Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

14

УДК 378:371.31.018.4"731"

 

Н. Н. Нечаев, докт. психол. Наук
(Гособразование СССР)


 

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СТУПЕНЬ И ПРИНЦИП
НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В настоящее время, по мнению многих ученых и специалистов, непосредственно занятых в сфере высшего образования, высшая школа переживает сложный период, в ряде случаев определяемый как кризисный.

В этом безусловно отражается как сложная ситуация, имеющая место в настоящее время в нашей стране, так и некоторые общие тенденции, характерные для всего мирового сообщества.

Именно сейчас, когда практически во всех странах с развитой образовательной инфраструктурой теоретики и практики образования в унисон говорят о кризисе национальных систем образования, необходимости принципиальных изменений сложившейся политики в этой области, создались объективные предпосылки

15

для серьезного научного осмысления высшего образования как ступени непрерывного образования.

Объективно действующие социально-экономические условия в свое время привели к возникновению высшей школы как социального института, призванного обеспечивать общественную потребность в специалистах с высшим образованием. Развитие высшей школы, ее превращение в систему высшего образования означает, что эта общественная потребность систематически усиливалась и развивалась. Понятно поэтому, что раскрытие содержания этой потребности, ясное осознание самого механизма ее порождения позволяет сознательно строить теорию и практику высшего образования, видеть объективные противоречия этого процесса, намечать конкретные пути и обеспечивать необходимые условия его развития.

При этом важно отметить, что хотя исторический анализ ситуации, приводящей к появлению этого социального института в образовательной практике общества, может существенно уточнить наши представления о сущности высшего образования, так сказать, инвариантной относительно конкретно-исторических условий "пространства" и "времени" его появления в обществе, наше понимание этой сущности определяется раскрытием механизмов его современного состояния и развития. В свое время К. Маркс отмечал, что именно знание развитых форм соответствующих экономических явлений позволяет понять особенности и сущность тех явлений, из которых эти развитые формы произошли, подобно тому, как "... анатомия человека — ключ к анатомии обезьяны" /1 с. 42/.

Это предполагает рассмотрение высшего образования в историческом контексте, не как существующей сравнительно недавно формальной институции, а как высшей для своего времени ступени обучения и воспитания, которой достигло общество.

Конечно, само понятие высшего образования тоже исторично: то, что было высшим образованием, теперь таковым не является. Сказанное здесь следует понимать не в том примитивном смысле, что нынешний школьник знает то, чего не знал

16

Аристотель. В этом случае имеют в виду лишь сугубо внешние и частные переменные характеристики, связанные с объективным историческим движением содержания человеческой культуры. Однако помимо них существуют еще и постоянные инвариантные сущностные характеристики, наличие которых и позволяет рассматривать определенный уровень образования как высший. Придерживаясь этой позиции, можно утверждать, что высшее образование для каждого конкретного индивида вовсе не возникает в тот момент, когда он как выпускник вуза получает диплом о его окончании. Специалист с дипломом может еще долго подниматься до этого высшего уровня или, наоборот, очень быстро спуститься на низший уровень, растерять свои возможности. Понятие высшего образования требует определенных критериев и ограничений, ибо в него может вкладываться разное содержание. Так, соотносимое понятие "higher education" (высшее образование) в США означает "послесреднее". Отсюда различные подходы в отнесении ряда учебных заведений США к категории высших: по одним оценкам их около 3 тыс., по другим — свыше 15 тыс.

Расширительное понимание высшего образования привело к заимствованию термина "послевысшее образование" (последипломное обучение). К такому обучению относят и аспирантуру, и повышение квалификации, и различные виды специализированной доподготовки специалистов. Но если речь идет не просто о терминологическом, но о понятийном определении высшего образования, то есть определении, вскрывающем его сущность, то правильнее говорить не о "послевысшем образовании", а о различных формах обучения людей, имеющих дипломы о высшем образовании. Такое сущностное рассмотрение высшего образования связывает его с определенными характеристиками личности субъекта, с процессом его постоянного и непрерывного развития — непрерывного образования.

Для того, чтобы вскрыть содержание понятия "высшее образование", необходимо рассмотреть его наряду с другими, которые часто употребляются как близкие или даже тождественные:

17

образование, обучение, воспитание, развитие. На наш взгляд, это содержание наиболее емко выражается в известных словах, которые звучат скорее как афоризм, чем как научное определение: "Образование — это то, что остается, когда все выученное забыто". Словосочетание "образованный человек" несет в себе значение воздействия на личность субъекта, в результате которого нечто появилось, образовалось. Таким образом, даже поверхностный анализ показывает, что образование — это процесс созидания человека.

С этой позиции понятие образования выступает родовым по отношению к рассмотренной выше группе понятий. Действительно, в этом случае воспитание выступает как момент образования, определяющий его ценностную и смысловую структуру, фиксирующий социально и личностно значимые для субъекта характеристики образовательного процесса; обучение — это комплекс мер и соответствующих средств для осуществления процесса образования; развитие — внутренний механизм этого процесса, раскрывающий причины, факторы и условия его самодвижения.

Существует глубинная взаимосвязь рассматриваемых понятий, и это может быть доказано построением другой цепочки зависимостей, отражающих другие стороны этой взаимосвязи. Так, развитие, рассматриваемое как самодвижение образовательного процесса, есть разрешение его внутренних противоречий; обучение — одна из конкретных форм создания этого движения, обеспечивающая условия, средства, усиливающие проявление противоречивого начала. И в этом случае образование по-прежнему выступает как базовое понятие, отражающее и сам процесс, и те результаты, которые в ходе этого процесса появляются. Зачастую перед исследователем встает сложная проблема оценки объективности отображения динамики процесса в его результатах, ибо нельзя отобразить процесс иначе, чем характеризуя его какими-то показателями, и тем не менее следует различать сам процесс и его характеристики. На наш взгляд, важно различать высшую школу как социальный институт реализации задач определенного уровня образования и высшее образование как закономерный

18

результат, к которому должен приводить любой образовательный процесс на высших ступенях своего развития. Подчеркиваем, что действительно имеется в виду любой образовательный процесс, понимая, что высшее образование выступает здесь как то качественнее состояние образовательного процесса, которое независимо от конкретно-исторической формы высшей школы как социального института позволяет увидеть его эталонные параметры и тем самым начать иначе оценивать и степень приближения реальности к этим эталонным параметрам, и находить те условия и средства оптимизации их достижения, которые значимы с точки зрения развития нашего общества.

Долгое время проблематика исследования высшей школы и высшего образования как бы "слипалась": считалось, что, совершенствуя высшую школу, мы тем самым непосредственно работаем на высшее образование. Однако реальности, которые достаточно репрезентативны для глаза исследователя, заставляют думать, что такого механического совпадения не существует. Очевидно, это связано с тем, что сам концептуальный строй проблематики в области высшего образования до настоящего времени не развит.

Необходимо попытаться разделить, развести эти два круга понятий и увидеть процесс высшего образования как некую объективную реальность, а высшую школу как одну из частных, хотя и массовидных форм достижения этого качества образовательного процесса как процесса личностного развития, как процесса достижения определенных результатов в этом самодвижении личности.

Рассмотрим это соотношение применительно к ступеням образования, которые человек проходит в течение всей жизни. Самая первая ступень — начальное общее образование — это начало деятельностного освоения мира, оно возникает с рождением человека на свет. Ее непосредственный "продукт" можно обозначить как появление "кандидата в люди". Все специфические отличия конкретного человека к нему как к человеку еще не применимы, это общие характеристики его как индивида, способного стать личностью. Но уже на этой ступени начинается специализация и

19

спецификация: ведь родившись, конкретный, "определенный" ребенок попадает в определенные условия, в которых он становится конкретным человеком. Таким образом, с самого начала имеет место несовпадение индивидного и личностного развития: как индивид ребенок изначально является особенным и единственным существом, а как личность он вначале абстрактное существо. Свою особенность и конкретность, но уже как личность, он приобретает в процессе собственного движения по ступеням образования. Причем чем выше достигнутая им ступень образования, тем оно в большей степени делает его специфически развитым, определяя в узкие рамки существующего разделения труда дальнейшее развитие возможностей человека. Так специалисты с гуманитарным образованием постепенно забывают даже элементарную школьную математику и физику.

По-прежнему актуальным остается афоризм Козьмы Пруткова: "Специалист подобен флюсу: полнота его одностороння". Анализируя экономические отношения в современном ему обществе, К. Маркс показал, что механизмом появления односторонне развитого, "частичного" человека, то есть специалиста, является разделение труда. Именно оно порождает обособление профессий, а вместе с ними "профессиональный идиотизм" /2, с. 159/.

Эта ситуация будет воспроизводиться до тех пор, пока существует разделение труда, и современная высшая школа будет по-прежнему выпускать специалистов, обладающих возможностями лишь в определенном, узком направлении. Таким образом, часто неосознанным является то, что современное высшее образование функционирует лишь как высшее специальное образование. В этом понятии заложено противоречие, ибо если "высшее" применительно к образованию означает высший и даже опережающий уровень развития возможностей человека по сравнению с тем, который сложился к настоящему времени, то "специальное" сужает, ограничивает эти высшие возможности в принципиальном плане и в зависимости от профиля вуза.

Поэтому идея формирования "всесторонне развитого человека" на данной ступени непрерывного образования не может

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/NVo-1989/NVo-014.htm