Описание
Овсянников Д. А. Культурно-деятельностные особенности переживания скуки: Вып. квалификац. работа: Магист. дис.: Направление 37.04.01 "Психология". Магистерская программа "Консультативная психология" / Моск. гос. психолого-пед. ун-т. — М., 2017. — 77 с. — URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=388066.
Титульный лист
Рубрики:
• Общая психология → Психология личности
Аннотация:
На первый взгляд, скука может показаться тривиальным явлением, особенно если учесть беспрецедентный доступ к информации и многим источникам развлечений, доступным в нашем обществе. Однако, в настоящее время скука является крайне распространенной социальной проблемой, причины возникновения которой до сих пор не ясны. В данной работе предпринимается попытка внести концептуальную ясность в определение скуки и описать ее особенности с позиций культурно-деятельностной теории. При этом, понимание скуки рассматривается комплексно и интегрирует разные подходы, в том числе психоаналитический, бихевиоральный и экзистенциальный. Проведенное количественное исследование выявило ряд особенностей переживания скуки по полу, возрасту и виду деятельности, а самое главное — отсутствие прямой связи между частотой/интенсивностью переживания скуки и удовлетворенностью людьми своей ведущей деятельностью. По всей видимости, причина заключается в том, что удовлетворение мотивов-стимулов не менее важно для переживания скуки, как и удовлетворение ведущих смыслообразующих мотивов. С практической точки зрения, работа послужит уточнению понятийного аппарата практикующих психологов и, в перспективе, для выработки нового метода самопознания через деятельность.
На первый взгляд, скука может показаться тривиальным явлением, особенно если учесть беспрецедентный доступ к информации и многим источникам развлечений, доступным в нашем обществе. Однако, в настоящее время скука является крайне распространенной социальной проблемой, причины возникновения которой до сих пор не ясны. В данной работе предпринимается попытка внести концептуальную ясность в определение скуки и описать ее особенности с позиций культурно-деятельностной теории. При этом, понимание скуки рассматривается комплексно и интегрирует разные подходы, в том числе психоаналитический, бихевиоральный и экзистенциальный. Проведенное количественное исследование выявило ряд особенностей переживания скуки по полу, возрасту и виду деятельности, а самое главное — отсутствие прямой связи между частотой/интенсивностью переживания скуки и удовлетворенностью людьми своей ведущей деятельностью. По всей видимости, причина заключается в том, что удовлетворение мотивов-стимулов не менее важно для переживания скуки, как и удовлетворение ведущих смыслообразующих мотивов. С практической точки зрения, работа послужит уточнению понятийного аппарата практикующих психологов и, в перспективе, для выработки нового метода самопознания через деятельность.
• Открыть карточку в Электронном каталоге: 388066