Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

26

РЕЖИССЕРСКАЯ ИГРА
НА ПЕСКЕ

Коррекция агрессивных проявлений
старших дошкольников

Среди различных психологических проблем, с которыми приходится сталкиваться практическому психологу в детском саду, можно выделить проблему агрессивного поведения детей. Она, так же как и агрессия вообще, в условиях беспрецедентного роста насилия и жестокости в современном обществе, волнует и педагогов, и родителей, а ее научная актуальность подтверждается большим количеством публикаций на эту тему за рубежом и в нашей стране.

В дошкольной практике проблема детской агрессии проявляется в первую очередь в том, что среди разнообразных отклонений и нарушений в поведении детей именно агрессивные проявления часто приводят к ухудшению психологического комфорта в группе детского сада, создают дополнительные трудности в работе педагогов и администрации дошкольного учреждения и являются причинами их многочисленных обращений к психологу. Так, по нашим данным, за последние пять лет в двух детских садах Москвы тема агрессивных проявлений в поведении детей старшего дошкольного возраста составила примерно 40% общего числа обращений к психологу и касалась в среднем около 15% воспитанников; при этом число подобных обращений устойчиво возрастало от младшего к старшему до школьному возрасту.

При разрешении этой поведенческой проблемы дошкольный психолог на практике встречается с реальными трудностями различного характера, в первую очередь с необходимостью выбора эффективных приемов психологической коррекции.

• Существует несколько теоретических подходов к пониманию сущности и истоков агрессии, и вопросы о том, почему человек совершает агрессивные действия и какие меры профилактики и коррекции наиболее эффективны, остаются по сей день предметом научной дискуссии.

• Различными зарубежными и отечественными исследователями предлагается много определений агрессии. Поэтому в научной литературе можно констатировать широкий контекст его употребления и неоднозначную теоретическую трактовку понятий «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение».

• Личностные качества дошкольника находятся в стадии формирования, и чем меньше ребенок, тем сложнее сделать однозначное заключение об особенностях его личности.

• Спектр агрессивных проявлений в поведении дошкольника, несмотря на разнообразие их вариантов в пределах возрастной нормы развития, фактически, как правило, отличается ситуативностью и неустойчивостью по интенсивности, направленности и частоте выражения.

• Агрессивные проявления разных детей могут значительно различаться между собой по характеру, форме, направленности, интенсивности и частоте.

27

• Известно немало различных неблагоприятных факторов, которые в зависимости от условий либо становятся причинами агрессивных проявлений в поведении детей, либо в той или иной мере влияют на них и, соответственно, определяют типичность или уникальность агрессивных проявлений в каждом конкретном случае.

• У конкретного ребенка дошкольного возраста определенные факторы риска могут особым образом сочетаться, причем не только друг с другом, но и с индивидуальными условиями его развития, создавая уникальную картину проявлений агрессии именно у данного ребенка со свойственной ей динамикой и присущими этому ребенку психологическими особенностями. Такая неповторимая картина на практике может выпадать из существующих теоретических схем и классификаций.

• Родители в силу разных причин часто устраняются от участия в разрешении проблемы агрессивного поведения ребенка и стремятся переложить ответственность на педагогов, психолога, а иногда даже на медицинских работников дошкольного учреждения.

• Многие воспитатели часто недооценивают свою роль в разрешении этой проблемы и, в свою очередь, также склонны перекладывать ответственность на родителей, психолога или на самого ребенка.

Чтобы своевременно решить проблему агрессивного поведения детей в условиях детского сада, практическому психологу необходимо в относительно короткие сроки провести достоверную психологическую диагностику особенностей взаимодействия детей с окружающими людьми и с учетом всех вышеперечисленных обстоятельств выбрать адекватные и эффективные варианты психокоррекционных приемов в работе с дошкольниками.

Результаты нашей педагогической практики на базе двух дошкольных учреждений Москвы позволили выбрать направления коррекционной работы с группой детей старшего дошкольного возраста, у которых по результатам психологической диагностики были выявлены различные агрессивные проявления в поведении. Выбор определяется следующими существенными моментами:

1. Специфика детских садов, в которых мы работали, такова: большинство детей начиная с младшего дошкольного возраста находятся в группе длительное время (по 11—12 часов ежедневно), часть детей — круглосуточно (от одного до пяти дней в неделю). При таком систематическом продолжительном нахождении в детском саду частые конфликтные отношения со сверстниками могут негативно влиять на формирование личности дошкольников. Значит, педагогическая позиция воспитателя в отношении агрессивного поведения детей становится особенно значимой для их дальнейшего развития.

2. По нашим данным, за 2004—2006 гг. у большинства детей из выделенной группы с агрессивными проявлениями в поведении можно было отметить несколько сходных психологических особенностей:

• неумение конструктивно взаимодействовать со сверстниками в конфликтных

28

ситуациях во время игры, на занятиях, в свободном общении и т. п.;

• недостаточное развитие коммуникативной функции речи;

• неумение конструктивно взаимодействовать в конфликтных ситуациях со взрослыми;

• преобладание в целом реактивных и инструментальных агрессивных действий в ситуациях защиты своих интересов или отстаивания своего превосходства, достижения конкретной цели, когда агрессивные действия сами по себе являются средством, а не самоцелью и не выражением эмоционального состояния;

• неудовлетворенность в признании сверстниками и взрослыми (у детей с преобладающей импульсивно-демонстративной мотивационной направленностью агрессивных действий);

• неумение безопасно для себя и для других выражать свои негативные эмоции;

• недостаточный уровень развития как сюжетно-ролевой, так и режиссерской игры;

• недостаточная способность чувствовать и понимать других.

3. В практике работы дошкольного психолога, как правило, нет возможности продолжительно сотрудничать с родителями, так как у большинства из них в силу различных обстоятельств, в том числе из-за большой занятости на работе, контакты с воспитателями и психологом обычно сведены к минимуму. Это, безусловно, сказывается на эффективности взаимодействия психолога с родителями. Так, по нашим данным, за последние пять лет родители детей старшего дошкольного возраста в редких случаях обращались к психологу с запросами относительно агрессивного поведения своего ребенка. Среди немногочисленных обращений к психологу преобладала тема готовности ребенка к школе и выбора профильной школы или первого класса, ориентированного на какую-либо конкретную обучающую программу.

Исходя из этого, в психокоррекционной работе с агрессивными проявлениями в поведении старших дошкольников мы используем различные игровые приемы с детьми и обучающие встречи с воспитателями, на которых психолог знакомит их с принципами и возможностями эффективного игрового взаимодействия с детьми.

Опыт работы показал: существенного снижения частоты и интенсивности агрессивных проявлений у детей в группе можно достигнуть, постепенно и последовательно развивая у них навыки режиссерской и сюжетно-ролевой игры, а также стимулируя развитие коммуникативной функции речи через обогащение и расширение речевых игровых диалогов. Особо отметим, что развитие у детей содержательного речевого монолога и диалога в игре является одновременно и активным стимулирующим средством развития самой игры, и закономерным результатом постепенного становления развитых игровых навыков.

Для развития режиссерской игры в старшем дошкольном возрасте мы используем разнообразные по сюжету игры на песке — одну из форм естественной и увлекательной для ребенка деятельности. Они просты в организации, не требуют специального оборудования и вполне доступны в условиях даже ограниченного свободного пространства в помещении детского сада. Как правило, эти игры вызывают у детей живой интерес, побуждают их к активности и творческому самовыражению, дают яркие эмоциональные впечатления. Именно поэтому мы выбрали песочницу как средство организации развивающих и обучающих занятий.

Развивающие игры-занятия психолог проводит сначала индивидуально (с одним ребенком), а затем с двумя детьми одновременно. Их продолжительность составляет

29

обычно 35—45 минут (один раз в неделю). Общее количество занятий для каждого ребенка определяется с учетом его уровня развития режиссерской игры и составляет в среднем серию из 12—15 занятий. Для организации и проведения занятий мы используем несколько водонепроницаемых ящиков размером около 50x70x20 см, наполненных чистым, просеянным и влажным песком.

Набор игрушек может быть самым разнообразным. Его состав обычно определяется сюжетом и содержанием игры, которую выбирают сами дети. Это могут быть сюжеты любимых мультфильмов, сказок и просто придуманные истории.

При подборе игрушек важно обращать внимание на то, чтобы основные персонажи были не в единственном экземпляре или чтобы в наличии было хотя бы несколько игрушек или предметов, которые при необходимости легко наделить ролью недостающей игрушки. Это могут быть различные предметы-заместители: неокрашенные деревянные фигурки людей, брусочки разного размера, кубики с картинками и т. п. Единственные ограничения — количество и размер игрушек. Желательно, чтобы одновременно в песочнице игрушек было не очень много, и они не должны быть слишком большими и громоздкими.

Мы постепенно накапливаем и расширяем свою базу игрушек. Это дает возможность вносить изменения в игровые стереотипы детей и стимулировать их к разыгрыванию различных новых сюжетов. У нас есть наборы разнообразных растений, животных, в том числе обитателей моря и насекомых, фигурок людей, солдатиков, машин, деревянный строительный материал, а также естественный природный материал: морские камешки различной формы, каштаны, шишки, ракушки и т. д.

Организуя развивающие игры, мы стремимся соблюдать важные принципы.

1. Добровольность. Ребенок участвует в игре только по своему желанию, что означает отказ от принуждения и уговоров. Главная задача взрослого как ведущего — эмоционально привлечь ребенка и заинтересовать предложенной возможностью играть.

2. Активность ведущего взрослого.

В играх взрослый выступает в роли организатора, ведущего и непосредственного участника игры в образе какого-либо персонажа (или даже нескольких персонажей). Во всех режиссерских играх важна активность взрослого-ведущего, его эмоциональная включенность в процесс игры, смелость принятия на себя ролей различных персонажей (и положительных, и отрицательных), активность и творчество в речевых монологах и диалогах, а также желание быть источником вариантов творческого изменения линии сюжета, обогащения содержания и расширения ролевого поведения всех персонажей по ходу игры. Однако активность взрослого во всех своих видах не должна тормозить и снижать конструктивную творческую активность ребенка.

3. Предупреждение открытых конфликтов между детьми. Взрослому необходимо быть внимательным и проявлять определенное терпение, для того что бы возможные агрессивные проявления в поведении детей, особенно на начальных этапах работы, не перерастали в открытые конфликты. Четкое понимание поставленных перед ним задач, осознание своих возможностей управлять игровой ситуацией и определенная настойчивость помогают ведущему справляться с трудностями и находить конструктивные решения в конфликтных ситуациях.

4. Безоценочность. В игре взрослый воздерживается от оценок деятельности детей. Внимание как дошкольников, так и самого взрослого направлено на процесс происходящего,

30

Таблица

Задачи и результаты совместных режиссерских игр с детьми
старшего дошкольного возраста

 

За­да­чи ве­ду­ще­го-взрос­ло­го в сов­мест­ной иг­ре с од­ним ре­бен­ком или с дву­мя деть­ми

Дей­ствия взрос­ло­го как ве­ду­ще­го и как дей­ствую­ще­го пер­со­на­жа в сво­ей ро­ли

Же­ла­тель­ный для ре­бен­ка ре­зуль­тат

Спо­соб­ство­вать мир­ной до­го­во­рен­нос­ти об об­щей иг­ре, вы­бо­ру те­мы сю­же­та и рас­пре­де­ле­нию ро­лей меж­ду все­ми участ­ни­ка­ми с уче­том их по­же­ла­ний. До­го­во­рить­ся об ог­ра­ни­чен­нос­ти вре­ме­ни на иг­ру. Ис­поль­зо­вать речь как глав­ное сред­ство кон­струк­тив­ной иг­ро­вой ком­му­ни­ка­ции

Ак­тив­но участ­ву­ет в вы­бо­ре те­мы сю­же­та иг­ры, вы­сту­па­ет с раз­лич­ны­ми пред­ло­же­ния­ми, в том чис­ле пред­ла­га­ет аль­тер­на­тив­ные и ком­про­мис­сные ва­ри­ан­ты

Ус­пеш­ный вы­бор об­щей те­мы сю­же­та для иг­ры, рас­пре­де­ле­ние ро­лей с уче­том по­же­ла­ния каж­до­го ре­бен­ка. Опыт дос­ти­же­ния мир­ной до­го­во­рен­нос­ти. Раз­ви­тие ком­му­ни­ка­тив­ной функ­ции ре­чи

Сле­дить за раз­ви­ти­ем ли­нии сю­же­та. Вли­ять на из­ме­не­ние ли­нии сю­же­та для пре­ду­пре­жде­ния воз­ник­но­ве­ния кон­флик­тных си­туа­ций и для вы­хо­да из уже воз­ник­ших кон­фликт­ных си­туа­ций. Чет­ко кон­тро­ли­ро­вать вре­мя иг­ры

Вно­сит раз­лич­ные ин­те­рес­ные и не­обыч­ные пред­ло­же­ния по из­ме­не­нию ли­нии сю­же­та, вво­дит оп­ре­де­лен­ную рит­мич­ность в иг­ро­вые дей­ствия и со­бы­тия (нап­ри­мер, обо­зна­ча­ет вре­мя су­ток, вре­мя го­да, сме­ну по­го­ды, на­ступ­ле­ние не­ожи­дан­но­го со­бы­тия или его ожи­да­ние и т. д.). Вно­сит раз­лич­ные ком­про­мис­сные пред­ло­же­ния по хо­ду раз­ви­тия ли­нии сю­же­та

Опыт по­ло­жи­тель­но­го вы­хо­да из кон­фликт­ных си­туа­ций (раз­ви­тие мир­ных и кон­струк­тив­ных на­вы­ков вы­хо­да из кон­фликт­ных си­туа­ций). Раз­ви­тие на­вы­ка сле­до­ва­ния иг­ро­во­му пра­ви­лу, ком­му­ни­ка­тив­ной функ­ции ре­чи

Вли­ять на из­ме­не­ние ли­нии сю­же­та для пре­дот­вра­ще­ния про­яв­ле­ний фи­зи­чес­кой аг­рес­сии у де­тей

Сдер­жи­ва­ет или уве­ли­чи­ва­ет темп раз­во­ра­чи­ва­ния сю­же­та, вво­дит до­пол­ни­тель­ные сце­ны и пер­со­на­жей. Не­одно­крат­но пов­то­ря­ет ка­кие-ли­бо дей­ствия в сво­ей ро­ли, вво­дит раз­лич­ные иг­ро­вые ус­лов­ные сиг­на­лы и т. п.

Раз­ви­тие не­дос­та­точ­но сфор­ми­ро­ван­ной спо­соб­нос­ти вы­дер­жи­вать нап­ря­же­ние сю­же­та (раз­ви­тие про­из­воль­нос­ти), на­вы­ка сле­до­ва­ния иг­ро­во­му пра­ви­лу

Раз­ви­вать у де­тей спо­соб­ность к эм­па­тии

В ро­ли сво­его пер­со­на­жа про­яв­ля­ет чут­кость к дру­гим пер­со­на­жам, вы­ра­жа­ет по­ни­ма­ние, при­ни­ма­ет чув­ства дру­гих ге­ро­ев

Раз­ви­тие спо­соб­нос­ти к эм­па­тии, опы­та по­ло­жи­тель­ных от­но­ше­ний друг с дру­гом, ком­му­ни­ка­тив­ной функ­ции ре­чи

Ока­зы­вать под­держ­ку, по­мощь, про­яв­лять вни­ма­ние, за­бо­ту, уча­стие

В ро­ли сво­его пер­со­на­жа ока­зы­ва­ет под­держ­ку дру­гим пер­со­на­жам (нап­ри­мер, врач, мед­сест­ра, за­бот­ли­вая ма­ма, по­вар)

Опыт прия­тия взрос­лым

Спо­соб­ство­вать воз­ник­но­ве­нию иг­ро­вых вза­имо­дей­ствий меж­ду деть­ми

Вно­сит раз­лич­ные пред­ло­же­ния по из­ме­не­нию ли­нии сю­же­та, в том чис­ле вво­дит до­пол­ни­тель­ные ог­ра­ни­че­ния мо­гу­щест­ва ка­ко­го-ли­бо ге­роя

Опыт ус­пеш­ных од­но­вре­мен­ных дей­ствий

Кор­рек­ти­ро­вать ис­ка­жен­ную ин­фор­ма­цию о дру­гих пер­со­на­жах во вре­мя иг­ры, про­яс­нять и уточ­нять сло­ва­ми иг­ро­вую си­туа­цию

Ак­тив­но ис­поль­зу­ет ро­ле­вой мо­но­лог (под­дер­жи­ваю­щее ре­че­вое дуб­ли­ро­ва­ние) и диа­лог

По­зи­тив­ный опыт иг­ро­во­го вза­имо­дей­ствия. Раз­ви­тие ком­му­ни­ка­тив­ной функ­ции ре­чи

31

По­буж­дать де­тей к иг­ро­во­му взаи­мо­дей­ствию друг с дру­гом и к иг­ро­вой по­мо­щи друг дру­гу

Ис­поль­зу­ет раз­лич­ные иг­ро­вые ин­тер­вен­ции. Нап­ри­мер, ве­ду­щий в ро­ли сво­его пер­со­на­жа по­буж­да­ет де­тей в ро­лях мо­гу­щест­вен­ных ге­ро­ев к не­об­хо­ди­мос­ти вновь и вновь всту­пать в кон­струк­тив­ные кон­так­ты друг с дру­гом че­рез ог­ра­ни­че­ние их мо­гу­щест­ва; по­буж­да­ет за­щи­щать сла­бых, де­лить­ся тем, что у те­бя есть, и т. п.

Опыт ощу­ще­ния соб­ствен­ной по­лез­нос­ти, не­об­хо­ди­мос­ти. Раз­ви­тие спло­чен­нос­ти, под­дер­жи­ваю­щих вза­имо­от­но­ше­ний меж­ду деть­ми

Рас­ши­рять и обо­га­щать по­ве­ден­чес­кий ро­ле­вой ре­пер­ту­ар сво­их пер­со­на­жей и дру­гих ге­ро­ев

Ис­поль­зу­ет раз­лич­ные иг­ро­вые ин­тер­вен­ции по хо­ду раз­ви­тия ли­нии сю­же­та для пре­одо­ле­ния иг­ро­вых сте­рео­ти­пов

Обо­га­ще­ние иг­ро­во­го опы­та. Раз­ви­тие твор­чес­кой ак­тив­нос­ти и са­мос­тоя­тель­нос­ти в иг­ре

За­вер­шить иг­ру с уче­том оп­ре­де­лен­но­го вре­ме­ни

Ис­поль­зу­ет раз­лич­ные сиг­на­лы к окон­ча­нию иг­ры. Вы­ра­жа­ет удов­лет­во­ре­ние от сов­мест­ной иг­ры, под­чер­ки­ва­ет удав­шие­ся иг­ро­вые взаи­мо­дей­ствия

Раз­ви­тие на­вы­ка сле­до­ва­ния иг­ро­во­му пра­ви­лу. Опыт по­зи­тив­ной оцен­ки взрос­лым сво­их дей­ствий

на взаимодействие друг с другом, на совместные действия. Только на заключительном этапе игры взрослый обязательно выражает свое удовлетворение от совместной игры, подчеркивает наиболее удавшиеся игровые взаимодействия.

5. Безопасность. Существует строгий запрет на то, чтобы дети причиняли боль друг другу, для чего необходима организация по возможности свободного и удобного игрового пространства и отсутствие в помещении мебели, которая могла бы привести к травмам.

6. Другие принципы. К ним относятся: отсутствие соревновательного начала в играх; четкое ограничение игр по времени с учетом соблюдения режима дня в группе детского сада; предварительная договоренность с детьми об этом; использование различных символических сигналов к окончанию игры; возможность продолжить незаконченную игру при следующей встрече и использовать один игровой сюжет по выбору ребенка на нескольких занятиях.

Используя режиссерские игры на песке с учетом всех описанных выше принципов, мы убедились, что определенных коррекционных целей можно достичь, только если ведущий-взрослый четко осознает свои конкретные задачи и понимает, какие у него есть возможности влиять на ход развития игры. Поэтому мы подробно описываем основные задачи, которые ставит перед собой ведущий, варианты его конкретных игровых действий в совместных играх с детьми и желательные результаты для ребенка (см. таблицу).

Результатом коррекционной работы с использованием режиссерских игр на песке становится постепенное развитие творческой активности, расширение ролевого репертуара и ролевого поведения детей, развитие коммуникативной функции речи не только во время совместных игр со взрослым, но и в свободной игре в группе сверстников. С течением времени, при дальнейшем активном участии воспитателя, которая заключается в постоянной поддержке и дальнейшем развитии приобретенных детьми игровых навыков, у них заметно развивается способность вступать в конструктивные речевые диалоги, налаживать отношения со сверстниками в игре и вне игры, а также мирно разрешать возникающие конфликты, используя речь в качестве основного эффективного коммуникативного средства. Все это позитивно влияет в целом на уменьшение различных нарушений в поведении детей и на снижение частоты и интенсивности агрессивных проявлений в течение дня в группе детского сада.

Т. БЕНЕВОЛЬСКАЯ,
дошкольный практический психолог,
дошкольное отделение НОУ школа «Ника»,
Москва

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/periodica/DV102007/BRi-026.htm