Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет «Психология образования»

Кафедра «Возрастная психология»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание степени магистра

«Особенности профессионального самоопределения у подростков с высоким уровнем интеллектуального развития»

название ВКР

 

Направление

050400.68

Психолого-педагогическое образование

 

(код)

(наименование направления)

 

Магистерская программа

Психология и педагогика образования одаренных детей

 

(название магистерской программы)

 

Руководитель магистерской программы

Юркевич В. С.

Зав. выпускающей кафедрой

Обухова Л. Ф.

Руководитель

Юркевич В. С.

Студент

Макухина Е. Г.

Москва, 2014

2

Общая характеристика исследования

Актуальность исследования.

Нет никакого сомнения в том, что профессиональное самоопределение — начальная ступенька трудовой и творческой самореализации. Именно это определяет постоянную актуальность исследований в русле этой проблематики. От степени адекватности, рациональности, основательности подхода к выбору будущей специальности зависит качество старта в профессиональной деятельности, а также количество и уровень проблем в реализации своих творческих и интеллектуальных возможностей.

С этой точки зрения, необходимо экспериментальное изучение возможных причин несформированности определенного уровня профессионального самоопределения у старшеклассников с высоким интеллектуальным развитием. Эта цель определила объект, предмет, цели и гипотезы исследования.

Проблемой нашего исследования является изучение особенностей профессионального самоопределения у подростков с высоким умственным развитием.

Цель исследования: описание особенностей и трудностей профессионального самоопределения у школьников с высоким уровнем развития интеллекта.

Объект исследования: профессиональное самоопределение подростков.

Предмет исследования: взаимосвязь профессиональных предпочтений и уровня интеллекта у школьников.

Основная (общая) гипотеза: Уровень интеллектуального развития одаренных подростков в той или иной степени обуславливает как достоинства, так и недостатки их профессионального самоопределения

Дополнительные гипотезы:

Гипотеза 1. Для высокоинтеллектуальных подростков в отличие от их более обычных сверстников характерны следующие особенности процесса профессионального самоопределения, повышающие качество профессионального выбора:

•  большая устойчивость познавательных интересов, лежащих в основе профессионального самоопределения;

•  более высокая сформированность планов по достижению желаемого профессионального статуса

•  более четкие представления о будущих рабочих обязанностях

Гипотеза 2. Для высокоинтеллектуальных подростков в отличие от их более обычных сверстников характерны следующие особенности процесса профессионального самоопределения, снижающие качество профессионального выбора:

•  Школьникам с высоким уровнем развития интеллекта значительно труднее, чем старшеклассникам со средним уровнем развития, выбрать в процессе профессионального

3

самоопределения, определенную сферу деятельности в силу повышенной широты выбора.

•  Одаренные школьники в силу определенных эмоционально- личностных особенностей более импульсивны в определении своего профессионального выбора.

Гипотеза 3. Имеются значительные гендерные различия в процессе профессионального самоопределения, в частности, девочки менее уверены в правильности своего выбора, чем мальчики.

Задачи исследования:

1. Обзор литературы, посвященной проблеме профессиональной ориентации старшеклассников и характерных особенностей личности подростков с высоким интеллектуальным развитием

2. Выделение параметров профессионального самоопределения

3. Подбор методик исследования, выявляющих выделенные параметры профессионального самоопределения

4. Определение уровня интеллектуального развития учащихся 8—10-х классов

5. Выявление профессиональных предпочтений учащихся 8—10-х классов

6. Сбор данных по уровню сформированности каждого параметра профессионального самоопределения по всем классам, описание полученных результатов исследования

7. Анализ связи профессиональных предпочтений и параметров профессионального самоопределения с различным уровнем развития интеллекта.

Теоретико-методологическая основа исследования:

1) Отечественные системы профориентации, разработанные Е. А. Климовым, Е. Ю Пряжниковой и Н. С. Пряжниковым, Э. Ф. Зеер и О. А. Рудей и другими;

2) Концепция педагогики и психологии одаренных детей, разрабатываемая В. С. Юркевич, Е. И. Щеблановой, Л. В. Поповой и их учениками.

Методы и методики исследования: констатирующий эксперимент, структурированное интервью, анкетирование, психологический эксперимент. На этапе обработки и интерпретации данных применялся метод математической обработки данных (использовалась программа SPSS Statistics 22.0).

Диагностический интрументарий:

1) методика, направленная на выявление интеллектуального развития детей — «Стандартные и прогрессивные» матрицы Равенна плюс версия (СПМ+);

2) методики, необходимые для исследования параметров профессионального самоопределения старшеклассников:

•  «Опросник профессиональных установок подростка» И. М. Кондакова;

4

•  Методика «Диагностика профессиональных намерений учащихся» Э. Ф. Зеера, О. А. Рудей

•  «Экспресс — опросник старшеклассника», разработанный нами.

В исследовании принимали участие 67 учащихся 8-х, 9-х и 10-х классов общеобразовательных школ. В выборку вошло: 30 девушек и 37 юношей.

Новизна и теоретическая значимость.

•  Выделены основные параметры профессионального самоопределения, позволяющие оценить степень готовности старшеклассников с разным уровнем интеллектуального развития к выбору профессии.

•  Разработана батарея методик для выявления основных параметров профессионального выбора учащихся старших классов, различающихся по уровню умственного развития.

•  По результатам экспериментального исследования рассмотрены наиболее характерные особенности профессионального самоопределения одаренных старшеклассников в сравнении с их более обычными сверстниками.

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы для повышения эффективности программ психологической помощи подросткам в осуществлении профессионального выбора.

Теоретическая значимость исследования связана с изучением характерных личностных особенностей подростков с высоким умственным развитием, мешающих успешной профессиональной самоориентации, что дальнейшем может быть использованы в учебных курсах в системе профессиональной подготовки и повышения квалификации психологов.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, 12 параграфов, заключения, библиографии, 6 приложений. Текст иллюстрирован 1 схемой и 21 таблицами. Список литературы содержит 85 источников, в том числе 15 на английском языке.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность изучения особенностей профессионального самоопределения подростков с высоким умственным развитием, ставится цель, конкретизируются задачи исследования, выдвигается объект и предмет, формулируется основная и дополнительные гипотезы, раскрывается теоретическая и практическая значимость, научная новизна исследования.

В первой главе диссертации анализируются литературные источники, посвященные проблеме профессиональной ориентации и профессионального самоопределения старшеклассников, раскрываются общие понятия из сферы профессионального самоопределения, описываются характерные личностные особенности подростков с высоким уровнем умственного развития, мешающие их успешной профориентации.

5

В параграфе 1.1.1 исследуется взаимосвязь между понятиями «профессиональное самоопределение», «личностное самоопределение», «профессиональная ориентация», «профессиональная консультация», «профессиональный выбор» и «карьера» (Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, Э. Ф. Зеер и О. А. Рудей, Л. А. Головей, D. E. Super, А. М. Шевелева, Е. Ю. Литвинова).

В параграфе 1.1.2 описываются основные параметры профессионального самоопределения, встречающиеся в отечественной литературе, а так же приводятся восемь характеристик профессионального самоопределения старшеклассника, выделенные нами для проведения эмпирического исследования (Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, В. С. Юркевич).

В параграфе 1.1.3 анализируются основные мотивы выбора профессии, которыми могут руководствоваться старшеклассники (М. А. Бендюков и И. Л. Соломин, Н. С. Пряжников, В. С. Юркевич).

В параграфе 1.1.4 обсуждаются методы профессионального самоопределения, описанные в отечественной литературе (А. К. Маркова, Н. С. Пряжников и К. Г. Кузнецов, Е. А. Климов, И. С. Арон).

В параграфе 1.2.1 представлены особенности психологического развития старшеклассников (Л. Ф. Обухова, Н. М. Щедухина и др.).

В параграфе 1.2.2 описываются стадии профессионального становления личности, соответствующие старшему подростковому возрасту (Т. В. Кудрявцев, Е. А. Климов, А. К. Маркова, D. E. Super).

В параграфе 1.2.3 предложен краткий обзор современных зарубежных исследований профессионального самоопределения подростков (Hartung P. J., Porfeli E. J. и Vondracek F. W., Bryant B. K., Zvonkovic A. M., Reynolds P., Berings D., de Fruyt F., Bouwen R.).

Параграф 1.2.4 посвящен обзору современных отечественных исследований профессионального самоопределения подростков (Л. А Головей, Л. В. Рыкман, М. В. Данилова, М. Ю. Дербенева, Н. А. Александрова, Н. Н. Зотова).

В подразделе 1.3.3 предложено описание пяти основных характерных личностных особенностей подростков с высоким интеллектуальным развитием (низкая саморегуляция, повышенная эмоциональная чувствительность и эмоциональная незрелость, неравномерность психического развития, нарушения в процессах социальной адаптации, многосторонность интересов и склонностей) и описание их гендерных особенностей профессионального самоопределения (В. С. Юркевич, Е. И. Щебланова, Л. В. Попова).

Во второй главе диссертации представлено описание эмпирического исследования особенностей сформированности параметров профессионального самоопределения у старшеклассников с высоким интеллектуальным развитием по сравнению с их одноклассниками.

В параграфе 2.1 формулируются цель, гипотеза и задачи исследования.

6

В параграфе 2.2 описывается выборка и схема исследования, а так же представлено краткое описание используемых методик.

В параграфе 2.3 представлены результаты исследования и обсуждение полученных данных.

Выводы содержат описание основных результатов проведенного исследования.

1. В 10-ом классе значимо больше доля не определившихся с выбором профессии школьников, чем в 8-м и 9-ом классах. Такая парадоксальная ситуация связана с тем, что 8-классники на вопрос о профессиональном выборе указывают те профессии, о которых мечтают, тогда как в более старших классах школьники уже более основательно и реалистично подходят к выбору будущей сферы деятельности и указывают на те профессии, которые они хотят и могут получить.

2. Высокий уровень интеллектуального развития подростков обуславливает как достоинства, так и недостатки их профессионального самоопределения, в частности:

•  Как и ожидалось, старшеклассники с интеллектом выше среднего более информированы о желаемой профессии, у них более сформированные планы по достижению желаемого профессионального статуса, они имеют более четкие представления о будущих рабочих обязанностях, чем старшеклассникам со средним и низким уровнем развития интеллекта.

•  Не подтвердилась гипотеза о большей широте выбора старшеклассников с высоким уровнем интеллекта. Наоборот, старшеклассники с высоким интеллектом показывают менее широкий разброс профессий (в среднем, думают об одной или двух специальностях)

•  Не подтвердилась гипотеза о повышенной импульсивности интеллектуалов при совершении профессионального выбора. Не найдено статистически достоверных связей между уровнем развития интеллекта и степенью импульсивности — рациональности профессионального самоопределения у подростков.

•  Выяснилось, что устойчивость профессионального выбора проявляется в одинаковой степени как у школьников — интеллектуалов, так и у старшеклассников со средним умственным развитием.

3. В исследовании обнаружены значительные гендерные различия в характеристиках профессионального самоопределения, а именно:

•  высокоинтеллектуальным девочкам свойственна бОльшая неуверенность в окончательности своего профессионального выбора, чем высокоинтеллектуальным мальчикам. Различия статистически значимы.

•  юношам, вне зависимости от уровня развития интеллекта, менее характерны основательность, рационализм, объективность профессионального выбора, чем девушкам

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/studworks/MakuhinaEG_2014/MOp-ma-015.htm