Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

329

ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

Карабин А. С.

ФГБОУ ДПО Московский учебный центр ФПС, г. Москва

Система ценностей является основой мотивации, при этом в профессиях, связанных с риском, безопасностью и неопределенностью ценностные факторы становятся доминирующими и выходят на первый план в организации профессионального поведения. Ценности входят в структуру акмеологических инвариантов профессионализма, которые требуют специализированного исследования [1, 2]. В ряде исследований показано, что субъективные ценностные нормы становятся определяющими факторами для специалистов пожарной безопасности в тех ситуациях, когда нужно принять на себя риск. Основой этих эмпирических исследований на выборках пожарных служат теория спланированного поведения и концепция самоэффективности [4].

С целью изучить особенности структуры ценностной у специалистов, осуществляющих свою профессионализацию в сфере пожарной безопасности, было проведено исследование на выборке из 122 слушателей ФГБОУ ДПО Московский учебный центр ФПС (из них 9 человек женского пола, остальные мужского, возраст от 20 до 52 лет). Применена методика «Свободный выбор ценностей» [3], согласно которой нужно выбрать ценности и отметить их значимость по десятибалльной шкале.

Сопоставление популярности ценности (частоты выбора по группе испытуемых) и ее оценки позволяет выявить специфику ценностной структуры исследуемой профессиональной группы и роль исследуемых

330

ценностей в организации профессионального поведения и жизнедеятельности.

Анализ частоты выбора ценностной категории по группе пожарных показывает, что самыми популярными являются ценностные категории целеустремленности, доброты, смелости, любви к детям, наличия семьи. Высоко оцениваемые категории могут составлять терминальную ценностную базу для лиц исследуемой выборки. Достаточно часто от 15 до 18 выборов набирают ценности веры в бога, мудрости, порядочности и оптимизма, причем перечисленные ценности получают по 10 максимально возможных баллов. Это наблюдение свидетельствует в пользу того, что внутри выборки есть субгруппа испытуемых, носителей духовных и нравственных ценностей. Учебный процесс, организованный таким образом, чтобы эти люди смогли проявить себя как лидеры, может способствовать более адекватному профессиональному становлению специалиста противопожарной службы.

Наибольший интерес представляют игнорируемые ценности, поскольку они характеризуют выборку в целом как группу лиц, избегающую альтруистического поведения, в том числе не популярной и низко ценимой оказывается жертвенность. Выборка испытуемых обозначена как не уделяющая внимание внешней красоте, имеющая слабо выраженные эстетические интересы к театру, живописи, к музыке, не ценящая широту взглядов. Этот набор непопулярных ценностей может служить маркером проблемных сфер в профессионализации специалиста ФПС. Возможно, педагоги и психологи должны уделить внимание развитию понимания альтруизма и сделать это посредством усиления предметов общегуманитарного профиля, подразумевающих формирование широты взглядов.

С целью поиска системообразующих параметров в структуре выбора ценностей был проведен факторный анализ данных при помощи пакета статистической обработки SPSS IBM. Ортогональное вращение по методу варимакса дало 75,787% кумулятивной объясненной дисперсии и 11 факторов, которые получили значения, превосходящие 2 единицы.

Факторный анализ в целом позволил понять специфику мировосприятия у испытуемых исследуемой выборки. В большинстве случаев факторы отражают общечеловеческие и бытовые ценности любви, семьи, комфорта, порядочности в общении. Важно, что любовь к Родине и вера в Бога составляют один фактор и в него включена переменная сочувствия. Это указывает на то, что у представителей выборки проявляется традиционное православное сознание. Данный фактор, наряду, с фактором взаимодействия, интегрирующим работоспособность, моральную поддержку, дружелюбие, может быть ключевым для

331

формирования системы психологической работы и методического обеспечения учебного процесса.

Литература

1.   Горбунова М. И. О формировании профессионально важных качеств специалистов опасных профессий // Пожары и чрезвычайные ситуации, 2012, № 4. — С. 18—21.

2.   Зазыкин В. Г., Деркач А. А. Акмеология. М., 2003.

3.   Фанталова Е. Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. — Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2001.

4.   Reinhardt-Klein J. Firefighters: attitude, beliefs, and behaviors that contribute to high-risk behaviors // University of Illinois at Urbana-Champaign, 2010. — 115 pp.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/KCop-2014/KCop-329.htm