Концепция развития
негосударственного
образования в России1
Цель и задача концепции
Целью настоящей концепции является анализ социокультурной ситуации, определяющей особенности сферы негосударственного образования, и обоснование условий формирования государственной политики, способствующей правильному развитию этой сферы. Исходя из того, что образование по своей функции является социокультурной технологией, обеспечивающей стабильность общества, с одной стороны, и его развитие, с другой, концепция ставит своей главной задачей определение объективных предпосылок для становления и функционирования негосударственного образования как самостоятельной системы и части целостного образовательного пространства Российской Федерации.
Негосударственное образование сегодня:
социокультурный анализ
Появление и формирование в России негосударственных образовательных учреждений связано с целым рядом факторов и обстоятельств, сочетание которых обусловлено происходящими в нашей стране политическими и экономическими реформами. К таким факторам в первую очередь следует отнести:
— несовпадение общественной и государственной стратегий развития образования, действующее в качестве постоянного источника движения и реформирования системы образования;
— объективную невозможность быстрой реакции государственной
системы образования на изменяющуюся социально-экономическую и политическую ситуацию в стране;
— появление запросов определенных социальных (национальных, конфессиональных, профессиональных, общественных, родительских и др.) групп населения на создание образовательных учреждений, удовлетворяющих их интересам и потребностям;
— нарастание общественного движения педагогов к «новому образованию», не получивших возможности для реализации своих творческих интересов в рамках государственной системы образования и ориентированных на построение собственных или использование уже существующих образовательных практик;
— наличие большого числа энтузиастов, претендующих на создание различных типов школ и активно разрабатывающих собственные подходы к организации учебно-воспитательного процесса вне жесткого профессионального контроля со стороны специалистов и государственных органов образования;
— отсутствие в рамках существующей системы образования структур управления, научно-исследовательских и научно-практических центров, определяющих условия и механизмы внедрения в образовательную практику наиболее перспективных отечественных моделей обучения и воспитания;
— блокирование в предыдущие годы практикоориентированных форм взаимодействия Российского образования с зарубежными педагогическими системами и, как следствие этого, некритичный и не всегда оправданный с точки зрения эффективности результатов «импорт» этих систем в образовательное пространство России.
Действие названных факторов указывает на необходимость появления в нашем обществе образовательных учреждений — детских садов, школ, ВУЗов — призванных ставить и решать проблемы, возникающие вследствие социальных реформ, оперативно реагировать на изменения и запросы социокультурной сферы. На начальном этапе многообразие этих образовательных учреждений составляет основной корпус негосударственного образования, на базе которого формируется рынок образовательных услуг, создаются и внедряются новые типы и модели образования.
Анализ, однако, показывает, что современное негосударственное
образование в РФ является весьма неоднородным и находится на переходном этапе своего становления. Спектр негосударственных образовательных учреждений включает как «сверхбогатые» элитные школы с ориентацией на создание комфортной среды для учащихся и высокую ежемесячную оплату за обучение детей, так и школы, «ютящиеся» в 2—3 комнатах частных квартир и скрывающие от государственных органов свое реальное местоположение из-за серьезных нарушений физиологических и гигиенических норм протекания учебно-воспитательного процесса.
Согласно данным, поступившим из органов управления образованием, в России наблюдается устойчивая тенденция роста числа негосударственных учреждений различных типов. К 1 сентября 1994 г. насчитывалось около 20 дошкольных учреждений, 447 общеобразовательных и около 200 негосударственных ВУЗов.
Число негосударственных общеобразовательных учреждений составляет 0,5% от общей численности школ России (69 тысяч) и возросло за год с 356 до 447. При этом новые образовательные учреждения не только открывались, но и закрывались уже созданные учреждения.
Наметившуюся тенденцию создания негосударственных общеобразовательных учреждений следует рассматривать как безусловно позитивную в отношении развития системы образования России. Негосударственные образовательные учреждения способны оперативно реагировать на социально-экономические и культурные изменения в обществе, удовлетворять возрастающие запросы населения на разнообразные виды и формы образования. Наибольшее число негосударственных образовательных учреждений открыто в Москве (170), Московской области (39), Санкт-Петербурге (27), Краснодарском крае (21), Приморском крае (17), Екатеринбургской области (16), Ростовской области (14), Новосибирской области (12), Пермской области (10), Республике Татарстан (10), Республике Башкортостан (8).
Лицензию на право образовательной деятельности имеют 380 школ, уже аккредитовано 85, бюджетное финансирование имеют 160 школ. Из 447 общеобразовательных школ — 124 учреждения начального общего образования, основного общего — 34, среднего (полного) общего — 289 учреждений. Среди них сегодня действуют 82 гимназии, 59
лицеев, 91 общеобразовательная школа, 4 пансиона, 25 колледжей, 154 частные школы и 32 других учреждения. Негосударственные образовательные учреждения посещают 39503 учащихся. Занятия проводятся на русском, армянском, английском, башкирском, еврейском, татарском, чувашском, якутском и других языках. Около 7% от общего числа негосударственных образовательных учреждений — школы, открытые различными конфессиями.
Данные свидетельствуют, что негосударственное образование по существу проникает в систему образования, становится неотъемлемой частью системы, стимулирующей ее развитие и выполняющей важные государственные задачи:
— вбирает в себя не «вписывающихся в стандарт» детей и подростков, расширяя таким образом диапазон возможностей существующих образовательных учреждений;
— становится базой для поисковых экспериментов, обеспечивающих поступательное развитие инновационных технологий, необходимых для решения региональных проблем образования;
— обеспечивает выполнение государственного стандарта образования, что гарантирует права учащихся на свободу передвижения по горизонтальным плоскостям образования (при переходе из одного образовательного учреждения в другое);
— обеспечивает сферу образования высококвалифицированными специалистами из числа творческой интеллигенции;
— стимулирует развитие учебно-материальной базы;
— привлекает дополнительные инвестиции в сферу образования со стороны предпринимателей;
— ведет к снижению наполняемости государственных образовательных учреждений.
Созданные в регионах России разнообразные негосударственные образовательные учреждения гармонично дополняют инфраструктуру государственных учебных заведений, позволяют обеспечить целостное формирование образовательной среды: «Обнинский Колледж», «Московский исторический лицей», Православная гимназия в Ярославле, Московская негосударственная школа «Премьер», Новгородская частная гимназия «Квант», Московская экономическая
школа, Новороссийская частная гимназия, частная школа «Петер-Шулле» в Санкт-Петербурге, Московская еврейская школа «Мидгал-ор», школа «Гармония» г. Зеленоград, Восточная школа г. Владивосток, учебный центр Равноапостольного Князя Владимира, Международная академия банковского дела и предпринимательства в Тольятти, Уральский региональный научно-методический комплекс и многое, многое другое...
Вместе с тем нет негосударственных образовательных учреждений для детей, имеющих физические недостатки, для детей, имеющих те или иные сложности в обучении и поведении, нет учреждений для детей, нуждающихся в коррекционной и оздоровительной педагогике, нет профессиональных и предпрофессиональных негосударственных училищ.
В ряде негосударственных образовательных учреждений обнаруживается необоснованный разброс в содержании образования и формах учебно-воспитательной работы. Лишь небольшое число детских садов, школ и ВУЗов ориентировано на внедрение апробированных и уже доказавших свою эффективность отечественных или зарубежных моделей обучения (школа развивающего обучения, культурно-историческая школа, школа диалога культур, Вальдорфская школа, школа Монтессори и т. д.). Значительное же число негосударственных школ и ВУЗов находится на стадии осознания и обоснования заявленных целей образования. Причем содержание и методы образования в таких учебных заведениях, как правило, проработаны слабо, а качество учебно-воспитательного процесса остается на низком уровне.
Позиция государственных органов управления образованием по отношению к негосударственным образовательным учреждениям колеблется от откровенного неприятия до различных форм поддержки. Как правило, такая поддержка сводится к участию в деятельности тех или иных образовательных учреждений — оказанию им организационной и педагогической помощи, подключению к их работе специалистов из действующих НИИ и научно-методических центров. В опоре на это содействие, имеющее по-преимуществу эпизодический характер, возникающие образовательные учреждения самостоятельно ведут работу над созданием оригинальной концепции «своей школы», заявляют и ищут новые формы организации учебно-воспитательного
процесса, овладевают основами различных педагогических систем, осуществляют адаптацию этих систем к условиям своего образовательного пространства, пытаются решать вопрос о специфическом содержании и методах обучения своих подопечных.
В то же время, если вопросы организационной, научно-методической и педагогической поддержки негосударственных образовательных учреждений хоть в какой-то степени попадают в поле внимания управленцев, то практически не ставятся и не решаются вопросы материально-технической (финансирование, выделение помещений и т. п.) и научно-методической помощи (профессиональная экспертиза, целевое проектирование и выращивание образовательной среды и т. п.). Не решается на должном уровне и проблема подготовки кадров для системы негосударственного образования, необдуманно тратятся средства на подготовку и переподготовку педагогов, которые переходят работать в негосударственные общественные или частные образовательные учреждения. Отсутствует необходимая правовая база, регламентирующая деятельность негосударственных образовательных учреждений, нет отработанного механизма, обеспечивающего создание и функционирование негосударственных образовательных учреждений.
Анализ тенденций, складывающихся в РФ в системе негосударственного образования, показывает, что в историко-культурном и социокультурном плане оно с самого начала возникает как образование альтернативное, как своеобразное отрицание единообразной и застывшей в своем развитии государственной образовательной системы, неспособной решать большое число проблем, связанных с радикальными изменениями жизни в стране. Не случайно в многообразии существующих негосударственных детских садов, школ и ВУЗов, как в капле воды, отражается узел нерешенных государственных проблем в области образования.
Так, конкретная конфессиональная школа является ответом на запрет осуществлять конфессиональное и религиозное образование. И хотя вопрос о светском характере образования еще только обсуждается, уже создано и действует большое число учреждений, где воплощаются порой весьма спорные по своим методам и содержанию формы организации учебно-воспитательного процесса.
Сходные предпосылки лежат в основании возникающих