Проблема имиджа применительно
к преподавателям высшей школы
В. А. Ильин, К. С. Клочкова
Понятие «имидж» в отечественной социальной психологии вплоть до последнего времени оставалось во многом маргинальным, «околонаучным». Его откровенно «впаривали» в качестве своих услуг многочисленные «консультанты», «окучивавшие» политиков, артистов, специализировавшихся в сфере «попсы», и других публичных в своеобычных условиях современной России людей.
Однако в процессе модернизации российского общества становится все более очевидно, что имидж является объективным фактором, во многом определяющим эффективность деятельности любого носителя статусной социальной роли, будь то государственный служащий, бизнесмен или преподаватель.
Вполне понятно, что в рамках настоящей статьи мы попытаемся рассмотреть сущность личностного имиджа применительно к последней позиции. Актуальность данной проблематики связана с тем, что реформирование российского высшего образования предполагает не просто механистично-формальный переход на «болонский стандарт»: «бакалавриат — магистрат», но и перестройку всей схемы взаимодействия «преподаватель — студент» из логики характерных для советской высшей школы объект-объектных отношений в субъект-субъектные. Такого рода отношения обусловлены не только наличием выраженной и ясно артикулированной научной и личностной позиции преподавателя, но и восприятием студенческой аудиторией его человеческой сущности, или, если угодно, самости, как располагающей к подлинно партнерскому взаимодействию.
Именно имидж преподавателя не просто «задает тон» отношений при первом контакте с аудиторией, но и является своего рода «дорожной картой», позволяющей каждому конкретному студенту совершенно сознательно строить деловые и личностные отношения, исходя из собственных ценностей и установок.
Данное утверждение может показаться как минимум спорным в силу упомянутой выше своеобычности трактовки понятия «имидж» в российской реальности. Поэтому ниже мы попытаемся дать содержательную характеристику этого социально-психологического феномена, а также выделить некоторые ключевые моменты в работе практического социального психолога по формированию качественного личностного имиджа, опираясь на исследования отечественных специалистов.
Некоторые отечественные имиджмейкеры, специализирующиеся в сфере политического консультирования, не без оснований разводят понятия «имидж» и «образ», хотя последнее и является дословным переводом английского image на русский язык. Так, в частности, рассматривая проблему формирования имиджа кандидата в ходе предвыборной кампании, Е. Малкин и Е. Сучков отмечают: «Говоря об имидже кандидата, мы будем иметь в виду его внешний вид, манеру держаться и говорить и т. д.
Под образом же кандидата мы понимаем представление о нем, которое формируется в головах избирателей. Понятно, что имидж и образ кандидата связаны между собой (а также с реальной личностью кандидата), но далеко не тождественны. Иногда специалисты говорят в этом плане о личном имидже и социальном имидже, однако нам такая терминология, хотя и абсолютно точная, представляется несколько громоздкой» [2, с. 97].
Подобный подход, на наш взгляд, хотя и не является бесспорным в теоретическом плане, имеет тем не менее важное практическое значение, поскольку позволяет очертить рамки целенаправленной деятельности практического социального психолога по формированию личного имиджа, а также имиджа организации или товарного бренда. В противном случае эта деятельность неизбежно приобретает расфокусированный и неоправданно глобальный характер, затрагивая сферы стратегического планирования, маркетинга, а также технические и технологические аспекты, если речь идет о товарном бренде, и т. п.
Другое дело, что своеобразная «психологическая упаковка», которой, по сути дела, и является собственно имидж с данной точки зрения, ни в коем случае не должна строиться в отрыве от реального содержания, видения и миссии конкретного социального объекта, на основе абстрактных представлений имиджмейкера о том, «как это должно быть».
Е. Малкин и Е. Сучков выделяют несколько базовых составляющих личного имиджа публичного политика, являющихся, на наш взгляд, достаточно универсальными, применимыми и в других сферах деятельности (менеджменте, образовании и т. д.). «Первая, лежащая буквально на поверхности, — внешний вид. Внешность кандидата, то, как он одевается ... все это должно производить благоприятное впечатление на целевую аудиторию... Чтобы привести внешний вид кандидата в норму, достаточно грамотного стилиста и телеоператора. Психолог тут вовсе не обязателен» [2, с. 187].
Последнее утверждение представляется нам не просто не обоснованным, но совершенно ошибочным. Как известно из распространенной пословицы, встречают любого человека именно «по одежке». Поэтому внешний вид должен не только подчеркивать индивидуальность личности, но и целенаправленно использоваться как средство скрытой трансляции миссии, исходных установок и целей субъекта, а также «задавать тон» предполагаемого взаимодействия.
Эффективно решить данную задачу без учета личностных особенностей и социально-психологических факторов попросту невозможно. Российский политический «бомонд» служит отчетливым подтверждением данной мысли. Как показывают практически все социологические опросы, узнаваемость публичных политиков, за исключением единичных фигур (В. В. Путин, В. В. Жириновский, Г. А. Зюганов и другие), колеблется в пределах статистической погрешности.
Ярким примером абсолютной ущербности «приведения внешнего вида в порядок грамотным стилистом» с точки зрения эффективности личного имиджа может служить метаморфоза, произошедшая в середине 90-х годов прошлого века с имиджем генерала А. И. Лебедя. Известность и популярность пришли к генералу в то время, когда он командовал российскими войсками в Приднестровье. В этот период А. И. Лебедь, облаченный в тельник и потрепанную камуфляжную куртку, с папиросой в зубах, цедил свои «коронные» фразы, сидя под российским флагом в убого обставленном кабинете. Костюм, внешность и вообще весь антураж идеально соответствовали образу «настоящего солдата» — грубоватого и несколько косноязычного, но зато прямого и честного, на которого можно положиться.
Перебравшись в Москву и сразу попав в руки политтехнологов и стилистов, А. И. Лебедь обзавелся дорогими костюмами и стильным мундштуком. Место казарменной челки, падающей на лоб, занял аккуратный зачес назад. В результате образ «боевого генерала» сразу померк и начал неуклонно трансформироваться в образ зажиточного провинциала, явившегося в столицу «на ловлю счастья и чинов».
Вторая составляющая личного имиджа — это «специальные навыки, которыми должен владеть кандидат: ораторское мастерство и умение вести публичную дискуссию» [2, с. 187]. Как совершенно справедливо отмечают Е. Малкин и Е. Сучков, «практика показывает, что за счет достаточно интенсивной тренировки приличного уровня в этих областях может достичь практически любой человек. Правда, на это потребуется положить достаточно времени и труда. Помощь психолога в этом случае может сильно ускорить дело.
Следующая составляющая, органически связанная с предыдущей, — партитура жестов, в более широком плане — манера поведения кандидата в ходе публичных выступлений и дискуссий перед телекамерой» [2, с. 187].
Невербальным аспектам коммуникативного процесса в социальной психологии традиционно уделяется существенное внимание по той простой причине, что, как известно, порядка 80% информации в ходе общения транслируется через невербальные каналы. Причем, в силу того что «мимика, жесты как элементы невербального поведения личности являются одной из первых визуальных, знаковых систем, усваиваемых в онтогенезе» [1, с. 84], невербальные сигналы подсознательно «считываются» адресатом сообщения, даже если он не
прилагает к этому никаких сознательных усилий и, более того, на рефлексивном уровне совершенно не имеет представления о «языке жестов». В этой связи создание динамичного и конгруэнтного артикулируемым установкам, целям и ценностям стиля невербальной коммуникации является важным компонентом формирования эффективного личного имиджа.
Работу социального психолога в данном направлении Е. Малкин и С. Сучков вполне традиционно предлагают начинать с психологического тестирования кандидата, поскольку «это позволит выявить проблемы, определить их глубину и разработать оптимальный план их преодоления» [2, с. 188]. Еще более важно в данном контексте то, что «в ходе психологического тестирования определяется также и психический тип личности кандидата» [2, с. 189]. Без этого по-настоящему эффективная работа, направленная на повышение качества невербальной коммуникации, попросту невозможна, так как «невербальное поведение — это внешняя форма существования и проявления психического мира личности» [1, с. 84].
Заметим, что именно индивидуальные особенности субъекта являются тем самым фундаментом, на котором должен строится личный имидж. Иными словами, стратегическая задача имиджмейкера заключается в том, чтобы в создаваемой внешней «упаковке» максимально проявились те социально желательные, с точки зрения целевой аудитории, качества, которые реально присущи данному индивиду, одновременно «затенив» или подретушировав уязвимые в этом отношении стороны его личности. В противном случае «кандидату придется со всей убедительностью изображать не самого себя, а кого-то другого» [2, с. 189], что рано или поздно неизбежно приведет к «проколам» с самыми негативными для образа такого кандидата в сознании избирателей последствиями. Так, например, известная слабость Б. Н. Ельцина, до поры до времени усердно скрывавшаяся его окружением, в конечном счете став достоянием общественности, нанесла неизмеримо больший ущерб образу первого президента РФ, чем расстрел парламента, чеченская кампания и многие другие его, мягко говоря, небесспорные действия. При этом нужно иметь в виду, что даже потенциально уязвимые аспекты личности, «обыгранные» действительно профессиональным имиджмейкером, могут в конечном счете усиливать имидж. Та же самая любовь Б. Н. Ельцина к национальному напитку, не скрываемая за неуклюжими объяснениями типа: «президент работает с документами», а грамотно преподнесенная широкой публике, могла бы работать на его позитивный образ в логике: «настоящий русский мужик!», «Ничто человеческое ему не чуждо!» и т. п.
Последней «важнейшей составляющей формирования имиджа следует назвать постоянную психологическую поддержку кандидата в условиях стрессов, которыми неизбежно сопровождается любая избирательная кампания. Здесь психолог-имиджмейкер играет роль личного
психотерапевта кандидата, который поддерживает его в надлежащей форме» [2, с. 190]. Данный тезис Е. Малкина и Е. Сучкова опять-таки справедлив для гораздо более широкого контекста, чем собственно избирательные кампании. В частности, подобная функция социального психолога в настоящее время является неотъемлемой составляющей индивидуального консультирования руководителей (коучинга).
Возвращаясь к непосредственной теме данной статьи, еще раз подчеркнем, что приведенная «раскладка» содержания понятия «имидж» и деятельности имиджмейкера является достаточно универсальной и применимой в том числе и в условиях высшей школы.
В этой связи представляется обоснованным не только создание и внедрение целенаправленных программ по формированию эффективного имиджа преподавателя в рамках подготовки научно-педагогических кадров, но и введение в штат высших учебных заведений социальных психологов-консультантов, способных выполнять в том числе и имиджмейкерские функции в отношении профессорско-преподавательского состава.
Литература
1. Лабунская В. А. Невербальное поведение: структура и функции // Социальная психология: Хрестоматия / Под ред. Е. П. Белинской и О. А. Тихомандрицкой. М., 2000.
2. Малкин Е., Сучков Е. Основы избирательных технологий. М., 2002.