1 На правах рукописи
Нурмухаметов Эрнест Альбертович
ОСВОЕНИЕ НОРМАТИВНОЙ СИТУАЦИИ
В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
19.00.13 — психология развития, акмеология
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук
Москва — 2015
2Диссертация выполнена на кафедре социальной психологии развития
Московского городского психолого-педагогического университета
Научный руководитель: | кандидат психологических наук Пащенко Александр Константинович |
Официальные оппоненты: | Веракса Николай Евгеньевич доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии образования Российского государственного гуманитарного университета Метелина Анна Альбертовна кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, НП «Институт Образования и Науки» |
Ведущая организация: | Федеральное государственное автономноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» |
Защита состоится «26» марта 2015 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д-850.013.01, созданного на базе Московского городского психолого-педагогического университета, по адрес 127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29, ауд. 414.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке на сайте Московского городского психолого-педагогического университета.
Автореферат разослан «____» ___________ 2015 г.
Ученый секретарь диссертационного совета | И. Ю. Кулагина |
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Диссертационное исследование посвящено изучению освоения нормативной ситуации в подростковом возрасте.
Актуальность исследования. Современная ситуация в России характеризуется социальной и экономической нестабильностью, приводящей к усложнению межличностных взаимодействий в обществе. Усложнение общественных систем приводит к снижению процесса освоения социальной нормы, выступающего одним из необходимых условий развития нормативности и нормативного поведения детей и подростков. В связи с этим в психологической науке все большее место занимают исследования, посвященные изучению особенностей нормативного поведения внутри детских и подростковых групп, в частности, в стандартной ситуации социального взаимодействия в образовательном процессе. Подобная задача актуальна, прежде всего, тем, что полноценное взаимодействие и общение ребенка в ученической среде имеет непреходящее значение для его психического и личностного развития.
На сегодняшний день наиболее разработанными положениями в области психологии развития, касающимися исследований особенностей подросткового возраста, представляются вопросы, посвященные общению со сверстниками (А. В. Мудрик, В. С. Мухина, Е. Н. Новикова, Е. В. Пятницкая, Д. И. Фельдштейн и др.); особенностям взаимоотношений в совместной деятельности (Ю. Е. Алешина, Т. В. Драгунова, М. Ю. Кондратьев, А. С. Коноводова, В. С. Мерлин, А. В. Петровский, В. А. Петровский и др.); развитию личности и ее психических процессов (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман, Д. Б. Эльконин и др.).
Следует признать, что, несмотря на имеющийся как концептуальный материал по проблемам общения и поведения подростка в ученической группе, так и практический материал решения прикладных задач, связанных, например, с коррекцией девиантных (ненормативных) форм поведения, на сегодняшний день недостаточно изученными остаются вопросы, связанные с исследованиями процесса восприятия и понимания нормативной ситуации; особенностей развития нормативности; выявлением и описанием структурных компонентов нормативности; изучением психолого-педагогических условий и факторов, позволяющих формировать нормативность личности.
Анализ специальной литературы, посвященной нормативной проблематике, позволил установить, что понятие «нормативность» рассматривалось в различных отраслях науки. Так, например, в юридической сфере нормативность рассматривается как универсальное свойство социального бытия (Е. А. Лукашева), как процесс формирования и выявления способов бытия социальной реальности (Э. Г. Липатов); с философской точки зрения нормативность рассматривается как совокупность взаимообусловленных нормативных качеств (свобода, воля, ответственность) (О. В. Лысун).
В психологии существуют различные трактовки понятия «нормативность». В частности, выделяется интерпретация нормативности с позиции теории личностных черт Р. Кеттелла, где «нормативность» понимается как устойчивая характеристика личности, определяющая поведение человека в ситуации. При этом существует ряд работ, выстраивающихся вокруг концепции нормативной ситуации, предложенной Н. Е. Вераксой (Е. Б. Андреева, Л. Ф. Баянова, Н. А. Корзинкина, А. К. Пащенко, В. П. Ульянова, и др.), в которой «нормативность» операционно рассматривается как показатель поведения, отражающий процесс освоения нормативной ситуации.
4Проведенный теоретический анализ литературы показал, что, если понятия «нормативное поведение», «нормативная ситуация», «социальная норма» в контексте подросткового возраста прямо или косвенно исследовались (Н. Е. Веракса, Н. А. Корзинкина, А. К. Пащенко, В. П. Ульянова и др.), то нормативность и особенности освоения нормативной ситуации в подростковом возрасте не являлись собственно предметом изучения в психологических исследованиях.
В настоящем исследовании «нормативность» рассматривается как качественная характеристика личности, которая обладает компонентной структурой (когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты) и отражает процесс освоения социальных норм в стандартной ситуации социального взаимодействия, а так же выступает необходимым условием развития личности в онтогенезе.
Следовательно, актуальность темы обусловливается низкой степенью разработанности проблемы освоения подростками нормативной ситуации в условиях школьного обучения, в частности, в ситуации урока, а также практической необходимостью изучения особенностей нормативности как показателя поведения личности, отражающего процесс освоения социальных норм в стандартной ситуации социального взаимодействия.
Цель исследования — выявить и описать содержательные характеристики процесса освоения нормативной ситуации в подростковом возрасте.
Объект исследования — нормативность как характеристика личности подростка в процессе освоения нормативной ситуации.
Предмет исследования — гендерные и личностные особенности подростков в процессе освоения нормативной ситуации.
Общая гипотеза исследования: в подростковом возрасте процесс освоения нормативной ситуации связан с проявлениями всех компонентов нормативности, но обладает своими содержательно-динамическими особенностями.
Общая гипотеза конкретизируется в следующих частных гипотезах:
1. В подростковом возрасте при освоении нормативной ситуации наблюдаются различия по гендерному признаку в степени выраженности таких личностных особенностей, как настойчивость, общая активность, эмоциональная устойчивость, способность воспринимать и понимать нормативную ситуацию.
2. Имеется возрастная специфика при освоении нормативной ситуации: в подростковом возрасте, в отличие от юношеского возраста, учащимся характерны полевой и нормативный уровни восприятия, а также преобладание эмоционального компонента трехкомпонентной структуры нормативности.
Задачи исследования:
1) провести анализ теоретических и практических работ по проблематике нормативности и нормативной ситуации в подростковом возрасте;
2) изучить и подобрать инструментарий для исследования нормативной ситуации и особенностей нормативности в учебной деятельности среди учащихся подросткового возраста;
3) исследовать гендерную и возрастную специфику (различия) нормативности в подростковом и юношеском возрастах;
4) исследовать особенности проявления компонентов нормативности в подростковом и юношеском возрастах;
5) изучить уровни нормативности и особенности восприятия нормативной ситуации в подростковом и юношеском возрастах в школьной среде;
56) сформировать выводы и рекомендации, направленные на повышение качества освоения нормативной ситуации в подростковом возрасте.
Теоретико-методологическую основу исследования составили положения культурно-исторической концепции о развитии психики человека и учение о психологическом возрасте (Л. С. Выготский); деятельностный подход (А. Н. Леонтьев); принципы деятельности, детерминизма, системности, развития (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн), системного подхода (Б. Ф. Ломов); теория периодизации психического развития в онтогенезе (Д. Б. Эльконин); концепция нормативной ситуации (Н. Е. Веракса); концепция учебной деятельности (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов).
Методический инструментарий исследования:
— методы исследования: метод теоретического анализа научных источников по проблеме исследования; эмпирические методы: неструктурированное наблюдение, направленное на изучение и фиксацию особенностей поведения личности в системе социального взаимодействия, стандартизированное интервью, направленное на изучение различных сторон жизнедеятельности учащихся, анкетирование и опрос, направленные на изучение особенностей личности подростков; статистические методы обработки и анализа данных: описательная статистика, корреляционный анализ, факторный анализ;
— методики исследования: методика «Восприятие нормативной ситуации» (А. К. Пащенко), позволяющая исследовать направленность и выраженность в восприятии учащегося соответствующего уровня нормативной ситуации; личностный многофакторный опросник «16PF» (Р. Кеттелл) (шкала «Нормативность поведения»), позволяющий определить уровень нормативности; фрайбургский личностный опросник «FPI» (И. Фаренберг, Х. Зарг, Р. Гампел), предназначенный для диагностики психических состояний, значимых для процесса адаптации и регуляции поведения личности; методика «Q-сортировка» (В. Стефансон), позволяющая изучить представления человека о себе и определить основные тенденции поведения человека в значимых для него сферах жизнедеятельности; методика «Оценка отношений подростка с классом» (Н. В. Бордовская, А. А. Реан), позволяющая изучить типы восприятия группы подростком; опросник «Ученик — учитель» (Е. И. Рогов), предоставляющий информацию о взаимоотношениях между учеником и учителем.
Для статистической обработки и анализа эмпирических данных использовалась программа Statistica версии 10.0 для платформы Windows.
Организация исследования:
— на первом этапе был проведен анализ теоретических подходов к пониманию социальной нормы, нормативности, нормативной ситуации, а также возрастных особенностей подростков, что позволило обосновать актуальность проблемы, выработать исходные теоретические принципы, выделить объект и предмет исследования, сформулировать цель и задачи, основную гипотезу исследования, изучить и подобрать методы и методики для проведения эмпирического исследования, а также разработать программу эмпирического исследования освоения нормативной ситуации в подростковом возрасте.
— на втором этапе исследования было проведено эмпирическое исследование освоения нормативной ситуации и особенностей нормативности как характеристики личности в подростковом и юношеском возрастах.
6— на третьем этапе были осуществлены качественный и количественный анализы данных, проведена интерпретация полученных данных, сформулированы выводы и составлены практические рекомендации по теме исследования.
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось с 2011 по 2014 г. на базе МБОУ № 7, № 64, № 94 г. Уфы Республики Башкортостан. В исследовании приняли участие 262 человека: 184 учащихся подросткового возраста (79 мальчиков и 105 девочек), 78 учащихся юношеского возраста (37 юношей и 41 девушка). Респонденты юношеского возраста были привлечены к исследованию на этапе сбора эмпирических данных для проведения сравнительного анализа особенностей освоения нормативной ситуации в возрастном аспекте.
Достоверность и надежность данных исследования обусловлены опорой на достижения современной психологии, применением валидных и надежных методов, адекватных предмету, задачам и гипотезе исследования; эмпирической проверкой основных положений; репрезентативностью выборки испытуемых; тщательным и корректным проведением статистической обработки и качественного анализа полученных данных.
Научная новизна исследования:
— выявлены различия по гендерному признаку в степени выраженности личностных особенностей при освоении подростками нормативной ситуации: мальчики подросткового возраста проявляют большую активность, самостоятельность, ответственность, на уроке дисциплинированны, они сознательны, настойчивы, способны воспринимать и понимать нормативную ситуацию, осознанно совершать выбор действий и поступков при разрешении нормативной ситуации; девочки в большей степени психологически застенчивы, не защищены и ранимы, имеют излишнюю концентрацию внимания на собственных чувствах, не всегда способны найти выход из сложной ситуации;
— теоретически обоснованы и описаны структурные компоненты нормативности (когнитивный, эмоциональный, поведенческий): когнитивный компонент характеризует осознанный выбор действий и поступков, понимание и восприятие нормативной ситуации, осмысление элементов нормативной ситуации, анализ и соотнесение своих и чужих действий в ситуации; эмоциональный компонент отражает повышенную чувствительность к происходящим событиям, эмоциональное переживание своих и чужих действий, поступков в нормативной ситуации, стремление к определенным типам эмоциональных переживаний в нормативной ситуации; поведенческий компонент характеризует владение умениями и навыками, проявление волевых усилий при решении нормативных задач.
— теоретически обоснованы особенности нормативности в подростковом и юношеском возрастах в русле концепции нормативной ситуации: в подростковом возрасте нормативное поведение определяется сформированностью системы жизненных ценностей, а реализация социальных норм и освоение знаний о реальной ценности человеческих отношений определяются наличием общения со сверстником; в юношеском возрасте происходит расширение диапазона фактически доступных человеку или нормативно обязательных социальных ролей, наблюдается процесс систематизации и обобщения знаний о себе, применение к себе тех же норм, критериев оценки, что и к другим;
— в подростковом возрасте в структуре нормативности превалируют показатели эмоционального компонента, характеризующего эмоциональное переживание личности