НИИ общей и педагогической психологии
Академии педагогических наук СССР
А. З. Зак
Развитие теоретического
мышления у младших
школьников
Москва
«Педагогика»
1984
Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих
Зак. Развитие теоретического мышления у младших школьников | Скрыть структуру | Описание | Страница | Версия для печати |
НИИ общей и педагогической психологии
Академии педагогических наук СССР
А. З. Зак
Развитие теоретического
мышления у младших
школьников
Москва
«Педагогика»
1984
ББК 88.8
З-18
Печатается по решению Редакционно-издательского совета Академии педагогических наук СССР
Рецензенты:
член-корреспондент АПН СССР, доктор психологических наук, профессор Н. Н. ПОДДЬЯКОВ;
доктор психологических наук А. В. БРУШЛИНСКИИ;
доктор психологических наук Я. А. ПОНОМАРЕВ
Зак А. З. | ||
З-18 | Развитие теоретического мышления у младших школьников / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1984. — 152 с. | |
55 коп. | ||
В монографии анализируются психологические особенности теоретического мышления (обобщенного способа решения задач) у младших школьников. Впервые излагаются итоги изучения его механизмов, разработаны исследовательские и диагностические методики, выделены этапы его развития в младшем школьном возрасте в связи с содержанием учебных программ. | ||
ББК 88.8 |
© Издательство «Педагогика», 1984 г.
Введение
Книга посвящена изложению результатов изучения психологических особенностей теоретического мышления и закономерностей его развития у младших школьников. Под теоретическим мышлением понимается отражение человеком сущности познаваемого предмета, закона, которому последний подчиняется в своем существовании, т. е. отражение познаваемого предмета в понятии.
Изучение мышления школьников приобрело в последнее время особую остроту. В решениях XXVI съезда КПСС перед психолого-педагогическими науками поставлена задача — способствовать повышению качества обучения в школе. Это означает, в частности, что нужно повысить качество знаний, умений и навыков, приобретаемых детьми в результате усвоения учебного материала. Для этого требуется осуществить дальнейшее совершенствование содержания обучения и методов преподавания. Такая работа с необходимостью предполагает учет особенностей мышления школьников разного возраста, поскольку и содержание учебного материала будет осваиваться достаточно полноценно, и методы преподавания будут вполне эффективными лишь в том случае, если, с одной стороны, они адекватны возрастным возможностям мышления детей и, с другой стороны, создают условия для расширения и углубления этих возможностей.
Наше многолетнее изучение теоретического мышления на контингенте младших школьников, проводившееся в русле экспериментального обучения под руководством действительного члена АПН СССР профессора В. В. Давыдова, позволило вскрыть значительные интеллектуальные резервы учащихся начальных классов. Обнаружилось, что дети младшего школьного возраста, усваивая материал экспериментальных учебных программ, построенных на основе теории содержательного обобщения [В. В. Давыдов, 1972], способны овладеть знаниями, умениями и навыками существенно более высокого содержательного уровня, чем тот, который обычно считается для них посильным. Это знания, в которых отражаются закономерные, существенные отношения объектов и явлений; умения, позволяющие самостоятельно добывать такие знания и использовать их при решении разнообразных конкретных
задач, и навыки, проявляющиеся в широком переносе освоенного действия в различные практические ситуации. Было установлено, таким образом, что при усвоении знаний, умений и навыков отмеченного характера уже в младшем школьном возрасте у детей формируются основы теоретического мышления, которое проявляется в решении задач обобщенным способом.
В нашей работе мы изучали мышление в единстве его логической и психологической сторон. Так, квалифицируя решение задач детьми как теоретическое или эмпирическое, мы опирались на соответствующие характеристики мышления, разработанные специалистами по теории познания. Они детально описали цели, способы и результаты, специфичные для мыслительной деятельности теоретического и эмпирического типа. Поскольку результат теоретического мышления — понятие, мы выделяли в качестве этапов развития такого мышления ступени формирования понятия: образование категорий всеобщего, особенного и единичного. Эти категории выступают, согласно положениям диалектической логики, моментами отражения действительности в форме понятия. Вместе с тем изучение теоретического мышления осуществлялось в русле общепсихологической теории человеческой предметной деятельности, развитой в трудах А. Н. Леонтьева. В соответствии с основными положениями этой теории теоретическое мышление квалифицировалось как действие, осуществляемое человеком для формирования понятия о познаваемом предмете, установления закона его существования. Конкретный психологический смысл нашей работы заключался в исследовании и описании способов этого действия.
В настоящей книге представлены результаты многолетних исследований особенностей теоретического мышления при решении задач в сопоставлении с особенностями эмпирического мышления. В экспериментах использовались задачи неучебного характера, не связанные с содержанием школьных предметов, а испытуемыми были младшие школьники. Необходимость использования указанных задач была связана с разным возрастом детей и обучением их по разным учебным программам.
Участие в экспериментах младших школьников обусловливалось следующим: 1) в этом возрасте ребенок впервые приступает к систематическому усвоению знаний
об окружающей действительности и, следовательно, впервые сталкивается с понятиями; 2) в 7—9 лет решение задач происходит в относительно развернутой, доступной для наблюдения форме.
Проблема развития теоретического мышления у младших школьников разработана недостаточно. С одной стороны, это связано с тем, что в психологической литературе под теоретическим мышлением обычно понимается осуществление мыслительной деятельности в одной из ее форм — словесно-знаковой или решение особого класса так называемых логических задач, которое также происходит в указанной форме. С другой стороны, и это положение вытекает из первого, теоретическое мышление (как мышление в абстрактной форме) считалось психологами, например П. П. Блонским [1979], характерным для подросткового возраста. В целом оба отмеченных аспекта основываются, как убедительно показано В. В. Давыдовым [1972], на таком подходе к изучению человеческого мышления вообще и мышления детей в частности, когда ведущей линией в развитии мышления считается переход ребенка от возможности решать задачи в предметно-действенной форме к возможности решить в наглядно-образной и затем в словесно-знаковой.
Суть более конкретного, по нашему мнению, подхода к изучению мышления состоит в сознательном учете в процессе исследования логических характеристик мышления, принятых в диалектической логике, содержательной, т. е. рассматривающей формы мышления в единстве с его содержанием. С этой точки зрения ведущей линией развития мышления является переход ребенка от возможности решать задачи эмпирически, на основе ориентации во внешних связях познаваемых объектов, к возможности решать их теоретически, на основе ориентации во внутренних, существенных связях познаваемых объектов.
В соответствии с особенностями понимания указанной проблемы содержание книги построено следующим образом. В главе I рассматриваются исходные предпосылки изучения теоретического мышления у младших школьников: основные положения диалектико-материалистической теории познания о своеобразии эмпирического и теоретического мышления; характеристика понятия как единства всеобщего, особенного и единичного, разработанная в диалектической логике; представление
о теоретическом мышлении на основе теории деятельности А. Н. Леонтьева; метод изучения теоретического мышления и требования к построению разнообразных экспериментальных ситуаций на его основе.
В главе II излагаются результаты экспериментов I этапа исследования, направленных на выяснение психологической структуры теоретического мышления, состава операций на разных уровнях его сформированности и механизма их взаимодействия в процессе функционирования мышления при решении задач. В главе III даны результаты экспериментов II этапа исследования, посвященных установлению особенностей развития мышления у младших школьников как смены эмпирического мышления теоретическим. В главе IV — результаты экспериментов III этапа исследования, связанных с выделением закономерностей развития теоретического мышления как смены его способов.
Следует особо отметить, что в процессе исследования разработаны методики, позволяющие устанавливать уровень сформированности теоретического мышления у младших школьников в условиях как индивидуальной, так и фронтальной, групповой работы. Эти методики вполне могут быть использованы для диагностики мышления детей в ходе школьного обучения.
• Детская психология → Педагогическая психология