Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

10

Знакомьтесь:
«Выразительное движение»

«Выразительное движение» — факультативный раздел программы «Развитие». Он основан на данных четырехлетнего экспериментального исследования, проведенного в детском саду № 515 (Москва).

Раздел «Выразительное движение» рекомендуется для работы с дошкольниками от 3 до 7 лет не только на базе программы «Развитие», но и независимо от нее. Раздел построен так, что по нему может работать воспитатель (а также музыкальный руководитель или другой педагог), который выбрал его по собственному желанию, сам любит двигаться, танцевать, играть (с перевоплощением в разных персонажей) и хочет научить этому детей. Раздел был замыслен и создан как целостная система; ее можно дополнять и расширять, руководствуясь принципами, на которых она основана, но из нее нельзя «вырывать» отдельные фрагменты и при этом ожидать результата, на который нацелен раздел и вся программа «Развитие» в целом.

К разделу «Выразительное движение» разработано полное методическое обеспечение. Упражнения, этюды, предлагаемые детям как учебные и творческие задания, не просто материал, который можно использовать на детских досугах и праздничных представлениях. Это действенный инструмент развития способностей детей, коррекции их личностных проблем, эффект использования которого зависит от того, насколько воспитатель понимает, что он делает, что развивает у ребенка в каждом конкретном задании и как это соотносится с основной целью.

Работа по разделу «Выразительное движение» нацелена на развитие у детей, с одной стороны, творческих способностей, а с другой — невербального (несловесного) общения. Обе цели достигаются путем развития образно-пластического творчества на материале художественно-игровой деятельности, где выразительность движений и пластика человеческого тела являются главным средством воплощения образного содержания. Эта деятельность близка драматизации, театру; в перспективе она может привести к постановкам типа «пластической драмы», пантомимы, а также может стать необходимым компонентом актерской выразительности детей при исполнении спектаклей с текстами. Художественно-игровая деятельность является оптимальной для развития детского воображения, так как отвечает его двигательной природе: образы воображения ребенок строит действенно, «при посредстве собственного тела» (Л. С. Выготский).

Невербальное общение формируется как «побочный результат» развития образно-пластического творчества. Это происходит благодаря тому, что учебные и творческие задания построены в виде игровых сюжетных ситуаций; в них разнохарактерные персонажи взаимодействуют друг с другом, а в качестве средств передачи их взаимоотношений, переживаний используются жесты, выразительная пластика тела. В подобных заданиях дети, по сути, осваивают различные модели общения; это помогает им в повседневной жизни быть более контактными, восприимчивыми к эмоциональным проявлениям окружающих людей.

Развитие образно-пластического творчества идет на основе обучения языку выразительных движений — это принципиальное положение программы и главная цель занятий с детьми. Благодаря такому обучению они открывают для себя, что движения, жесты и то, как они исполняются, имеют свою смысловую содержательность: с их помощью — без слов — можно выразить настроение, намерение, отношение к другому человеку, можно «рассказывать» целые истории о разнообразных героях и всевозможных событиях. Осмысление ребенком движений,

11

его стремление использовать их как средство передачи образного содержания развивают у него артистичность, пластическую выразительность (исполнительское творчество), способность к придумыванию сценок на заданную тему, выстраиванию их в движении (что ведет к «сочинительскому» творчеству).

Работа осуществляется в нескольких направлениях. Главные из них — развитие способности к образному перевоплощению и развитие образно-пластического взаимодействия. Вспомогательные направления — освоение действий с воображаемыми предметами, развитие умения свободно двигаться «всем телом» и др.

Занятия по «Выразительному движению» проводятся раз в неделю (для этого в общем расписании нужно выделить постоянное время). Освоенный на занятиях материал (отдельные жесты, способы выражения переживаний и отношений) закрепляется и используется в повседневной жизни: в играх, в общении с окружающими. По желанию детей можно повторять понравившиеся упражнения и игры в свободное время. Такая форма активизации освоенного на занятиях естественно вписывается в жизнь детей, если работу по данному разделу ведет воспитатель; педагогу, приходящему в ДОУ только на время занятий, использовать подобную форму, к сожалению, не удается.

Занятия идут по подгруппам — по 6—10 детей. Для занятий требуется достаточно большое свободное пространство — в групповой комнате или зале (желательно с ковровым покрытием).

Занятие, как правило, начинается с разминки, цель которой — разогреть мышцы, включить все тело в активное движение. В основной части занятия дети знакомятся с языком выразительных движений, способами его использования при воплощении того или иного образа, при разыгрывании ситуаций с эмоционально-пластическим взаимодействием персонажей. Педагог строит подачу учебного материала так, чтобы подвести детей к самостоятельному поиску «решений»: подбору и придумыванию образных движений, отвечающих заданному смыслу; выстраиванию их в композиции; нахождению своеобразных приемов их выразительного исполнения.

В ходе освоения языка выразительных движений — главного средства воплощения образов и развития пластического творчества — педагог активно использует слово: разъясняет приемы исполнения и семантику движений, задает вопросы, описывает воображаемые ситуации и пр.; использует и художественное слово — фрагменты литературных произведений и устного народного творчества. Широко используется и музыка (записи специально подобранных фрагментов из классических произведений и обработки народных мелодий). В ходе выполнения упражнений под музыку дети ориентируются на ее характер, соотнося с ним характер пластического образа. Это помогает углублению образного перевоплощения, активизации поиска выразительных движений, творческого процесса в целом.

Рассмотрим кратко содержание работы в каждой возрастной группе.

Во второй младшей группе необходимо создать условия для развития у детей начальных элементов образно-пластического творчества — через формирование первичных наглядно-действенных представлений о простейших выразительных возможностях языка движений для воплощения образа и «бессловесного» общения.

Начальное развитие способности к образному перевоплощению проходит поэтапно.

Сначала дети учатся передавать образы игрушек, животных путем изображения их внешних действий (петушок ходит, машет крыльями, клюет зерна, кукарекает), причем «спектр» внешних действий персонажа берется по возможности более широкий, чтобы обогатить представления дошкольников об образе и возможностях его воплощения с помощью выразительных движений.

12

Затем дети начинают осваивать способы передачи внешних свойств, характерной пластики персонажа — способы, с помощью которых воссоздается внешний облик героя. Например, чтобы изобразить мышку, нужно передвигаться легко, бесшумно, короткими и частыми шажками, как будто уменьшившись, «сжав себя внутрь». Наоборот, чтобы изобразить медведя, следует двигаться медленно, тяжело, широко, как бы увеличив занимаемое телом пространство. Образно-смысловое сопоставление контрастных проявлений той или иной характеристики движения: темпа (быстрый — спокойный), амплитуды (маленький — большой), наполненности (легкий — тяжелый), характера протекания (плавный — резкий) и др., — помогает детям осмысливать движения и передавать с их помощью образное содержание более или менее выразительно.

И, наконец, осваиваются способы выражения в движениях внутренних свойств образа — эмоций, особенностей характера (грустный — веселый, добрый — злой, трусливый — храбрый и др.). В многообразных заданиях один и тот же персонаж может переживать разные внутренние состояния (волк злится, тоскует, может подобреть, порадоваться) и, наоборот, разные персонажи испытывают (по-своему) одно и то же чувство (грустят и заяц, и петушок, и медведь).

Первичное освоение образного содержания позволяет уже в младшей группе знакомить детей с сюжетными историями, фрагменты которых «рассказываются» посредством выразительных движений. А это в свою очередь дает возможность воплощать образы не абстрактно-изолированно, а конкретно-мотивированно — через проигрывание ситуаций, показывающих, почему персонаж загрустил, или развеселился, или подобрел и т. п., что значительно обогащает образ, помогает представить его в развитии и тем самым активизирует творческое воображение. Принцип сюжетности в игровых заданиях подводит детей к тому, чтобы воспринять саму идею: жесты, пластика, движения — это своеобразный язык.

Параллельно идет развитие эмоционально-пластического взаимодействия. Осваивая тот или иной жест, дети знакомятся с его семантикой и способом выполнения; затем пытаются использовать его как средство общения с игровым партнером, причем в качестве такового выступает в начале года — кукла, с середины года — взрослый (в роли какого-либо персонажа), а к концу — возможно, и сверстник. Общение с партнером при помощи жестов также очень активно помогает детям открыть для себя язык движений. И это открытие — один из главных результатов работы с детьми в младшей группе.

В творческих заданиях дети демонстрируют первые результаты: самостоятельно подбирают движения к заданному смыслу (компонент «сочинительского» творчества), демонстрируют отдельные «штрихи» эмоционально-пластической выразительности (фрагменты исполнительского творчества). Если же ребенок, пусть даже без видимого результата, только пытается найти движение и старается исполнить его выразительно, это само по себе уже очень важно.

В средней группе развитие творчества на основе обучения языку выразительных движений идет с акцентом на развитие парного образно-пластического взаимодействия. Дети продолжают осваивать способы общения с помощью жестов. Новым же становится знакомство с пространственным поведением персонажей относительно друг друга (размещение и перемещение исполнителей по сценической площадке). Освоение разновидностей «пространственного рисунка» парного взаимодействия — главная идея раздела «Выразительное движение» в средней группе. По своей новизне эта идея отличает данную методику от других методик развития детского творчества через движение.

Этапы освоения разновидностей парного взаимодействия определяют главную линию развития и обучения детей в течение года. Сначала осваиваются

13

способы образно-пластического взаимодействия, когда партнеры располагаются рядом друг с другом (например, при имитации «починки игрушки»). Затем дети осваивают способы взаимодействия, когда один партнер стоит на месте, а другой приближается к нему (например, изображая интерес одного персонажа к другому), а затем удаляется (изображая потерю интереса). Еще более сложным является такой «рисунок» взаимодействия, при котором один партнер приближается к другому, а тот от него отодвигается, удаляется, чтобы сохранить или увеличить дистанцию (в ситуации «Кошка преследует улетающую птичку»). Наконец, дети осваивают способы взаимодействия, передающие сотрудничество персонажей или их противоборство. В первом случае усилия действующих лиц направлены в одну сторону («Тянем-потянем»), во втором — в противоположные стороны («Лиса похищает петушка»).

В средней группе дошкольники впервые сталкиваются с проблемой: как передать конфликт между разнохарактерными персонажами в парном взаимодействии. Решение этой проблемы требует от детей удержания «двойственной позиции» актера: дети взаимодействуют друг с другом, одновременно конфликтуя (как персонажи) и сотрудничая (как партнеры по игре). Введение подобного содержания именно в среднем возрасте — еще одна отличительная особенность представляемой здесь методики. Такой «ход» не только позволяет знакомить детей с разнообразными сюжетами и способами воплощения образов, что активизирует их продуктивное воображение, но и подводит к начальному пониманию природы актерской игры, весьма важного для развития исполнительского творчества.

Развитие способности к образному перевоплощению в средней группе тоже имеет свои особенности. Продолжается освоение способов, передающих, с одной стороны, особенности пластики персонажей, а с другой — их внутренние переживания. Но если в младшей группе эти два плана создания образа осуществлялись порознь, то теперь детям все чаще удается их совмещать (при поддержке педагога). Кроме того, дети знакомятся с новым способом обогащения образа — его детализацией, подробным изображением ситуативных действий персонажа, которые могут естественно рождаться из контекста образно-пластического взаимодействия. Подобное изображение предоставляет большие возможности для нахождения разных вариантов «решения» образа («кошка» может подкрадываться к «птичке» или непрерывно и медленно, или осторожными перебежками с остановками, чтобы притаиться на время, или как-то иначе).

Выполняя творческие задания, дети среднего дошкольного возраста показывают результаты, свидетельствующие о некотором количественном росте: все больше детей могут придумывать и подбирать подходящие по смыслу выразительные движения, причем в разных вариантах; они более явно и устойчиво демонстрируют фрагменты исполнительской выразительности, при этом все меньше опираются на поддержку педагога. Однако эффект проведенного за год развивающего обучения не ограничивается этими видимыми результатами. Именно в среднем дошкольном возрасте, когда дети уже способны воспринять качественно новое содержание, но пока еще не могут самостоятельно воспользоваться полученным опытом, удается заложить то, что готовит базу для скачка в творчестве через год — другой.

В старшей группе развитие творчества детей на основе обучения языку движений опирается на опыт, полученный ими в предыдущие два года. (Если работа по «Выразительному движению» начинается с детьми 4—5 лет, следует сначала освоить программу для младшей и средней групп и лишь после этого идти дальше.)

В парном образно-пластическом взаимодействии продолжается освоение способов передачи игрового конфликта — с удержанием «двойственной

14

позиции» актера. Оно проходит на более сложном содержании, позволяющем разыгрывать более интересные, динамичные и развернутые сюжеты.

Такие разыгрывания требуют от ребенка умения понимать партнера (без слов), реагировать на его импровизационно-ролевые действия, не нарушая общей сюжетной канвы и не уходя от собственной роли. Вот почему детям предлагаются задания, направленные на развитие взаимопонимания. Одна из разновидностей таких заданий — освоение приемов «сценической иллюзии», требующих от партнеров точного согласования движений. Например, «Бабка катает колобок»: дети не прикасаются друг к другу, но соотнесенность их действий создает впечатление, будто один из них действительно вращает на полу округлый предмет. Знакомство с подобными специфически сценическими приемами помогает развивать не только взаимопонимание, но и воображение, расширяет арсенал выразительных средств, которыми дети могут воспользоваться в собственном творчестве.

Новым в старшей группе становится освоение способов образно-пластического взаимодействия трех персонажей в единой игровой ситуации. Этому уделяется особое внимание на протяжении всего года. Преимущественно детям предлагаются ситуации, где два персонажа взаимодействуют между собой, а третий за ними наблюдает (для него взаимодействие с двумя другими участниками — не прямое). Сложность в том, чтобы не просто смотреть на происходящее, но и «сыграть», как персонаж относится к тому, что видит: сопереживает, или делает вид, что не замечает, или старается не обнаружить своего присутствия и т. п. Кроме того, появление третьего персонажа может изменить позиции действующих лиц: тот, кто был нападающим (кошка крадется к птичке), сам подвергается угрозе нападения (с появлением волка), а избежав опасности (забравшись на дерево), остается сторонним, но активным наблюдателем дальнейших событий. Подобные перемены в поведении персонажа дают богатый материал для представления его образа — и во внешнем, двигательном, воплощении, и во внутреннем плане, т. е. воображении.

Это направление теснейшим образом связано со вторым главным направлением работы — развитием способности к образному перевоплощению.

Перевоплощение, или «вживание», в образ требует, чтобы ребенок-«артист» представил его как можно более полно, конкретно и подробно: каков характер персонажа, что и как он делает, как двигается, как реагирует на действия других персонажей, каково его сиюминутное настроение, как оно меняется и почему и т. п. В связи с этим при пластическом воплощении образа используется детализация, которая в старшей группе становится центральным моментом методики и понимается как принцип непрерывного «проживания» игрового образа. В течение года осваиваются разные ее способы.

Во-первых, осваиваются способы, передающие процесс «превращения» как видоизменение внешнего облика персонажа, промежуточного «перехода» из одного состояния в другое, например: цветы вырастают — увядают — оживают. Задание выстроено как целостная ситуация, в которой обыгрываются не только опорные состояния образа («выросли», «завяли», «ожили»), но и их причины. Тем самым создаются условия, необходимые для того, чтобы дети могли прожить образ как единый непрерывный процесс трансформации. Однако, чтобы это произошло, от детей требуется наполнить схему развития образа деталями. Точнее говоря, имеет место взаимообусловленность: детализация образа помогает «прожить» его, а «проживание» активизирует фантазию к поиску, придумыванию новых деталей.

Другой вид заданий на детализацию — воплощение образов фантастических существ. Детям предлагается

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/periodica/DV101999/GZV-010.HTM