Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

44
 

Л. Скрипник,

 

методист Центра развития творчества детей и юношества «Можайский», аспирант Московского городского педагогического университета

ПРОФИЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ «ЮНЫЕ ПОЖАРНЫЕ»: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Проблема «пожар и дети» существует с тех пор, как человечество столкнулось с огнем. Анализ причин пожаров показывает, что они возникают в большинстве случаев из-за незнания правил пожарной безопасности или их игнорирования при использовании пожароопасных материалов, бытовых приборов. В России детская шалость с огнем является причиной примерно 5% пожаров от их общего числа за год, в том числе с человеческими жертвами.

Одной из мер сокращения детского травматизма при пожаре является обучение школьников пожарной безопасности и оптимальным действиям. С этой целью были созданы профильные лагеря «Юные друзья пожарных» [3; 7].

Работа оздоровительных лагерей в каникулярный период рассматривается как органичное продолжение целостной учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения [1, с. 151].

Центр развития творчества детей и юношества (ЦРТДиЮ) «Можайский» является базовым образовательным учреждением в Западном округе Москвы по обучению детей и подростков пожарной безопасности и действиям в чрезвычайных ситуациях. Педагогическая деятельность осуществляется здесь в едином комплексе с формированием личности и социализацией подростков, что естественным образом определило выбор профиля наших лагерных смен.

С 2004 г. нами стали проводиться профильные смены различного формата и продолжительности (городские и выездные лагеря, отряды). Опыт их деятельности обобщен в недавно вышедшей в свет книге [7]. Рассмотрим некоторые аспекты организационно-педагогической деятельности профильного лагеря «Юные пожарные»:

• теоретико-методологический опыт организации детских лагерей пожарного профиля;

• современные подходы к формированию воспитательной системы профильного лагеря;

• профильный лагерь «Юные друзья пожарных» («ЮДП») в рамках комплексного подхода к формированию социально активной личности;

• возможности трансляции, дальнейшего развития и модификации предлагаемой методики.

Идея создания лагеря «ЮДП» сама по себе не нова: профильные лагеря этой направленности успешно функционировали в советский период. Заметим, что их широкое распространение в 1950—1980 годах XX в. началось с главного пионерского лагеря нашей страны — «Артек», куда в 1956 г. были приглашены юные пожарные из г. Ижевска (Удмуртия). Там к тому времени было организовано детское пожарное депо в пионерском лагере «Машиностроитель» [4, с. 41]. В Свердловской области, недалеко от г. Асбеста, работал учебно-спортивный лагерь «Юный пожарный» с дорожками для занятия

45

пожарно-прикладным спортом, учебной башней, полосой препятствий и пожарным депо с двумя пожарными машинами. Ребята учились нести караульную службу, осваивали профессию диспетчера-телефониста, дежурили в пожарном депо, проводили выступления агитбригады в окрестных лагерях и других учреждениях [6]. Аналогичный этому подростковый лагерь действовал с 1960-х годов в Красноярске [5]. В начале 1970-х годов в Москве функционировали городской лагерь в парке «Измайлово» на базе Дворца юных пожарных и летний городской палаточный лагерь в парке «Сокольники». Многие сотрудники Государственной противопожарной службы с удовольствием вспоминают детские годы, проведенные в этих лагерях.

Сегодня движение юных пожарных вновь на подъеме. Возрождаются его лучшие традиции с учетом современных реалий и новых возможностей. Педагоги ЦРТДиЮ «Можайский» в 2005 г. разработали соответствующие программы и при поддержке Западного окружного управления образования и префектуры Западного округа провели 18 профильных смен «Юные друзья пожарных» в формате выездных и городских лагерей. При составлении программ их проведения мы опираемся на сочетание лидерской и пожарно-спасательной направленностей, исходя из того, что в условиях чрезвычайной ситуации спасатель, как штатный, так и доброволец, должен быть готов стать лидером для людей, попавших в беду. Для современной практики в системе профильного лагеря «ЮДП», на наш взгляд, наиболее оптимален комплексный подход к формированию социально активной личности, обладающей пожаробезопасным типом поведения.

По мнению Е. М. Лепешкиной, «профильный лагерь может быть определен как ресурсная площадка для педагогического управления активно протекающими процессами социализации. Основной задачей педагогического коллектива при этом становится создание широкого спектра условий для социального творчества» [2, с. 66]. Выездной лагерь, в первую очередь, формирует опыт взаимоотношений со сверстниками и педагогами в коллективной социально значимой деятельности. В лагере открываются широкие возможности социализации личности через коллектив, воспитания взаимовыручки, готовности помочь, чувства ответственности за свои поступки, развития у подростков лидерских качеств, навыков руководителя коллективом сверстников через реализацию лидерских программ.

Метод «погружения» мы берем за основу при разработке методического обеспечения профильного лагеря, при выстраивании учебно-воспитательного процесса. Использование этого метода позволяет сделать жизнедеятельность в лагере одновременно интересной и полезной для школьника.

Необходимым условием успеха профильного лагеря является целостность программы его деятельности. В программе «ЮДП» сочетаются два основных направления реализации пожарно-спасательного профиля лагеря:

• практикум для мотивированных воспитанников, дающий глубокие практические и теоретические знания, умения, навыки по выбранному и уже изучаемому направлению;

• краткий интенсивный курс для:

а) мотивированных детей, желающих приобщиться к выбранному направлению с целью дальнейшего продолжения обучения в системе дополнительного образования;

б) немотивированных детей, в силу определенных обстоятельств оказавшихся в лагере и способных успешно включиться в предлагаемую деятельность при грамотной активизации педагогом их познавательных способностей.

Программа направлена на решение следующих задач:

• передать детям комплекс знаний, умений и навыков по пожарной безопасности

46

и действий в чрезвычайной ситуации;

• обеспечить воспитательное воздействие смоделированной в педагогическом пространстве лагеря реальности в плане формирования патриотизма, гражданской позиции, экологического мировоззрения, креативности;

• помочь ребенку в усвоении социального опыта, в реализации им себя как личности, влияющей на жизненные обстоятельства и на окружающих людей;

• укрепить здоровье детей и подростков, формируя потребность в ведении здорового образа жизни и соответствующие навыки.

При разработке программы необходимо было предусмотреть различные направления практической, учебной, спортивной и досуговой работы в формате избранного профиля. Опыт показывает, что пожарно-спасательная деятельность идеально подходит для профильного лагеря. Ярко выраженная социальная значимость, героика профессии, подкрепляемые информационно-наглядной работой в сочетании с практической подготовкой, вызывают к ней интерес детей и подростков практически всех возрастов. Их привлекает деятельность, сопряженная с определенным риском, требующая точности и ловкости, проявления воли и мужества. Им нравятся форма пожарного, красивые ритуалы: вынос знамени, почетный караул у мемориала. В наших лагерях «ЮДП» мы используем проверенные на практике методики пионерских лагерей, направленные на культивирование в отрядах атмосферы бодрости, подтянутости, включая соблюдение определенных ритуалов (подъем и спуск флага отличившимися командами, утренний общий сбор, награждение по итогам конкурсов и мероприятий, вечернее подведение итогов дня в форме беседы).

Выездной лагерь предоставляет большие возможности для оздоровления детей и подростков, чем просто закаливание и восстановление сил после учебного года. Сам строй жизни детского лагеря является оздоравливающим — соблюдение режима дня, оптимальное питание, максимальное пребывание на свежем воздухе, участие в спортивно-массовой работе. Добрый климат коллектива, разнообразная творческая деятельность способствуют психологическому и духовно-нравственному оздоровлению школьника.

Условия выездного лагеря дают возможность заниматься пожарно-прикладным спортом, основами туризма и выживания на местности. Широко используются тематические игры на местности («Разбушевавшаяся стихия», «Стихия грозная, бойцы серьезные»), игры-кругосветки («О пожарных в шутку и всерьез»), коллективные творческие дела («Знают многие, помнит не каждый», защита проектов «Пожарная часть будущего»).

В лагере «ЮДП» широко используются элементы деловой игры «Учебная пожарная часть». Например, процедуры сдачи-приема дежурства в лагере проходят на утреннем общем сборе, там же подводятся итоги предыдущих суток и строятся планы работы на предстоящий день — все, как в повседневной жизни реальной пожарной части.

Проанализировав опыт деятельности профильных лагерей, мы отказались от традиционных наименований штатных должностей. Так, вместо вожатого у нас начальник караула. Исходя из опыта ресурсной группы ЦРТДиЮ «Можайский», мы пришли к выводу, что педагогический коллектив профильной пожарной смены должны составлять сотрудники, одинаково уверенно владеющие педагогическими приемами работы и специальными навыками пожарно-спасательной направленности. ЦРТДиЮ «Можайский» активно сотрудничает с Всероссийским добровольным пожарным обществом (ВДПО) и подразделениями Пожарной охраны с целью привлечения

47

к работе с детьми практикующих пожарных. При проведении городских лагерей в Западном округе Москвы задействуются базовая 28-я Специализированная пожарная часть и районные подразделения Пожарной охраны. При проведении выездного лагеря, как правило, удается установить деловое сотрудничество с местными подразделениями МЧС России.

В помощь взрослым инструкторам была сформирована инструкторская группа из числа воспитанников 2-го и 3-го годов обучения (объединение «Школа младших инструкторов»). В нее входят подростки, успешно овладевшие базовой программой дополнительного образования по избранному профилю и проявившие себя как победители конкурсов, помощники организаторов мероприятий. При содействии педагога они проводят практические занятия с другими детьми по отработке таких навыков, как надевание боевой одежды пожарного, прокладка рукавной линии, вязка узлов на спасательной веревке. Лагеря «ЮДП» позволяют привлекать в актив дружин юных пожарных (ДЮП) Западного округа воспитанников других образовательных учреждений, желающих поддерживать связь с базовым Клубом юных пожарных-спасателей ЦРТДиЮ «Можайский». Воспитанникам ДЮП участие в профильной смене позволяет приобрести практический опыт взаимодействия внутри коллектива. Важное значение имеет отработка тех навыков, которые в повседневной деятельности объединения трудно реализуемы: тушение учебного пожара с подачей воды от автоцистерны, тактические игры на местности, туристические навыки, в том числе ориентировки в темное время суток.

Методику проведения лагеря такого профиля можно использовать при организации смен в любом детском лагере, учитывая готовность к сотрудничеству местных пожарных и спасательных подразделений, а основное учебное оборудование (рукава, пожарные стволы, огнетушители, медицинские носилки, противогазы, санитарные сумки) можно найти в образовательном учреждении (его просто надо творчески применить) либо позаимствовать на время в местном отделении ВДПО, Управлении МЧС (боевая одежда пожарного). Кроме того, по правилам пожарной безопасности издано много литературы и наглядных пособий.

Работа ЦРТДиЮ «Можайский» по организации профильных смен противопожарной направленности отмечена грамотой и дипломом на Всероссийском форуме организаторов отдыха и оздоровления детей и молодежи «Анапа-2007» и «Анапа-2008».

Деятельность профильных лагерей — лишь один из аспектов в структуре поиска новых оптимальных технологий обучения школьников пожарной безопасности. Организовав участие воспитанников ДЮП Западного округа Москвы в лагерях «ЮДП», мы встали перед необходимостью разработки и внедрения программы следующего, более высокого уровня: «Юные пожарные-спасатели», основная цель которой — формирование контингента младших инструкторов ДЮП.

Модульная структура воспитательного пространства лагеря «ЮДП» позволяет учесть все объективные условия и требования, возникающие при планировании и проведении конкретной смены. ЦРТДиЮ «Можайский» готов к сотрудничеству с образовательными учреждениями, желающими заняться таким актуальным и интересным делом, как организация лагеря «Юные пожарные». Наш адрес в Интернете — mozhaiskii@mail.ru.

Литература

1. Денежкина Е. Л. Организация каникулярного отдыха, оздоровления и занятости учащихся // Воспитательное пространство Западного округа — социальная инфраструктура детства / Под ред. В. А. Бадил; Департамент образования г. Москвы, Западное окружное управление. — М., 2003. — С. 151—212.

48

2. Лепёшкина Е. М. Педагогические условия формирования воспитательной системы профильного лагеря: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Смоленский государственный педагогический университет. — Смоленск, 2005.

3. Программа профильной смены «Юный пожарный» Алтайского края // Внешкольник. — 2004. — № 6. — Деловая папка.

4. Сергеева Л. Хорошая растет смена // Основы безопасности жизнедеятельности. — 2008. — № 10. — С. 41—43.

5. Опыт, нужный всем // Пожарное дело. — 1981. — № 2.

6. Лагерь юных пожарных. Фоторепортаж // Пожарное дело. — 1973. — № 3. — Цветная вклейка.

7. Эюбова Л. В., Скрипник Л. Ю. Профильный лагерь «Юные пожарные»: из опыта работы ЦРТДиЮ «Можайский». — М.: Тезаурус, 2009.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/periodica/VSh052009/SPl-044.htm