ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА У ГЛУХОНЕМЫХ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТОВ
ПРИВ.-ДОЦ. С. Я. РАБИНОВИЧ
(Из Неврологического института при Нервной клинике 1 МГУ.
Директор проф. Г. И. Россолимо).
Вопрос об исследовании интеллекта у глухонемых сделался в настоящее время актуальным. Работники в области воспитания и обучения глухонемых ясно осознали, какое большое значение имеет его разрешение как в теоретическом, так и в практическом отношениях.
Краткость этой статьи не позволяет нам остановиться подробно на особенностях глухонемого. Здесь мы поставили себе целью познакомить читателя с методами экспериментально-психологического исследования глухонемых дошкольного и школьною возрастов и дать указания к их применению.
Мы считаем, что в этом назрела настоятельная необходимость, ибо для правильной постановки обучения глухонемых следует сделать предварительный отбор умственно-отсталых, которые своим пребыванием в обычных учреждениях и группах тормозят обучение других и не извлекают для себя той пользы, которую они получают при специальном подходе.
Кроме того, определение общей одаренности глухонемого имеет большое значение для его дальнейшей судьбы, а именно при выявлении его профессиональной установки. Если широкая волна психотехники охватила теперь все стороны жизни нормального подростка, то при трудности общения глухонемого с внешним миром, при еще сравнительно мало изученной психологии его, важно выявить как его общую, так и специальную одаренность, чтобы дать ему возможность развиваться в наиболее свойственном его психо-физическим особенностям направлении, так как для глухонемого приспособление к жизни еще более трудно, чем для нормального человека. А между тем, в силу того, что глухонемой не обладает ни слухом, ни речью, его положение очень невыгодно по сравнению с нормальными людьми. Все, что не может быть
выражено при помощи знаков и жестов, чуждо глухонемому, и потому его развитие остается на более низкой ступени, чем слышащего и говорящего ребенка. Но все это имеет место лишь до тех пор, пока глухонемого не начали обучать. Как только он научается общаться с внешним миром, все эти дефекты постепенно сглаживаются и его способности быстро развиваются и достигают нормы, но при одном лишь условии, а именно, если от природы его умственные способности не представляли никаких уклонений от нормы.
Когда мы приступили к нашей работе, в литературе, кроме статьи Гердерше, помещенной в журнале «Zeitschrift für die angewandte Psychologie» за 1919 г., ничего по этому вопросу не было. В этой статье автор предлагает метод исследования общей одаренности глухонемых посредством немых тестов.
Только в 1925 г., когда наша работа была закончена, вышла книга, изданная Дёрингом, в которой среди целого ряда статей, посвященных изучению личности глухонемого ребенка, есть и статья Линднера об исследовании интеллекта у глухонемых по сравнению с детьми слышащими и говорящими. Подробно останавливаться на методе Линднера и на полученных им результатах не входит в задачу настоящей статьи; отметим лишь, что путь изучения личности глухонемого и целый ряд выводов, сделанных автором, касающихся особенностей мышления глухонемного, в общем совпали как с нашим планом, так и с полученными нами данными.
Когда мы приступили к исследованию общей одаренности глухонемого ребенка, нам хотелось, с одной стороны, подыскать такие немые тесты, посредством которых можно было бы исследовать всякого глухонемого, который еще никогда ничему не обучался, с другой же стороны, мы решили эти тесты провести и на говорящих детях, чтобы посредством параллельного исследования установить, нет ли каких-нибудь особенностей в структуре интеллекта и в процессах мышления у глухонемого по сравнению с говорящим и слышащим ребенком.
Так как в литературе, кроме тестов Гердерше, методы исследования глухонемых не были предложены, мы решили в первую очередь воспользоваться готовыми тестами, видоизменив их, если в этом будет необходимость, применительно к русским детям и провести параллельное обследование над говорящими и слышащими детьми.
Метод Гердерше есть метод немых тестов по возрастной скале, на подобие метрической скалы Бинэ и Симона, начиная с 3 лет и кончая 16 годами. Автор провел свои исследования над 82 глухонемыми детьми и установил на основании этих исследований возрастную скалу.
Обследование по Гердерше производится таким образом, что каждый ребенок вне зависимости от его действительного возраста пропускается через все тесты. Затем делается подсчет всех правильно решенных тестов по той оценке, которая указана для каждой возрастной ступени, сосчитывается общее количество лет и прибавляется к 21/2 годам.
Таким образом, получается интеллектуальный возраст ребенка, который сравнивается с его физиологическим возрастом, и выводится заключение, соответствует ли он своему возрасту или же выше или ниже его.
По этому методу нами были исследованы около 75 глухонемых детей, главным образом в возрасте от 5 до 10 лет. Результаты, полученные нами, оказались неудовлетворительными как в качественном, так и в количественном отношении. По своей конструкции скала Гердерше не выдержана как по отношению к возрастам, так и по отношению к отдельным тестам. Возрасты соединены по группам, при чем не указываются те об’ективные критерии, по которым произведена такая возрастная группировка, а не другая. Уж если дается возрастная скала, то желательно получить ее соответственно каждому возрасту. Что касается самих тестов, то они не соразмерены по степени трудности. До 8 лет тесты оказались чрезвычайно легкими, с 11 же лет — очень трудными. Из нижеприведенной таблицы видно, что исследование не дало правильного представления в отношении возрастного развития ни у детей с нормальным интеллектом, ни у заведомо умственно-отсталых (см. табл. 1).
Точно такие же результаты получены А. М. Шуберт при обследовании по этому методу детей слышащих и говорящих.
Нам приходится еще раз отметить, что подобная возрастная скала не достигает цели, потому что не дает представления о силе интеллекта, а только рисует картину общего развития; для глухонемого она, пожалуй, и этого не дает, так как психология глухонемого еще мало изучена, нет никаких данных о последовательности его возрастного развития, в силу чего невозможно сконструировать никакой возрастной скалы. Трудность вопроса
усугубляется еще и тем, что привходящих факторов, затемняющих природную силу интеллекта, у глухонемых еще больше, чем у говорящих, так как благодаря своему дефекту глухонемой дает общую картину своего развития гораздо ниже действительного.
Таблица 1
Дети с нормальным интеллектом. | Умственно-отсталые. | ||
Физиологич. (паспортный) возраст | Возраст по Г. | Физиологич. (паспортный) возраст | Возраст по Г. |
5 лет. | 8 лет. | 5 лет. | 6,2 лет. |
6 » | 8,2 » | 6 » | 7,2 » |
7 » | 10 » | 7 » | 7,1 » |
8 » | 12,1 » | 8 » | 8,2 » |
— | — | 9 » | 8,9 » |
— | — | 11 » | 12,1 » |
Впрочем, и сам Гердерше не настаивает на непогрешимости своей скалы, так как она была проведена на очень незначительном количестве детей. Он сам признает, что она требует еще проверки и переработки. Во всяком случае, как первая попытка научно подойти к вопросу изучения личности глухонемого, метод этот следует приветствовать.
Хотя применение этого метода к глухонемым и было неудачным, оно все же оказало положительное влияние на дальнейшую постановку вопроса. Мы убедились, что, при современном состоянии методов экспериментально-психологического исследования глухонемых детей, к исследованию интеллекта у глухонемых рациональнее подойти через изучение отдельных функций, что совпадает с подходом педагогов при обучении глухонемого; они руководствуются при постановке речи и при первоначальном обучении состоянием отдельных процессов, а именно: внимания, памяти, способности подражать и т. п. Принимая все это во внимание, мы решили применить к глухонемым методы проф. Г. И. Россолимо, в основу которых положено количественное определение силы интеллекта по отдельным процессам. Это казалось нам желательным также и потому, что уже проведено большое
количество обследований говорящих детей и установлены определенные стандарты как в отношении возрастов, так и в отношении уметенной отсталости.
Приступив к исследованию глухонемых, нам пришлось одни тесты видоизменить применительно к ним, не нарушая сущности самих тестов, другие выпустить, а самую технику основательно переработать. Нами были применены следующие методы:
1) исследование элементарных представлений;
2) «краткий метод» определения умственной отсталости и
3) психологический профиль.
К изложению первых двух мы сейчас и приступим; что же касается метода «психологического профиля», то это будет темой другой статьи.
«Метод исследования элементарных представлений у детей дошкольного возраста» проф. Г. И. Россолимо имеет в виду наличность важнейших из тех элементарных процессов — представлений в сфере зрительной, двигательной, зрительно-двигательной (в различных комбинациях), которые лежат в основе приобретения первоначальных жизненных навыков.
Этот короткий метод состоит из 14 простых заданий и предназначен для проверки природного развития ребенка к концу периода первого детства, т.-е. к 4 годам, когда он поступает в детский сад. Проверка на большом материале показала, что у нормального в умственном отношении ребенка к 4 годам имеется налицо целый ряд представлений о длине, высоте, ширине, площади, расстоянии, местоположении, численности, форме, толщине, об’еме, глубине, весе, времени и цветоощущении основных цветов, при чем одни представления готовы гораздо раньше, другие вырабатываются позднее (глубина, вес, местоположение).
Для целей практических, педагогических самое важное то, что можно еще до начала занятий оценить развитие ребенка, поступающего в детский сад.
При исследовании детей по «методу исследования элементарных представлений», отбор одного об’екта, резко отличающегося от другого, производится ребенком посредством простого указания движением руки, — следовательно, нет нужды в словесном ответе. Это было особенно ценным для нас при исследовании глухонемого ребенка, для которого единственно приемлемым методом является метод немых тестов.
МЕТОДИКА И ТЕХНИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Исследование представления длины: кладут на стол (в горизонтальном положении) две разного размера линейки, сохранив у себя точно такую же пару. Затем показывают одну из последних и жестом предлагают ребенку дать такую же из пары, лежащей на столе. То же повторяют и с линейкой другого размера.
Если ребенок не понимает, делают подготовительный опыт, приложив сначала друг к другу линейки различной длины и сделав при этом гримасу отрицания, а затем — линейки одинаковые по длине, с жестом одобрения. Затем уже приступают к опыту.
2. Исследование представления высоты: ставят перед ребенком пару цилиндров разной высоты и затем поочередно ставят на стол то маленький, то большой, предлагая жестом ребенку указать соответствующий. Если ребенок усвоил первый опыт, то в дальнейшем нет надобности в подготовительных опытах.
3. Исследование представления ширины: прием, аналогичный предыдущему, с двумя парами дощечек одинаковой длины, но разной ширины.
4. Исследование представления о площадях: кладут на стол перед ребенком две дощечки неодинаковой площади. Методика та же, что и в предыдущих опытах.
5. Исследование представления расстояния: дают ребенку два одинаковых цилиндра. Точно такие же имеются у экспериментатора. Он ставит их на стол перед ребенком на расстоянии приблизительно 2—3 сантиметров друг от друга. Ребенку жестом дают понять, что свои цилиндры он должен поставить приблизительно на том же расстоянии. Затем экспериментатор ставит свои цилиндры далеко друг от друга (приблизительно на расстоянии 20—25 см). Ребенок должен сделать то же самое. (Главным образом нужно точно установить, уяснил ли себе ребенок понятия «близко и далеко»).
6. Исследование цветоощущения: перед ребенком кладут 6 разноцветных отрезков картона (красного, синего, зеленого, голубого, желтого и черного цвета). У экспериментатора на руках имеются точно такие же отрезки. Он показывает
поочередно по одному отрезку и ребенок должен указать отрезок такого же цвета у себя (названия цветов не требуется).
7. Исследование представления о местоположении: перед ребенком ставят столик и ему дается какой-нибудь предмет. Точно такой же столик стоит и перед экспериментатором, который садится рядом с ребенком. Экспериментатор ставит какую-нибудь вещичку на стол — ребенок непосредственно после этого должен сделать то же самое. Затем экспериментатор последовательно ставит эту дощечку под стол, спереди стола, позади стола, направо от него, налево от него. Ребенок каждый раз должен сделать то же самое. Тест считается выполненным, если все 6 установок сделаны безошибочно.
8. Исследование представления численности: перед ребенком кладут на стол 2 проволоки с нанизанными на них кольцами, при чем на одной — много колец, на другой — мало. Затем экспериментатор показывает последовательно такие же проволоки с кольцами, а ребенок должен указать у себя тожественные.
9. Исследование представления формы: на столе кладут квадрат, кружок и треугольник. Ребенок знакомится с ними посредством зрения и осязания. Затем он должен указывать среди лежащих на столе фигур подобные подаваемым ему поочередно фигурам.
10. Исследование представления толщины: дают две пластинки разной толщины. Методика такая же.
11. Исследование представления об’ема: дают два кубика разной величины. Методика такая же.
12. Исследование представления глубины: на стол ставят две призмы отверстиями кверху: одну — с глубоким, другую с мелким отверстием. Ребенка заставляют поочередно ощупать их пальцем и убедиться, что они разной глубины. Затем экспериментатор поочередно показывает ему дубликаты и ребенок должен каждый раз указывать у себя призму такой же глубины, как та, которую дал ему экспериментатор.
13. Исследование представления веса: дают ребенку два одинаковых яичка разного веса. Затем ему последовательно дают в руки дубликаты и он отыскивает у себя тождественные.
14. Исследование временных представлений сводится к различению «быстро» и «медленно». Экспериментатор
сначала быстро ударяет по столу несколько раз — ребенок должен повторить то же самое. Затем экспериментатор ударяет по столу медленно несколько раз, и ребенок опять повторяет.
Оценка решения каждого теста производится плюсом или минусом, при чем отмечается время, в течение которого были решены все 14 тестов.
Мы исследовали по этому методу около 80 глухонемых детей в возрасте от 4 до 8 лет, при чем нам не пришлось здесь видоизменять ни самих тестов, ни методики. Таким образом, этот метод применялся к глухонемым детям совершенно в том же виде, как и к говорящим и слышащим, и мы имели полную возможность сравнить их между собой.
Оказалось, что у глухонемого ребенка с нормальным интеллектом образование элементарных представлений заканчивается лишь к 6 годам, между тем, как у говорящего это завершается к 4, при чем представления о глубине, весе и местоположении у глухонемых, подобно говорящим детям, развиваются в последнюю очередь.
Исследование по этому методу дало возможность отметить детей, отстающих в своем развитии, на которых и педагоги указывали, как на умственно-отсталых. Несмотря на то, что они были старше 6 лет, не все представления у них имелись налицо. Главным образом отсутствовали представления о весе и глубине.
Таким образом, нам кажется, что исследование элементарных представлений у детей дошкольного возраста дает нам очень ценный ориентировочный материал при работе с ними в детском саду.
Прежде чем перейти к описанию видоизмененного «краткого метода исследования умственной отсталости» проф. Г. И. Россолимо, мы в кратких чертах напомним основные принципы этого метода. Автором предлагаются 27 тестов, выполнение которых не требует почти никаких знаний, так как посредством их определяются формальные способности — «первичный ум, психомеханика», по определению автора. Эти тесты относятся к исследованию отдельных психических процессов, как то: внимания, точности восприимчивости с узнаванием, суждением и воспроизведением, памяти на картинки и слова, осмышления, комбинаторной способности, сметливости, воображения и наблюдательности. По этому методу уже обследовано много тысяч детей, им пользуются в течение многих лет для отбора умственно-отсталых в вспомогательные школы, уже установлены определенные стандарты, как
в отношении возрастном, так и в смысле степени умственной отсталости. Оценка здесь производится плюсом (+) или минусом (–), при чем подсчитывается количество положительных и отрицательных ответов; учитывается также время, потребовавшееся для проведения всех тестов.
После предварительной работы в течение целого года нам удалось приспособить этот метод для глухонемых, главным образом для тех, которые еще не обучались и не умеют говорить. Сущность тестов мы оставили почти без изменений, но методику нам пришлось переработать основательно. Мы провели исследования больше, чем на сотне детей, после чего — совместно с проф. Ф. А. Рау — опять подвергли критике как тесты, так и методику и произвели еще некоторые изменения и дополнения, как то: ввели тесты, исследующие память на слова, звуки и числа. Сейчас мы изложим тесты и методику в окончательно переработанном виде, а затем поделимся полученными нами результатами и некоторыми соображениями по поводу их.
Исследование сводится к разрешению 30 тестов. Оценка производится знаком плюс (+) или минус (–), а затем подводится общий итог положительных ответов.
1. Исследование внимания производится посредством двух тестов: а) простая устойчивость внимания: дается картон с пробитыми круглыми отверстиями, расположенными по определенному рисунку, и ребенок должен проткнуть все эти отверстия, ни одного не пропуская; б) устойчивость внимания с выбором: дается картон, вокруг отверстий которого обведены черным кружочки, палочки и крестики. Требуется проткнуть все кружочки и палочки, а все крестики пропускать.
Методика следующая: на чем-нибудь мягком, напр., на куске войлока, кладут четвертушку бумаги, покрывают ее куском темного коленкора или другой ткани, поверх кладут продырявленный отверстиями картон. Ребенку надо жестами дать понять, что он должен иголочкой проткнуть все отверстия, ни одного не пропуская; направление прокалывания должно быть точно указано. Самое лучшее — дать ребенку иглу в руки и вместе с ним проколоть 2—3 отверстия, а затем его рукой пройтись по картону в том направлении, в котором он должен прокалывать.
Что касается прокалывания с выбором, то ребенку нужно показать на отверстие с кружочком и палочкой и сделать жест утвердительный, а на отверстие с крестиком сделать гримасу и