СТРУКТУРА И ДИНАМИКА РОДИТЕЛЬСКОГО
ОТНОШЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ РЕБЕНКА*
Е. О. СМИРНОВА, М. В. СОКОЛОВА
Авторами предложен новый подход к пониманию и исследованию структуры родительского отношения, основанный на выделении двух его специфических начал: предметного и личностного. Основными задачами работы являлись анализ и систематизация существующих категорий, описывающих родительское отношение, а также построение научно обоснованного подхода к его анализу, разработка метода его изучения. Вводится новое понимание стиля родительского воспитания и предлагаются оригинальные варианты родительского стиля; показана связь между родительским отношением и стилем воспитания ребенка. Прослежена динамика отношения родителя к ребенку и описаны его характеристики на разных этапах взросления ребенка — от младенчества до подросткового возраста.
Ключевые слова: родительское отношение, личностное начало, предметное начало, возрастные особенности, стили родительского поведения.
Психологами практически всех направлений подчеркивается тот факт, что главным и необходимым условием развития ребенка как человеческого существа, формирования его внутренней жизни являются окружающие его близкие люди, прежде всего родители. С первых месяцев ребенок осознает себя через отношения с родителями, и этот процесс не только внешнего, но и внутреннего взаимодействия продолжается на протяжении всей его жизни. Специфика родительского отношения заключается в его постоянном и неизбежном изменении с возрастом ребенка. Актуальность настоящего исследования связана с необходимостью рассмотрения родительского отношения в его динамике, которая определяется возрастом ребенка.
Несмотря на признание решающей роли родителей в развитии ребенка на всех этапах онтогенеза, вопрос о специфике этих отношений не является предметом исследования ни в деятельностном, ни в культурно-историческом подходах. Вместе с тем клиническими психологами, консультантами и психотерапевтами накоплен огромный опыт работы с проблемами детско-родительских отношений, который получает в большинстве случаев достаточно эклектичную интерпретацию с позиций западных направлений. В этой связи возникает необходимость систематизации существующих понятий, описывающих родительское отношение, и построения научно обоснованного подхода к его анализу. Целью данного исследования является изучение особенностей родительского отношения (РО) на разных возрастных этапах развития ребенка.
В основе большинства западных теорий и подходов возрастная динамика детско-родительских отношений сводится к движению от выраженной зависимости ребенка к эмоциональной самодостаточности и равноправным отношениям всех участников взаимодействия (психоаналитическое направление, теория привязанности, бихевиоризм, теория социального научения, гуманистический подход). Изучение содержания родительской позиции обнаруживает следующие тенденции: противоречивость, двойственность, неоднозначность, внутреннюю конфликтность (З. Фрейд, Э. Фромм, Дж. Боулби, Д. Винникот, К. Роджерс и другие). С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая
определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, безусловное принятие, целостное отношение к нему. С другой стороны, родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем, необходимостью привития общественных норм поведения, воспитания социальных навыков. Несмотря на различие в терминологии, эта двойственность (удовольствие и реальность, любовь и контроль, безусловность и условность и т. д.) прослеживается в большинстве описаний РО. Многие современные исследования за рубежом до сих пор опираются на базовую типологию РО, основанную на двух факторах — эмоциональном (любовь/ненависть) и поведенческом (автономия/контроль), которая была предложена Е. С. Шафер, Р. А. Белл (1969), или широко известную модель Д. Баумринд (1967), которая выделила и описала четыре основных стиля РО: авторитетный, авторитарный, попустительский, игнорирующий.
В отечественной психологии традиционным и общепринятым является факт признания за взрослым роли носителя человеческой культуры — необходимого источника развития ребенка. Важнейшей характеристикой развития является «социальная ситуация развития» (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и другие). Л. С. Выготский впервые выдвинул идею интериоризации отношений как обязательного момента развития личности ребенка. М. И. Лисиной была разработана концепция генезиса общения ребенка и взрослого, где форма и содержание общения определяются возрастом ребенка. Отношения между родителем и ребенком являются той средой, где возникает и осуществляется личностное становление и развитие каждого участника этого процесса. Особое внимание уделяется роли субъектно-ориентированного общения в психическом развитии ребенка (С. Ю. Мещерякова и другие). Изучение родительского отношения и его нарушений широко проводилось в рамках клинического подхода, так как именно в практике проблема детско-родительских отношений возникает с особой остротой (В. И. Гарбузов, Д. Н. Исаев, А. И. Захаров, Э. Г. Эйдемиллер и другие).
Тип РО и соотношение его структурных компонентов определяется не только индивидуальными особенностями родителей, но и возрастом ребенка. Общепризнано, что на каждом возрастном этапе развитие ребенка имеет свои особенности, критические и литические периоды (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, К. Н. Поливанова). Однако детско-родительские отношения в период взросления ребенка так же проходят ряд определенных этапов, содержание которых пока не изучено. Лишь немногие исследователи отмечают, что одним из основных факторов, влияющих на изменения РО, является возраст ребенка (О. А. Карабанова, И. С. Кон, Г. Г. Филиппова).
Современные исследования, проводимые в рамках системного подхода (В. Сатир, С. В. Минухин, А. В. Черников, А. Я. Варга и другие) позволяют рассматривать и изучать семью в ее очень сложном иерархическом и историческом аспектах, т. е. в терминах генезиса: становления, развития и распада. Переходы между стадиями жизненного цикла семьи представляют собой нормативные кризисы в развитии семейной системы. Такие кризисы направлены на разрешение противоречий между новыми задачами, встающими перед семьей, и прежним характером взаимодействия и отношений между членами семьи. Успешность разрешения кризисов перехода обеспечивает эффективное функционирование семьи, ее целостность и гармоническое развитие.
Специальный анализ показал, что РО в каждой психологической школе описывается самыми разнообразными понятиями и категориями, которые определяются исходными теоретическими позициями авторов. Описывающая РО терминология соответствует скорее политическим понятиям, нежели психологическим (авторитаризм, демократия, либерализм). Авторы в большей степени апеллируют
к реальному опыту и здравому смыслу, нежели к психологическому анализу и экспериментальной проверке теоретических гипотез. Отсутствие общепринятых структурных составляющих существенно затрудняет построение единой классификации, систематизирующей типы РО по какому-либо единому основанию. В этой связи возникает необходимость выделения понятий, описывающих специфику родительского отношения, и анализа РО на основе выделенных категорий. Поскольку отношение родителя к ребенку является вариантом межличностных отношений, мы полагаем, что теоретическая основа для описания и анализа РО должна строиться на базе общей концепции межличностных отношений.
В своей работе мы опирались на положения диалогического подхода к межличностным отношениям, который разработан в философии (М. М. Бахтин, М. Бубер, С. Л. Рубинштейн и другие) и развивается в отечественной психологии (В. А. Петровский, В. И. Слободчиков, Е. О. Смирнова и другие). Согласно этому подходу, отношения между людьми основаны на двух противоположных началах: предметном — когда другой человек выступает как объект познания, оценки, воспитания, и личностном — когда другой является самоценной, целостной личностью, не сводимой к своим частичным проявлениям. Если первый аспект определяет обособленность и противопоставленность людей, то второй отражает их общность, причастность друг к другу. Единством и противоположностью этих аспектов определяется сложность и неоднозначность отношений между людьми: и личностное, и предметное начала присущи каждому человеку, однако степень их выраженности существенно различается.
Родительское отношение включает такие противоположные характеристики, как устойчивость и динамичность; фиксацию на актуальное, сиюминутное состояние ребенка и прогностичность (направленность в будущее); безусловное принятие и объективную оценку ребенка. Можно предположить, что данные амбивалентные характеристики отражают реальную, объективную двойственность родительской позиции. Поскольку предметное (частичное) и личностное (целостное) начала образуют два полюса, между которыми существуют конкретные отношения, их можно рассматривать как структурные составляющие родительского отношения. Своеобразие и внутренняя конфликтность родительского отношения заключаются, на наш взгляд, в максимальной выраженности и напряженности обоих полюсов. Применительно к РО личностное начало проявляется в особой чувствительности к состояниям и переживаниям ребенка, безусловной любви к нему, признании и ориентации на его индивидуальность, выраженной эмоционально-аффективной связи с ним. Предметное начало РО выражается в ориентации на формирование определенных качеств, черт личности, в требовательности, в конкретных ожиданиях и оценочной позиции по отношению к ребенку. Конкретные варианты отношения могут определяться относительной выраженностью и содержательным наполнением предметного и личностного начал.
Характер РО, который определяется преобладанием у родителя предметного или личностного начала, определяет стиль его поведения с ребенком. Мы понимаем стиль не как определенную стратегию воспитания, а как сочетание различных вариантов поведения родителя, которые в разных ситуациях и в разное время будут проявляться в большей или меньшей степени. Такой подход позволяет построить своеобразный профиль родительского поведения, который отражает наиболее характерный стиль воспитания как в индивидуальном случае для конкретного родителя, так и для группы родителей детей определенного возраста.
Становление и совершенствование родительства является одним из главных направлений личностного развития взрослого человека. Между тем конкретные экспериментальные
психологические исследования генезиса родительства фактически отсутствуют. Родительское отношение должно складываться и с учетом того, что ребенку надо расти, стать независимым, и в этом смысле сущность родительской заботы предполагает любовь к растущему ребенку. Здесь РО претерпевает самый существенный кризис: с одной стороны, родитель стремится сохранить свою связь с ребенком, с другой — он должен помочь ребенку отделиться, стать самостоятельным. В этом конфликте заключается одно из самых сильных противоречий РО, а его положительное разрешение дает основу для установления гармоничных отношений между родителем и ребенком.
Исследования показывают, что в младенческом возрасте максимально выраженным является личностное начало РО. Отношение к младенцу как к целостной, уникальной личности, безусловное и безоценочное принятие, аффективно-личностная связь с ним являются необходимым условием формирования позитивного самоощущения ребенка. Что касается предметного начала отношений (требовательности, контроля, оценки определенных качеств и т. д.), то на первом году жизни они выражены весьма слабо. Можно полагать, что по мере взросления ребенка, нарастания его потребности в независимости от родителей РО качественно преобразуется: преобладание личностного начала сменяется доминированием предметного. У родителей повышаются требования к ребенку, увеличиваются ожидания определенных действий, поступков, достижений, становится более дифференцированной оценка его качеств, свойств характера, развития его способностей. При этом выраженность личностного начала будет снижаться, хотя оно никогда не исчезает и остается необходимой составляющей РО.
Обобщая сказанное выше, сформулируем гипотезу настоящего исследования. Во-первых, структура РО с необходимостью включает два начала — предметное и личностное. Возрастные и индивидуальные особенности РО определяются степенью выраженности обоих начал, их содержательным наполнением. Во-вторых, система детско-родительских отношений имеет определенную возрастную динамику: по мере взросления ребенка РО изменяется в сторону преобладания предметного начала над личностным.
МЕТОД И ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ
Для проверки данных предположений была разработана анкета, позволяющая выявить степень выраженности предметного и личностного начала и особенности стиля воспитания ребенка. В отличие от большинства опросников, предназначенных для выявления РО, данная анкета построена на научно обоснованных положениях, в основе которых лежит представление о структурных составляющих РО. Кроме того, при едином методологическом подходе она имеет различные варианты для родителей детей различных возрастов.
Анкета построена по типу проективной методики «Незаконченные предложения». Предварительное пилотажное исследование (закрытый вариант анкеты) позволило выделить и описать типичные варианты ответов и составить ключи для обработки, дифференцирующие личностное и предметное начала РО. Предлагаемые в анкете вопросы допускали возможность любого ответа, который в дальнейшем квалифицировался как показатель выраженности личностного/предметного начала и стилей поведения родителей.
Первый блок вопросов направлен на выяснение значимости личностного и предметного начала в РО. Личностное начало (ЛН) проявляется в вариантах ответов, отражающих целостное, безоценочное отношение к ребенку, признание его индивидуальности, в сопереживании ребенку и в ориентации на его психологический комфорт. Ориентация на какие-либо конкретные характеристики, качества или способности ребенка можно считать проявлением предметного начала (ПН).
Предварительное исследование позволило выявить ценности и установки родителя, т. е. то, каким родитель хотел бы видеть ребенка (их примеры см. в табл. 1). Были выделены следующие ценности: 1) умственное развитие ребенка 2) морально-нравственные качества (честность, доброта), 3) общительность, 4) развитие воли (целеустремленность, настойчивость, решительность), 5) развитие произвольности (послушание, самоконтроль, дисциплина), 6) ценность физического здоровья.
Таблица 1
Варианты выражения ЛН и ПН в ответах на вопросы анкеты
Пункты анкеты | Личностное начало (ЛН) | Предметное начало (ПН) |
Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка прежде всего | Чтобы он был самим собой; счастливым, состоявшейся личностью, таким, какой он есть | Умным, правдивым, коммуникабельным, здоровым, послушным, настойчивым |
В Вашем ребенке Вы больше всего цените | То, что мы встретились, характер, индивидуальность, душевность | Ум, упорство, честность, порядочность, организованность, воспитанность |
Больше всего Вас огорчает, когда Ваш ребенок | Плачет, замкнут, расстроен, переживает, «далеко» от меня; мой ребенок в основном радует меня | Капризничает, не аккуратен, не слушается, не думает, пассивен, обманывает, обижает, дерется; доставляет неприятности |
При обработке анкеты подсчитывалась количественная представленность различных вариантов ценностей в каждой группе родителей.
Второй блок вопросов был направлен на выявление преобладающего стиля поведения родителя с ребенком. Анализ литературных источников и личного опыта работы с родителями позволил выделить семь вариантов родительского стиля:
1) строгий — воздействие на ребенка в основном силовыми, директивными методами, жесткое направление ребенка по пути социальных достижений;
2) объяснительный — апелляция к здравому смыслу ребенка, словесное объяснение.
3) автономный — предоставление ребенку максимальной свободы выбора и принятия решения;
4) компромиссный — предложение чего-либо привлекательного в обмен на выполнение ребенком требуемого действия;
5) содействующий — реальное участие в жизни ребенка, стремление помочь, разобраться в проблеме, разделить с ним его трудности;
6) ситуативный — принятие решения в зависимости от наличной ситуации;
7) потакающий — полная ориентация на потребности и интересы ребенка, которые ставятся выше родительских, а порой и выше интересов семьи в целом.
Для выявления стиля поведения был разработан ряд проблемных ситуаций, в которых родителям предлагалось выбрать наиболее приемлемый для них вариант поведения, всего 12 вопросов (табл. 2).
При ответе на вопросы анкеты родитель осуществлял выбор стратегии своего поведения, который соотносился с одним из семи выделенных стилей. Каждый сделанный выбор оценивался в один балл, затем баллы суммировались по каждому из параметров (стилей) для каждой возрастной группы, что являлось показателем выраженности того или иного стиля в данной группе. Сравнение показателей воспитательных стилей осуществлялось по двум линиям:
1) в разных возрастных группах, что позволяло выявить общую картину их распределения, а также изменения того или иного родительского стиля с возрастом ребенка;
2) внутри каждой возрастной группы, что позволяло зафиксировать преобладающие стратегии, характерные для родителей