Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

326

Структура ценностной сферы как основа подготовки специалиста по обеспечению пожарной безопасности

Карабин А. С.
аспирант факультета клинической и специальной психологии
ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия

carabiart@yandex.ru

Научный руководитель — Фанталова Е. Б.

Управление персоналом, работа по развитию человеческих ресурсов в современном техногенном мире становятся мощным инструментом обеспечения комплексной безопасности в сферах труда, связанных с риском и с созданием безопасных систем жизнедеятельности. В частности, к актуальным проблемам пожарной безопасности относится и подготовка специалиста, обеспечивающего профилактику и предотвращение рисков, осуществляющего пожаротушение. Комплексное планирование безопасности связано с психологической подготовкой лиц, несущих прямую ответственность за безопасность среды. Традиционно исследователи и практики подчеркивают, что следует более полно учитывать социальные и психологические аспекты, создающие особую сложность, опасность и напряженность труда [1; 3]. В тоже время, структура ценностей является основой трудовой мотивации, при этом в профессиях, связанных с риском, безопасностью и неопределенностью ценностные факторы становятся доминирующими и выходят на первый план в организации профессионального поведения. Субъективные ценностные нормы становятся определяющими факторами для специалистов пожарной безопасности в тех ситуациях, когда нужно принять на себя риск. [3]. Ряд авторов как российских, так и зарубежных указывают, что система ценностей составляет основу профессиональных компетенций специалиста по пожарной безопасности, основу его профессионально важных качеств [1]. Ценности входят в структуру акмеологических инвариантов профессионализма (основных качеств и умений профессионала, обеспечивающих высокую продуктивность и стабильность деятельности независимо от её содержания и специфики), что требует специализированного исследования [1]. В этом аспекте эмпирическое исследование структуры ценностей и ее функциональных связей с особенностями мотивации, проведенное на различных группах обучающихся в системе профессионального образования Федеральной противопожарной службы, может раскрыть основные компоненты профессионализации и возможности профессионального становления в процессе обучения специалиста пожарной безопасности.

С целью изучить особенности структуры ценностей у специалистов, осуществляющих свою профессионализацию в сфере пожарной безопасности, было проведено исследование на выборке из 122 слушателей ФГБОУ ДПО Московский учебный центр ФПС (из них 9 человек женского пола, остальные мужского, возраст от 20 до 52 лет). Применена методика «Свободный выбор ценностей» [3], согласно которой нужно выбрать ценности и отметить их значимость по десятибалльной шкале.

327

С целью поиска системообразующих параметров в структуре выбора ценностей был проведен факторный анализ данных при помощи пакета статистической обработки SPSS IBM. Ортогональное вращение по методу Варимакс дало 75,787% кумулятивной объясненной дисперсии и 11 факторов, которые получили значения, превосходящие 2 единицы.

Факторный анализ в целом позволил понять специфику мировосприятия у испытуемых исследуемой выборки. В большинстве случаев факторы отражают общечеловеческие и бытовые ценности любви, семьи, комфорта, порядочности в общении. Важно, что любовь к Родине и вера в Бога составляют один фактор и в него включена переменная сочувствия. Это указывает на то, что у представителей выборки проявляется традиционное православное сознание. Данный фактор, наряду, с фактором взаимодействия, интегрирующим работоспособность, моральную поддержку, дружелюбие, может быть ключевым для формирования системы психологической работы и методического обеспечения учебного процесса.

По наиболее выраженным, структурированным, непротиворечивым и смысловым факторам рабочего взаимодействия, духовности и волевому фактору была установлена сопряженность с такими переменными как категория обучения (офицеры и пожарные), образование (41% испытуемых имеют высшее образование, остальные среднее и среднетехническое), наличие семьи и стаж работы в системе пожарной безопасности.

Результаты показали, что, как правило, факторы выражены равномерно по четырем процентильным группам, но ряд особенностей позволяет отметить особое значение сопряженности ценностных структур и стажа работы.

Сопряженность факторов рабочего взаимодействия, духовности и волевых качеств со стажем работы показывает, что существуют особые точки (короткие временные отрезки) в периоде профессионального становления, в которые ценности становятся особо значимыми. Данный эмпирический факт имеет акмеологическую трактовку, поскольку указывает на наличие острых периодов в профессиональном становлении, на периоды индивидуализации в профессии, в которые ценности становятся механизмами дальнейшего развития человека в труде. В такие периоды получение профильного и дополнительного образования может оказаться особо важным и именно в эти периоды система обучения может интенсифицировать профессиональное становление, основываясь на выявленных ценностных факторах в рамках профессий, связанных с пожарной безопасностью.

Ценности духовности становятся особо значимыми в период стажа работы по специальности — 6 месяцев, также в пределах 7, 8 лет стажа и в 13 лет. Волевые ценности по графику их значимости близки к ценностям духовности. Пиковые значения приходятся на периоды 6 месяцев, 5 лет и 10—13 лет работы. Сопряженность фактора взаимодействия с параметром стажа показывает несколько периодов всплеска высокой оценки работоспособности и общения в форме моральной поддержки и дружелюбия. Это периоды достижения шестимесячного стажа, что, вероятно, связано с фазой адаптации к профессии и вхождением новичка в профессиональное пространство. Далее в период достижения стажа 2 лет и 3 месяцев и в период около восьми лет работы.

Таким образом, обозначено три основных ценностных фактора, на которых можно основываться при разработке системы психологической подготовки специалиста по пожарной безопасности и методического обеспечения обучения, и выделены основные периоды профессионального становления специалиста

328

в сфере пожарной безопасности, в которые ценностные структуры становятся особо значимыми для профессионального развития.

Литература

1. Горбунова М. И. О формировании профессионально важных качеств специалистов опасных профессий. // Пожары и чрезвычайные ситуации, 2012 № 4. — С. 18—21.

2. Фанталова Е. Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. — Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2001.

3. Reinhardt-Klein J. Firefighters: attitude, beliefs, and behaviors that contribute to high-risk behaviors. // University of Illinois at Urbana-Champaign, 2010. — 115 pp.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/KScs-2014/KSc-326.htm