1 На правах рукописи
Коваль Татьяна Вячеславовна
ЛИЧНОСТНАЯ СФЕРА ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К РАЗВИТИЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
19.00.13 — психология развития, акмеология
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук
Москва — 2013
2Работа выполнена на кафедре возрастной психологии Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет»
Научный руководитель: | Барцалкина Виктория Васильевна кандидат психологических наук, доцент |
Официальные оппоненты: | Слободчиков Илья Михайлович, доктор психологических наук, профессор кафедры психологического консультирования Института психологии им. Л. С. Выготского ФГБОУ ВПО «Российскоий государственный гуманитарный университет» Бурменская Галина Васильевна кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии ФГОУ ВПО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» |
Ведущая организация: | Федеральное государственное научное учреждение «Институт социологии образования» Российской академии образования |
Защита состоится 31 октября 2013 г. в 11 часов на заседании диссертационного совета Д-850.013.01, созданного на базе ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» по адресу: 127051 г. Москва, ул. Сретенка, д. 29.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»
Автореферат разослан « __ » сентября 2013 года
Ученый секретарь диссертационного совета | И. Ю. Кулагина |
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Последние десятилетия компьютер и Интернет стали мощными средовыми факторами, под влиянием которых происходит формирование личности современных детей и подростков. Новые информационные технологии сегодня выступают не только в качестве средств передачи, обработки и хранения информации, но на их основе создаётся особая социокультурная среда со своим специфическим содержанием (А. Е. Войскунский, Ю. М. Евстигнеева, М. С. Иванов, О. К. Тихомиров, А. Г. Шмелев и др.). В настоящее время существует ряд исследований, доказывающих положительный эффект от взаимодействия с компьютером. Компьютер выступает как средство эмоциональной разрядки (Е. Е. Лысенко, О. К. Тихомиров, Ю. В. Фомичёва); способствует развитию творческого мышления (Ю. В. Фомичёва); помогает овладевать новыми знаниями, логическими операциями, способами манипулирования с предметами и символами (О. К. Тихомиров). Однако чрезмерное использование компьютера может приводить и к негативным последствиям, затрагивающим все уровни структуры личности подростка (А. Е. Войскунский, Л. И. Шакирова). В связи с этим отмечается и отрицательное влияние компьютера на физическое здоровье подростка (Д. Д. Бушман, Дж. Б. Фанк, Л. И. Шакирова), на отношение к школе и успеваемость (А. Г. Шмелёв, С. А. Шапкин), на поведение (О. Н. Арестова, Л. Н. Бабанин, Ю. М. Евстигнеева), на отношение к деньгам (М. С. Иванов). Не случайно, поэтому, психологи, педагоги и родители бьют тревогу по поводу фактов чрезмерного увлечения детьми и подростками работой на компьютере.
Имеется ряд исследований, в которых анализируются факторы риска развития компьютерной зависимости у подростков. В качестве основного фактора возникновения компьютерной зависимости рассматриваются психологические особенности пубертатного периода: высокая сензитивность к любым внешним влияниям, перестройка ранее сложившихся психологических структур, изменения в формировании нравственных представлений и социальных установок (А. Ю. Акопов, Я. И. Гилинский, Е. В. Змановская, И. С. Кон, Ц. П. Короленко, А. Е. Личко). Эти особенности могут выступать как объективные предпосылки для появления такой формы аддиктивного поведения, как компьютерная зависимость.
В качестве факторов, предрасполагающих к развитию аддиктивного поведения, А. Ю. Акопов, Е. В. Змановская, И. С. Кон и др. выделяют внешние социальные условия (макросоциальные факторы), внутренние наследственно-биологические предпосылки, внутриличностные причины. Одна из распространенных причин — появляющаяся у подростка, благодаря компьютеру, возможность удовлетворить свои потребности в общении, в творчестве, в
4достижении, в реализации и развитии своих личностных качеств (В. Д. Менделевич, В. В. Шабалина). Кроме того, в исследованиях В. В. Барцалкиной, Т. В. Дуденковой, Ю. Н. Мураткиной, Л. Н. Юрьевой и др. авторов была показана связь между предрасположенностью к компьютерной зависимости подростков и особенностями воспитания в семье. К этим особенностям относятся высокий уровень семейной тревоги, преобладание таких стилей воспитания, как авторитарный и гиперопекаемый.
В данном исследовании анализируются личностные особенности подростков, предрасполагающие к развитию компьютерной зависимости, при наличии которых потребность подростков в межличностном общении замещается виртуальным общением в Интернет-пространстве.
Цель исследования: выявление личностных особенностей подростков, предрасполагающих к возникновению компьютерной зависимости, и разработка рекомендаций по их коррекции.
Объект исследования: личностные характеристики подростков.
Предмет исследования: личностные предпосылки к возникновению компьютерной зависимости у подростков.
Общая гипотеза исследования: возникновение предрасположенности к компьютерной зависимости связано с рядом индивидуально-психологических особенностей личности, при наличии которых потребность подростков в межличностном общении замещается чрезмерным пристрастием к виртуальному общению в Интернет-пространстве.
Частные гипотезы исследования:
1. Замещение реального общения подростков со сверстниками общением в виртуальном мире обусловлено наличием неконструктивного стиля межличностного общения, который характеризуется доминированием, прямолинейностью, агрессивностью, склонностью к соперничеству, ориентацией на себя.
2. Наличие высокого уровня тревожности у подростков приводит к избеганию ими реальных ситуаций общения со сверстниками и обращению к более безопасному для них виртуальному общению в Интернет-пространстве.
3. Мотивационные тенденции подростков характеризуются доминированием поддерживающих мотивов над развивающими личность и не способствуют формированию необходимых для общения социальных навыков, тем самым, являясь предпосылкой к удовлетворению потребности в общении в виртуальном мире.
5 Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ зарубежной и отечественной научной литературы по проблеме зависимостей с целью выделения научных направлений и основных методологических подходов в изучении компьютерной зависимости.
2. Провести сравнительный анализ результатов эмпирического исследования личностных характеристик подростков, склонных и не склонных к развитию компьютерной зависимости с целью выявления личностных особенностей, при наличии которых потребность подростков в межличностном общении замещается чрезмерным пристрастием к виртуальному общению в Интернет-пространстве и предрасполагает к возникновению компьютерной зависимости.
3. Разработать практические рекомендации по коррекции личностных особенностей подростков, предрасполагающих к возникновению компьютерной зависимости.
Теоретико-методологические основания исследования:
— базовые положения психологической теории деятельности и психологии развития (Ананьев Б. Г., Выготский Л. С., Леонтьев А. Н., Ломов Б. Ф., Обухова Л. Ф., Рубинштейн С. Л., Теплов Б. М., Эльконин Д. Б.);
— исследования закономерностей формирования личности и характера в подростковом возрасте (Божович Л. И., Выготский Л. С., Леонтьев А. Н., Личко А. Е., Толстых H. H., Фельдштейн Д. И., Эриксон Э., Эльконин Д. Б. и др.);
— теоретические работы, посвященные изучению психологических особенностей девиантного поведения у подростков (Братусь Б. С., Кон И. С., Ковалев В. В., Короленко Ц. П., Личко А. Е.);
— исследования, посвященные изучению психологических детерминант зависимого поведения (Алехин А. Н., Барцалкина В. В., Битенский В. С, Ежов И. В., Зайцев В. В., Иванов Д. А., Козлов А. А., Каменская В. Г., Кулаков С. А., Личко А. Е., Локтева В. А., Малыгин В. Л., Менделевич В. Д., Москаленко В. Д., Петровский В. А., Пятницкая И. Н., Рохлина М. Л., Сирота Н. А., Шабанов И. Д., Шайдулина А. Ф., Ялтонский В. М.);
— исследования, посвящ?нные разработке концепции нехимических аддикций (Егоров А. Ю., Короленко Ц. П., Малыгин В. Л., Менделевич В. Д.);
— исследования психологических факторов риска интернет-зависимости зарубежных и отечественных авторов (Caplan S. E., Chen S. H., Griffiths М., Grohol J., Young K. S., Shapira N. A., Войскунский А. Е., Егоров А. Ю., Литвиненко О. В., Лоскутова В. А., Рыбников В. Ю., Рыбалтович Д. Г., Чудова Н. В.).
6 Методы исследования:
1) теоретические методы: анализ (историко-психологический и теоретико-методологический), синтез и обобщение научной литературы по проблеме исследования;
2) психодиагностические методики:
— шкала интернет-зависимого поведения (Chen Internet addiction Scale, CIAS) (адаптация В. Л. Малыгина) для выявления компьютерной зависимости у подростков;
— методика диагностики межличностных отношений (автор — Т. Лири);
— методика изучения мотивационной сферы личности (автор — Мильман В. Э.);
— шкала самооценки ситуативной и личностной тревожности (автор — Ч. Спилбергер, адаптация Ю. Ханина);
3) методы математической статистики: корреляционный и сравнительный анализы. Вычисления выполнены с использованием компьютерной программы «SPSS 16.0 for Windows».
База исследования
Экспериментальной базой исследования являлись: ГБОУ ЦПМСС «Митино», общеобразовательные учреждения Северо-Западного административного округа города Москвы (ГОУ СОШ № 1192, № 1747, № 1548). В общей сложности в исследовании приняли участие 184 подростка в возрасте 13—17 лет.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования обусловлены тем, что вопрос о факторах риска развития компьютерной зависимости у подростков остается недостаточно изученным. Результаты научных исследований пока не дают целостного представления о внутриличностных причинах возникновения компьютерной зависимости. Учитывая психологические особенности подросткового периода развития, в котором, как правило, и начинает открыто заявлять о себе феномен компьютерной зависимости, основное внимание в работе было направлено на анализ личностных характеристик подростков, которые связаны с их ведущей деятельностью — межличностным общением, определяющим, в частности, эмоциональное благополучие или неблагополучие подростков. Были выделены личностные особенности, которые могут тормозить развитие межличностных отношений, а значит депривировать реализацию ведущей деятельности — межличностного общения, провоцируя подростка на виртуальное общение.
Положения, выносимые на защиту:
1. Личностные особенности подростков, тормозящие успешную реализацию ведущей деятельности — общение со сверстниками — являются факторами риска возникновения предрасположенности к компьютерной зависимости.