ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет консультативной и клинической психологии
Кафедра индивидуальной и групповой психотерапии
АВТОРЕФЕРАТ
магистерской диссертации
«Индивидуально-психологические особенности личности представителей творческих профессий на примере оперных исполнителей»
Направление 030300.68 — Психология
Магистерская программа — Консультативная психология
Руководитель | Лавринович Е. В. |
Студент | Овчинников Д. В. |
Москва, 2014
Введение
Личность человека — одно из самых неоднозначных понятий в психологии. Эта неоднозначность отражается в различных содержательных наполнениях самого понятия личности, в подходах к ее исследованию и собственно в самих теориях личности. На фоне этого многообразия различных подходов для выполнения нашей теоретико-экспериментальной работы мы избрали в качестве единой методологической основы общепсихологическую теорию деятельности, автор которой — А. Н. Леонтьев — рассматривал деятельность и ее мотивы как основание для анализа строения и развития личности. В диссертации предпринимается попытка рассмотреть особенности творческой личности как субъекта профессиональной оперно-исполнительской деятельности. В данном контексте предполагается изучить наличие связи между определенным типом голоса оперного исполнителя и индивидуально-характерологическими особенностями его личности.
До настоящего времени изучалось влияние инструментальной и вокальной музыки на эмоциональное состояние человека, влияние музыки в коррекции психофизических нарушений, на снижение стрессовых ситуаций, влияние вибрационных свойств музыки на обменные процессы организма, а также на ослабление некоторых соматических симптомов. Однако важный аспект индивидуально-психологических особенностей личности с различными типами оперного голоса при всей своей теоретической и практической значимости в научной психологии ранее не изучался, и в этом нам видится актуальность данного исследования. Б. М. Теплов в своей работе «Психологии музыкальных способностей» рассматривал вопросы музыкальной одаренности, различные аспекты восприятия музыкального звука, роль абсолютного и псевдоабсолютного слуха в развитии основных музыкальных способностей, занимался анализом специфики музыкального переживания. Д. Б. Богоявленская рассматривала проблему структуры творческих способностей, затрагивая и вопросы музыкального творчества. В
работах И. А. Петуховой анализировалась роль специфических музыкальных способностей и интеллектуальной инициативы как критерия творчества в структуре музыкальной одаренности. Психологические основы художественного творчества достаточно подробно изучались в работах А. А. Мелик-Пашаева и др. Существенный вклад в разработку проблем музыкального творчества внесли работы Л. Л. Бочкарева и А. Л. Готсдинера. Использование музыки, как психотерапевтического инструмента, рассматривались в работах С. В. Шушарджана, В. П. Морозова, Т. В. Зеленковой и др. Новизна данного исследования состоит в том, что вопрос о возможной взаимосвязи между индивидуально-характерологическими особенностями исполнителя, как субъекта профессиональной оперной деятельности, и типом его голоса ранее не исследовался и до настоящего времени оставался открытым.
Теоретическое значение исследования видится в расширении и уточнении представления: о психологических характеристиках личности как индивидуальности, о связи личностных свойств человека с профессиональной деятельностью субъекта, о возможностях музыкального искусства как важных и самостоятельных средствах психотерапии и аутопсихотерапии.
Практическая значимость исследования состоит в том, что установление взаимосвязи между индивидуально-характерологическими особенностями исполнителя, как субъекта профессиональной оперной деятельности, и типом его голоса может быть успешно применено в музыкальной психотерапии, направленной на коррекцию стрессовых состояний, эмоциональной нестабильности, невротических проявлений и других проблем клиентов. Кроме того, обоснованно расширятся возможности использования музыкальной психотерапии в профессиональной среде оперных или камерных исполнителей, в чем они чрезвычайно нуждаются.
Объект исследования:
Индивидуально-психологические особенности творческой личности.
Предмет исследования:
Индивидуально-психологические особенности творческой личности оперного исполнителя с определенным типом оперного голоса.
Цель исследования:
Проверить наличие связи между типом голоса оперного певца и характерологическими особенностями его личности.
Основная гипотеза исследования: обладатель определенного типа голоса (бас, сопрано, тенор, баритон, меццо-сопрано) имеет общие, типичные для всей вокальной подгруппы характерологические особенности личности.
Задачи теоретического исследования проблемы:
1. Изучение деятельности и ее мотивов как основание для анализа строения и развития личности (по А. Н. Леонтьеву).
2. Изучение особенностей творческой личности как субъекта профессиональной оперной деятельности.
3. Изучение психологических особенностей и специфики вокально-исполнительской музыкальной деятельности оперного исполнителя (анализ оперных голосов и музыкальных образов в намеченной линии «образ — голос»).
Задачи эмпирического исследования проблемы:
1. Проектирование эмпирического исследования индивидуально-психологических особенностей творческой личности оперного исполнителя с определенным типом оперного голоса.
2. Конструирование блока экспериментальных методик для эмпирического исследования проблемы.
3. Конструирование выборки для эмпирического исследования проблемы.
4. Проведение эмпирического исследования индивидуально-психологических особенностей творческой личности оперного исполнителя с определенным типом оперного голоса по двум линиям возможной связи: «личность-образ» и «личность-голос».
5. Проведение количественной обработки полученных в исследовании результатов и их качественный анализ с целью верификации выдвинутой гипотезы.
Методики исследования:
С целью верификации выдвинутой гипотезы и решения сформулированных выше задач эмпирического исследования в качестве основных психодиагностических методик были отобраны следующие:
1. Индивидуально-типологический опросник Л. Н. Собчик. Определение тревожности, интроверсии, экстраверсии, лидерства, зависимости, ригидности, спонтанности, индивидуализма субъекта.
2. Пятифакторный личностный опросник Маккрая — Коста («Большая пятерка»). Определение личностного портрета субъекта по пяти факторам: нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, сотрудничество, добросовестность.
3. Определение акцентуированного поведения человека (тест Леонгарда — Шмишека).
4. Многофакторный личностный опросник Р. Кэттела. Определение эмоциональной уравновешенности и неуравновешенности, уровень интеллекта, социабельность, самоуверенность, фрустрированность, импульсивность субъекта.
Эмпирическая база исследования:
В данной работе изложены результаты проведенного нами исследования, в котором приняли участие профессиональные оперные певцы, обладающие следующими типами голосов: бас и лирическое (колоратурное) сопрано, меццо-сопрано, тенора, баритоны,
центральное сопрано. В качестве испытуемых в нашем исследовании приняли участие 200 солистов ведущих оперных театров России: Большого театра России, Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, театра Геликон-опера, Музыкального театра Новая опера, Музыкального театра им. Б. Покровского, Капеллы под управлением нар. арт. России В. Полянского. Возраст испытуемых 25—45 лет, из них 100 мужчин и 100 женщин. Стаж профессиональной деятельности — от 5 до 15 (в среднем 10) лет.
Теоретико-методологическая основа и замысел проведения исследования:
Методологической основой исследования является культурно-исторический подход и основные положения общепсихологической теории деятельности, наиболее отчетливо сформулированные в работах А. Н. Леонтьева.
Исследование будет проводиться по трем линиям, что позволит наиболее полно раскрыть тему диссертации. Первая исследовательская линия «Образ — Голос» предполагает теоретический анализ связи оперных голосов артистов и воплощаемых ими на сцене музыкальных образов, созданных композиторами. Вторая исследовательская линия «Личность — Голос» предполагает проведение эмпирического исследования связи между типом голоса и индивидуально-психологическими особенностями его обладателя, как личности в широком смысле слова. Третья исследовательская линия «Личность — Образ» предполагает проведение анализа взаимосвязи между характерологическими особенностями личности исполнителя и создаваемого им сценического образа.