МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет психологии образования
Е. О. Смирнова
РЕБЕНОК — ВЗРОСЛЫЙ — СВЕРСТНИК
Методические рекомендации
Москва, 2004
ББК 88.8
С 50
С 50
Смирнова Е. О.
Ребенок — взрослый — сверстник. Методические рекомендации. — М: МГППУ, 2003. — 140 с.
ISBN 5-94051-019-1
Методические рекомендации для родителей и воспитателей по развитию общения ребенка со взрослыми и сверстниками.
ББК 88.8
© МГППУ, 2003
© Центр «Развитие», 2003
ISBN 5-94051-019-1
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие | 5 | |
Введение. Общение и его роль в развитии ребенка | 6 | |
Часть 1. Общение ребенка со взрослым | 11 | |
Глава 1. Развитие общения ребенка со взрослым | 12 | |
Понятие «Формы общения» | 12 | |
Развитие общения в раннем возрасте | 15 | |
Внеситуативное общение дошкольника со взрослым | 19 | |
Внестиуативно-познавательное общение | 20 | |
Внеситуативно-личностное общение | 22 | |
Форма общения и возраст ребенка | 25 | |
Диагностика форм общения ребёнка со взрослым | 28 | |
Занятия, направленные на развитие общение дошкольников со взрослым | 32 | |
Формирование познавательного общения | 34 | |
Формирование личностного общения | 35 | |
Глава 2. Личностно-смысловая сфера дошкольника и ее развитие в общении со взрослым | 38 | |
Особенности личностно-смысловой сферы дошкольника | 38 | |
Как сделать действие дошкольника осмысленным | 41 | |
Ролевая игра как путь развития смысловой сферы дошкольника | 44 |
Глава 3. Развитие произвольности и осознанности поведения в общении дошкольников со взрослым | 48 | |
Произвольность как центральное новообразование дошкольного возраста и условия её формирования | 48 | |
Беседы, выявляющие уровень осознанности действий ребёнка | 51 | |
Методические приёмы, направленные на развитие осознанности поведения | 54 | |
Глава 4. Особенности общения с «трудными» дошкольниками | 58 | |
Типичные трудности в общении с дошкольниками | 58 | |
Ситуации, выявляющие произвольность и осознанность поведения старших дошкольников | 60 | |
Особенности общения с импульсивными детьми | 69 | |
Рекомендации по формированию эмотивационно-волевой сферы дошкольников | 71 | |
Часть 2. Общение дошкольников со сверстниками | 77 | |
Глава 1. Роль взрослого в становлении общения дошкольников со сверстниками | 77 | |
Глава 2. Игры, развивающие общение со сверстниками и важнейшие качества личности у дошкольников | 80 | |
Игры, развивающие общение и нравственно-волевые качества дошкольников | 80 | |
Игры и занятия для детей с трудностями в общении. Причины трудностей в общении дошкольников. | 120 | |
Игры для старших дошкольников, воспитывающие гуманное отношение к сверстникам | 125 | |
Заключение | 138 | |
Рекомендуемая литература | 139 |
ПРЕДИСЛОВИЕ
Результаты диагностического обследования пятилетних детей, поведённого силами МГППУ в 2003 г., показали что больше всего проблем, трудностей и отклонений наблюдается в сфере общения дошкольников — как со взрослым, так и со сверстниками.
По уровню развития общения со взрослым современные дошкольники в целом отстают от возрастной нормы. У большинства пятилетних детей преобладает ситуативно-деловая форма общения с взрослыми, которая соответствует возрасту 3—4 года. Их интересы ограничиваются сиюминутными желаниями, связанными с конкретными предметами, и не выходят за пределы конкретной ситуации. Неспособность и нежелание обсуждать познавательные темы в этом возрасте свидетельствуют об отставании в развитии у этой части детей. У большинства из них снижена инициативность в общении — познавательные интересы детей развиты недостаточно. Преобладает стремление слушать, усваивать новую информацию, отвечать на вопросы взрослого, но не задавать свои.
Около четверти детей обнаруживают полную беспомощность в общении со сверстниками. Они не могут найти решение даже наиболее типичных трудностей в общении с партнёрами, что свидетельствуют о явно недостаточной социальной компетентности. Большая часть самостоятельных решений, предложенных детьми, имели явно агрессивный характер. Решения типа «Побью», «Убью», «Стукну» и пр. встречались в 25% случаях. Эти ответы говорят о том, что агрессивность становится нормой жизни для значительной части дошкольников. Это достаточно опасная тенденция, которая должна вызывать тревогу. Только четвертая часть обследованных детей обнаружили способность к самостоятельным, конструктивным и неагрессивным решениям в конфликтах со сверстниками.
Учитывая значимость общения для всех направлений развития психики и личности детей, данные результаты побуждают обратить особое внимание на состояние коммуникативной сферы дошкольников. Со стороны взрослых — как родителей, так и воспитателей, необходимы адекватные педагогические и коррекционные меры, направленные на развитие общения дошкольников со взрослыми и сверстниками. Данное пособие, помимо информации о закономерностях развития общения, содержит целый ряд педагогических приёмов, игр и методических рекомендаций, которые помогут родителям и воспитателям правильно организовать общение с ребёнком и повысить уровень его коммуникативной компетентности.
ВВЕДЕНИЕ
ОБЩЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана его контактами с другими людьми. Потребность в общении — одна из самых важных человеческих потребностей. Отношения с близкими рождают наиболее острые и напряжённые переживания, наполняют смыслом наши действия и поступки. Самые тяжёлые переживания человека связаны с одиночеством, отверженностью или непунятостью другими людьми. А наиболее радостные и светлые чувства — любовь, признание, понимание — рождаются близостью и связанностью с другими. Общение — это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти своё место в мире.
Общение всегда направлено на другого человека, который выступает не как физическое тело или организм, а как субъект, как личность, наделенная своей собственной активностью и своим отношением к другим. Ориентация на активность другого и на его отношение составляет главное своеобразие общения. Отсюда следует, что общение — это всегда взаимная, обоюдная активность, предполагающая встречную направленность партнёров.
Деятельность парикмахера, портного или врача также предполагает направленность на другого человека, но при этом настроение и личное отношение клиента или пациента к специалисту не имеют решающего значения для успеха деятельности, а его излишняя активность может даже помешать. Поэтому действия данных специалистов нельзя назвать общением (хотя отдельные его фрагменты, естественно, могут сопровождать их работу). Любой акт, пусть даже имеющий все внешние признаки взаимодействия (речь, мимику, жесты) нельзя считать общением, если его предметом является тело, лишённое способности восприятия или ответной психической активности. И только ориентация на отношение другого и его активность, учёт его действий (высказываний, жестов, мимики) может свидетельствовать, что данный акт есть общение.
Для того, чтобы определить, является ли тот или иной вид взаимодействия общением, можно опираться на следующие четыре критерия.
Во-первых, общение предполагает внимание и интерес к другому, без которых любое взаимодействие невозможно.
Наблюдение, взгляд в глаза, внимание к словам и действиям другого свидетельствуют о том, что субъект воспринимает другого человека, что он направлен на него.
Во-вторых, общение — это не просто безразличное восприятие другого человека, это всегда эмоциональное отношение к нему. Эмоциональная окраска восприятия воздействий партнёра является вторым критерием общения.
Третьим важнейшим критерием общения являются инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнёра к себе. Поскольку общение — процесс взаимный, человек должен быть уверен, что его партнёр воспринимает его и относится к его воздействиям. Стремление вызвать интерес другого, обратить на себя внимание — наиболее характерным моментом общения.
Четвертым критерием общения является чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему партнёр. Изменение своей активности (настроения, слов, действий и пр.) под влиянием отношения партнёра явно свидетельствует о такой чувствительности.
Однако общение — это не просто внимание к другому или выражение отношения к нему. Оно всегда имеет своё содержание, которое связывает общающихся. Уже само слово “общение” говорит об общности, сопричастности общающихся. Такая общность всегда образуется вокруг какого-то содержания или предмета общения. Это может быть совместная деятельность, направленная на достижение результата, или тема разговора, или обмен мнениями по поводу какого-либо события, или просто ответная улыбка.
Главное — чтобы этот предмет общения, это содержание были общими для взаимодействующих людей. Многие трудности в воспитании детей связаны как раз с тем, что содержание общения ребенка и взрослого не совпадают: взрослый говорит об одном, а ребенок воспринимает другое и, соответственно, отвечает ему о своём. И хотя внешне такой разговор может быть очень похож на общение, — в нем возникает не общность, а, напротив, отчуждение и непонимание. Здесь нельзя винить ребенка в непонятливости или непослушании. Задача воспитателя как раз состоит в том, чтобы создать эту общность, т. е. понять ребенка и вовлечь его в то содержание, по поводу которого происходит общение. Но для этого нужно хорошо знать своего маленького партнера, а не ограничиваться требованиями и замечаниями.