Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. С. ЭПШТЕЙНА

Л. С. Выготский

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ

— и —

ПЕДОЛОГИЧЕСКАЯ КЛИНИКА

ТРУДНОГО ДЕТСТВА

 

ИЗДАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬН. ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
ИМ. М. С. ЭПШТЕЙНА

МОСКВА

1936 Г.

2

Отв. редактор И. И. Данюшевский.

Подготовила к печати Р. Е. Левина.

Уполном. Крайлита Б. № 402. Киров. 1935 г.
Сдано в произв. 15/IX — 35 г., в печать 15/I — 36 г.
Кол. печ. л. 5. Знаков в листе 50000. Типо-лит.

Зак. № 4474.

Тир. 5000.

3

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Статья „Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства“ написана Л. С. Выготским в 1931 г. для сборника „Вопросы педологии трудного детства“. Она не была напечатана ранее по техническим причинам и выпускается сейчас отдельной брошюрой. В этой работе дана новая трактовка проблемы трудного детства, развернуты принципы и теоретически обоснованная программа исследования трудных детей.

Теоретические и методические положения, выдвинутые в этой работе, представляют собой один из этапов научного пути Льва Семеновича. В области дефектологии и педологии трудного детства Лев Семенович начал работать еще с первых шагов своей научной деятельности. И сразу же, в первых же статьях, посвященных дефектологическим проблемам, Лев Семенович обнаружил свойственную ему глубину теоретической мысли и свежий, оригинальный подход к областям, покрытым пылью вековых традиций. Доклад, прочитанный Львом Семеновичем на II с‘езде по социально-правовой охране несовершеннолетних, открыл новый этап дефектологической теории и практики и показал широчайшие перспективы работы по воспитанию и обучению физически дефективных и умственно отсталых детей. Принципы педагогики детской дефективности, изложенные Львом Семеновичем в этом докладе, были положены в основу строительства специальных школ в Советском союзе.

В противовес примитивной, элементарной трактовке проблемы дефективного ребенка Лев Семенович выдвинул ряд положений, которые показывали всю сложность и глубину проблем психологии дефективного ребенка и переводили решение этих проблем из узко биологической плоскости в план социально-психологический.

Психика физически дефективного и умственно отсталого ребенка трактовалась раньше в ее статике, как механическая разность, которая получается из психики нормального ребенка минус зрение, или минус слух, или минус высшие интеллектуальные функции. Она описывалась главным образом с негативной стороны — старались показать, чего нехватает дефективному ребенку. Своеобразие дефективного ребенка понималось, как сумма

4

его недочетов, дефектов. Лев Семенович раскрыл динамику, лежащую в основе своеобразия умственно отсталого и физически дефективного ребенка и показал своеобразие его личности с положительной стороны. Он показал, что наличие дефекта, создавая своеобразную психологическую ситуацию для его носителя, создавая затруднения во взаимодействии с социальной средой, приводит к сдвигам, к перестройке личности, к компенсации.

Учение о своеобразии личности умственно отсталого и физически дефективного ребенка, выдвинутое Львом Семеновичем в ранний период его научной деятельности и развитое в его позднейших трудах, может служить примером, характеризующим творческий путь Льва Семеновича. Лев Семенович работал в различных областях научного знания, но его научная деятельность всегда отличалась своей монолитностью, цельностью. Исследования, которые он вел в различных областях и по разным проблемам, всегда были пронизаны единой теорией, всегда были частями определенного этапа научного пути Льва Семеновича. При всей динамичности, также характерной для научной деятельности Льва Семеновича, эти этапы были тесно, органически связаны один с другим, каждый последующий этап с необходимостью вытекал из предшествующего.

Представления о личности дефективного ребенка, сложившиеся в старой дефектологии, базировались на учении об обособленных психических функциях (память, внимание, мышление и др.). Отсюда то упрощенное понимание своеобразия умственно отсталого и физически дефективного ребенка, о котором мы говорили выше: умственно отсталый ребенок отличается от нормального тем, что у него внимание слабее, об‘ем памяти и прочность запоминания меньше чем у нормального и т. д. Лев Семенович показал, что наличие дефекта приводит к перестройке всей личности. Здесь, — правда еще в неразвернутом виде, implicite, — уже заключалась идея развития, которая стала затем основной, руководящей идеей в построении общей психологической теории Льва Семеновича и в его учении о трудном детстве. Если раскрыть самую суть положений, выдвинутых Львом Семеновичем, станет совершенно ясным, что перестройка личности и возникновение компенсаторных образований происходят в процессе развития дефективного ребенка и являются продуктом этого развития.

Отсюда, от ранних высказываний Льва Семеновича о своеобразии умственно отсталого и физически дефективного ребенка идет ясная линия к теории, которая была развита Львом Семеновичем позже — к теории высших психологических функций. И в самом деле, тезис о перестройке личности ребенка с дефектом, о процессах компенсации у этого ребенка разбивал представление об отдельных, более или менее независимых друг от друга психологических функциях, открывал путь представлениям

5

о качественных изменениях психологических функций и отношений между ними — изменениях, происходящих в процессе развития, о возможности достигать одних и тех же результатов путем различных психологических операций, — словом, приводил к отрицанию отдельных, самостоятельных функций. Эти положения были систематически разработаны Львом Семеновичем в теории высших психологических функций. Приведем пример, иллюстрирующий эту теорию. На определенной стадии развития ребенка возникают высшие функции памяти. Ребенок становится способным к тому, чтобы запоминать материал, пользуясь осмысленными связями, вспомогательными средствами, специальными приемами. Память интеллектуализируется, вернее, задача „запомнить нечто“ выполняется теперь не столько средствами памяти, как таковой, сколько средствами мышления.

Продолжая экспериментальную разработку проблемы высших психологических функций на нормальных детях и взрослых, Лев Семенович начинает психологические исследования в нервной и психиатрической клинике. Теперь в работах Льва Семеновича неразрывно связаны две стороны — исследование высших психологических функций в их развитии и распаде. Эти исследования поднимают общую психологическую теорию Льва Семеновича на высшую ступень, и вместе с тем в процессе этой работы Лев Семенович овладевает широкими познаниями в области психиатрии и невропатологии.

Вооруженный общей психологической теорией и обогащенный клиническим опытом, Лев Семенович вместе с группой своих учеников приступает к клиническим и экспериментальным исследованиям в области педологии трудного детства, причем теперь в орбиту исследований Льва Семеновича входят не только умственно отсталые и физически дефективные дети, но и различные категории трудно воспитуемых детей, т. е. трудное детство в широком смысле слова.

В это время Лев Семенович пишет статью „Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства“. В данной статье Лев Семенович по-новому, на основе своих общих психологических и педологических теорий, ставит главнейшие проблемы педологии трудного детства и выдвигает принципы и программу педологического исследования трудных детей.

Эти принципы были положены в основу клинических исследований трудного детства, проводившихся под его руководством его сотрудниками и проводимых в настоящее время в Экспериментальном дефектологическом институте им. Эпштейна.

Связь основных положений, высказываемых Львом Семеновичем в этой статье, с предыдущими этапами научного творчества Льва Семеновича достаточно ясна. Вместе с тем эти положения отличаются новизной, полнокровностью теоретической разработки и конкретностью, базирующейся на богатом клиническом и экспериментальном материале. Идея развития,

6

учение о качественных сдвигах в процессе развития ребенка, о возникновении новообразований, об изменениях межфункциональных отношений в ходе развития в этой статье Льва Семеновича нашли свое блестящее выражение в применении к проблемам трудного детства и исследованию трудных детей.

В этой статье Лев Семенович со всей широтой и глубиной развертывает то, что уже содержалось в неразвернутом виде в учении о перестройке личности и процессах компенсации у трудных детей, а именно представление о сложности структуры личности трудного ребенка, о том, что его своеобразие складывается в процессе развития, а не дано изначально, в его первичных дефектах.

В противовес концепциям, которые рассматривали личность трудного ребенка вне связи с его развитием, Лев Семенович выдвинул тезис о том, что личность аномального ребенка имеет сложное строение. Сложность структуры личности является продуктом развития аномального ребенка. В процессе развития аномального ребенка возникают вторичные симптомы, которые не могут быть выведены непосредственно из его первичной недостаточности и не могут быть поняты вне развития этого ребенка.

С этим положением тесно связан второй тезис, выдвинутый Львом Семеновичем. Нельзя в педологии трудного детства ограничиваться изучением симптомов и симптомокомплексов. Лев Семенович сравнивает современное состояние педологии трудного детства с состоянием психиатрии до Крепелина, когда психозы классифицировались по их внешним проявлениям и отдельным симптомам, вроде тех, какими являются кашель или головная боль в учении о внутренних болезнях. Заслугой Крепелина было то, что он перевел психиатрическое познание и мышление с фенотипической точки зрения на кондиционально-генетическую.

Подобный сдвиг имеет решающее значение для развития науки. „Фенотипическое подобие, — говорит Л. С. Выготский, — может сочетаться с каузально-динамическим глубоким различием и, с другой стороны, фенотипическое различие может наблюдаться при теснейшем каузально-динамическом родстве двух явлений. Так при господстве фенотипической точки зрения в биологии до Дарвина кита относили к рыбам, а не к млекопитающим, потому что фенотипически он имеет больше общего с акулой и щукой, чем с оленем и зайцем, но с точки зрения развития тех реальных связей, которые определяют его жизнедеятельность, кит есть млекопитающее, а не рыба“.

Лев Семенович ставит перед педологией трудного детства важнейшую задачу — перейти от изучения симптомокомплексов к изучению процессов развития, обнаруживающих себя в этих симптомах. Основной задачей педологического исследования трудных детей является вскрыть внутренние закономерности,

7

внутреннюю логику, связи и зависимости, определяющие процесс развития ребенка в его строении и в его течении. Исходя из симптомов, мы должны найти стоящие за ними своеобразные изменения развития, вскрыть природу нарушений развития, характерную для того или иного типа трудных детей.

Эти положения были выдвинуты Львом Семеновичем в качестве основы для построения педологической клиники трудного детства. Задачей педологической клиники является исследование своеобразия развития трудных детей и выделение основных типов трудных детей с точки зрения своеобразных изменений развития, своеобразной природы нарушений развития, характерных для того или иного типа.

Вместе с тем Лев Семенович подчеркивает также, что построение педологической клиники трудного детства невозможно без исследования нормального детского развития, его различных типов и форм. „Есть все основания полагать, — говорит Л. С. Выготский, — что существует известное число основных и главных типов, механизмов, форм детского развития и трудновоспитуемости. Создать педологическую клинику трудного детства означает эмприически и теоретически выделить и описать, во всем богатстве их каузально-динамических связей, основные типы, механизмы и формы развития нормального и аномального ребенка“.

Эта статья Льва Семеновича является примером того, как Лев Семенович, опираясь на богатый клинический материал и прекрасное знание клиники, в разрешении труднейших вопросов теории и практики педологического исследования овладевал конкретным применением метода материалистической диалектики в педологии трудного детства. Статья эта не только сыграет определяющую роль в дальнейшем развитии педологии трудного детства, но внесет много нового и ценного также в понимание процессов нормального детского развития и в методику исследования нормального ребенка.

Л. Занков.

 

Москва,
12 мая 1935 г.

 

 

 
Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/VDr-1936/VDr-78.htm