Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

15

С. Д. Смирнов

МИР ОБРАЗОВ И ОБРАЗ МИРА

Образ как психологическое понятие имеет более чем двадцатипятивековую историю. Попытки исключить его из системы психологических категорий, предпринятые в начале XX века в ходе антименталистского

16

«бунта», закончились, по меткому выражению Р. Хольта (1972), «возвращением из изгнания» и восстановлением образа в гражданских правах даже в таком крайнем течении, как бихевиоризм (Миллер и др., 1965). При всей широте спектра различных подходов к пониманию образа, его роли и места в ряду других психологических явлений в качестве основополагающих для материалистической психологии выступают два момента: вторичность образа по отношению к объективной реальности и активность субъекта в процессе построения образа. Первое положение прямо вытекает из материалистического решения основного вопроса философии, а второе позволяет преодолеть механистическую концепцию человека-созерцателя, характерную для разновидностей метафизического материализма. Следует особо отметить, что теоретическое и экспериментальное обоснования активной, деятельной природы психического образа являются в настоящее время одним из самых важных и в то же время одним из самых трудных участков борьбы за марксистскую психологию. Если откровенно идеалистические установки того или иного подхода к пониманию психического стали для широчайших кругов исследователей синонимом ненаучности такого подхода, то механистические по своей сути адаптивные или реактивные модели человека, напротив, сплошь и рядом выдаются за единственно научный путь изучения психики. Это связано с тем, что справедливость сформулированных выше тезисов достаточно полно и всесторонне обоснована на уровне философской и конкретно-научной методологии, что же касается частных психологических теорий, которые можно было бы положить в основу разработки методических средств эмпирического исследования человека-деятеля, то такие теории просто не созданы или же используемые в этих теориях понятия недостаточно операционализированы.

Важным шагом на пути создания психологической теории образа, реализующей на конкретно-научном материале основные достижения марксистской методологии, явилось введение понятия образа мира в контексте деятельностного подхода к пониманию происхождения и функции психического (Леонтьев, 1979). Само по себе понятие образа мира не является новым; в частности, оно широко используется психологами когнитивистской ориентации, часто употребляющими такие выражения, как картина мира, представление о себе и вселенной, модель универсума и т. д. (Миллер и др., 1965, с. 19). Но при этом образ, картина мира понимается как некоторая совокупность образов отдельных предметов и явлений, выступающих в качестве первичных по отношению к ней. Допускается, конечно, что такое объединение отдельных образов в целостную картину мира может приводить к появлению у этой новой целостности качеств, отсутствовавших у составляющих ее частей. Один из наиболее проницательных представителей этого направления (Neisser, 1976) специально рассматривает вопрос о развитии схем мира у человека. Эти положения являются существенными завоеваниями когнитивной психологии в борьбе с ортодоксальным бихевиоризмом. Тем не менее сторонникам этого подхода не удалось преодолеть стимульно-реактивной модели человека, они идут по пути все большего усложнения этой модели, помещая между S (стимулом) и R (реакцией) более и более сложные промежуточные переменные (O). Именно в качестве такого среднего звена в схеме S – O – R рассматриваются и все варианты познавательных образований, включая образ, картину мира.

В советской психологии важный вклад в преодоление стимульно-реактивной схемы человеческого поведения внесли Д. Н. Узнадзе (1966) (теория установки), Л. С. Выготский (1956) (теория культурно-исторического развития психики), С. Л. Рубинштейн (1973), А. Н. Леонтьев

17

(1965, 1975) (психологическая теория деятельности), Н. А. Бернштейн (1966) (физиология активности) и ряд других исследователей. Вместе с тем до сих пор не проведена необходимая работа по экспликации и систематическому формулированию новых принципов организации и функционирования знаний с целью диалектического снятия схемы S – O – R. В результате распространен взгляд на деятельность или установку просто как на более сложное среднее звено в схеме S – O – R, а альтернативные понимания этих нововведений кажутся сторонникам стимульно-реактивного подхода простой сменой терминологии и уходом от прямого ответа на вопрос, какова та новая схема, которой предлагается заменить старую схему.

Утверждения типа того, что субъект и объект являются полюсами единой и неразрывной целостности, в рамках которой внешние воздействия только и приобретают свои качества стимула (Асмолов, 1980, с. 11), безусловно справедливы, но они не являются достаточно эффективным оружием в борьбе со стимульно-реактивным подходом, ибо для победы бой необходимо дать на территории самого противника, показав несостоятельность принятых им допущений.

Задача настоящей работы — показать, что понятие образа мира в том его понимании, которое намечено А. Н. Леонтьевым в его последней публикации (1979), позволяет сделать решительный шаг вперед в экспликации основных положений сложившегося в отечественной психологии подхода, согласно которому познавательные процессы имеют активную деятельностную природу, а реактивность является моментом хотя и необходимым для функционирования любой познавательной системы, но подчиненным принципу активности. Чтобы совершить этот шаг, необходимо прежде всего понять, что не мир образов, а образ мира регулирует и направляет деятельность человека. Это ключевое для нас противопоставление имеет смысл лишь при определенном понимании образа мира, раскрытию и обоснованию которого посвящена основная часть статьи.

* *
*

Очень часто можно встретить утверждение о непосредственном характере чувственного познания в противоположность познанию рациональному (Леонтьев, 1963, с. 514; 1975, с. 33). Между тем гораздо ближе к истине стоит взгляд, что «... различие между восприятием и абстрактным мышлением состоит вовсе не в том, что первое якобы является чисто непосредственным, а второе — опосредованным видом знания. Познание с самого начала объективно направлено, а выделение во внешнем мире объектов, реальных предметов предполагает активную познавательную деятельность, принятие ряда допущений, выдвижение определенных предположений, которые затем апробируются в сенсорной и предметно-практической деятельности» (Лекторский, 1978, с. 19). В самом деле, если бы восприятие было непосредственным процессом, то мы имели бы дело не с предметами внешнего мира, а с чувственными образами той или иной модальности, не открывающими нам реальный мир, а скорее отгораживающими нас от него. Критика такого понимания природы человеческого восприятия настолько обстоятельно представлена в марксистско-ленинской теории познания, что нет необходимости приводить дополнительные аргументы.

Но какую же роль выполняют непосредственные данные органов чувств, если они не могут прямо регулировать наше поведение и даже

18

не предопределяют сколько-нибудь однозначно содержание наших восприятий? Прежде чем ответить на этот вопрос, попытаемся показать, что человек на сознательном уровне вообще, как правило, не имеет дела с непосредственной чувственной данностью, что ему необходимы специальные средства, чтобы эту данность освоить и затем отразить в сознании. Приведем выдержку из весьма убедительных опытов и рассуждений Д. Н. Узнадзе (1966) на указанную тему.

Испытуемому предлагалось опознать на ощупь 6 различных предметов, форма которых была иногда существенно изменена по сравнению с привычной. С самого начала испытуемые стремятся получить как можно более богатые и разносторонние чувственные впечатления, полагая, что чем больше их будет, тем легче будет опознать предмет. «Однако насколько обосновано подобное убеждение...?» (с. 34). Обнаружилось, что чувственные впечатления до акта опознания и после него качественно чрезвычайно различны. Сначала испытуемые переживают тяжесть, холод, твердость, но эти ощущения кажутся зыбкими, лишенными сущности феноменами, и испытуемые чувствуют себя «столь беспочвенно» и «неловко», что иногда сами же говорят, «как будто у меня и нет уже сознания» или «собственное сознание мае кажется чуждым» (с. 35).

«Такова ступень еще не завершенных переживаний развития содержания сознания. Они пока что явно представляют собой субъективные состояния и для завершенности, для приобретения прочности и определенности конкретного переживания должны выйти за рамки субъективности и на основе определенного объекта и в виде его признаков — обресть свою индивидуальную сущность. Именно эта лабильность, неопределенность и безликость должны, по нашему мнению, наиболее характеризовать так называемые ощущения — эту предшествующую настоящему восприятию ступень, где они и обретают свою определенность и конкретную индивидуальность. Стоит испытуемому опознать экспонируемый объект, хотя бы и неверно, что в данном случае не имеет значения, как чувственное содержание его сознания значительно видоизменяется, приобретая конкретность и превращаясь в определенное законченное переживание... в виде конкретных признаков предмета, за который испытуемый принимает экспонируемый в опытах объект.

Отсюда ясно, что чувственное содержание сознания не предопределено раздражителем раз и навсегда... ...по данным наших испытуемых одно и то же содержание ощущения проявляется для них то в одном, то в другом виде. Причем в особенности примечательно здесь то, что, в зависимости от вида предполагаемого испытуемым предмета, одно и то же ощущение переживается им в различных, а иногда даже противоположных качествах. Таким образом, обычное мнение, будто содержание ощущений твердо обусловлено раздражителем — не оправдывается... Конечно, не содержание ощущений определяет значение предъявленного объекта, но, напротив, значение предъявленного объекта придает ясное и определенное содержание самим ощущениям» (с. 35—36). «Как мала зависимость акта узнавания от чувственного содержания, особенно наглядно вытекает из того факта, что особенно редко она наблюдалась именно в случаях безусловного и уверенного узнавания объекта. В случаях же избытка чувственного содержания опознавание объекта либо совсем не удавалось, либо же если и удавалось, то только в качестве поставленного под сомнение соображения» (с. 37).

Трудно найти более убедительные слова для утверждения не непосредственного характера нашего восприятия. Существует целый ряд других методических приемов для расщепления более или менее непосредственных

19

чувственных данных и образов восприятия и для показа того, что последние отнюдь не составляются из первых как из строительного материала. К ним относятся устройства перевертывания и обращения зрительного поля (Логвиненко, 1976; Столин, 1976), особые приемы самонаблюдения, воздействие фармакологическими препаратами, изучение восприятия людей с локальными поражениями мозга (разного рода агнозии) и др. Следует отметить тонкий анализ вклада различных стимулов в формирование образа объективного пространства, в частности, в условиях псевдоскопического восприятия, проведенный А. А. Пузыреем, убедительно показавший, что «характер восприятия невыводим из знания условий стимуляции, даже при переходе к переменным самых высоких порядков. <...> Отдельные признаки глубины... получают статус психологически реальных факторов в определении пространственной организации воспринимаемого, только будучи взяты по отношению к наличной в восприятии перцептивной гипотезе» (Пузырей, 1980, с. 17—18).

Дж. Гибсон (Gibson, 1966), который ввел очень важное различение между видимым полем и видимым миром, специально обращает внимание на возможность восприятия в отсутствии чувственных впечатлений или при наличии неадекватно осознанных ощущений. Примером первого могут служить неспецифическая чувствительность кожи руки к свету (Леонтьев, 1965), восприятие пространства на основе вестибулярной или кинестетической афферентации, феномены восприятия в субсенсорном диапазоне. Примером второго является чувство препятствия у слепых, которым кажется, что они ощущают препятствия кожей лица, в то время как на самом деле в основе этого чувства лежат слуховые эхо-эффекты. Существует множество иллюзий, основанных на том, что восприятие поправляет или дополняет чувственные впечатления, втискивая их в рамки господствующей перцептивной гипотезы. Явления синестезии, эффекты сенсорной депривации и перцептивной изоляции, ощущения в фантомных конечностях — все это огромный и до сих пор не систематизированный материал, свидетельствующий о чрезвычайно непростых отношениях между чувственными данными и восприятием.

Особого внимания заслуживает соотношение модальных ощущений и образа предмета как элемента вне нас существующего мира, ибо в восприятии «дан не образ вещи, а сама вещь, как она является субъекту, воспринимающему ее человеку... Хотя воспринимается сама вещь, а не ее образ, восприятие вещи не тождественно с вещью восприятия» (Рубинштейн, 1973, с. 311). Еще выпуклее эта мысль сформулирована у А. Н. Леонтьева (1979, с. 5): органы чувств обеспечивают «ориентировку в мире, как он есть, а не в отдельных его элементах, его «толчках», хотя, конечно, и через эти элементы, через эти толчки».

Возникает вопрос, в какой форме, на какой чувственной основе реализуется это представление об объективно, вне нас существующей вещи, если эта форма заведомо не совпадает с суммой чувственных впечатлений от стимуляции данной вещью наших органов чувств и не сводится к ней. Разумеется, нет оснований утверждать, что конкретно-чувственный облик вещи является ее условным или случайным отражением. Теория символов, или иероглифов, не находит опоры в данных современной науки. Более того, А. Н. Леонтьев (1975) с полным основанием утверждает, что образ ни в коем случае не является некоторым кодом вещи, ибо отношение между кодом и тем, что кодируется, является совершенно произвольным. Представления такого рода как раз и базируются на уже многократно упоминавшейся схеме, фиксирующей

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/periodica/VMU021981/Smo-001.htm