Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

13

Методика «Семь состояний» как вариант диагностики
эмоциональной регуляции у студентов

Фанталова Е. Б.*

Московский городской психолого-педагогический университет

В наше сложное социальное время, связанное зачастую с необходимостью преодоления разнообразных стрессовых ситуаций, внутренних психологических барьеров и постоянной актуализацией психологических защит, особую актуальность приобретает разработка новых методик экспресс-психодиагностики, позволяющих, в условиях оказания психологической помощи, в самое короткое время квалифицировать психическое состояние человека и принять адекватные превентивные меры по его коррекции. С нашей точки зрения, одним из таких диагностических инструментов является методика «Семь состояний», позволяющая в течение 3—5 минут оценить эмоционально-личностный и психический статут конкретного случая. Остановимся подробнее на ее содержании [1, 2, 3, 4]. Исходно данная методика была создана с целью выяснения специфики эмоциональной регуляции в условиях внутренних конфликтов и внутренних вакуумов, выявляемых с помощью методики «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах» (УСЦД). Затем, наряду со «Шкалой оценки дискомфорта», она стала применяться для экспресс-диагностики «Общего психического состояния» (ОС) человека и оценки эмоциональной регуляции сфер, по которым у испытуемого наблюдаются внутренние конфликты (ВК) и внутренние вакуумы (ВВ), объективно выявленные с помощью методики УСЦД. Суть методики «Семь состояний» состоит в следующем. Испытуемому в системе оценок от 0 до 9 предлагается оценить себя по наличию у него следующих семи состояний: 1 — «Внутренний конфликт». Ощущение внутренней напряженности, разлада с самим собой; 2 — «Внутренний вакуум», ощущение внутренней пустоты, отсутствие интереса к чему-либо; 3 — «Внутренняя тревога»; 4 — «Тоска, подавленность»; 5 — «Апатия», нехватка сил, чтобы справиться с трудностями; 6 — «Внутреннее спокойствие, безмятежность»; 7 — «Внутренний комфорт». Ощущение внутреннего благополучия, безопасности.

Методика включает, таким образом, пять эмоционально-отрицательных (№№ 1—5 — ЭОС) и два эмоционально положительных (№№ 6—7 — ЭПС) состояния. Поэтому, помимо специфики эмоциональной гаммы семи состояний, при итоговом подсчете даются две средние их оценки (средняя для ЭОС и средняя для ЭПС), выявляющие оптимистический

14

либо пессимистический эмоциональный настрой человека на данный момент времени. Каждое из семи состояний рассматривается как актуальное в случае, если оценивается испытуемым в 4 или более баллов. При наличии показателей по методике УСЦД испытуемый, помимо оценки Общего состояния, по семи показателям методики оценивает также сферы, в которых у него имеются ВК и ВВ. Например, через «Семь состояний» у конкретного испытуемого может проходить понятие «Любовь» в случае наличия у него в этой сфере ВК или же «Красота природы и искусства» в случае наличия в ней ВВ.

Цель настоящего исследования — сравнительный анализ показателей методики «Семь состояний» у студентов в условиях Общего состояния (ОС), в также в условиях наличия Внутренних конфликтов (ВК) и Внутренних вакуумов (ВВ) при их объективной оценке с помощью методики УСЦД.

Материал и методы исследования. Настоящее исследование было проведено на материале 71 студента 2-го курса МГППУ. Все студенты в практикуме по психодиагностике участвовали в заполнении ценностно-ориентированной системы автора «Диагностика внутреннего конфликта» (ДВК), включающей четыре последовательные методики: УСЦД, «Семь состояний», «Шкала оценки дискомфорта», «Свободный выбор ценностей». Математическая обработка данных (описательные статистики) проводилась с помощью компьютерной версии SPSS13.0 for Windows. Для достижения цели настоящей работы нами были использованы две первые методики системы ДВК — это методика УСЦД и методика «Семь состояний».

Результаты исследования (см. таблицу 1).

Обращает на себя внимание тот факт, что для данного контингента — студенты 2-го курса — при различных условиях преобладают эмоционально-положительные состояния (ЭПС) над эмоционально отрицательными (ЭОС), что следует из итоговых оценок по средним. Вместе с тем следует отметить, что в условиях переживания ВКУСЦД отмечается и субъективное нарастание ощущения внутреннего конфликта, в то время как в условиях переживания ВВУСЦД такой тенденции не наблюдается. По сравнению с ОС в условиях ВКУСЦД, помимо нарастания самого состояния внутреннего конфликта (1-ое состояние), отмечается также тенденция к повышению тревоги, тоски и апатии (состояния 3, 4, 5) и одновременно тенденция к понижению внутреннего спокойствия, безмятежности, внутреннего комфорта (6-ое и 7-состояния). То есть можно сказать, что в целом в условиях ВКУСЦД ЭОС заметно нарастают по сравнению с ЭПС, в то время как в условиях ВВУСЦД отмечается только небольшое нарастание ЭОС с преобладанием тревоги (3-е состояние).

15

Таблица 1. Методика « Семь состояний». Средние показатели методики (М ± т) у студентов
в условиях «Общего состояния» (ОС), «Внутреннего конфликта по методике УСЦД» (ВКУСЦД)
и «Внутреннего вакуума по методике УСЦД» (ВВУСЦД)

 

«Семь
сост.»

ОС,
УСЦД

1-ое сост.
Внутр. конфликт

2-ое сост.
Внутр. вакуум

3-е сост.
Тревога

4-ое сост. Тоска

5-ое сост. Апатия

6-ое сост.
Спокойствие

7-ое сост.
Внутр. комфорт

ЭОС

ЭПС

ОС

2.00±0.21

2.28+0.25

1.87±0.19

1.79+0.17

1.77±0.20

4.74±0.30

5.01±0.30

1.89±0.16

4.85±0.29

ВКУСЦД

3.91±0.29

2.43±0.25

3.69±0.26

3.02±0.26

2.70±0.24

3.86±0.27

4.11±0.26

3.15±0.22

4.02±0.25

ВВУСЦД

2.86±0.33

2.46±0.35

3.21±0.31

2.31±0.30

2.39±0.28

5.06±0.32

5.35±0.34

2.94±0.29

5.18±0.31

16

Таким образом, можно заключить следующее. Для студентов начальных курсов обучения в целом характерна гармоничная регуляция эмоционально-личностной сферы с преобладанием эмоционально-положительных состояний над эмоционально-отрицательными. Кроме того у них отмечается наличие хороших компенсаторных возможностей регуляции эмоциональной сферы в критических ситуациях. При этом в условиях переживания внутренних конфликтов эмоционально-отрицательные состояния заметно нарастают, в то время как в условиях переживания внутренних вакуумов их нарастание сравнительно невелико. Исключение составляет состояние тревоги: этот показатель заметно нарастает как в условиях внутренних конфликтов (он в два раза выше по сравнению с Общим состоянием), так и в условиях внутренних вакуумов. Согласно полученным результатам можно сделать вывод о том, что методика «Семь состояний» является адекватным методическим приемом и индикатором для экспресс-диагностики эмоциональной сферы студентов в нормальных условиях и при критических жизненных ситуациях.

Литература:

1. Фанталова Е. Б. Ценности и внутренние конфликты: теория, методология, диагностика. Издатель: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH&Co.KG, — 2012. — 192 с.

2. Фанталова Е. Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. — Самара: ИД БАХРАХ-М, 2001. — 128 с.

3. Фанталова Е. Б. Методика «Семь состояний» как вариант диагностики эмоциональной регуляции внутренних конфликтов у студентов // Актуальные вопросы психологии: Материалы Международной научно-практической конференции. 16 января 2012 г.: Сборник научных трудов. — Краснодар, 2012. — С. 275—278.

4. Фанталова Е. Б. Специфические особенности состояния тревоги у студентов при переживании ими внутренних конфликтов / Е. Б. Фанталова, О. А. Куприна // Социальная психология сегодня: наука и практика. Материалы VI Межвузовской научно-практической конференции 18 марта 2011 года. / Под научн. ред. Б. Д. Парыгина и Т. И. Короткиной. — СПб: СПбГУП, 2011. — С. 92—93.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/FMs-2015/FMs-13.htm