Поиск :
Личный кабинет :
Электронный каталог: Кузнецова, Анна Владимировна - Коллективная память о значимых событиях и фигурах российской истории в различных социальных группах
Кузнецова, Анна Владимировна - Коллективная память о значимых событиях и фигурах российской истории в различных социальных группах
Доступно
1 из 1
1 из 1
Диссертация
Автор: Кузнецова, Анна Владимировна
Коллективная память о значимых событиях и фигурах российской истории в различных социальных группах : диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук
[Collective memory of significant events and figures of Russian history in various social groups. Dissertation for the degree of Candidate of Psychological Sciences. Ph. D. (Psychology)]
2013 г.
ISBN отсутствует
Автор: Кузнецова, Анна Владимировна
Коллективная память о значимых событиях и фигурах российской истории в различных социальных группах : диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук
[Collective memory of significant events and figures of Russian history in various social groups. Dissertation for the degree of Candidate of Psychological Sciences. Ph. D. (Psychology)]
2013 г.
ISBN отсутствует
Диссертация
88.5 К89
Кузнецова, Анна Владимировна.
Коллективная память о значимых событиях и фигурах российской истории в различных социальных группах = [Collective memory of significant events and figures of Russian history in various social groups. Dissertation for the degree of Candidate of Psychological Sciences. Ph. D. (Psychology)] : диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук : 19.00.05 - социальная психология / Анна Владимировна Кузнецова, Московский городской психолого-педагогический университет. – Москва, 2013. – 179 с. – URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=491898 (дата обращения: 25.06.2024) . – Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор Емельянова Татьяна Петровна.
В работе исследовалась коллективная память о значимых событиях и фигурах российской истории в различных социальных группах. Были использованы следующие методики: исследовательское интервью, метод словесных ассоциаций, анкетирование с использованием открытых вопросов, шкальные оценки. Отдельно был проведен анализ структуры и содержания коллективных воспоминаний, изучение специфики политических предпочтений и установок респондентов, особенностей их социальных представлений о политической власти. Уровень установок на патерналистское отношение к власти определялся при помощи четырехшкального опросника «Патернализм» (Стефаненко Т. Г., Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А., 2003). В исследовании приняло участие 405 человек, среди которых были: студенты, работающие взрослые, неработающие пенсионеры. По результатам исследования было установлено, что в процессе конструирования коллективных воспоминаний чаще преобладают такие, которые связаны с великими достижениями страны (Великая Отечественная война, полет человека в космос). Причем Великая Отечественная война занимает центральное место в представлениях коллективной памяти (вне зависимости от социальной группы). Процесс трансляции представлений направлен на передачу позитивных событий, которые формируют образ группы. Наиболее значимыми политическими деятелями респонденты считают Петра I, И. В. Сталина (позитивный образ — выиграл войну), В. И. Ленина. Категории для описания политических деятелей среди респондентов обладают своей спецификой (студенты не склонны к негативным оценкам, в отличие от работающих взрослых). Наиболее значимые события для страны, по мнению большинства респондентов, происходили в период советского союза. Большая часть работающих взрослых считает себя не интересующимися политикой (в отличие от студентов и неработающих пенсионеров). Социальные представления о политической власти содержат преимущественно негативный эмоциональный компонент (коррупция, богатство, вседозволенность и сила). У пенсионеров, напротив, присутствует позитивный эмоциональный компонент, что коррелирует с их уровнем патернализма. У студентов (но не пенсионеров и не работающих) присутствует понятие «демократия». Также высокий уровень установки на патернализм свойственен респондентам из группы неработающих пенсионеров, низкий уровень патернализма — студентам и работающим взрослым.
The paper investigated the collective memory of significant events and figures of Russian history in various social groups. The following methods were used: research interview, method of verbal associations, questionnaire survey using open-ended questions, scale assessments. The structure and content of collective memories were analyzed separately, the specifics of respondents` political preferences and attitudes, the peculiarities of their social perceptions of political power were studied. The level of attitudes to paternalistic attitude to power was determined using a four-scale questionnaire "Paternalism" (T. G. Stefanenko, E. P. Belinskaya, O. A. Tikhomandritskaya, 2003). There were 405 participants in the study, which included: students, working adults, and non-working pensioners. According to the results of the study, it was found that in the process of constructing collective memories, those associated with the great achievements of the country (the Great Patriotic War, human space flight) more often prevail. Moreover, the Great Patriotic War occupies the central place in the representations of collective memory (regardless of the social group). The process of transmitting representations is aimed at transmitting positive events that form the image of the group. Respondents consider Peter the Great, Stalin (positive image — won the war), and Lenin as the most significant political figures. Categories for describing political figures among respondents have their own specificity (students are not inclined to negative assessments, unlike working adults). The most significant events for the country, according to the majority of respondents, took place during the Soviet Union. The majority of working adults consider themselves not interested in politics (in contrast to students and non-working pensioners). Social perceptions of political power contain predominantly negative emotional component (corruption, wealth, permissiveness and power). In contrast, pensioners have a positive emotional component, which correlates with their level of paternalism. Students (but not pensioners and not working people) have the concept of "democracy". Also, a high level of attitude to paternalism is characteristic of respondents from the group of non-working pensioners, and a low level of paternalism — of students and working adults.
ББК 88.5
К89
Общий = Социальная психология
88.5 К89
Кузнецова, Анна Владимировна.
Коллективная память о значимых событиях и фигурах российской истории в различных социальных группах = [Collective memory of significant events and figures of Russian history in various social groups. Dissertation for the degree of Candidate of Psychological Sciences. Ph. D. (Psychology)] : диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук : 19.00.05 - социальная психология / Анна Владимировна Кузнецова, Московский городской психолого-педагогический университет. – Москва, 2013. – 179 с. – URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=491898 (дата обращения: 25.06.2024) . – Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор Емельянова Татьяна Петровна.
В работе исследовалась коллективная память о значимых событиях и фигурах российской истории в различных социальных группах. Были использованы следующие методики: исследовательское интервью, метод словесных ассоциаций, анкетирование с использованием открытых вопросов, шкальные оценки. Отдельно был проведен анализ структуры и содержания коллективных воспоминаний, изучение специфики политических предпочтений и установок респондентов, особенностей их социальных представлений о политической власти. Уровень установок на патерналистское отношение к власти определялся при помощи четырехшкального опросника «Патернализм» (Стефаненко Т. Г., Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А., 2003). В исследовании приняло участие 405 человек, среди которых были: студенты, работающие взрослые, неработающие пенсионеры. По результатам исследования было установлено, что в процессе конструирования коллективных воспоминаний чаще преобладают такие, которые связаны с великими достижениями страны (Великая Отечественная война, полет человека в космос). Причем Великая Отечественная война занимает центральное место в представлениях коллективной памяти (вне зависимости от социальной группы). Процесс трансляции представлений направлен на передачу позитивных событий, которые формируют образ группы. Наиболее значимыми политическими деятелями респонденты считают Петра I, И. В. Сталина (позитивный образ — выиграл войну), В. И. Ленина. Категории для описания политических деятелей среди респондентов обладают своей спецификой (студенты не склонны к негативным оценкам, в отличие от работающих взрослых). Наиболее значимые события для страны, по мнению большинства респондентов, происходили в период советского союза. Большая часть работающих взрослых считает себя не интересующимися политикой (в отличие от студентов и неработающих пенсионеров). Социальные представления о политической власти содержат преимущественно негативный эмоциональный компонент (коррупция, богатство, вседозволенность и сила). У пенсионеров, напротив, присутствует позитивный эмоциональный компонент, что коррелирует с их уровнем патернализма. У студентов (но не пенсионеров и не работающих) присутствует понятие «демократия». Также высокий уровень установки на патернализм свойственен респондентам из группы неработающих пенсионеров, низкий уровень патернализма — студентам и работающим взрослым.
The paper investigated the collective memory of significant events and figures of Russian history in various social groups. The following methods were used: research interview, method of verbal associations, questionnaire survey using open-ended questions, scale assessments. The structure and content of collective memories were analyzed separately, the specifics of respondents` political preferences and attitudes, the peculiarities of their social perceptions of political power were studied. The level of attitudes to paternalistic attitude to power was determined using a four-scale questionnaire "Paternalism" (T. G. Stefanenko, E. P. Belinskaya, O. A. Tikhomandritskaya, 2003). There were 405 participants in the study, which included: students, working adults, and non-working pensioners. According to the results of the study, it was found that in the process of constructing collective memories, those associated with the great achievements of the country (the Great Patriotic War, human space flight) more often prevail. Moreover, the Great Patriotic War occupies the central place in the representations of collective memory (regardless of the social group). The process of transmitting representations is aimed at transmitting positive events that form the image of the group. Respondents consider Peter the Great, Stalin (positive image — won the war), and Lenin as the most significant political figures. Categories for describing political figures among respondents have their own specificity (students are not inclined to negative assessments, unlike working adults). The most significant events for the country, according to the majority of respondents, took place during the Soviet Union. The majority of working adults consider themselves not interested in politics (in contrast to students and non-working pensioners). Social perceptions of political power contain predominantly negative emotional component (corruption, wealth, permissiveness and power). In contrast, pensioners have a positive emotional component, which correlates with their level of paternalism. Students (but not pensioners and not working people) have the concept of "democracy". Also, a high level of attitude to paternalism is characteristic of respondents from the group of non-working pensioners, and a low level of paternalism — of students and working adults.
ББК 88.5
К89
Общий = Социальная психология
Филиал | Фонд | Всего | Доступно для выдачи |
---|---|---|---|
Сретенка | ЧЗ | 1 | 1 |