Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

На правах рукописи

 

Краснощеченко Ирина Петровна

АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ
БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ

Специальность 19.00.13 — психология развития, акмеология
(психологические науки)

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
доктора психологических наук

Москва 2012

2

Работа выполнена на кафедре психологии ФГБОУ ВПО "Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского"

Научный консультант:

Доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Богданов Евгений Николаевич

Официальные оппоненты:

Доктор психологических наук, 1рофессор, заслуженный деятель науки РФ Зазыкин Владимир Георгиевич

Доктор психологических наук, профессор Темнова Лариса Витальевна

Доктор психологических наук, профессор Сачков Игорь Викторович

Ведущая организация:

Психологический институт Российской академии наук

Защита состоится 29 мая 2012 г. в на заседании диссертационного совета Д-850.013.01 по защите диссертаций на соискании ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, созданного при Московском городском психолого-педагогическом университете по адресу: 27051, Москва, ул. Сретенка, 29.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГППУ по адресу: 127051, Москва, ул. Сретенка, 29.

Автореферат разослан 29 февраля 2012 г.

 

Ученый секретарь диссертационного совета

Кулагииа И. Ю.

3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы исследования. Модернизация российского общества объективно основывается на человеческих ресурсах, призванных обеспечить глубокие и многоплановые преобразования во всех его сферах. Данные преобразования предъявляют высокие требования к индивидуально-психологическим особенностям участников процессов изменений, предполагают самоотдачу, постоянное интеллектуальное, личностно-профессиональное развитие, раскрытие и реализацию творческого потенциала, а также устойчивость к ситуациям конкуренции, эмоционально-психологического напряжения, психологических перегрузок и эмоционального выгорания и т. д.

В этих условиях возрастает значимость психологов, подготовленных к психологическому сопровождению личностного развития и профессиональной деятельности, производственных отношений и к оказанию квалифицированной помощи людям в ответственных жизненных ситуациях, а также способных реализовывать трансформирующее лидерство, проявляющееся конструктивными влияниями на происходящие социально-психологические процессы и содействием позитивным изменениям как во внутреннем мире конкретных людей, так и в межличностных отношениях, внутриорганизационной среде и т. д.

Данное положение представляет особую значимость для калужского региона, вошедшего в число лидеров Российской Федерации по темпам экономического развития, привлечению иностранных инвестиций, открытию производственных компаний различного профиля, созданию новых рабочих мест, привлечению к работе персонала, не только проживающего на территории Калуги и Калужской области, но и переселенцев из других регионов РФ, а также специалистов других государств. В этих условиях возникает необходимость подготовки будущих психологов к работе в динамично развивающемся регионе, содействующих созданию благоприятного психологического климата, делового сотрудничества в трудовых коллективах.

Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения по направлению подготовки «Психология» с учетом современной ситуации ориентирует высшую школу на гармоничное развитие будущих психологов, их продуктивное преодоление жизненных трудностей, толерантность во взаимодействии с окружающим миром. Вместе с тем, качество профессиональной подготовки психологов не соответствует в полной мере потребностям современного общества. Неблагоприятные тенденции в психологическом и личностном развитии молодежи, обусловленные духовно-нравственным кризисом общества и изменением культурно-исторической среды, проявляющиеся распространившимися в молодежной среде тенденциями инфантилизации, маргинализации, утратой нравственных ценностей, абсолютизацией принципов удовольствия, индивидуализма, манипулированием людьми, — все названное проявляется в работе со студентами-психологами и затрудняет их подготовку к реализации профессиональной миссии — служению государству, своему региону, организации, помощи человеку и его психологическому сопровождению в сложных жизненных, профессиональных ситуациях и т. д.

В условиях модернизации российского общества, актуализирующей задачи обновления научно-методического, технологического обеспечения образовательной системы, активизации инновационных процессов, усиления креативного начала и

4

ориентированности подготовки на запросы социальной практики, все более обостряются противоречия между:

• системой гуманистических, социально-ориентированных профессиональных ценностей, включая ценности ответственности и служения человеку, основополагающих в профессии «психолог», и выраженными потребительскими индивидуалистическими ориентациями, формируемыми под влиянием СМИ, Интернета, молодежных субкультур у поступающей в вуз молодежи;

• необходимостью реализации в образовательном процессе стандарта третьего поколения, основывающегося на принципах Болонского процесса (академические кредиты, академическая мобильность и т. д.), утверждающих образование студента как реализацию индивидуальной программы развития вне устойчивых студенческих коллективов, и традиционной для российского общества социализации молодежи через воспитывающие, развивающие отношения в социальных группах и коллективах;

• объективными все возрастающими потребностями региональной экономики и социальной практики в результативности деятельности психологов и отсутствием целостной концепции, раскрывающей условия и факторы становления и развития его профессиональной субъектности с учетом запросов региона.

Все названное подтверждает наличие противоречия между социальным заказом общества на психологов, способных решать сложные профессиональные задачи в условиях изменившегося российского общества и конкретного региона России, и недостаточным развитием их профессиональной субъектности и готовности к профессионально-психологической деятельности в изменившейся социокультурной среде. Можно констатировать, что до настоящего времени недостаточно изучены условия, механизмы и закономерности становления и развития профессиональной субъектности психолога с учетом региональных запросов, отсутствует целостная научно обоснованная система подготовки будущих психологов к успешному включению в самостоятельную профессиональную деятельность по завершении вуза в условиях региона.

Состояние разработанности проблемы

Проблема субъекта и его субъектности является предметом философских, психологических, акмеологических, педагогических исследований. Сформированные уже в древности представления о субъектности развивались философами на протяжении многих столетий (Аристотель, Г. В. Ф. Гегель, И. Кант, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Дильтей, В. И. Ленин, Н. Н. Бердяев, В. С. Соловьев, М. С. Каган, А. М. Коршунов, Г. В. Плеханов, В. П. Тугаринов и др.). Существенный вклад в развитие представлений о субъекте и субъектности был сделан представителями философской антропологии (В. В. Зеньковский, П. А. Флоренский, С. Л. Франк, С. Н. Булгаков, И. А. Ильин, Н. О. Лосский, Л. П. Карсавин, Л. Фейербах, Д. А. Хомяков, М. Шеллер и др.), экзистенциально-гуманистической психологии (Д. Бьюдженталь, А. Ленгле, А. Маслоу, В. Франкл, Э. Фромм, М. Хайдеггер и др.) и гуманитарной психологии (В. В. Абраменкова, Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк, Т. П. Войтенко, Л. И. Воробьева, Л. Ф. Обухова, В. И. Слободчиков, Т. А. Флоренская, А. В. Шувалов и др.), культурно-исторической психологии (Л. С. Выготский, М. М. Бахтин, В. Т. Кудрявцев, В. В. Петухов и др.).

Появление и утверждение категории субъекта и субъектности в отечественной психологии связано прежде всего с трудами С. Л. Рубинштейна и Б. Г. Ананьева, заложивших фундамент исследований субъектной проблематики в российской

5

науке. На протяжении последнего двадцатилетия данная проблема динамично прорабатывается в исследованиях О. С. Анисимова, К. А. Абульхановой, Л. Н. Алексеевой, Л. И. Анцыферовой, В. В. Белоуса, А. В. Брушлинского, И. В. Вачкова, М. И. Воловиковой, Л. И. Воробьевой, Б. А. Вяткина, А. А. Деркача, Л. Я. Дорфмана, М. Г. Ермолаевой, А. Л. Журавлева, В. В. Знакова, О. А. Конопкина, Д. А. Леонтьева, В. И. Моросановой, А. К. Осницкого, В. А. Петровского, В. В. Селиванова, Е. А. Сергиенко, В. И. Слободчикова, А. С. Чернышева, В. Д. Шадрикова и др.

В акмеологии проблема субъекта и субъектности изучается в связи с проблемами самоопределения и самореализации человека в профессии, личностного и профессионального становления, развития личностно-профессионального потенциала, профессионального самосознания и профессиональной компетентности (А. А. Деркач, И. Н. Дроздов, А. Н. Гусев, А. В. Жаринов, Ю. М. Забродин, В. Г. Зазыкин, Е. И. Исаев, Е. А. Климов, А. А. Козлова, Р. Н. Косов, Д. М. Логунцова, В. Н. Маркин, В. Н. Марков, А. К. Маркова, Л. М. Митина, О. В. Москаленко, А. Р. Никифоров, А. С. Огнев, В. Е. Орёл, Ю. П. Поварёнков, Н. П. Фетискин, Е. В. Селезнева, Л. А. Степнова и др.).

Разработке проблем личностно-профессионального развития психологов в высшей школе посвящены психологические, педагогические и акмеологические исследования (Г. С. Абрамова, Н. А. Аминов, Е. М. Борисова, С. А. Боровикова, Т. М. Буякас, Ф. Е. Василюк, О. В. Дашкевич, А. А. Деркач, А. И. Донцов, И. В. Дубровина, Н. И. Исаева, В. П. Захаров, Е. П. Кринчик, И. Ф. Исаев, Н. И. Исаева, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, Л. В. Лежина, А. Г. Лидерс, Г. Ю. Любимова, А. А. Марголис, Г. А. Миронова, А. К. Маркова, Л. М. Митина, В. С. Мухина, М. В. Молоканов, Н. Н. Обозов, В. Э. Пахальян, Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова, Е. С. Романова, К. Роджерс, В. А. Сластенин, Л. В. Темнова, А. Ф. Фоминых, Н. Ю. Хрящева, Т. Н. Чиркова и др.). В последние годы появились исследования различных аспектов субъектности психологов (В. А. Бардынина, А. Ф. Березин, Е. А. Быкова, И. А. Вишняков, М. И. Гайдар, С. А. Жорник, Н. И. Исаева, А. С. Кривцова, Г. А. Миронов, Н. А. Савченко, О. А. Сергеева, Е. А. Уваров, А. В. Шилакина, Е. В. Шипилова, М. А. Щукина и др.). В то же время не изучены особенности формирования профессиональной субъектности у будущих психологов в условиях высшей школы, обеспечивающие их успешное включение в самостоятельную профессиональную деятельность по завершении обучения в вузе с учетом изменившегося российского общества и регионального запроса.

Таким образом, актуальность проблемы и ее недостаточная научная разработанность предопределили тему, объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Цель исследования — разработать акмеологическую концепцию становления и развития профессиональной субъектности будущих психологов, способных решать сложные профессиональные задачи в условиях изменившегося российского общества с учетом регионального запроса, а также выявить условия, механизмы и факторы, обеспечивающие оптимизацию этого процесса при переходе на новые образовательные стандарты.

Объект исследования — профессиональная субъектность будущих психологов.

Предмет исследования — акмеологическая концепция становления и развития профессиональной субъектности будущих психологов с учетом регионального запроса, включающая детерминанты, механизмы, стадии, закономерности процесса.

6

Гипотеза исследования: эффективность становления и развития профессиональной субъектности будущих психологов обеспечивается следующими акмеологическими условиями:

а) разработка концептуальных основ становления и развития профессиональной субъектности будущих психологов с учетом социокультурых изменений и регионального запроса;

б) реализация соответствующего содержания, инновационных средств учебно-методического и управленческого обеспечения, мониторинговой диагностики и оценки динамики изменений субъектных характеристик будущих психологов в системе высшего образования;

в) построение акмеологического образовательного пространства вуза и взаимоотношений его субъектов на основе общегуманистических и специфических профессиональных ценностей;

г) реализация разработанных акмеологических технологий и инструментария, способствующих включению студентов-психологов в конструктивные формы деятельности, развивающие их самопознание, самоопределение, саморегуляцию, самореализацию, формирующих профессиональную идентичность, профессиональные компетенции, профессионально значимые качества;

д) учет последовательного прохождения стадий развития профессиональной субъектности: адаптирующейся учебно-профессиональной, функционирующей учебно-профессиональной, специализирующейся учебно-профессиональной и позиционно-профессиональной субъектности.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были выдвинуты следующие задачи:

1. Углубить понимание сущности и содержание феномена «профессиональная субъектность» будущего психолога.

2. Разработать акмеологическую концепцию становления и развития профессиональной субъектности психологов в образовательном процессе вуза с учетом социокультурых изменений и регионального запроса.

3. Определить критерии и показатели, позволяющие оценить уровень (высокий, средний и низкий) профессиональной субъектности будущих психологов на разных этапах обучения в вузе.

4. Охарактеризовать стадии становления и развития профессиональной субъектности психологов, проследить динамику становления и развития профессиональной субъектности будущих психологов и определить адекватное их содержанию обеспечение акмеологических условий образовательного пространства вуза.

5. Выявить механизмы формирования профессиональной субъектности будущих психологов за годы обучения в вузе.

6. Разработать типологию траекторий развития профессиональной субъектности студентов-психологов.

7. Представить модель становления и развития профессиональной субъектности психологов и ее технологическое обеспечение.

8. Сформулировать рекомендации по оптимизации развития профессиональной субъектности будущих психологов в образовательном пространстве вуза в условиях перехода к новым образовательным стандартам.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/disers/KrasnoschchechenkoIP/KAk-a-046.htm