Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Направление 030300.68 Психология

Магистерская программа Социальная психология

Корнеева Анна Владимировна

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ АТТРАКЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

АВТОРЕФЕРАТ

Магистерской диссертации

Москва 2014

2

Работа выполнена на кафедре теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета.

Научный руководитель:

Хухлаева Ольга Владимировна
Профессор, доктор педагогических наук,
кандидат психологических наук

Официальные оппоненты:

 

Ведущая организация:

 

Защита диссертации состоится «16» июня 2014 года

Автореферат разослан «__» __________ 201__ года

Ученый секретарь

диссертационного совета

3

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Научная актуальность работы заключается в том, что в психологии существует большое количество исследований, посвященных проблеме развития межличностных отношений в дошкольном возрасте. Изучение межличностной аттракции в дошкольном возрасте поводилось довольно поверхностно. Однако эти исследования в основной своей массе проводились с опорой на возрастные особенности детей, т. е. описание межличностных отношений детей сводилось лишь к тому, что существуют определенные законы, по которым функционирует детское общество на определенном возрастном этапе. Данное исследование актуально тем, что в нем рассматриваются межличностные отношения детей как зависящие не просто от их возраста, но и от их личностных особенностей.

Социальная актуальность работы заключается в том, что, в современном обществе все большее значение придается психологическим основам процессов, которые происходят в детском коллективе. В настоящее время претерпевает изменения психологическая служба образования, а также возрастает интерес родителей дошкольников к психологическому состоянию их детей. К тому же с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов все большее внимание уделяется социально-коммуникативному развитию детей, направленному на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, а также формирование готовности к совместной деятельности.

Практическая актуальность работы заключается в том, что данные, полученные в результате исследования, могут использоваться детскими психологами для разработки коррекционно-развивающих программ, направленных на оптимизацию межличностных отношений дошкольников, а также для разработки рекомендаций для педагогов при работе с детьми и для родителей при возникновении трудностей в воспитании детей.

4

Теоретической базой исследования являются фундаментальные исследования таких психологов, как Г. М. Андреева, Л. С. Выготский, М. И. Лисина, Л. И. Божович. Проблеме межличностных отношений детей уделяется большое внимание в ряде исследований Е. О. Смирновой.

Методологической базой исследования является системный подход, позволяющий использовать положения различных направлений психологии, таких как социальная психология, возрастная психология.

Разработанность и новизна проблемы. Проблема, заявленная в работе, является относительно новой и поэтому недостаточно разработанной. Такой феномен, как межличностная аттракция хорошо изучен в обществе взрослых людей, а при изучении детского общества данному вопросу уделялось недостаточно внимания. Проблема развития межличностной аттракции у детей дошкольного возраста в некоторой степени исследовалась детскими психологами, однако результаты, полученные ими, являются отображением неких возрастных закономерностей. В данной работе предлагается исследование межличностной аттракции во взаимосвязи с личностными особенностями детей дошкольного возраста. В работе рассматриваются социометрический статус в качестве индикатора привлекательности ребенка для других детей и стратегии поведения ребенка в конфликте в качестве составляющих его привлекательности.

Объект исследования — межличностные аттракция.

Предмет исследования — особенности межличностной аттракции у детей дошкольного возраста.

Общая гипотеза данной работы состоит в том, что существует взаимосвязь между личностными качествами ребенка (агрессивностью, тревожностью, эгоцентризмом) и его привлекательностью для других детей.

Частные гипотезы исследования:

1. Существует взаимосвязь между личностными качествами ребенка (агрессивностью, тревожностью, эгоцентризмом) и его статусным

5

положением в группе сверстников, являющимся индикатором привлекательности для других детей.

2. Существует взаимосвязь между уровнем развития у ребенка определенных личностных качеств (агрессивности, тревожности, эгоцентризма) и стратегиями поведения, реализуемыми им в конфликтной ситуации, как составляющими привлекательности.

Цель исследования — выявить и изучить особенности межличностной аттракции у детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. рассмотреть понятие межличностной аттракции;

2. изучить специфику развития межличностной аттракции у детей дошкольного возраста;

3. эмпирически исследовать особенности межличностной аттракции у детей дошкольного возраста.

Группа испытуемых. Дети старшего дошкольного возраста (6—7 лет), посещающие детские дошкольные образовательные учреждения города Москвы.

Методы исследования — теоретический анализ научной литературы, диагностические методы, статистические методы.

Для проведения экспериментального исследования были проведены следующие методики:

1. социометрическая методика для дошкольников «Два дома» (Марцинковская Т. Д.);

2. проективная методика «Кактус» (Панфилова М.);

3. Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен);

4. модифицированный тест фрустрационных реакций С. Розенцвейга;

Теоретическая значимость исследования. Данные, полученные в результате исследования, могут быть использованы для подготовки дальнейших исследований развития межличностной аттракции и межличностных отношений в целом у детей дошкольного возраста.

6

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные могут быть использованы для работы детских, семейных и социальных психологов в качестве консультативного и практического материала.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Наиболее привлекательными, имеющими высокий социометрический статус, являются высоко тревожные дети.

2. Наиболее привлекательные дети при попадании в конфликтную ситуацию чаще реализуют стратегию приспособления и реже — стратегии сотрудничества и конкуренции.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении в диссертации обосновывается актуальность исследования, его теоретическая и практическая значимость и новизна. Также во введении излагаются основные положения, выносимые на защиту, описываются предмет, объект, цели и задачи исследования, выдвигаются общая и частные гипотезы исследования, перечисляются методы исследования и указываются методики.

В первой главе диссертации — «Межличностная аттракция и ее роль в общении людей» рассматриваются основные проблемы изучения межличностной аттракции в психологии.

В первом параграфе была проанализирована роль общения в жизни человека. Общение — это реализация человеческих отношений, как общественных, так и межличностных. В общении каждый человек проявляет свои личностные качества, раскрывает их как для себя, так и для других. Однако личностные качества не просто проявляются в процессе общения, они в нем появляются, обретают структуру, формируются. Таким образом, общение людей друг с другом — это главный фактор психического и личностного развития человека. Поэтому проблема особенностей общения людей — это одна из главных проблем социальной психологии. Общение играет большую роль в жизни людей, выполняя при этом ряд функций, таких как прагматическая, формирующая, подтверждающая, внутриличностная и

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/studworks/KorneevaAA_2014/KOm-ma-018.htm