В КНИГЕ ИСПРАВЛЕНЫ ОПЕЧАТКИ
Диагностика и консультирование
УДК | 159.9 | |
ББК | 88 | |
К 49 |
Кортнева Ю. Диагностика актуальной проблемы — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004 — 240 с.
В основе интерпретативного подхода лежит принцип использования психометрического парадокса, позволяющий успешно работать с неустойчивыми данными, высоко нагруженными по социальной желательности.
Практическое руководство по тесту Леонгарда – Шмишека содержит подробное описание методики, отдельных шкал и их сочетаний. В рабочих материалах содержится текст опросника, приводятся примеры интерпретации профилей в рамках консультативной ситуации.
Руководство адресовано профессиональным психологам и студентам, получающим подготовку в области психодиагностики, а так же специалистам, работающим в области консультирования и ассесмента.
ISBN 5-88230-151-3
© Кортнева Ю. В.
© Институт общегуманитарных исследований
ВВЕДЕНИЕ
Тесты-опросники являются одним из наиболее популярных инструментов работы практических психологов.
При использовании стандартных методик применимо к диагностике «нормального», адаптивного поведения выявляется значительная неустойчивость результатов. При повторном тестировании могут выявиться не только отличия в эмоциональном или функциональном состоянии, но и «сгладиться» или «обостриться» те или иные акцентуации, а в некоторых случаях — кардинально измениться весь профиль личности.
Л. Собчик (2003) подчеркивает, что человек нормы обладает одновременно разными противоположно направленными качествами, которые, будучи умеренно выраженными, проявляются адекватно ситуации и уравновешивают друг друга, что и создает общую картину эмоциональной устойчивости, гармоничности.
Чем ближе конкретный человек к гармоничной личности, тем разнообразнее арсенал его индивидуально-личностных свойств. Если некоторые индивидуально-личностные (типологические) черты проявляются резче и ярче, чем другие, личность не полностью гармонична, и возможно говорить об акцентуации личностных свойств. В этом случае речь может идти о более проблемном характере, который, однако, позволяет осуществлять адаптацию в социальной среде.
Тип личности характеризуется и характеризует особенности протекания патологических состояний, «вегетативный портрет» личности (А. Вейн). Развитие концепции «профиля личности» (F. Dunbar) установить связь между рядом психологических
факторов и генезисом психосоматических заболеваний.
Ф. Александер видит причину психосоматических нарушений не в определенной констелляции личностных черт, предрасполагающей к соответствующему типу психологического и соматического реагирования, а в определенном внутреннем конфликте, ведущем к постоянному накоплению негативных переживаний. Характер интрапсихического конфликта при соматизации определяет не столько тип его символического выражения, а определенный тип эмоциональных переживаний.
Анализ данных психодиагностики пациентов с психосоматической патологией позволил Л. Собчик сделать вывод о существовании взаимной патологической блокировке как невротического, так и поведенческого типов реагирования на неблагоприятную ситуацию. При этом формируется повышенный фон эмоциональной напряженности, при котором развиваются «общетерапевтические» психосоматические заболевания — астма, язва желудка, нейродерматозы, соматические симптомы, которые не проявляются у людей с более гармоничной социализацией.
Предлагается модель построения интерпретации по методике Леонгарда – Шмишека, которая основывается на анализе устойчивых сочетаний неустойчивых параметров. Использование данной схемы предоставляет более широкие возможности в работе с людьми, у которых не выявлены патологическая динамика личности или резкие нарушения социальной адаптации.
Результатом диагностики является не выявление акцентуации, а определение актуальной проблемы, ее вероятной направленности, приблизительного временного интервала, в котором разворачивается проблемная ситуация, вероятности развития тех или иных соматических нарушений.