Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

584

ЭРГОНОМИКА И ИНФОРМАТИКА1

Правомерно ли соединение терминов информатика и эргономика? Связующим звеном между ними является человеческий фактор. Это понятие в его современной трактовке переросло первоначальное значение, когда оно ограничивалось инженерно-психологической, эргономической

585

и системотехнической трактовкой. Мы сейчас говорим о человеческом факторе как о решающем факторе всех перемен, т. е. имеем в виду его роль не только в производстве, но и в социально-организационной сфере, в политике, управлении, экономике, культуре, образовании, словом, во всех сферах общественной, культурной и производственной жизни. Понятие человеческого фактора стало настолько объемным, многогранным, что ни одна наука или сфера практической деятельности не может претендовать на его исчерпывающее раскрытие. Здесь нужны междисциплинарные исследования и широкие социальные, технические и экономические эксперименты.

В понятии «человеческий фактор» концентрируется как фундаментальная научно-исследовательская проблематика целого ряда общественных, естественных и технических наук, так и важнейший практический — в пределе социально-экономический, организационный, политический аспекты философии, социологии, экономики, психологии, эргономики и других наук о человеке и человеческой деятельности.

В связи с исследованием человеческого фактора особый интерес представляет область, в которой перекрещиваются интересы, задачи и проблемы информатики и эргономики. Эргономика изучает человека в конкретных условиях его деятельности, связанной с использованием технических средств. Ее цель состоит в оптимизации предметного содержания, орудий, условий и процессов труда, повышении привлекательности и удовлетворенности трудом. Основным объектом эргономических исследований являются системы человек — машина. Человек, машина и среда рассматриваются в эргономике как сложное функционирующее целое, в котором ведущая роль принадлежит человеку. Эргономика одновременно является и научной, и проектировочной дисциплиной, поэтому в ее задачу входит разработка методов системного анализа и проектирования целесообразных вариантов человеческой деятельности, ее внешних средств и внутренних способов, методов учета многообразных человеческих факторов при модернизации действующей и создании новой техники и технологии, а также соответствующих условий труда (деятельности).

В эргономике человеческие факторы трактуются как интегральные характеристики связи человека и машины в

586

системе человек — машина (СЧМ), проявляющиеся в конкретных условиях их взаимодействия при функционировании системы, направленном на достижение заданных ей целей. По отношению к свойствам — качествам изолированных компонентов СЧМ человеческие факторы выступают как системные качества или свойства второго порядка. Они возникают как результат интеграции, воплощения в единое целое (своего рода сущностное тождество) природных или искусственных качеств, характеризующих среду; предметных, в том числе семантических, семиотических качеств, характеризующих машину (техническое средство деятельности); функциональных качеств, в том числе и психофизиологических, психологических, социальных качеств, характеризующих человека. Человеческие факторы, понимаемые как важнейшие интегральные характеристики СЧМ, представляют собой не просто суперпозицию исходных свойств ее компонентов, а фиксированные и динамические функциональные связи и отношения между ними. Поскольку всякая СЧМ представляет собой определенную деятельностную структуру, то с эргономической точки зрения именно человеческие факторы выступают в качестве основных, системообразующих, обеспечивающих эффективное функционирование системы в целом. Одновременно они выступают и как таксономические единицы анализа функциональной структуры деятельности СЧМ в целом.1 Таким образом, человеческие факторы, взятые каждый в отдельности, представляют собой структурные образования различной степени сложности. Взятые вместе, они представляют собой сложную систему структурных образований.

Есть основания полагать, что опыт выделения, анализа и учета человеческих факторов, накопленный при решении задач эргономического обеспечения СЧМ, может быть использован и развит при решении задач информатики.

Информатика, равно как и эргономика, является одновременно и научной дисциплиной, и сферой научно-практической деятельности, связанной с созданием новой техники, с ускорением научно-технического прогресса. Для

587

информатики это особенно характерно, так как все чаще речь идет об индустрии информатики. Во всяком случае, сейчас никто не сомневается в необходимости создания методов и средств информационного и эргономического обеспечения различных видов человеческой деятельности. Следовательно, учет человеческого фактора и информационное обеспечение как традиционных, так и новых видов и форм человеческой деятельности представляют собой ту область, где перекрещиваются задачи и проблемы эргономики и информатики.

Информатика и эргономика — каждая из них представляет собой области междисциплинарного исследования. Это положение справедливо теоретически. Практически же междисциплинарность не дана изначально, а задана, что означает необходимость поиска стыков между составляющими их дисциплинами и также формулирования общей методологической и эмпирической основы, которая обеспечит междисциплинарность. В противном случае будет происходить механическое соединение совокупности монодисциплинарных исследований «в одном переплете». Именно так нередко и происходит в некоторых новых областях, получивших названия «когнитивная наука», «поведенческая наука» и др. Это же имело место и в эргономике.

Для информатики и эргономики ключевыми понятиями, оправдывающими необходимость связи и взаимодействия между ними, являются человеческий фактор и человеческая деятельность. Очевидно, что понятие человеческого фактора, не находящего своего воплощения в деятельности, не имеет смысла. Равным образом и деятельность, организованная вне учета данных, накопленных наукой и практикой о человеческом факторе и о путях и способах его рационального использования, едва ли может быть эффективной.

Наличие области пересечения между информатикой и эргономикой не означает того, что они имеют общий предмет исследования и проектирования. Различия, несомненно, имеются, в том числе и в области пересечения их проблематики.

Информатика создает системы внешних средств информационного обеспечения и обслуживания человеческой деятельности: управленческой, трудовой, учебной, игровой, а в последнее время и эстетической. Так или иначе этому предшествует создание представления о тех или иных формах

588

деятельности. Эргономика создает проекты различных видов человеческой деятельности, опираясь при этом на накопленные наукой данные о внутренних и внешних формах деятельности, о ее способах, о ее внешних и внутренних средствах. Следовательно, в информатике акцент делается на разработке и создании новых внешних средств деятельности,1 а в эргономике — на выявлении ранее неизвестных, а также на новых способах формирования известных внутренних средств деятельности, на выявлении резервов человеческого фактора. Таким образом, по отношению к проектированию и оптимизации человеческой деятельности задачи информатики и эргономики являются взаимодополняющими.

Есть еще одно основание, о котором говорилось выше, для более тесного сотрудничества обеих наук. Каждая из них вовлекает в круг своих интересов результаты и методы психологии, лингвистики, нейропсихологии, социальной и инженерной психологии и других наук. Сотрудничество между ними позволит расширить и углубить междисциплинарный комплекс как информатики, так и эргономики.

Сферы пересечения и новые задачи
эргономики и информатики

Ниже будет сделана попытка наметить несколько наиболее острых проблем, своего рода горячих точек, где необходима совместная работа специалистов в области информатики и эргономики. Есть области, где эта работа уже началась и успешно продолжается.

1. Создание элементной базы информатики. Здесь уже в течение ряда лет проводятся исследования и практические разработки по эргономическому обеспечению работников массовых профессий электронной промышленности. Они касаются профессиографирования, оптимизации рабочих мест, рабочей позы, рабочих сидений, анализа и оптимизации деятельности операторов-микроскопистов, оценки, диагностики и коррекции как общего функционального состояния, так и функционального состояния зрительной и

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/ZOd-1997/ZOD-5841.htm