1 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ |
Факультет «Психология образования»
Кафедра «Возрастная психология»
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание степени магистра
«Особенности профессионального самоопределения у подростков с высоким уровнем интеллектуального развития»
название ВКР
Направление | 050400.68 | Психолого-педагогическое образование |
| (код) | (наименование направления) |
Магистерская программа | Психология и педагогика образования одаренных детей |
| (название магистерской программы) |
Руководитель магистерской программы | Юркевич В. С. |
Зав. выпускающей кафедрой | Обухова Л. Ф. |
Руководитель | Юркевич В. С. |
Студент | Макухина Е. Г. |
Москва, 2014
2 Общая характеристика исследования
Актуальность исследования.
Нет никакого сомнения в том, что профессиональное самоопределение — начальная ступенька трудовой и творческой самореализации. Именно это определяет постоянную актуальность исследований в русле этой проблематики. От степени адекватности, рациональности, основательности подхода к выбору будущей специальности зависит качество старта в профессиональной деятельности, а также количество и уровень проблем в реализации своих творческих и интеллектуальных возможностей.
С этой точки зрения, необходимо экспериментальное изучение возможных причин несформированности определенного уровня профессионального самоопределения у старшеклассников с высоким интеллектуальным развитием. Эта цель определила объект, предмет, цели и гипотезы исследования.
Проблемой нашего исследования является изучение особенностей профессионального самоопределения у подростков с высоким умственным развитием.
Цель исследования: описание особенностей и трудностей профессионального самоопределения у школьников с высоким уровнем развития интеллекта.
Объект исследования: профессиональное самоопределение подростков.
Предмет исследования: взаимосвязь профессиональных предпочтений и уровня интеллекта у школьников.
Основная (общая) гипотеза: Уровень интеллектуального развития одаренных подростков в той или иной степени обуславливает как достоинства, так и недостатки их профессионального самоопределения
Дополнительные гипотезы:
Гипотеза 1. Для высокоинтеллектуальных подростков в отличие от их более обычных сверстников характерны следующие особенности процесса профессионального самоопределения, повышающие качество профессионального выбора:
• большая устойчивость познавательных интересов, лежащих в основе профессионального самоопределения;
• более высокая сформированность планов по достижению желаемого профессионального статуса
• более четкие представления о будущих рабочих обязанностях
Гипотеза 2. Для высокоинтеллектуальных подростков в отличие от их более обычных сверстников характерны следующие особенности процесса профессионального самоопределения, снижающие качество профессионального выбора:
• Школьникам с высоким уровнем развития интеллекта значительно труднее, чем старшеклассникам со средним уровнем развития, выбрать в процессе профессионального
3самоопределения, определенную сферу деятельности в силу повышенной широты выбора.
• Одаренные школьники в силу определенных эмоционально- личностных особенностей более импульсивны в определении своего профессионального выбора.
Гипотеза 3. Имеются значительные гендерные различия в процессе профессионального самоопределения, в частности, девочки менее уверены в правильности своего выбора, чем мальчики.
Задачи исследования:
1. Обзор литературы, посвященной проблеме профессиональной ориентации старшеклассников и характерных особенностей личности подростков с высоким интеллектуальным развитием
2. Выделение параметров профессионального самоопределения
3. Подбор методик исследования, выявляющих выделенные параметры профессионального самоопределения
4. Определение уровня интеллектуального развития учащихся 8—10-х классов
5. Выявление профессиональных предпочтений учащихся 8—10-х классов
6. Сбор данных по уровню сформированности каждого параметра профессионального самоопределения по всем классам, описание полученных результатов исследования
7. Анализ связи профессиональных предпочтений и параметров профессионального самоопределения с различным уровнем развития интеллекта.
Теоретико-методологическая основа исследования:
1) Отечественные системы профориентации, разработанные Е. А. Климовым, Е. Ю Пряжниковой и Н. С. Пряжниковым, Э. Ф. Зеер и О. А. Рудей и другими;
2) Концепция педагогики и психологии одаренных детей, разрабатываемая В. С. Юркевич, Е. И. Щеблановой, Л. В. Поповой и их учениками.
Методы и методики исследования: констатирующий эксперимент, структурированное интервью, анкетирование, психологический эксперимент. На этапе обработки и интерпретации данных применялся метод математической обработки данных (использовалась программа SPSS Statistics 22.0).
Диагностический интрументарий:
1) методика, направленная на выявление интеллектуального развития детей — «Стандартные и прогрессивные» матрицы Равенна плюс версия (СПМ+);
2) методики, необходимые для исследования параметров профессионального самоопределения старшеклассников:
• «Опросник профессиональных установок подростка» И. М. Кондакова;
4• Методика «Диагностика профессиональных намерений учащихся» Э. Ф. Зеера, О. А. Рудей
• «Экспресс — опросник старшеклассника», разработанный нами.
В исследовании принимали участие 67 учащихся 8-х, 9-х и 10-х классов общеобразовательных школ. В выборку вошло: 30 девушек и 37 юношей.
Новизна и теоретическая значимость.
• Выделены основные параметры профессионального самоопределения, позволяющие оценить степень готовности старшеклассников с разным уровнем интеллектуального развития к выбору профессии.
• Разработана батарея методик для выявления основных параметров профессионального выбора учащихся старших классов, различающихся по уровню умственного развития.
• По результатам экспериментального исследования рассмотрены наиболее характерные особенности профессионального самоопределения одаренных старшеклассников в сравнении с их более обычными сверстниками.
Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы для повышения эффективности программ психологической помощи подросткам в осуществлении профессионального выбора.
Теоретическая значимость исследования связана с изучением характерных личностных особенностей подростков с высоким умственным развитием, мешающих успешной профессиональной самоориентации, что дальнейшем может быть использованы в учебных курсах в системе профессиональной подготовки и повышения квалификации психологов.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, 12 параграфов, заключения, библиографии, 6 приложений. Текст иллюстрирован 1 схемой и 21 таблицами. Список литературы содержит 85 источников, в том числе 15 на английском языке.
Основное содержание работы
Во введении обосновывается актуальность изучения особенностей профессионального самоопределения подростков с высоким умственным развитием, ставится цель, конкретизируются задачи исследования, выдвигается объект и предмет, формулируется основная и дополнительные гипотезы, раскрывается теоретическая и практическая значимость, научная новизна исследования.
В первой главе диссертации анализируются литературные источники, посвященные проблеме профессиональной ориентации и профессионального самоопределения старшеклассников, раскрываются общие понятия из сферы профессионального самоопределения, описываются характерные личностные особенности подростков с высоким уровнем умственного развития, мешающие их успешной профориентации.
5В параграфе 1.1.1 исследуется взаимосвязь между понятиями «профессиональное самоопределение», «личностное самоопределение», «профессиональная ориентация», «профессиональная консультация», «профессиональный выбор» и «карьера» (Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, Э. Ф. Зеер и О. А. Рудей, Л. А. Головей, D. E. Super, А. М. Шевелева, Е. Ю. Литвинова).
В параграфе 1.1.2 описываются основные параметры профессионального самоопределения, встречающиеся в отечественной литературе, а так же приводятся восемь характеристик профессионального самоопределения старшеклассника, выделенные нами для проведения эмпирического исследования (Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, В. С. Юркевич).
В параграфе 1.1.3 анализируются основные мотивы выбора профессии, которыми могут руководствоваться старшеклассники (М. А. Бендюков и И. Л. Соломин, Н. С. Пряжников, В. С. Юркевич).
В параграфе 1.1.4 обсуждаются методы профессионального самоопределения, описанные в отечественной литературе (А. К. Маркова, Н. С. Пряжников и К. Г. Кузнецов, Е. А. Климов, И. С. Арон).
В параграфе 1.2.1 представлены особенности психологического развития старшеклассников (Л. Ф. Обухова, Н. М. Щедухина и др.).
В параграфе 1.2.2 описываются стадии профессионального становления личности, соответствующие старшему подростковому возрасту (Т. В. Кудрявцев, Е. А. Климов, А. К. Маркова, D. E. Super).
В параграфе 1.2.3 предложен краткий обзор современных зарубежных исследований профессионального самоопределения подростков (Hartung P. J., Porfeli E. J. и Vondracek F. W., Bryant B. K., Zvonkovic A. M., Reynolds P., Berings D., de Fruyt F., Bouwen R.).
Параграф 1.2.4 посвящен обзору современных отечественных исследований профессионального самоопределения подростков (Л. А Головей, Л. В. Рыкман, М. В. Данилова, М. Ю. Дербенева, Н. А. Александрова, Н. Н. Зотова).
В подразделе 1.3.3 предложено описание пяти основных характерных личностных особенностей подростков с высоким интеллектуальным развитием (низкая саморегуляция, повышенная эмоциональная чувствительность и эмоциональная незрелость, неравномерность психического развития, нарушения в процессах социальной адаптации, многосторонность интересов и склонностей) и описание их гендерных особенностей профессионального самоопределения (В. С. Юркевич, Е. И. Щебланова, Л. В. Попова).
Во второй главе диссертации представлено описание эмпирического исследования особенностей сформированности параметров профессионального самоопределения у старшеклассников с высоким интеллектуальным развитием по сравнению с их одноклассниками.
В параграфе 2.1 формулируются цель, гипотеза и задачи исследования.
6В параграфе 2.2 описывается выборка и схема исследования, а так же представлено краткое описание используемых методик.
В параграфе 2.3 представлены результаты исследования и обсуждение полученных данных.
Выводы содержат описание основных результатов проведенного исследования.
1. В 10-ом классе значимо больше доля не определившихся с выбором профессии школьников, чем в 8-м и 9-ом классах. Такая парадоксальная ситуация связана с тем, что 8-классники на вопрос о профессиональном выборе указывают те профессии, о которых мечтают, тогда как в более старших классах школьники уже более основательно и реалистично подходят к выбору будущей сферы деятельности и указывают на те профессии, которые они хотят и могут получить.
2. Высокий уровень интеллектуального развития подростков обуславливает как достоинства, так и недостатки их профессионального самоопределения, в частности:
• Как и ожидалось, старшеклассники с интеллектом выше среднего более информированы о желаемой профессии, у них более сформированные планы по достижению желаемого профессионального статуса, они имеют более четкие представления о будущих рабочих обязанностях, чем старшеклассникам со средним и низким уровнем развития интеллекта.
• Не подтвердилась гипотеза о большей широте выбора старшеклассников с высоким уровнем интеллекта. Наоборот, старшеклассники с высоким интеллектом показывают менее широкий разброс профессий (в среднем, думают об одной или двух специальностях)
• Не подтвердилась гипотеза о повышенной импульсивности интеллектуалов при совершении профессионального выбора. Не найдено статистически достоверных связей между уровнем развития интеллекта и степенью импульсивности — рациональности профессионального самоопределения у подростков.
• Выяснилось, что устойчивость профессионального выбора проявляется в одинаковой степени как у школьников — интеллектуалов, так и у старшеклассников со средним умственным развитием.
3. В исследовании обнаружены значительные гендерные различия в характеристиках профессионального самоопределения, а именно:
• высокоинтеллектуальным девочкам свойственна бОльшая неуверенность в окончательности своего профессионального выбора, чем высокоинтеллектуальным мальчикам. Различия статистически значимы.
• юношам, вне зависимости от уровня развития интеллекта, менее характерны основательность, рационализм, объективность профессионального выбора, чем девушкам