Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

На правах рукописи

Кузьмишина Татьяна Леонидовна

ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К
РОДИТЕЛЬСКИМ ТРЕБОВАНИЯМ И ЗАПРЕТАМ

19.00.13 — психология развития, акмеология

Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук

Москва — 2006

2

Работа выполнена в Московском городском психолого-педагогическом университете

 

Научный руководитель:

Кандидат психологических наук,
Лаврентьева Татьяна Владимировна

Научный консультант:

Доктор психологических наук,
Венгер Александр Леонидович

Официальные оппоненты:

Доктор психологических наук,
Эльконин Борис Даниилович

 

Кандидат психологических наук,
Чурбанова Светлана Михайловна

Ведущее учреждение:

Институт развития дошкольного образования Российской академии образования

Защита состоится «30» ноября 2006 года в 11.00 часов на заседании диссертационного совета К 850.013.01 Московского городского психолого-педагогического университета по адресу: 127051, Москва, ул. Сретенка, д. 29.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета.

Автореферат разослан «25» октября 2006 года.

 

Ученый секретарь
диссертационного совета

Кулагина И. Ю.

3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования

Одной из тревожных тенденций в современном обществе является возрастающее отчуждение родителей и детей. В отсутствие положительного взаимодействия с родителями дети не воспринимают образцы поведения и модели семейного взаимодействия, предлагаемые близкими взрослыми. Негативный опыт общения с родителями чреват формированием у детей пренебрежительного отношения к старшему поколению, уходом от принятых в обществе культурных форм поведения, отказом от общественных традиций, а также трудностями социальной адаптации ребенка.

Во многом причины названных тенденций связаны с изменением ритма жизни, в которой у родителей практически не остается времени для совместного проведения досуга с детьми: семейных обедов, вечерних бесед, общих игр, чтения детских книг, просмотра детских развлекательных и обучающих телепередач и др. Во взаимодействии взрослого с ребенком теряется важная и традиционная линия передачи общественно выработанных социальных норм. В связи с этим исследования, посвященные проблемам взаимодействия родителей и детей, сохраняют свою актуальность.

В психологии можно выделить два основных направления исследований взаимодействия родителей и детей:

— выявление типов родительского отношения и изучение их влияния на психическое развитие ребенка (Болдуин А., 2000; Боумринд Д., 1991; Варга А. Я., 1988; Столин В. В., 1988; Эйдемиллер Э. Г., 1999 и др.);

— изучение возрастных особенностей поведения детей дошкольного возраста в ситуациях конфликта с родителями, когда взрослые препятствуют удовлетворению их потребностей (Адлер А., 1964; Бандура А., 2000; Левин К., 2001).

Несмотря на то, что результаты исследований первого направления убедительно свидетельствуют о зависимости психического развития ребенка от отношения к нему родителей, данные об особенностях детской активности в ситуациях требований и запретов со стороны родителей с различными стилями воспитания отсутствуют, что обусловило актуальность настоящего исследования.

Дошкольный возраст характеризуется как возраст, в котором происходит «утеря непосредственности», возраст интенсивного освоения

4

детьми культурных норм, различных культурно-опосредствованных способов деятельности и поведения (Выготский Л. С., 1984; Леонтьев А. Н., 1983; Эльконин Д. Б., 2004), которые становятся своеобразной системой мер, эталонов, ценностей (Запорожец А. В., 1986). Вместе с тем регуляция деятельности и поведения культурно-выработанными нормами, правилами и требованиями зависит не только от того, знает ли их ребенок, но и от того, как ребенок к ним относится (Запорожец А. В., 1986; Леонтьев А. Н., 1983; Смирнова Е. О., 1998; Субботский Е. В., 1983 и др.).

Мы полагаем, что регуляция поведения ребенка культурными требованиями зависит не только от того, какой личностный смысл они приобретают для него, но и от того, относится ли он к ним как к правилу, которому необходимо следовать в различных ситуациях, или как к единичному требованию родителей, следование которому не обязательно, и зависит от особенностей их межличностных отношений. Поэтому в зависимости от отношения детей к родительским требованиям и запретам, они могут либо следовать им, либо игнорировать их, либо пытаться манипулировать родителями с тем, чтобы избежать следования установленным правилам.

Вышеприведенные обстоятельства предопределили актуальность, цель и задачи настоящего исследования.

Цель исследования — выявление связи между родительскими представлениями об отношении детей дошкольного возраста к требованиям и запретам и формами поведения детей в ситуации фрустрации их потребности.

Объект исследования — психологические особенности отношения детей старшего дошкольного возраста к родительским требованиям и запретам.

Предмет исследования — влияние особенностей детско-родительского взаимодействия на отношение детей старшего дошкольного возраста к родительским требованиям и запретам.

Гипотеза исследования состоит из следующих предположений:

1. Отношение детей старшего дошкольного возраста к родительским требованиям и запретам зависит от представлений родителей о том, как эти нормы необходимо задавать детям.

2. В семьях, где родители требуют строгого следования правилам и нормам поведения, в ситуациях фрустрации потребности дети чаще подчиняются установленным правилам, чем дошкольники из семей, где нормы и правила поведения не носят характера обязательных.

5

3. Отношение детей к требованиям и запретам родителей как к не имеющим общепринятый обязательный характер усиливает манипулятивные тенденции в поведении дошкольников.

Задачи исследования:

1. Выявить особенности родительского отношения к детям старшего дошкольного возраста.

2. Провести анализ реакций ребенка на родительские требования и запреты.

3. Проанализировать специфику манипулятивных способов детского поведения в ситуациях родительского требования и запрета.

4. Провести сопоставление детских реакций с предположениями родителей о способах поведения их детей.

Методологические основы исследования

Методологической основой исследования является культурно-историческая концепция психического развития Л. С. Выготского.

Научная новизна и теоретическая значимость работы

В работе охарактеризованы типичные способы реагирования детей старшего дошкольного возраста в ситуациях родительских требований и запретов. Выявлены и теоретически обоснованы варианты поведения детей с «культурной» и «непосредственной» активностью, их связи с особенностями родительского отношения. Дана психологическая характеристика «потакающего» и «требовательного» родительского отношения при предъявлении детям требований и запретов. В исследовании впервые «использование внутрисемейных разногласий» ребенком рассматривается в качестве отдельного типа детской манипуляции.

Полученные данные дополняют представления об особенностях детско-родительского взаимодействия, акцентируя внимание на специфике взаимоотношений мать – ребенок. Проведенное исследование расширяет представления о роли семейного контекста в содержательных особенностях мотивационной сферы, характеристиках манипулятивных тенденций в детско-родительском взаимодействии.

Практическое значение работы

Разработан диагностический инструментарий, позволяющий выявлять родительские представления о поведении детей в ситуации родительского требования и запрета, типичные способы поведения детей старшего дошкольного возраста в ситуациях родительского требования и запрета, а также способность родителей распознавать манипулятивные способы детского поведения.

6

Результаты психологического исследования могут использоваться при проведении консультационной работы с семьями детей старшего дошкольного возраста. Использованный набор методических средств можно рекомендовать психологам-консультантам для выявления проблем, связанных с условиями воспитания дошкольников. Целесообразно применение результатов данного исследования в работе психологов детских дошкольных учреждений для решения задач первичного психологического обследования; результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе при подготовке, усовершенствовании и повышении квалификации работников учреждений образования.

Экспериментальная база исследования

В качестве экспериментальной группы выступили 122 человека: 61 ребенок старшего дошкольного возраста (31 девочка и 30 мальчиков), посещающих детские дошкольные образовательные учреждения Департамента образования г. Москвы №№ 623, 1927, 1768, и 61 родитель (мамы). Средний возраст испытуемых-детей составил 5,8±0,5 лет, взрослых — 32,2±4 года.

В качестве методов исследования применялись: метод теоретического анализа, опросники (тест-опросник А. Я. Варги и В. В. Столина «ОРО», авторские анкета и опросник для родителей), проективные методики (модификация методики рисуночной фрустрации С. Розенцвейга — детский вариант) и методы статистического анализа.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась большой представительностью выборки испытуемых, обширностью эмпирического материала, тщательностью его качественного и количественного анализа с использованием методов математической статистики.

Апробация работы и внедрение результатов

Работа прошла апробацию на конференции кафедры дошкольной психологии и педагогики Московского городского психолого-педагогического университета в 2006 г.

Результаты проведенного исследования используются в лекционных курсах: «Вопросы семейного воспитания», «Введение в дошкольную практическую психологию» на факультете психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета. Результаты диссертационного исследования отражены в пяти печатных работах.

Положения, выносимые на защиту:

1. Специфика родительского отношения к детям старшего дошкольного возраста в современных семьях проявляется в чрезмерной

7

опеке, симбиотическом отношении и инфантилизации детей. Родители заботятся об успешной социализации ребенка, уделяют больше внимания внешнему благополучию в ущерб совместной деятельности с ребенком и совместному эмоциональному проживанию событий.

2. Поведение детей старшего дошкольного возраста в ситуациях родительских требований и запретов зависит от представлений родителей о необходимости и обязательности соблюдения норм и правил поведения.

3. Манипулятивные тенденции в детском поведении зависят от занимаемой родителями позиции. В семьях с «потакающим» родительским отношением дети старшего дошкольного возраста чаще используют манипуляции, чем дети «требовательных родителей».

4. Родители имеют неточные представления о способах поведения их детей в ситуациях требования и запрета: «требовательные родители» недооценивают, а «потакающие родители» — переоценивают ориентированность своих детей на соблюдение норм и правил поведения.

Структура и объем работы

Диссертационная работа изложена на 116 страницах текста и состоит из введения, 3 глав («Социальная ситуация развития дошкольника и модели семейного взаимодействия», «Особенности родительского отношения к дошкольникам в современных российских семьях», «Экспериментальное изучение особенностей отношения детей старшего дошкольного возраста к ситуациям родительского требования и запрета»), заключения, выводов, списка использованной литературы (всего 182 наименования, в том числе 49 иностранных), 4 приложений. Работа проиллюстрирована 25 рисунками, содержит 11 таблиц.

8

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность исследования, формулируется гипотеза, определяются цель, задачи и предмет исследования, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, приводятся положения, выносимые на защиту.

В первой главе — «Социальная ситуация развития дошкольника и модели семейного взаимодействия» — представлены основные теоретические взгляды на особенности психического развития ребенка дошкольного возраста, теоретические концепции детско-родительских взаимоотношений и модели семейного воспитания. Рассмотрены особенности детско-родительского взаимодействия в ситуациях требований и запретов. Отражены результаты исследований поведения детей дошкольного возраста в различных ситуациях взаимодействия со взрослыми.

Специфике психического развития детей дошкольного возраста посвящены многочисленные исследования в отечественной и зарубежной психологии (Божович Л. И., 1995; Венгер А. Л., 2001; Венгер Л. А., 1988; Выготский Л. С., 1984; Запорожец А. В., 1986; Леонтьев А. Н., 1983; Лисина М. И., 1996; Мухина В. С., 2000; Обухова Л. Ф., 1995; Смирнова Е. О., 2000; Фрейд З., 2003; Эльконин Д. Б., 2005; Эриксон Э., 2000; Adler A., 1964; Kohlberg L., 1981, 1984; Lewin K., 1931). Большинство авторов отмечает, что в дошкольном возрасте существенно изменяется характер взаимодействия ребенка со взрослым. Со стороны взрослых значительно возрастает количество предъявляемых к поведению ребенка требований, основным из которых становится соблюдение норм и правил поведения в обществе. Со стороны ребенка происходит существенное возрастание его возможности регулировать поведение нормами и правилами, задаваемыми взрослыми.

Анализ литературы показал, что такие возможности ребенка объясняются различными причинами. Так, в психоаналитической традиции такие возможности связываются с функционированием супер-эго, последнего компонента развивающейся личности, который «представляет собой интернализованную версию общественных норм и стандартов поведения» (Фрейд З., 2003). При этом, с точки зрения З. Фрейда, правила и нормы, транслируемые ребенку семьей, осваиваются ребенком с помощью механизма интроекции (присвоения). В свою очередь Э. Эриксон полагал, что этот процесс идет благодаря механизму

9

идентификации, при этом именно поведение родителей становится образцом поведения для ребенка, который, копируя основные специфические способы поведения родителей, присваивает общекультурные нормы и правила.

В отечественной психологии возможность ребенка следовать социальным нормам и правилам объясняется через специфику социальной ситуации развития (Выготский Л. С., 1984) и особенности ведущей деятельности дошкольного возраста, в которой ребенок моделирует поведение «общественного взрослого» (Эльконин Д. Б., 2004), благодаря чему происходит интериоризация культурных норм и правил поведения (Запорожец А. В., 1986, Карпова С. Н., 1986; Леонтьев А. Н., 1983 и др.).

Последователи Ж. Пиаже характеризуют старший дошкольный возраст как возраст, в котором развивается способность к произвольной регуляции поведения. Этот факт объясняется снижением эгоцентрической позиции детей. Вместе с тем исследования показывают, что дошкольник может регулировать свое поведение внешними нормами лишь тогда, когда они являются требованиями взрослого (Kohlberg L., 1984).

Таким образом, в большинстве исследований, посвященных специфике развития ребенка в дошкольном возрасте, отмечается тот факт, что возрастает возможность детей следовать социальным нормам и правилам поведения. При этом существенная роль в процессе освоения детьми социально-выработанных норм и правил отводится влиянию родительского отношения (W. C. Becker, 1964; E. E. Maccoby, 1984).

Исследования детско-родительских отношений, как правило, представлены попытками выявить определенные общности и различия во взаимодействии родителей с детьми и на их основании выделить стили семейного воспитания (Арутюнян М., 1988; Болдуин А., 2000; Варга А. Я., 1988; Столин В. В., 1988; Эйдемиллер Э. Г., 1999; Baumrind D., 1975; Brody S., 1978; Maccoby E., 1980). Под стилем семейного воспитания принято понимать совокупность родительских стереотипов, воздействующих на ребенка по всем направлениям его жизнедеятельности (Шнейдер Л. Б., 2000); типичную стратегию поведения родителей с детьми (Целуйко В. М., 2004).

Проанализировав литературу по проблеме детско-родительских отношений, мы пришли к выводу, что одним из основных критериев различения этих стилей может выступать форма предъявления требований (запретов) и контроля за их выполнением со стороны родителей.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/disers/KuzmishinaTL/AVT-KOO.HTM