Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

20

Психологические защиты заикающихся подростков

 

Л. А. Самойлюк,

Восточно-Сибирская Государственная академия образования (Иркутск)

Ключевые слова:

заикание, подростки, психологические защиты, защитные переживания, саногенная рефлексия, речевая тревога, самооценка.

Настоящая статья является продолжением публикации («Дефектология» № 5, 2009 г. {@74938@}) о результатах исследования механизмов компенсации заикания в подростковом возрасте. В статье проанализированы особенности психологических защит заикающихся подростков в разных условиях обучения, рассмотрены половые различия в использовании защит.

Целью настоящей публикации является характеристика особенностей психологических защитных механизмов, выполняющих компенсаторную функцию у заикающихся подростков в разных условиях обучения. Известно, что для заикающихся наличие речевого дефекта становится психотравмирующим обстоятельством и приводит во многих случаях к фиксации внимания на имеющемся нарушении. При исследовании психологической составляющей заикания изучение речевой тревоги, самооценки и других личностных характеристик традиционно. Вопрос о взаимосвязи этих характеристик с защитными механизмами, выполняющими компенсаторную функцию, не рассматривался. На наш взгляд, интерес представляют следующие вопросы: какие защитные механизмы (сознательные или бессознательные) в большей степени активизируются и имеют большее значение для компенсации заикания? Имеет ли компенсаторное значение саногенное мышление, которое относят к осознаваемым видам защиты [1, 2]? Существуют ли половые различия в использовании психологических защит заикающимися подростками? Практическая значимость исследования состоит в уточнении знаний о содержании работы специального психолога с данной категорией подростков.

Позволим себе коротко остановиться на характеристике психологических защит, рассматриваемых в исследовании. Это в первую очередь бессознательные психологические защиты. Отрицание — это стремление избежать информации, не совместимой со сложившимися положительными представлениями о себе. Тревожащая информация игнорируется. Вытеснение связано с избеганием внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания не информации о случившемся в целом, а только истинного, но неприемлемого мотива своего поведения. Проекция — это бессознательный перенос собственных неприемлемых чувств, желаний, стремлений на других. После осуществления проекции подросток избегает необходимости принимать их как собственные. Замещение — это защита от тревожащей информации с помощью переноса неприемлемой реакции с «недоступного» объекта на другой — «доступный»

21

или замены неприемлемого действия на приемлемое. Регрессия — это своеобразный уход от травмирующих переживаний в детские формы реагирования (одной из распространенных является плач). При использовании компенсации подросток фантазирует, приписывает себе свойства, достоинства, ценности, привлекательные поведенческие характеристики другой личности. Это происходит, когда он испытывает комплекс неполноценности по поводу своей мнимой или реальной ущербности. Помимо фантазий может быть включен и механизм гиперкомпенсации. Она предполагает компенсацию своих недостатков путем интенсивной деятельности, и на поведенческом уровне проявляется демонстрацией чувств, мыслей, противоположных тем, которые есть у человека на самом деле [3].

Психологические защиты включают и осознаваемые способы внутренней переработки информации в стрессовой ситуации — это защитные переживания: агрессия против других, самоагрессия, проекция своих чувств на других людей, стремление к уходу от психотравмирующей ситуации, мысли самоуничижительного характера, стремление найти поддержку в своем окружении и разделить переживание, сняв с себя ответственность. Оптимальным способом переживаний является саногенная рефлексия — мышление, направленное на уменьшение дискомфорта от переживаемых отрицательных эмоций [2].

Исходя из цели и задач исследования, нами были обследованы 128 заикающихся подростков в возрасте 12—15 лет, обучающихся в СКОШ-интернате V вида № 11 г. Иркутска (для детей с тяжелыми речевыми нарушениями) и в общеобразовательных школах г. Иркутска и Ангарска. В СКОШ обучались 52 подростка, в СОШ — 76. Контрольную группу составляли подростки без речевых нарушений (83 человека), которые подбирались методом парных случаев (возраст, половая принадлежность, успеваемость, социальные характеристики семьи). По полу подростки распределились следующим образом: 152 мальчика (из них 96 заикающихся) и 59 девочек (32 заикающихся).

Достоверные различия между выборками по степени выраженности заикания отсутствовали: в обеих группах преобладали подростки с тяжелым заиканием (в СКОШ они составляли 63,46%, в СОШ — 57,53%). Дети с легким заиканием в коррекционную школу не поступают, таковым оно становится в процессе логопедической работы. Количество подростков с легким заиканием оказалось незначительным (СКОШ — 15,58%, СОШ — 2,74%).

Бессознательные психологические защиты изучались с помощью опросника Плутчика – Келлермана – Конте, сознательные защитные переживания — с помощью существенно модифицированного когнитивно-эмотивного теста Ю. М. Орлова, С. Н. Морозюк. Профили защитных переживаний строились для ситуаций неудачи, а также ситуаций, вызывающих чувства вины, стыда, обиды. Данный тест позволяет определить выраженность саногенной рефлексии. Методики исследования речевой тревоги и самооценки описывались нами в предыдущей публикации [4].

Первой задачей исследования было выявление доминирующих защит заикающихся подростков и их сопоставление с защитами подростков с нормальной речью. Профиль выраженности бессознательных психологических

22

защит в обеих выборках находился в пределах нормативных показателей. Однако заикающимся в незначительно меньшей степени, чем для подростков с нормальной речью, свойственно использовать защитное отрицание (47,97 и 53,87%, при p<0,03). Этот факт нельзя расценить положительно, так как будучи хоть и примитивной, но очень важной психологической защитой, отрицание позволяет поддерживать психологическое благополучие.

Профиль осознанных защитных переживаний в группе заикающихся подростков был более высоко расположен по сравнению со сверстниками с нормальной речью (максимальное значение каждой шкалы — 30) (табл. 1).

Таблица 1

Показатели профиля осознанных защитных переживаний у заикающихся и подростков с нормальной речью (средние значения при достоверных различиях)

 

Виды защитных переживаний

Заикающиеся подростки

Подростки с нормальной речью

Достоверность различий

Проекция

14,05

11,08

0,02

Стремление к уходу

14,68

12,26

0,02

Самоуничижение

6,94

4,36

0,03

По другим показателям (агрессия против других, самоагрессия, стремление найти поддержку в своем окружении — опора на других) достоверных различий не обнаружено, хотя тенденция к их более высокому уровню проявлялась устойчиво. Таким образом, заикающимся свойственно чаще прибегать к проекции своих мыслей и чувств на других людей, соглашаясь, к примеру, с высказыванием «Люди еще хуже, чем я, но хорошо это скрывают», к защитным переживаниям, интерпретируемым как стремление избавиться от психотравмирующей ситуации («Это избавляет меня от продолжения этого дела», «Я займусь чем-нибудь более интересным»), к самоуничижительным мыслям («Я неудачник», «Ни на что я не способен»). Результаты подтверждают общепринятое мнение о том, что заикающиеся в большей степени фиксированы на фрустрирующих переживаниях. И хотя выраженность саногенной рефлексии (признание у себя мыслей типа «Как бы мне поправить ситуацию», «Если бы это повторилось, я поступил бы иначе») в профиле самая высокая (19,25), в сочетании с непродуктивными защитными переживаниями она теряет свое саногенное значение.

В нашем исследовании было подтверждено высказанное в литературе мнение о том, что заикающиеся подростки чаще, чем нормально говорящие, испытывают страх речи. Нами установлено, что страх речи в разных ситуациях свойственен не только заикающимся, но и подросткам с обычной речью, поэтому использованный опросник В. А. Калягина и Л. Н. Мацько характеризует общую тревожность и сопряженный с нею страх речи [4]. Мы проанализировали взаимосвязи психологических защит и показателей, полученных по опроснику. Результаты показали, что подростки, в зависимости от наличия речевого нарушения и пола, предпочитают различные защиты

23

в компенсации речевой тревоги (табл. 2).

Таблица 2

Коэффициенты корреляции показателей бессознательных психологических защит с показателями речевой тревоги

 

Психологические защиты

Заикающиеся подростки

Подростки с нормальной речью

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Регрессия

0,31

0,51

0,32

0,53

Вытеснение

0,49

0,74

Гиперкомпенсация

–0,42

Отрицание

0,51

Рационализация

–0,45

Проекция

0,30

Анализ результатов исследования по всей выборке подростков показал, что при повышении речевой тревоги возрастает насыщенность защит, и в целом они оказываются недостаточными. Подростки с обычной речью используют защиты и более активно, и более продуктивно. У заикающихся мальчиков спектр бессознательных защитных механизмов крайне беден, у девочек они своеобразны. Они не пользуются отрицанием, меньше способны к вытеснению, предпочитают реагировать на проблему слезами и другими «детскими» способами. Механизм гиперкомпенсации оказывается эффективным только для девочек с низкой речевой тревогой, т. е. только уверенная в себе заикающаяся девочка начнет добиваться социально значимых успехов. Защиты остальных будут непродуктивными.

Таблица 3

Коэффициенты корреляции показателей психологических защит и показателей самооценки у заикающихся подростков

 

Психологические защиты

Мальчики

Девочки

Бессознательные психологические защиты

Замещение

–0,40

–0,50

Регрессия

–0,54

Отрицание

–0,49

Осознанные защитные переживания

Проекция своих мыслей

–0,45

Аутоагрессия

–0,41

Уход от психотравмирующей ситуации

–0,38

–0,57

Самоуничижение

–0,67

Коэффициент корреляции достоверен при p<0,05.

Нами зафиксирован факт отрицательной корреляционной связи психологических

24

защит с самооценкой. Для низкой самооценки характерно их повышенное функционирование. У подростков с нормальной речью самооценка сопряжена только с механизмом регрессии: при высокой самооценке плакать им не свойственно, а при низкой — наоборот (r=–0,57, при p<0,05). Заикающиеся используют широкий репертуар бессознательных психологических защит и осознанных защитных переживаний для компенсации низкой самооценки (табл. 3).

Осознанные защитные переживания у заикающихся имеют большее значение. При этом чем ниже самооценка, тем чаще возникают мысли самоуничижительного характера, аутоагрессия и т. д. Очевидно также, что при низкой самооценке возникает стремление уйти от психотравмирующей ситуации, т. е. на поведенческом уровне подросток демонстрирует мотивацию избегания неудачи. Проекция же позволяет избежать необходимости принимать неоптимальное представление о себе, все свои недостатки приписываются другим. Однако, как видим, компенсаторный потенциал проекции невысок, иначе связь была бы положительной.

Самой значимой бессознательной защитой у заикающихся с низкой самооценкой является замещение, но оно тоже недостаточно эффективно, так как самооценка остается низкой. Особенностями защитного поведения по типу замещения являются импульсивность, вспыльчивость, требовательность к окружающим. По-видимому, окружающие подростка люди не склонны мириться с таким стилем реагирования, их ответные реакции вызывают ответные переживания, еще больше снижающие самооценку.

Уход от ситуации, нередко используемый девочками, является также неконструктивным способом преодоления жизненных трудностей, поскольку не повышает самооценку. Мы вынуждены констатировать, что фактически ни одна защитная стратегия не помогает справиться с низкой самооценкой.

Мальчики при низкой самооценке в большей степени, чем девочки, используют осознанные, но непродуктивные защитные переживания. Показательно, что самоуничижение занимает первое место при переживании ситуации неудачи, обиды, стыда, вины. У девочек с низкой самооценкой, вероятно, позитивную роль играет бессознательное, защитное отрицание, поэтому на сознательном уровне они в меньшей степени склонны к самоуничижению и аутоагрессии, чем мальчики.

Следующей задачей было определение компенсаторного значения психологических защит заикающихся подростков в разных условиях обучения. Учащиеся СКОШ в стрессовых ситуациях более склонны, чем в СОШ использовать защитную гиперкомпенсацию (70,00 и 54,72%, при p<0,02), а в СОШ — регрессию (41,09 и 29,08%, при p<0,001). Соответствующие формы поведения упоминаются в самоописаниях подростков СОШ. Например, Анна Ю. (13 лет): «Больше живу выдуманным миром, чем реальностью, фантазирую на уроках и дома», Женя К. (14 лет) так описывает себя: «Люблю ходить и бегать под дождем, играю в азартные игры на деньги, люблю поваляться на диване»; Дима Т. (12 лет): «Я любитель покушать, поиграть в компьютер», Саша Т. (12 лет): «Я грызу ногти, плачу, если меня ругают». Профиль защитных переживаний

25

у заикающихся в СОШ несколько выше, чем в СКОШ (аутоагрессия 15,04 и 10,66%; уход 15,42 и 10,66%; самоуничижение 7,46 и 4,33%; агрессия против других 9,06 и 6,66%; опора на других 15,24 и 13,66%), а показатели саногенной рефлексии — несколько ниже (18,93 и 20,88%) (p<0,01).

На первом месте у подростков в СОШ находились защитные переживания, содержащие мысли, свидетельствующие о стремлении к уходу от психотравмирующей ситуации. Они встречались достоверно чаще, чем в СКОШ (15,42 и 11,00%, при p<0,001). Таким образом, подростки в СОШ больше фиксированы на фрустрирующих переживаниях, их эмоциональное состояние в целом менее благоприятно.

Роль психологических защит для компенсации речевой тревоги неодинакова в разных условиях обучения. У заикающихся в СКОШ доминирующее значение имеют бессознательные защиты, в СОШ — осознанные переживания. Так, при повышении речевой тревоги у подростков в СКОШ интенсифицируются проявление защитной регрессии, отрицания, проекции, компенсации, рационализации. В СОШ незначительное, но достоверное компенсаторное значение приобретает саногенная рефлексия (r=–0,31, при p<0,05): при повышении ее уровня снижаются показатели речевой тревоги. Однако некоторое снижение речевой тревоги (до 14,56 баллов) наблюдается только при высоком уровне саногенной рефлексии. При среднем и низком уровнях саногенного мышления речевая тревога достоверно выше (средний показатель — 17,46 баллов), тогда как нормативный — 11 баллов. Итак, бессознательные защитные механизмы у учеников в условиях общеобразовательной школы функцию компенсации речевой тревоги не выполняют. Их следует учить саногенному мышлению.

Нами обнаружены также половые различия в применении психологических защит и компенсации речевой тревоги, нашедшие отражение в приведенных выше таблицах. Кроме того, установлено, что заикающиеся девочки при переживании острых эмоциональных ситуаций несколько в большей степени, чем мальчики, используют психологические защиты: бессознательные проекцию (65,65 и 54,78%, при p<0,03) и гиперкомпенсацию (72,17 и 50,65%, при p<0,001), а также сознательные защитные переживания, в том числе проекцию своих мыслей на других (19,09 и 10,59%, при p<0,001) и саногенную рефлексию (21,90 и 17,43%, при p<0,01).

Наши результаты показывают, что на сознательном уровне мальчики не связывают возникающие проблемы, конфликты с наличием речевого нарушения или отрицают эту связь, девочки же, напротив, придают речевому дефекту преувеличенное значение, часто используя непродуктивные защиты.

Выводы. Проведенное исследование позволило установить ряд фактов, имеющих важное значение для организации психологической помощи заикающимся подросткам. Если самооценка низка, следует стараться сформировать позитивные защитные переживания и, в частности, саногенную рефлексию, которая в целом для подростков нетипична. Девочки больше нуждаются в психологической помощи, чем мальчики, поскольку именно они склонны приписывать свое негативное восприятие жизни

26

окружающим людям, демонстрируют повышенную обидчивость, не стремятся научиться продуктивному конфликтованию. Конечно, рассматривать заикающихся как однородную группу неправомерно: не для всех типичны высокая речевая тревога и усиленные защитные переживания. Однако стоит признать нуждающимися в психологической помощи большинство девочек и около 70% мальчиков. В условиях СОШ их количество выше. При этом психологу стоит учитывать такие особенности мальчиков, как склонность к самоуничижению, которую они тщательно скрывают, и быть очень корректным в оценках их достижений. Выявленные особенности личности заикающихся девочек могут существенно нарушить в последующем их семейную социализацию, поэтому надо своевременно помочь им осознать недостаточно продуктивные защитные стратегии, научив справляться с переживаниями более продуктивными способами.

Литература

1. Карпов А. В., Пономарева В. В. Психология рефлексивных механизмов. — Институт психологии РАН. — Москва, Ярославль, 2000. — 284 с.

2. Морозюк С. Н. Саногенная рефлексия и эффективность учебной деятельности. — М. Штыкова М. А., 2000. — 265 с.

3. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. — СПб.: Речь, 2006. — 352 с.

4. Самойлюк Л. А. К проблеме компенсации заикания в подростковом возрасте // Дефектология. — 2009. — № 5. — С. 29—38.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/periodica/defect042010/SPz-020.htm