В целях поддержки образовательного и научного процессов в полнотекстовой электронной библиотеке публикуются малодоступные учебно-методические материалы и научные произведения в области различных отраслей психологии и смежных наук. Тематический рубрикатор построен на основе систематического каталога городской фундаментальной библиотеки ФГБОУ ВО МГППУ.
За всеми документами, представленными в Электронной библиотеке МГППУ, сохраняется авторское право. Пользователь библиотеки несет полную ответственность за нарушение авторских прав.
Если Вы хотите, чтобы Ваши работы были размещены в электронной библиотеке МГППУ, обращайтесь в библиотеку университета по адресу: г. Москва, ул. Сретенка, д. 29, ком. 104-107, тел. 632-98-11, 607-23-40.
Последние поступления
22.04.2025
Специфика психологической готовности к материнству девушек-сирот — Миронова С. И.
В диссертации рассматривается специфика психологической готовности к материнству девушек-сирот, воспитанниц интернатных учреждений с учетом региональной спецификации и структурных компонентов: ценностно-смыслового, эмоционально-потребностного и операционального блоков. Основные задачи работы включают теоретический анализ понятия «психологическая готовность к материнству», изучение существующих методов и практик, а также сравнительный анализ компонентов готовности у девушек-сирот и девушек из семей. Результаты показывают, что для девушек-сирот менее значимо ценность материнства, присутствует идеализированное представление о материнстве, что не способствует реальной готовности к нему. В результате исследования были разработаны психолого-педагогические рекомендации по формированию материнской сферы в условиях интернатных учреждений. Полученные данные могут быть полезны для практической работы с данной категорией женщин.
Доступ к произведению разрешен зарегистрированным пользователям.
22.04.2025
В диссертации рассматривается специфика психологической готовности к материнству девушек-сирот, воспитанниц интернатных учреждений с учетом региональной спецификации и структурных компонентов: ценностно-смыслового, эмоционально-потребностного и операционального блоков. Основные задачи работы включают теоретический анализ понятия «психологическая готовность к материнству», изучение существующих методов и практик, а также сравнительный анализ компонентов готовности у девушек-сирот и девушек из семей. Результаты показывают, что для девушек-сирот менее значимо ценность материнства, присутствует идеализированное представление о материнстве, что не способствует реальной готовности к нему. В результате исследования были разработаны психолого-педагогические рекомендации по формированию материнской сферы в условиях интернатных учреждений. Полученные данные могут быть полезны для практической работы с данной категорией женщин.
Электронная версия произведения предназначена для использования в образовательных и научных целях.
15.04.2025
Выпускная квалификационная работа посвящена выявлению особенностей формирования жизненных компетенций у школьников подросткового возраста с умственной отсталостью. Актуальность исследования обусловлена необходимостью максимально возможной адаптации обучающихся к полноценной и самостоятельной жизни. Практическая значимость работы заключаются в разработке заданий, упражнений и возможности их применения в процессе занятий направленных на развитие жизненных компетенций. Выпускная квалификационная работа изложена на 64 страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Электронная версия произведения предназначена для использования в образовательных и научных целях.
15.04.2025
Формирование жизненных компетенций у старших школьников с умственной отсталостью — Вихрова А. С.
Выпускная квалификационная работа посвящена выявлению особенностей формирования жизненных компетенций у школьников подросткового возраста с умственной отсталостью. Актуальность исследования обусловлена необходимостью максимально возможной адаптации обучающихся к полноценной и самостоятельной жизни. Практическая значимость работы заключаются в разработке заданий, упражнений и возможности их применения в процессе занятий направленных на развитие жизненных компетенций. Выпускная квалификационная работа изложена на 64 страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Доступ к произведению разрешен для студентов и профессорско-преподавательского состава МГППУ в локальной сети университета.
Новости библиотеки
23.04.2025
Воображение дошкольников и его развитие при обучении языку движений
28 апреля 2025 в 15:00 по Московскому времени на дискуссионной площадке «Наука в публикациях: От идеи до практики» при поддержке Точки кипения МГППУ состоится вебинар «Воображение дошкольников и его развитие при обучении языку движений».
Онлайн: Мероприятие онлайн на платформе МТС link. Для участия необходимо зарегистрироваться на платформе LeaderID и подать заявку на мероприятие. Ссылка придет в день мероприятия на почту, указанную при регистрации на LeaderID.
Обсудим один из оптимальных и весьма эффективных путей развития детского воображения и творчества посредством выразительного воплощения образов персонажей (в воображаемых сюжетных ситуациях) на основе обучения дошкольников языку выразительных движений. В связи с этим будут обсуждаться вопросы: об особенностях двигательно-пластического образа, особенностях его воплощения у дошкольников; характеристике структурной и пластической выразительности такого образа; значении обучения детей 2–7 лет языку выразительных движений; особенностях такого обучения детей разных дошкольных возрастов и др.
Слушатели вебинара могут задать докладчику вопросы и участвовать в дискуссии. Предлагаем вам заранее обдумать следующие вопросы и высказать свое мнение в ходе дискуссии:
- В чем отличие творческого воплощения образа персонажа (сказки) от нетворческого его воспроизведения?
- Каковы типичные ошибки педагогов при решении задачи творческого воплощения детьми образов персонажей (в драматизации)?
- Какова последовательность «шагов» в развитии творчества – от простого к сложному?
Спикер:
Горшкова Елена Викторовна, доцент кафедры «Дошкольная педагогика и психология», факультета «Психология образования» МГППУ, кандидат педагогических наук, доцент.
Публикации спикера по теме мероприятия:
- Горшкова Е. В. Развитие воображения у дошкольников средствами выразительных движений // Возможности и риски цифровой среды: Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития (чтения памяти Л.Ф. Обуховой), Москва, 12–13 декабря 2019 года. – Москва: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2019. – С. 143–146.
- Горшкова Е. В. Особенности творческого воплощения двигательно-пластического образа детьми 5-7 лет // Современное дошкольное образование. – 2020. – № 2(98). – С. 28–37. DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10066.
- Горшкова Е. В. Детализация образа как показатель образно-пластического творчества дошкольников // Психологическая наука и образование. – 2024. – Т. 29. – № 1. – С. 5–15. DOI: 10.17759/pse.2024290101.
Организаторы:
Фундаментальная библиотека МГППУ
Управление информационными и издательскими проектами
Календарь вебинаров и встреч проекта «Наука в публикациях» на 2025–2026 гг.
18.04.2025
Видеозапись вебинара «Когнитивная стимулирующая терапия для лиц пожилого и старческого возраста»
8 апреля 2025 на дискуссионной площадке «Наука в публикациях. Читательский клуб Соавторское чтение» состоялся вебинар «Когнитивная стимулирующая терапия (КСТ) для лиц пожилого и старческого возраста: знакомство с программой».
Среди слушателей был и коллектив Первомайского дома-интерната для престарелых и инвалидов (г. Тула) во главе с директором Еленой Петровной Биятовой. Еще до начала основной части выступления спикерам удалось обсудить с Еленой Петровной необходимость методической и информационной поддержки специалистов, работающих с пожилыми людьми в домах-интернатах, что послужит ориентиром для дальнейшего методического и супервизорского сопровождения программы КСТ.
Во время встречи участники познакомились с основными принципами когнитивной стимулирующей терапии (КСТ) и ее возможностями для поддержания когнитивного благополучия у пожилых людей. Спикеры представят ключевые результаты культурной адаптации этой методики в России, обсудят эффективность программы, а также поделятся практическими аспектами ее внедрения в работу специалистов.
Спикеры встречи:
- Шведовская Анна Александровна, кандидат психологических наук, начальник управления информационными и издательскими проектами, доцент кафедры «Возрастная психология им. Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования» МГППУ
- Калантарова Марина Витальевна, старший преподаватель кафедры нейро- и патопсихологии развития факультета «Клиническая и специальная психология» МГППУ
- Приглашенный дискутант – Владимир Товиевич Кудрявцев, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» МГППУ; профессор Московского института психоанализа.
Публикации спикеров по теме мероприятия:
Результаты культурной адаптации когнитивной стимулирующей терапии (КСТ) для лиц пожилого и старческого возраста с когнитивными нарушениями в России / А.А. Шведовская, И.Ф. Рощина, М.В. Калантарова, А.И. Хромов // Клиническая и специальная психология. 2024. Том 13. № 3. С. 233–264.
Профилактика когнитивного снижения в позднем онтогенезе: программы «Клиника памяти» и «Когнитивная стимулирующая терапия» / И.Ф. Рощина, М.В. Калантарова, А.А. Шведовская, А.И. Хромов // Клиническая и специальная психология. 2022. Том 11. № 3. С. 44–70.
Календарь вебинаров и встреч проекта «Наука в публикациях» на 2025–2026 гг.
14.04.2025
Развитие личности, образовательная среда и цифровое общество
22 апреля в 16:00 (Мск) состоится онлайн встреча с авторами журнала «Современная зарубежная психология» в рамках цикла вебинаров «Беседка журнала» при поддержке «Точки кипения МГППУ». Тема встречи – «Развитие личности, образовательная среда и цифровое общество».
На встрече будут рассмотрены следующие вопросы:
- Современное состояние проблемы развития личности.
- Современные исследования, посвященные проблеме детского чтения в цифровом обществе.
- Ролевые ожидания (экспектации) участников образовательного процесса как важного условия эффективности обучения и воспитания обучающихся.
Спикеры:
- Ермолова Татьяна Викторовна
- Неврюев Андрей Николаевич
- Крушельницкая Ольга Борисовна
- Смирнова Светлана Юрьевна
Материалы по теме мероприятия:
- Современная зарубежная психология / Гл. ред. Т. В. Ермолова. Том 13. № 3. М.: МГППУ, 2024. 168 с.
- Орлов В.А., Крушельницкая О.Б., Терехова Е.С. Ролевые ожидания в системе взаимодействия субъектов образовательного процесса // Современная зарубежная психология. 2024. Том 13. № 3. С. 93–101. DOI: 10.17759/jmfp.2024130309
- Клопотова Е.Е., Смирнова С.Ю. Детское чтение в цифровую эпоху // Современная зарубежная психология. 2024. Том 13. № 3. С. 113–122. DOI: 10.17759/jmfp.2024130311
Мероприятие онлайн на платформе МТС Линк. Для участия необходимо зарегистрироваться на платформе LeaderID и подать заявку на мероприятие. Ссылка придет в день мероприятия на почту, указанную при регистрации на LeaderID.
10.04.2025
Игровая практика сквозь призму теории традиционной игры, разбор игровых кейсов
17 апреля в 14:00 по Московскому времени на дискуссионной площадке «Наука в публикациях: От идеи до практики» при поддержке Точки кипения МГППУ состоится вебинар «Игровая практика сквозь призму теории традиционной игры, разбор игровых кейсов».
Онлайн: Мероприятие онлайн на платформе МТС link. Для участия необходимо зарегистрироваться на платформе LeaderID и подать заявку на мероприятие. Ссылка придет в день мероприятия на почту, указанную при регистрации на LeaderID.
На вебинаре рассмотрим этапы развития игрового проекта по интеграции традиционной игры в практику жизни детей и профессиональную практику специалистов, начатого с введением новой специальности «Педагогика и психология девиантного поведения» в 2011 г. и в дальнейшем названного «Сила народной игры» на факультете «Юридическая психология» МГППУ.
- Появился проект на стыке решения проблемы мотивации студентов к профессиональной и учебной деятельности и проблемы социально-коммуникативного развития современных детей и подростков.
- Практика привела к попыткам теоретического осмысления механизма традиционной игры, определения ее существенных особенностей, учитывать которые необходимо ведущим. При этом, организуя студенческую практику, мы старались учитывать специфику факультета юридической психологии.
- Профессиональное использование игровой практики в коррекционно-профилактических целях вызвало потребность в экспериментальной проверке ее эффективности, и в 2019 была проведена большая экспериментальная работа (8 детских групп в ДОУ), показавшая эффективность игры в социально-коммуникативном развитии детей.
- В постоянном рефлексивном анализе были определены значимые особенности традиционной игры: ценность процесса, правила и свобода выбора участников, социокультурная функция игры, основа игры — христианские ценности (сочувствие, милосердие, самоотверженность).
- В настоящее время ведется работа по некоторой рационализации управления игрой в ситуации ее освоения, которая сводится к практическому освоению вышеупомянутых особенностей традиционной игры, как принципов действия ведущего. Трудности в применении обобщенных принципов игры в конкретных игровых ситуациях привели к накоплению учебных кейсов, которые предполагается разобрать на вебинаре с его участниками. На игровых кейсах (трудных ситуация) мы постараемся продемонстрировать, как работают эти принципы.
Спикер:
Чернушевич Владимир Анатольевич, доцент кафедры юридической психологии и права факультета «Юридическая психология» МГППУ.
Теплова Анна Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры юридической психологии и права факультета «Юридическая психология» МГППУ.
Публикации спикера по теме мероприятия:
- Теплова А. Б., Чернушевич В. А. Ресурсы народной игры как социокультурного средства профилактики девиантного поведения // Культурно-историческая психология. — 2017. — Том 13. — № 3. — С. 51—59.
- Теплова А. Б., Чернушевич В. А., Чупракова Н. Н. Проблемы внедрения фольклорной игровой практики как коррекционно-профилактического ресурса (результаты и перспективы экспериментальной работы) // Психология и право. — 2020. — Том 10. — № 2. — С. 64—77.
- Чернушевич В. А. Народная игра как феномен инкультурации современного ребенка // Психология и право. — 2023. — Том 13. — № 3. — С. 119—134.
- Чернушевич В. А. Народная игра (фольклор) как психокоррекционный ресурс юридической психологии // Психология и право. — 2012. — Том 2. — № 4. — 11 с.
- Чернушевич В. А. Экспериментальное исследование психоэмоциональных ресурсов народных игр (фольклора) // Психология и право. — 2014. — Том 4. — № 1. — 10 с.
Организаторы:
Фундаментальная библиотека МГППУ
Управление информационными и издательскими проектами
Календарь вебинаров и встреч проекта «Наука в публикациях» на 2025–2026 гг.