Диагностика уровней
сформированности учебной
деятельности у школьников1
1. Общая характеристика
диагностических показателей уровня
сформированности учебной деятельности
Как известно, уровень сформированности учебной деятельности может быть установлен в процессе постановки и решения учебной задачи. Решая учебную задачу, учащийся ориентируется на выделение некоторого общего способа действия, относящегося к классу конкретно-практических задач. Если в процессе решения школьник ориентируется на результат выполненных действий, имеет место решение конкретно-практической задачи (см. Л. В. Берцфаи, 1963).
Ориентация учащихся на общий способ решения задачи выражена в способах преобразования объекта. Основу этих преобразований составляют особые предметные действия, которые, как пишет В. В. Давыдов, «позволяют так преобразовывать объект или ситуацию, чтобы человек мог сразу выделить в них то отношение, которое имеет всеобщий характер» (В. В. Давыдов, 1972). Выполняя эти действия, человек обнаруживает характер связей элементов в некоторой их системе, раскрывает на этой основе особенности свойств исследуемого объекта. Мы полагаем, что умение анализировать объект как систему связанных элементов и рассматривать изменение свойств объекта как результат преобразования соответствующих связей представляет собой интегральную характеристику полноценной учебной деятельности. При исследовании этого умения в процессе постановки и решения школьниками учебных задач может быть определено реальное состояние уровней сформированности учебной деятельности как у отдельного ученика, так и у целого класса учащихся.
В настоящее время психологи, работающие над проблемой формирования учебной деятельности, накопили большой фактический материал, позволяющий оценивать уровень ее сформированности на основе изучения способов решения школьниками учебных задач. Следует признать, однако, что еще не разработаны показатели, необходимые для оценки состояния этой деятельности в зависимости от того, в какой степени развито умение школьника анализировать некоторый объект как систему связанных элементов. Отсутствие соответствующих показателей служит препятствием в правильном определении уровней сформированности учебной деятельности. Создавая комплексный метод диагностики уровней сформированности учебной деятельности, мы исходили из того, что такой уровень может быть установлен при исследовании умения детей анализировать объект как систему связанных элементов, а также при изучении умения школьников рассматривать изменяющиеся свойства объекта как преобразование связей элементов в некоторой их системе.
Примером зависимости свойств объекта от преобразования связей между составляющими его элементами может быть случай на взаимодействие магнитов, образующих сложную систему связанных элементов. Как известно, взаимодействие магнитов определяется в каждом конкретном случае взаимной ориентацией магнитных полей. Так, для однонаправленных магнитных полей имеет место взаимное отталкивание магнитов (одноименные полюса магнитов отталкиваются). Для разнонаправленных полей имеет место взаимное притяжение магнитов (разноименные полюса магнитов притягиваются). При изменении связи между полюсами изменяется и конкретное свойство всей системы взаимодействующих магнитов: притяжение будет меняться на отталкивание полюсов, и наоборот. На рис. 1а показано, что притяжение кольцевых магнитов, расположенных на вертикальной подставке, сменяется их отталкиванием при перевороте одного из колец на 180°. Если же поменять взаимную ориентацию полей магнитов относительно подставки, то изменение притяжения на отталкивание полюсов происходит при повороте кольца (рис. 1б).1 Ориентация школьника на взаимодействие магнитов
обнаруживается в поиске адекватной связи полюсов и выделении связей между полюсами, соответствующих тому или иному свойству.
|
|
|
Рис. 1. Изменение взаимодействия двух кольцевых магнитов: а — при повороте одного из колец на 180°; б — при повороте кольца на 180° (стрелкой SN отмечено направление магнитного поля).
Для оценки умения школьника рассматривать изменяющиеся свойства объекта как следствие преобразования связей элементов в некоторой их системе нами разработано пять типовых диагностических методик, каждая из которых направлена на изучение состояния этого умения по какому-то одному вполне определенному показателю. При обследовании с использованием всего комплекса методик можно определить уровень сформированности учебной деятельности у школьника. Своеобразие каждого показателя раскрывается в конкретной диагностической методике. Кратко охарактеризуем эти методики.
Методика диагностики способов описания связей элементов в системе. Эта методика направлена на изучение способов описания школьниками связей элементов при сохранении общего числа элементов в системе. Примером типового задания по этой методике может служить задача на изменение свойств взаимодействующих магнитных полюсов при перевороте среднего кольцевого магнита в системе трех магнитов. Операция «переворот кольца» изменяет в данном случае свойства взаимодействующих полюсов, вследствие чего «притяжение-отталкивание» магнитных колец сменяется на «отталкивание-притяжение» магнитных колец (рис. 2а).
Испытуемый должен описать те свойства взаимодействующих магнитов, которые получаются при выполнении соответствующих преобразований. По нашим данным,
способ описания связей элементов может быть представлен тремя уровнями. Первый уровень характеризуется тем, что школьник выделяет и описывает отдельную связь элементов; второй уровень — школьник составляет последовательности из связей элементов; третий уровень — школьник рассматривает связи элементов в отношении к свойствам самой системы. Этот уровень характеризует наиболее развитый способ описания связей элементов, поскольку свойства объекта соотносятся учеником с определенными преобразованиями связей внутри их системы. Так, в задаче, изображенной на рис. 2б, учащийся, для которого характерна работа на третьем уровне, не только определяет особенности взаимодействия средних магнитов с крайними, но и устанавливает взаимодействие их между собой. В большинстве случаев дети затрудняются описать взаимодействие этих магнитов.
|
|
Рис. 2. Изменение взаимодействия кольцевых магнитов: а — при перевороте среднего кольца в системе трех магнитов; б — при перевороте двух средних колец в системе четырех магнитов.
Методика диагностики способов описания связей элементов при изменении числа элементов в системе. Методика направлена на изучение способов описания школьниками связей элементов при включении или исключении элемента из системы.
В методике, основанной на исключении элемента, от ученика требуется описать свойства системы при выведении из этой системы одного или нескольких магнитов. Так, при выведении из системы, составленной из трех магнитов, среднего кольцевого магнита школьник должен установить, что два оставшихся магнита отталкиваются (рис. 3а).
В методике, рассчитанной на введение элемента, используется прием включения одного или нескольких элементов в связь, образованную другими элементами системы. Так, вводя кольцевой магнит между двумя притягивающимися магнитами, школьник должен указать два различных
типа взаимодействия магнитов (рис. 3б). Причем, выполняя соответствующее задание, учащиеся используют включаемый в систему элемент, связывая (объединяя) его с другими элементами.
Способ описания связей элементов, как и в предыдущем случае, характеризуется тремя уровнями описания: отдельной связи элементов, рядов связей элементов и всей системы связей, рассматриваемой в отношении к свойствам этой системы (в данном случае в отношении к свойствам взаимодействующих магнитов).
|
|
Рис. 3. Изменение взаимодействия кольцевых магнитов: а — при выведении среднего кольца из системы трех магнитов; б — при введении кольца в систему двух магнитов.
Методика диагностики способов реконструкции преобразований связей элементов в системе. Методика направлена на изучение способов реконструкции школьниками преобразования связей элементов с учетом результата изменения свойств исследуемой системы. Примером задания, составленного по такой методике, может служить задача на определение операции при изменении характера магнитных взаимодействий. Так, в случае, изображенном на рис. 4а, изменение взаимодействия кольцевых магнитов происходит вследствие переворота двух средних магнитных колец на 180°, приводящего к возникновению новых свойств всей системы магнитов. В случае, изображенном на рис. 4б, изменение свойств системы вызвано исключением из этой системы средних ее элементов — двух средних магнитных колец.
Способ реконструкции школьником преобразования связей элементов может быть осуществлен на трех уровнях. На первом уровне искомая операция определяется учеником на основе анализа одной связи элементов; на втором уровне такая операция устанавливается путем анализа неполного ряда связей; на третьем уровне искомая
операция определяется на основе объединения всей системы связей элементов в пары и этих пар между собой.
|
|
Рис. 4. Изменение взаимодействия кольцевых магнитов: а — при перевороте двух средних колец в системе четырех магнитов; б — при выведении двух средних колец из системы четырех магнитов.
Методика диагностики способов замещения схемы операций связями элементов в системе. Методика направлена на изучение способов замещения заданной схемы операций связями взаимодействующих элементов. В заданиях методики используются схемы, фиксирующие состав преобразований некоторого объекта. От испытуемых требуется воспроизвести в соответствии со схемой определенную группу операций и описать полученные в процессе преобразования свойства объекта.
Способ замещения может осуществляться на трех уровнях. На первом уровне учащийся замещает только одну операцию. На втором уровне возможно выполнение всей группы операций, но без анализа связей между операциями. Третий уровень может быть установлен в том случае, если школьник не только выполняет операции по схеме, но ориентируется при этом на связи этих операций друг с другом. Наличие третьего уровня свидетельствует об обобщенном характере схемы действия; здесь имеет место опосредование схемы действия свойствами взаимодействующих элементов.
Методика диагностики способа конструирования схемы операций. Методика направлена на изучение способов конструирования школьниками новой схемы операций. Потребность в такого рода конструировании возникает в тех случаях, когда испытуемый сталкивается с необходимостью трансформации заданной схемы операций; эта необходимость возникает вследствие изменения условий анализа объекта. Типичный пример такой задачи изображен на рис. 1. Этот пример показывает, что изменение условий взаимодействия магнитов приводит к выделению школьником новой по форме операции. Поиск такой операции