На правах рукописи
Кузьмишина Татьяна Леонидовна
ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К
РОДИТЕЛЬСКИМ ТРЕБОВАНИЯМ И ЗАПРЕТАМ
19.00.13 — психология развития, акмеология
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук
Москва — 2006
Работа выполнена в Московском городском психолого-педагогическом университете
Научный руководитель: | Кандидат психологических наук, |
Научный консультант: | Доктор психологических наук, |
Официальные оппоненты: | Доктор психологических наук, |
Кандидат психологических наук, | |
Ведущее учреждение: | Институт развития дошкольного образования Российской академии образования |
Защита состоится «30» ноября 2006 года в 11.00 часов на заседании диссертационного совета К 850.013.01 Московского городского психолого-педагогического университета по адресу: 127051, Москва, ул. Сретенка, д. 29.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета.
Автореферат разослан «25» октября 2006 года.
Ученый секретарь | Кулагина И. Ю. |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования
Одной из тревожных тенденций в современном обществе является возрастающее отчуждение родителей и детей. В отсутствие положительного взаимодействия с родителями дети не воспринимают образцы поведения и модели семейного взаимодействия, предлагаемые близкими взрослыми. Негативный опыт общения с родителями чреват формированием у детей пренебрежительного отношения к старшему поколению, уходом от принятых в обществе культурных форм поведения, отказом от общественных традиций, а также трудностями социальной адаптации ребенка.
Во многом причины названных тенденций связаны с изменением ритма жизни, в которой у родителей практически не остается времени для совместного проведения досуга с детьми: семейных обедов, вечерних бесед, общих игр, чтения детских книг, просмотра детских развлекательных и обучающих телепередач и др. Во взаимодействии взрослого с ребенком теряется важная и традиционная линия передачи общественно выработанных социальных норм. В связи с этим исследования, посвященные проблемам взаимодействия родителей и детей, сохраняют свою актуальность.
В психологии можно выделить два основных направления исследований взаимодействия родителей и детей:
— выявление типов родительского отношения и изучение их влияния на психическое развитие ребенка (Болдуин А., 2000; Боумринд Д., 1991; Варга А. Я., 1988; Столин В. В., 1988; Эйдемиллер Э. Г., 1999 и др.);
— изучение возрастных особенностей поведения детей дошкольного возраста в ситуациях конфликта с родителями, когда взрослые препятствуют удовлетворению их потребностей (Адлер А., 1964; Бандура А., 2000; Левин К., 2001).
Несмотря на то, что результаты исследований первого направления убедительно свидетельствуют о зависимости психического развития ребенка от отношения к нему родителей, данные об особенностях детской активности в ситуациях требований и запретов со стороны родителей с различными стилями воспитания отсутствуют, что обусловило актуальность настоящего исследования.
Дошкольный возраст характеризуется как возраст, в котором происходит «утеря непосредственности», возраст интенсивного освоения
детьми культурных норм, различных культурно-опосредствованных способов деятельности и поведения (Выготский Л. С., 1984; Леонтьев А. Н., 1983; Эльконин Д. Б., 2004), которые становятся своеобразной системой мер, эталонов, ценностей (Запорожец А. В., 1986). Вместе с тем регуляция деятельности и поведения культурно-выработанными нормами, правилами и требованиями зависит не только от того, знает ли их ребенок, но и от того, как ребенок к ним относится (Запорожец А. В., 1986; Леонтьев А. Н., 1983; Смирнова Е. О., 1998; Субботский Е. В., 1983 и др.).
Мы полагаем, что регуляция поведения ребенка культурными требованиями зависит не только от того, какой личностный смысл они приобретают для него, но и от того, относится ли он к ним как к правилу, которому необходимо следовать в различных ситуациях, или как к единичному требованию родителей, следование которому не обязательно, и зависит от особенностей их межличностных отношений. Поэтому в зависимости от отношения детей к родительским требованиям и запретам, они могут либо следовать им, либо игнорировать их, либо пытаться манипулировать родителями с тем, чтобы избежать следования установленным правилам.
Вышеприведенные обстоятельства предопределили актуальность, цель и задачи настоящего исследования.
Цель исследования — выявление связи между родительскими представлениями об отношении детей дошкольного возраста к требованиям и запретам и формами поведения детей в ситуации фрустрации их потребности.
Объект исследования — психологические особенности отношения детей старшего дошкольного возраста к родительским требованиям и запретам.
Предмет исследования — влияние особенностей детско-родительского взаимодействия на отношение детей старшего дошкольного возраста к родительским требованиям и запретам.
Гипотеза исследования состоит из следующих предположений:
1. Отношение детей старшего дошкольного возраста к родительским требованиям и запретам зависит от представлений родителей о том, как эти нормы необходимо задавать детям.
2. В семьях, где родители требуют строгого следования правилам и нормам поведения, в ситуациях фрустрации потребности дети чаще подчиняются установленным правилам, чем дошкольники из семей, где нормы и правила поведения не носят характера обязательных.
3. Отношение детей к требованиям и запретам родителей как к не имеющим общепринятый обязательный характер усиливает манипулятивные тенденции в поведении дошкольников.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности родительского отношения к детям старшего дошкольного возраста.
2. Провести анализ реакций ребенка на родительские требования и запреты.
3. Проанализировать специфику манипулятивных способов детского поведения в ситуациях родительского требования и запрета.
4. Провести сопоставление детских реакций с предположениями родителей о способах поведения их детей.
Методологические основы исследования
Методологической основой исследования является культурно-историческая концепция психического развития Л. С. Выготского.
Научная новизна и теоретическая значимость работы
В работе охарактеризованы типичные способы реагирования детей старшего дошкольного возраста в ситуациях родительских требований и запретов. Выявлены и теоретически обоснованы варианты поведения детей с «культурной» и «непосредственной» активностью, их связи с особенностями родительского отношения. Дана психологическая характеристика «потакающего» и «требовательного» родительского отношения при предъявлении детям требований и запретов. В исследовании впервые «использование внутрисемейных разногласий» ребенком рассматривается в качестве отдельного типа детской манипуляции.
Полученные данные дополняют представления об особенностях детско-родительского взаимодействия, акцентируя внимание на специфике взаимоотношений мать – ребенок. Проведенное исследование расширяет представления о роли семейного контекста в содержательных особенностях мотивационной сферы, характеристиках манипулятивных тенденций в детско-родительском взаимодействии.
Практическое значение работы
Разработан диагностический инструментарий, позволяющий выявлять родительские представления о поведении детей в ситуации родительского требования и запрета, типичные способы поведения детей старшего дошкольного возраста в ситуациях родительского требования и запрета, а также способность родителей распознавать манипулятивные способы детского поведения.
Результаты психологического исследования могут использоваться при проведении консультационной работы с семьями детей старшего дошкольного возраста. Использованный набор методических средств можно рекомендовать психологам-консультантам для выявления проблем, связанных с условиями воспитания дошкольников. Целесообразно применение результатов данного исследования в работе психологов детских дошкольных учреждений для решения задач первичного психологического обследования; результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе при подготовке, усовершенствовании и повышении квалификации работников учреждений образования.
Экспериментальная база исследования
В качестве экспериментальной группы выступили 122 человека: 61 ребенок старшего дошкольного возраста (31 девочка и 30 мальчиков), посещающих детские дошкольные образовательные учреждения Департамента образования г. Москвы №№ 623, 1927, 1768, и 61 родитель (мамы). Средний возраст испытуемых-детей составил 5,8±0,5 лет, взрослых — 32,2±4 года.
В качестве методов исследования применялись: метод теоретического анализа, опросники (тест-опросник А. Я. Варги и В. В. Столина «ОРО», авторские анкета и опросник для родителей), проективные методики (модификация методики рисуночной фрустрации С. Розенцвейга — детский вариант) и методы статистического анализа.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась большой представительностью выборки испытуемых, обширностью эмпирического материала, тщательностью его качественного и количественного анализа с использованием методов математической статистики.
Апробация работы и внедрение результатов
Работа прошла апробацию на конференции кафедры дошкольной психологии и педагогики Московского городского психолого-педагогического университета в 2006 г.
Результаты проведенного исследования используются в лекционных курсах: «Вопросы семейного воспитания», «Введение в дошкольную практическую психологию» на факультете психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета. Результаты диссертационного исследования отражены в пяти печатных работах.
Положения, выносимые на защиту:
1. Специфика родительского отношения к детям старшего дошкольного возраста в современных семьях проявляется в чрезмерной
опеке, симбиотическом отношении и инфантилизации детей. Родители заботятся об успешной социализации ребенка, уделяют больше внимания внешнему благополучию в ущерб совместной деятельности с ребенком и совместному эмоциональному проживанию событий.
2. Поведение детей старшего дошкольного возраста в ситуациях родительских требований и запретов зависит от представлений родителей о необходимости и обязательности соблюдения норм и правил поведения.
3. Манипулятивные тенденции в детском поведении зависят от занимаемой родителями позиции. В семьях с «потакающим» родительским отношением дети старшего дошкольного возраста чаще используют манипуляции, чем дети «требовательных родителей».
4. Родители имеют неточные представления о способах поведения их детей в ситуациях требования и запрета: «требовательные родители» недооценивают, а «потакающие родители» — переоценивают ориентированность своих детей на соблюдение норм и правил поведения.
Структура и объем работы
Диссертационная работа изложена на 116 страницах текста и состоит из введения, 3 глав («Социальная ситуация развития дошкольника и модели семейного взаимодействия», «Особенности родительского отношения к дошкольникам в современных российских семьях», «Экспериментальное изучение особенностей отношения детей старшего дошкольного возраста к ситуациям родительского требования и запрета»), заключения, выводов, списка использованной литературы (всего 182 наименования, в том числе 49 иностранных), 4 приложений. Работа проиллюстрирована 25 рисунками, содержит 11 таблиц.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность исследования, формулируется гипотеза, определяются цель, задачи и предмет исследования, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, приводятся положения, выносимые на защиту.
В первой главе — «Социальная ситуация развития дошкольника и модели семейного взаимодействия» — представлены основные теоретические взгляды на особенности психического развития ребенка дошкольного возраста, теоретические концепции детско-родительских взаимоотношений и модели семейного воспитания. Рассмотрены особенности детско-родительского взаимодействия в ситуациях требований и запретов. Отражены результаты исследований поведения детей дошкольного возраста в различных ситуациях взаимодействия со взрослыми.
Специфике психического развития детей дошкольного возраста посвящены многочисленные исследования в отечественной и зарубежной психологии (Божович Л. И., 1995; Венгер А. Л., 2001; Венгер Л. А., 1988; Выготский Л. С., 1984; Запорожец А. В., 1986; Леонтьев А. Н., 1983; Лисина М. И., 1996; Мухина В. С., 2000; Обухова Л. Ф., 1995; Смирнова Е. О., 2000; Фрейд З., 2003; Эльконин Д. Б., 2005; Эриксон Э., 2000; Adler A., 1964; Kohlberg L., 1981, 1984; Lewin K., 1931). Большинство авторов отмечает, что в дошкольном возрасте существенно изменяется характер взаимодействия ребенка со взрослым. Со стороны взрослых значительно возрастает количество предъявляемых к поведению ребенка требований, основным из которых становится соблюдение норм и правил поведения в обществе. Со стороны ребенка происходит существенное возрастание его возможности регулировать поведение нормами и правилами, задаваемыми взрослыми.
Анализ литературы показал, что такие возможности ребенка объясняются различными причинами. Так, в психоаналитической традиции такие возможности связываются с функционированием супер-эго, последнего компонента развивающейся личности, который «представляет собой интернализованную версию общественных норм и стандартов поведения» (Фрейд З., 2003). При этом, с точки зрения З. Фрейда, правила и нормы, транслируемые ребенку семьей, осваиваются ребенком с помощью механизма интроекции (присвоения). В свою очередь Э. Эриксон полагал, что этот процесс идет благодаря механизму
идентификации, при этом именно поведение родителей становится образцом поведения для ребенка, который, копируя основные специфические способы поведения родителей, присваивает общекультурные нормы и правила.
В отечественной психологии возможность ребенка следовать социальным нормам и правилам объясняется через специфику социальной ситуации развития (Выготский Л. С., 1984) и особенности ведущей деятельности дошкольного возраста, в которой ребенок моделирует поведение «общественного взрослого» (Эльконин Д. Б., 2004), благодаря чему происходит интериоризация культурных норм и правил поведения (Запорожец А. В., 1986, Карпова С. Н., 1986; Леонтьев А. Н., 1983 и др.).
Последователи Ж. Пиаже характеризуют старший дошкольный возраст как возраст, в котором развивается способность к произвольной регуляции поведения. Этот факт объясняется снижением эгоцентрической позиции детей. Вместе с тем исследования показывают, что дошкольник может регулировать свое поведение внешними нормами лишь тогда, когда они являются требованиями взрослого (Kohlberg L., 1984).
Таким образом, в большинстве исследований, посвященных специфике развития ребенка в дошкольном возрасте, отмечается тот факт, что возрастает возможность детей следовать социальным нормам и правилам поведения. При этом существенная роль в процессе освоения детьми социально-выработанных норм и правил отводится влиянию родительского отношения (W. C. Becker, 1964; E. E. Maccoby, 1984).
Исследования детско-родительских отношений, как правило, представлены попытками выявить определенные общности и различия во взаимодействии родителей с детьми и на их основании выделить стили семейного воспитания (Арутюнян М., 1988; Болдуин А., 2000; Варга А. Я., 1988; Столин В. В., 1988; Эйдемиллер Э. Г., 1999; Baumrind D., 1975; Brody S., 1978; Maccoby E., 1980). Под стилем семейного воспитания принято понимать совокупность родительских стереотипов, воздействующих на ребенка по всем направлениям его жизнедеятельности (Шнейдер Л. Б., 2000); типичную стратегию поведения родителей с детьми (Целуйко В. М., 2004).
Проанализировав литературу по проблеме детско-родительских отношений, мы пришли к выводу, что одним из основных критериев различения этих стилей может выступать форма предъявления требований (запретов) и контроля за их выполнением со стороны родителей.