Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

146

Беневольская Т. Б.1

ПСИХОДРАМА В ДЕТСКОМ САДУ

Опыт работы практическим психологом в одном из московских детских садов показывает, что в настоящее время среди запросов воспитателей к психологу о поведенческих отклонениях и нарушениях у детей по числу обращений преобладает тема агрессивности. Именно агрессивные проявления в поведении у детей чаще других поведенческих особенностей вызывают у воспитателей наибольшие педагогические затруднения. Многие воспитатели ощущают свою педагогическую некомпетентность и беспомощность в разрешении возникающих конфликтных ситуаций между детьми в группе детского сада.

«Можно ли научить ребенка конструктивно разрешать конфликты» в игре и в повседневной жизни? Как реагировать на агрессивное поведение ребенка? Что делать с ребенком, который дерется? Как его наказывать?». Или: «Сделайте с ним хоть что-нибудь, у меня уже нет никаких сил!». Эти и подобные запросы к психологу побудили нас к разработке программы по повышению педагогической квалификации воспитателей с использованием элементов психодрамы. Такая развивающая программа для профилактики и коррекции агрессивных тенденций в поведении детей дошкольного возраста была нами разработана и опробована на базе двух детских садов города Москвы в 2005 г. При составлении программы мы использовали опубликованные материалы А. Айхингер и В. Холл, Е. О. Смирновой и В. М. Холмогоровой, Т. П. Смирновой, а также опыт обучения автора в психодраматической группе под руководством В. В. Семенова.

Программа работы с воспитателями состоит из четырех этапов и проводится в течение трех — четырех месяцев. Каждый этап предполагает несколько (от 2 до 4—5) групповых развивающих и обучающих встреч, продолжительностью около двух часов каждая, с использованием элементов психодрамы. После прохождения первого обучающего этапа воспитатели параллельно с обучением на втором и третьем этапах использовали приобретенные навыки для работы в группе детей. Это дало воспитателям возможность быть более активными и заинтересованными участниками обучающих семинаров, делиться с коллегами

147

своими удачами, трудностями и сомнениями. Воспитатели использовали положительный опыт своего обучения непосредственно на практике, содействуя проявлению спонтанности и креативности у детей, добиваясь расширения их поведенческих реакций, развития социальных способностей детей в группе, уменьшения числа случаев проявления агрессивных тенденций в разрешении конфликтных ситуаций. Кратко опишем цели и задачи каждого этапа.

Первый этап — развитие навыков сотрудничества у воспитателей. На этой стадии работы мы объединили воспитателей детского сада (из всех возрастных групп) в одну группу для развития коммуникативных навыков, командного духа, стремления к сотрудничеству и профессиональной солидарности. Это предполагает в свою очередь также развитие уважительного отношения к профессиональной компетентности и особенностям личности своего партнера — напарника-воспитателя и воспитателей других групп. На семинарах этого этапа воспитатели имели возможность:

• встретиться друг с другом;

• взаимодействовать вместе;

• высказывать свое мнение;

• рассказать о себе;

• увидеть положительные особенности в себе и в другом воспитателе;

• узнать что-то новое о себе и другом воспитателе;

• сказать друг другу приятные слова;

• задуматься над вопросами: «Что такое воспитание?» и «Что такое быть воспитателем?»;

• поделиться своим личным и неповторимым профессиональным опытом;

• увидеть и понять нечто общее в профессиональной позиции каждого педагога;

• осознать свою индивидуальность;

• ощутить всеобщую атмосферу вдумчивого, серьезного отношения к своему делу, своему выбору, своей профессии;

• поделиться своими мыслями и чувствами.

Второй этап — обучение воспитателей игровым методам взаимодействия с детьми, направленным на формирование у детей осознания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии и гуманных, доброжелательных отношений дошкольников между собой. Эти игровые способы взаимодействия направлены на формирование у

148

детей толерантного отношения к сверстникам, которое порождает сочувствие, сопереживание, сорадование и содействие. На этой стадии работы воспитатели под руководством ведущего проигрывали в роли детей все игры второго этапа, предусмотренные программой, и учились:

• общаться друг с другом без слов с помощью взгляда, жестов, мимики, условных движений;

• замечать сверстника, наблюдая за движениями другого ребенка, отмечая особенности его внешнего вида и одежды;

• согласовывать собственные движения и действия с движениями и действиями других детей;

• совместно переживать различные эмоции в игровых ситуациях;

• взаимопомощи и сопереживанию друг другу;

• словесно выражать положительное отношение к другому ребенку;

• взаимодействовать в парах, согласовывая свои действия и договариваясь друг с другом;

• соблюдать очередность.

В задачу этого этапа входило также максимально подробно познакомить воспитателей с общими принципами организации и проведения развивающих занятий с детьми дошкольного возраста, такими, как: добровольность участия для ребенка, отсутствие соревновательного начала в играх, безоценочность, отказ от реальных предметов и обычных игрушек, активность взрослого, последовательность и повторяемость занятий, время и продолжительность занятий, место проведения занятий.

Третий этап — обучение воспитателей способам формирования и укрепления в игре социальной компетенции детей, способности устанавливать социальные связи и отношения, мирно разрешать конфликты, возникающие между сверстниками в группе детского сада во время игр. На этой стадии работы воспитатели знакомились с игровыми вариантами взаимодействия с детьми с помощью психодраматического метода для расширения ролевого репертуара детей, у которых не сформированы навыки социального взаимодействия. Для этого участники группы выбирали какой-либо вариант, например, ригидного или ограниченного игрового поведения детей в группе, либо конфликтную ситуацию и разыгрывали их в роли детей. Чтобы разогреть воспитателей и помочь им войти в роль, мы проводили небольшое ролевое интервью, в котором спрашивали о том, как их зовут (в ролях детей), как они выглядят, во что они одеты и как им живется в группе детского сада. Далее по ходу разворачивания игровых действий ведущий вмешивался в игру в

149

роли воспитателя, тем самым, осуществляя короткие игровые интервенции, и показывая, как с помощью психодрамы, можно обогатить игровое действие, расширить ролевой репертуар детей, изменить сюжетную линию игры. На встречах этого этапа воспитатели обучались:

• преодолевать стереотип своего реагирования на ригидное игровое поведение детей и конфликты между ними;

• организовывать игру детей без использования традиционных игрушек;

• использовать принципы организации и проведения развивающих занятий с детьми дошкольного возраста;

• принимать активное участие в игре детей в равной позиции;

• расширять ограниченный репертуар игрового поведения детей (введение новых сюжетных линий, обогащение содержания ролей);

• помогать детям преодолевать привычные поведенческие стереотипы в ситуациях взаимодействия со сверстниками;

• изменять ригидные модели поведения детей на более продуктивные, адекватные ситуации;

• помогать детям выражать свой гнев приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих;

• вводить в игру детей новые идеи и перспективы;

• использовать игровые интервенции для того, чтобы помогать детям находить творческое разрешение конфликтов, возникающих во время игр, не выходя из ролей;

• использовать технику «восхищающегося зеркала» для развития позитивной самооценки детей и облегчения стеснительным детям вступления в игру и в контакт со сверстниками и воспитателями;

• на языке игры развивать и закреплять навыки конструктивного взаимодействия, основанного на уважении различий, разногласий и не совместимых интересов друг друга.

После проведения трех этапов обучающей программы на наш взгляд необходимо проведение четвертого — заключительного этапа, который подразумевает для воспитателей обмен педагогическим опытом в работе с конкретным «трудным» ребенком. В ходе этого этапа воспитатели могут расширить и обогатить педагогический опыт друг друга, рассказывая и показывая с помощью психодрамы свои игровые способы взаимодействия с ребенком, которые привели к тому, что ребенок научился находить новые ответы на старые ситуации, а также развивал в себе способность находить адекватные, творческие ответы на новые ситуации.

150

Обсуждение опыта на этом этапе также помогает воспитателям преодолеть ложные сомнения по поводу правомерности своих действий, которые приводят к тому, что они не могут одновременно уделить равноценное внимание каждому ребенку в группе. Постепенно в ходе обсуждения и обмена мнениями воспитатели приходят к выводу, что они сами смело и эффективно могут управлять игрой детей. Они убеждаются, что у воспитателя всегда есть возможность постепенно выйти из игры, как только игра детей достигнет желаемого развития и либо внимательно наблюдать за игрой детей со стороны, либо включиться в игру в том месте, где это больше всего необходимо в данный момент.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/periodica/JPP022006/BPD-146.HTM