Поиск :
Личный кабинет :
Электронный каталог: Кирнарская, Д.К. - Почему трудоголики не Моцарты? Музыкальные способности в пост-когнитивную эпоху
Кирнарская, Д.К. - Почему трудоголики не Моцарты? Музыкальные способности в пост-когнитивную эпоху
Статья
Автор: Кирнарская, Д.К.
Современная зарубежная психология; Journal of modern foreign psychology: Почему трудоголики не Моцарты? Музыкальные способности в пост-когнитивную эпоху
Why workaholics are not Mozarts? Musical abilities in post-cognitive era
2021 г.
ISBN отсутствует
Автор: Кирнарская, Д.К.
Современная зарубежная психология; Journal of modern foreign psychology: Почему трудоголики не Моцарты? Музыкальные способности в пост-когнитивную эпоху
Why workaholics are not Mozarts? Musical abilities in post-cognitive era
2021 г.
ISBN отсутствует
Статья
Кирнарская, Д.К.
Почему трудоголики не Моцарты? Музыкальные способности в пост-когнитивную эпоху = Why workaholics are not Mozarts? Musical abilities in post-cognitive era / Д.К. Кирнарская // Современная зарубежная психология ; Journal of modern foreign psychology / ред. Т.В. Ермолова. – 2021. – Т. 10, № 4. – С. 64-72. – URL: https://psyjournals.ru/jmfp/2021/n4/Kirnarskaya.shtml (дата обращения: 18.01.2022).
В статье рассматривается психологическая литература последних лет, посвященная музыкальным способностям, и на этой основе предлагаются наиболее перспективные пути развития исследовательской мысли. На примере этой наиболее показательной темы в ряду других, исследующих тему способностей, одаренности и таланта, выявлены актуальные психологические акценты, характерные для современного этапа развития науки. Во-первых, это отказ от распространенной на рубеже ХХ—XXI веков концепции целенаправленных занятий (deliberate practice), отрицающей само понятие способностей, одаренности и таланта как психологических конструктов, опирающихся на врожденные данные. Во-вторых, это тенденция, характерная для исследований последнего времени, когда на первый план выдвигаются не столько когнитивные музыкальные способности в традиционном понимании — звукоразличительные данные (pitch), чувство ритма и музыкальная память, сколько мотивация и другие врожденные психологические ресурсы, связанные с активным музицированием и его биолого-эволюционными основаниями. Последние гипотетически могут выступать в роли ключевого фактора, влияющего на становление музыкально-творческих способностей как психологических предпосылок для развития музыкального таланта. Таким образом, на основании анализа научной литературы последних лет и собственных исследований автор статьи утверждает нативистский подход к проблеме музыкальных способностей и обозначает необходимость поиска нового фундамента музыкального дарования вне пределов когнитивных ресурсов психики.
The paper is looking at recent publications on musical abilities suggesting the most promising trends for future research. Musical abilities and talent are the most revealing for the whole agenda of giftedness; therefore, it’s easier to see the most arguable points and accents characterizing scholarly discussion in abilities’ and talent discourse. In the first place, this discussion is the hardest addressing the idea of «deliberate practice» that is now declining but used to be very influential in the end of XXth — beginning of the XXI century. «Deliberate practice» had been invented to deny and reject the very notion of giftedness as an inborn psychological category. Secondly, contemporary psychology of musical giftedness and talent gives the leading role to motivation, inner need in music making and bio-evolutionary psychological resources at the expense of more traditional cognitive abilities like pitch, rhythm and musical memory. The author argues that motivational and emotionally based factors are the clue to the concept of musical talent and creativity. Summarizing contemporary psychology of music research, the author joins the nativist approach to musical abilities’ discourse and suggests finding the new foundation for musical talent’s development beyond cognitive resources of human mind and its traditionally accepted measurements.
Общий = Общая психология
Общий = Психология отдельных видов деятельности. Отраслевая психология : Психология творчества, научной, научно-технической и художественной деятельности
Общий = Психология отдельных видов деятельности. Отраслевая психология : Психология труда
Кирнарская, Д.К.
Почему трудоголики не Моцарты? Музыкальные способности в пост-когнитивную эпоху = Why workaholics are not Mozarts? Musical abilities in post-cognitive era / Д.К. Кирнарская // Современная зарубежная психология ; Journal of modern foreign psychology / ред. Т.В. Ермолова. – 2021. – Т. 10, № 4. – С. 64-72. – URL: https://psyjournals.ru/jmfp/2021/n4/Kirnarskaya.shtml (дата обращения: 18.01.2022).
В статье рассматривается психологическая литература последних лет, посвященная музыкальным способностям, и на этой основе предлагаются наиболее перспективные пути развития исследовательской мысли. На примере этой наиболее показательной темы в ряду других, исследующих тему способностей, одаренности и таланта, выявлены актуальные психологические акценты, характерные для современного этапа развития науки. Во-первых, это отказ от распространенной на рубеже ХХ—XXI веков концепции целенаправленных занятий (deliberate practice), отрицающей само понятие способностей, одаренности и таланта как психологических конструктов, опирающихся на врожденные данные. Во-вторых, это тенденция, характерная для исследований последнего времени, когда на первый план выдвигаются не столько когнитивные музыкальные способности в традиционном понимании — звукоразличительные данные (pitch), чувство ритма и музыкальная память, сколько мотивация и другие врожденные психологические ресурсы, связанные с активным музицированием и его биолого-эволюционными основаниями. Последние гипотетически могут выступать в роли ключевого фактора, влияющего на становление музыкально-творческих способностей как психологических предпосылок для развития музыкального таланта. Таким образом, на основании анализа научной литературы последних лет и собственных исследований автор статьи утверждает нативистский подход к проблеме музыкальных способностей и обозначает необходимость поиска нового фундамента музыкального дарования вне пределов когнитивных ресурсов психики.
The paper is looking at recent publications on musical abilities suggesting the most promising trends for future research. Musical abilities and talent are the most revealing for the whole agenda of giftedness; therefore, it’s easier to see the most arguable points and accents characterizing scholarly discussion in abilities’ and talent discourse. In the first place, this discussion is the hardest addressing the idea of «deliberate practice» that is now declining but used to be very influential in the end of XXth — beginning of the XXI century. «Deliberate practice» had been invented to deny and reject the very notion of giftedness as an inborn psychological category. Secondly, contemporary psychology of musical giftedness and talent gives the leading role to motivation, inner need in music making and bio-evolutionary psychological resources at the expense of more traditional cognitive abilities like pitch, rhythm and musical memory. The author argues that motivational and emotionally based factors are the clue to the concept of musical talent and creativity. Summarizing contemporary psychology of music research, the author joins the nativist approach to musical abilities’ discourse and suggests finding the new foundation for musical talent’s development beyond cognitive resources of human mind and its traditionally accepted measurements.
Общий = Общая психология
Общий = Психология отдельных видов деятельности. Отраслевая психология : Психология творчества, научной, научно-технической и художественной деятельности
Общий = Психология отдельных видов деятельности. Отраслевая психология : Психология труда