1 Высшее образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет «Психология образования»
Кафедра «Педагогическая психология»
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание степени магистра
«Анализ связи финансовых, управленческих, кадровых параметров деятельности общеобразовательного учреждения с образовательными показателями учащихся»
название ВКР
Направление | 050400.68 | Психолого-педагогическое образование |
| (код) | (наименование направления) |
Магистерская программа | Методическое обеспечение системы образования |
| (название магистерской программы) |
Руководитель магистерской программы | Бородин М. В. |
Зав. выпускающей кафедрой | Гуружапов В. А. |
Руководитель | Павлова О. С. |
Студент | Слуцкий Д. Л. |
Москва, 2015
2 Общая характеристика исследования
Исследование посвящено анализу взаимосвязи финансовых, управленческих, кадровых параметров деятельности общеобразовательного учреждения с образовательными показателями учащихся
Актуальность темы исследования. Состояние сферы образования в мире и России сегодня противоречиво и сложно. Современное образование, с одной стороны, является одной из самых важных сфер деятельности человека, а его достижения легли в основу многих научно-технических и социальных преобразований. С другой стороны, изменение статуса образования и расширение его сферы служат причиной обострения проблем в этой сфере, свидетельствующих о кризисе образования. В процессе поисков путей выхода из этого кризиса в последние десятилетия происходят процессы радикальных преобразований в этой сфере, характеризующиеся формированием новой образовательной системы.
Деятельность школы, как и любой другой организации, осуществляется не изолированно, а в определенной социальной среде, которая предъявляет образовательному учреждению свои требования по подготовке ребенка к взрослой жизни. Школа — это целостная, сложная, активно взаимодействующая с внешней средой система, которая является частью более широкой образовательной системы на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Деятельность по управлению общеобразовательной организацией является одной из важнейших для обеспечения эффективности работы школы, основным критерием которой является оценка образовательных показателей, достижений учащихся в период обучения.
От руководства современной школы в финансовой, кадровой, управленческой и других сферах деятельности во многом зависит процесс обучения и воспитания подрастающего поколения, что и подчеркивает социальную значимость изучаемой нами проблемы.
Методологическая основа исследования. Исследование особенностей управления общеобразовательным учреждением на современном этапе развития системы образования в России рассматривается многими педагогами (М. В. Артюхов, Т. И. Галкина, М. А. Гончаров, Ю. А, Конаржевский, Л. В. Львов, М. И. Потеев, В. П. Симонов, Е. В. Советова, Т. А. Султанова, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова и др.). Отдельные аспекты финансового и кадрового управления общеобразовательным учреждением были изучены М. М. Кашаповым, В. С. Лазаревым, М. И. Лукьяновой, Л. И. Луценко, В. Н. Машковым, А. А. Орловым, В. П. Панасюком, М. М. Поташником, Е. В. Советовой и др. Отдельным предметом изучения стал вопрос определения критериев оценки эффективности управления развитием общеобразовательного учреждения (С. М. Васин, В. Н. Волков, И. В. Гришина, Г. И. Гузева, А. В. Золотарева, В. Н. Кеспиков, Н. В. Кокорева, А. М. Моисеев,
3А. В. Попов, М. М. Поташник, А. М. Саранов, Л. А. Турик, А. А, Тюков, А. Б. Фомина, Д. Е. Яковлев и др.).
В реализации проекта в 2012—2015 годы принимали участие:
С. А. Юренкова, Д. К. Ефимова, Л. Б. Слуцкий, О. С. Павлова к.п.н. (руководитель).
Цель исследования: рассмотрение и анализ связи финансовых, управленческих, кадровых параметров деятельности общеобразовательного учреждения с образовательными показателями учащихся.
Проблема исследования. Несмотря на достаточную изученность различных аспектов управления современным общеобразовательным учреждением, можно отметить недостаточную изученность вопроса, касающегося определения связи финансовых, управленческих, кадровых параметров деятельности общеобразовательного учреждения с образовательными показателями учащихся.
Объект исследования: образовательные показатели учащихся как критерий оценки эффективности деятельности общеобразовательного учреждения.
Предмет исследования: — связь финансовых, управленческих, кадровых параметров с образовательными показателями учащихся общеобразовательного учреждения.
Гипотеза исследования: имеется связь между образовательными показателями учащихся общеобразовательных учреждений и финансовыми, управленческими и кадровыми параметрами деятельности школ.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности управления общеобразовательным учреждением на современном этапе развития системы образования в России.
2. Проанализировать финансовые и кадровые параметры деятельности общеобразовательного учреждения.
3. Выделить критерии оценки эффективности управления развитием общеобразовательного учреждения.
4. Экспериментально изучить связь финансовых, управленческих, кадровых параметров с образовательными показателями учащихся общеобразовательного учреждения.
База экспериментальной работы. Исследование проводилось на базе 169 образовательных организаций г. Москвы.
Практическая значимость.
Есть возможность использования полученных теоретических и практических результатов в педагогической практике, в деятельности руководства школ, при выделении критериев для оценки эффективности работы общеобразовательных учреждений.
В первой главе «Теоретические аспекты анализа связи финансовых, управленческих, кадровых параметров деятельности общеобразовательного учреждения с образовательными показателями учащихся» рассмотрены особенности управления общеобразовательным учреждением на современном этапе развития системы образования в России; финансовые и
4кадровые параметры деятельности общеобразовательного учреждения, а также критерии оценки эффективности управления развитием общеобразовательного учреждения.
Во второй главе «Эмпирическое исследование связи финансовых, управленческих, кадровых параметров деятельности общеобразовательных учреждений с образовательными показателями учащихся» изложены организация, методы и результаты эмпирического исследования, направленного на изучение связи финансовых, управленческих, кадровых параметров деятельности общеобразовательных учреждений с образовательными показателями учащихся на базе статистических данных образовательных организаций Юго-Западного округа г. Москвы, с 2012 по 2014 учебные год.
В результате проведенного исследования, направленного на изучение связи между управленческими, кадровыми и финансовыми параметрами образовательной организации с образовательными успехами учащихся, наша гипотеза в целом подтвердилась.
В каждой группе параметров (финансовые, кадровые, управленческие) были найдены показатели, которые имеют существенную корреляционную связь с одним или несколькими образовательными показателями учащихся.
Среди финансовых параметров были обнаружены следующие интересные корреляционные связи с образовательными показателями учащихся:
Была обнаружена слабая, но статистически значимая взаимосвязь между долей сотрудников в образовательной организации имеющих заработную плату более 75 тыс. рублей и числом учащихся набравших по ЕГЭ в сумме по трем предметам не менее 190 баллов, а так же с долей учащихся в учреждении, набравших по ЕГЭ в сумме по трем предметам не менее 190 баллов. То есть чем больше доля сотрудников с высокой зарплатой, тем, в целом, больше число и доля учащихся набравших не менее 190 баллов по ЕГЭ по трем предметам.
Была обнаружена слабая, но статистически значимая взаимосвязь между долей сотрудников в образовательной организации имеющих заработную плату менее 25 тыс. рублей и числом дипломов полученных учащимися учреждения на муниципальном этапе ВсОШ и на старших этапах ВсОШ.
Так же была обнаружена умеренная, но статистически значимая взаимосвязь между долей сотрудников в образовательной организации имеющих заработную плату менее 25 тыс. рублей и долей дипломов полученных учащимися учреждения на муниципальном этапе ВсОШ и на старших этапах ВсОШ.
То есть чем больше доля сотрудников имеющих низкую зарплату (и низкую нагрузку), тем лучше результаты ОО в олимпиадах.
Среди кадровых параметров были обнаружены следующие интересные корреляционные связи с образовательными показателями учащихся.
5Число сотрудников имеет умеренную положительную связь со всеми рассматриваемыми в работе образовательными показателями успешности в ЕГЭ и ГИА-9 (показатели, отвечающие за качественное массовое среднее образование).
Число внешних совместителей в ОО имеет заметные, умеренные и слабые взаимосвязи со всеми образовательными показателями учащихся (ЕГЭ, ГИА-9, олимпиады).
Доля внешних совместителей от общего числа сотрудников в ОО имеет слабые корреляционные связи почти со всеми показателями успешности в ЕГЭ и ГИА-9 и слабые и умеренные взаимосвязи с успешностью учащихся в олимпиадах.
То есть такой показатель как доля внешних совместителей связан с успешностью учреждения почти по всем образовательным показателями рассмотренными в работе.
Корреляцию образовательных успехов учащихся с долей сотрудников образовательного комплекса входящих в определенную возрастную категорию рассматривали на отдельной выборке образовательных организаций (данные за 2013—2014 учебный год).
Была выявлена умеренная обратная в зваимосвязь между долей сотрудников чей возраст лежит в диапазоне между 25 и 35 годами и успешностью учреждения в рейтинге ДОгМ (суммарным баллом рейтинга ДОгМ). То есть чем больше сотрудников от 25 до 35 лет в комплексе, тем ниже его суммарный балл в рейтинге ДОгМ.
Среди управленческих параметров были обнаружены следующие интересные корреляционные связи с образовательными показателями учащихся:
Величина школы по численности учащихся имеет умеренные и значимые взаимосвязи со всеми образовательными показателями по ЕГЭ и ГИА-9, рассмотренными в работе. Однако почти не имеет связи с успехами в олимпиадах (только слабая корреляционная связь с числом дипломов муниципального этапа).
Показатель среднее число учащихся в классе имеет умеренные положительные корреляционные связи со всеми образовательными показателями по ЕГЭ и ГИА-9, рассмотренными в работе. Однако почти не имеет связи с успехами в олимпиадах (только слабая корреляционная связь с числом дипломов муниципального этапа).
Соотношение числа учащихся к числу сотрудников школы имеет слабую обратную связь со всеми, рассмотренными в работе, показателями успешности в олимпиадах, а так же в 2012—2013 учебном году обнаружилась слабая отрицательная корреляция со средним баллом ЕГЭ по математике, а в 2011—2012 слабая отрицательная корреляция с долей учащихся в ОО набравших по ЕГЭ в сумме по трем предметам не менее 220 баллов. То есть чем меньше учащихся приходится на одного сотрудника тем выше образовательные показатели учреждения (особенно по олимпиадам).
6 Заключение
Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы.
Управление современной школой представляет собой процесс, направленный на обеспечение научного управления организацией; определением целесообразности этой деятельности; непрерывностью управленческих воздействий.
В административную систему управления школой входят несколько уровней государственно-общественного управления (стратегический); административный; методический; уровень самоуправления школьников.
Кадровое управление школой — это процесс определения потребности в количестве и квалификации педагогов; целенаправленное содействие повышению их квалификации и карьерному росту; повышение мотивации педагогических работников; определение затрат, которые требуются на проведение кадровых мероприятий.
Финансовый менеджмент школы — это процесс использования, планирования, контроля финансовых ресурсов, решения стратегических и текущих задач, поиска источников финансирования из бюджетного ассигнования, целевых программ развития, доходных видов деятельности, пожертвований, целевого капитала, заемных средств, сдачи имущества в аренду; определения направлений распределения финансов в учреждении.
Качество образования — это социальная категория, которая определяет результативность и состояние процесса образования в обществе, его соответствие ожидаемым результатам и потребностям различных социальных групп и общества в целом в формировании и развитии профессиональных, бытовых, гражданских личностных компетенций.
Оценка эффективности управления развитием общеобразовательного учреждения осуществляется на основе ряда социально-педагогических, экономических, социально-психологических показателей. В качестве отдельных показателей оценки эффективности работы школы можно выделить системность и целостность образовательного процесса; прогнозирование и проектная природа обучения; условия для развития способности личности; определение качества результатов и качества процесса, их соответствие программным целям обучения; уровень педагогического сотрудничества; профессиональной квалификации педагогов.
Главный критерий эффективности деятельности общеобразовательного учреждения — это образовательные показатели учащихся, к которым относятся уровень освоения и неосвоения ими учебной программы, уровень достижений во внеучебной и проектно-исследовательской деятельности.
В результате проведенного нами эмпирического исследования нами была подтверждена наша гипотеза о том, что образовательные показатели учащихся общеобразовательных учреждений имеют статистически подтвержденную взаимосвязь с финансовыми, управленческими и