройкой познавательной деятельности и личности ребенка, необходимой для его успешного перехода к новому социальному статусу — статусу школьника [57, c. 12].
В дошкольном возрасте у нормально развивающегося ребенка происходят большие изменения во всем психическом развитии. Чрезвычайно возрастает познавательная активность — развивается восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления. Как отмечает А. Д. Кошелев появляются новые виды деятельности: игра — первый и основной вид совместной деятельности дошкольников; изобразительная деятельность — первая продуктивная деятельность ребенка; элементы трудовой деятельности [42, c. 34].
В параграфе 1.2. который называется «Специфика эмоционального развития детей дошкольного возраста» были рассмотрены работы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и других авторов , в которых мы находим общие указания на то, что формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных