РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫИ УНИВЕРСИТЕТ
Н. Н. Нечаев
Психология
Избранные психологические труды
Москва — Воронеж
2014
Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫИ УНИВЕРСИТЕТ
Н. Н. Нечаев
Психология
Избранные психологические труды
Москва — Воронеж
2014
УДК | 159.9.01 |
ББК | 88.4 |
Н59 |
Главный редактор
Д. И. Фельдштейн
Заместитель главного редактора
С. К. Бондырева
Члены редакционной коллегии:
О. С. Анисимов А. Г. Асмолов С. В. Дармодехин А. А. Деркач А. И. Донцов | И. В. Дубровина Ю. П. Зинченко Е. А. Климов А. А. Кузнецов Н. Н. Малофеев | В. М. Розин М. В. Рыжаков Э. В. Сайко |
Нечаев Н. Н. | |
Н59 | Психология : избр. психол. тр. / Н. Н. Нечаев. — М. : НОУ ВПО «МПСУ» ; Воронеж : МОДЭК, 2014. — 400 с. — (Серия «Психологи России»). |
ISBN 978-5-9770-0716-0 (МПСУ)
ISBN 978-5-9936-0095-6 (НПО «МОДЭК»)
В книге представлены статьи, а также разделы ряда монографий автора, написанные и опубликованные в разные годы. В них раскрываются основные результаты теоретических и экспериментальных исследований, проведенных в рамках разработанной автором концепции профессионального сознания, развивающей основные идеи теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина. Рассматриваются наиболее острые и методологически значимые проблемы современной психологической науки, а также практики образования, предлагается новая трактовка таких категорий, как психика, деятельность, развитие, творчество и др.
УДК 159.9.01
ББК 88.4
ISBN 978-5-9770-0716-0 (МПСУ) | © Нечаев Н. Н., 2014 |
ISBN 978-5-9936-0095-6 (НПО «МОДЭК») | © Московский психолого-социальный университет, 2014 |
© Издательский дом Российской академии образования (РАО), 2014 | |
© Оформление. НПО «МОДЭК», 2014 |
Содержание
От автора | 5 |
Часть I | |
Философия психологии | |
О механизме управления поэтапным формированием действий | 10 |
А. Н. Леонтьев и П. Я. Гальперин: диалог во времени | 21 |
Очеловечивание творчества: проблемы и перспективы | 71 |
Моделирование как творчество: методологические и психологические проблемы исследования профессиональной проектной деятельности | 124 |
Роль теории поэтапного формирования в развитии методологии деятельностного подхода | 153 |
Часть II | |
Психология образования | |
Деятельность преподавателя вуза как развивающийся процесс | 184 |
Высшее образование: сопряжение противоречивого | 205 |
Формирование коммуникативной компетенции как условие становления профессионального сознания специалиста | 222 |
Психолого-педагогические основы экспериментального формирования проектной деятельности | 248 |
Психологические аспекты развития новых методических подходов в преподавании истории в поликультурном контексте | 274 |
Роль психологической науки в развитии психологической практики | 289 |
Часть III | |
Психология развития | |
Условия образования «высших единиц» двигательного навыка | 311 |
Экспериментальное формирование различных методов визуального решения задач | 321 |
Формирование опознавательного действия, обеспечивающего отстройку от вероятностных параметров задачи | 328 |
Культурно-исторический подход в становлении теории высшего образования | 338 |
Категория развития как основание смены парадигмы психологического исследования | 344 |
Категория развития в педагогической психологии. Перспективы переосмысления | 361 |
О взаимосвязи обучения и развития в свете кросс-культурных исследований | 379 |
От автора
Эта книга для тех, кто относится к психологии как к форме своей профессиональной деятельности, кому, как и мне, небезразлично, в чем ее предназначение, в каком направлении она развивается и готово ли наше профессиональное сообщество к обсуждению и решению важнейших, ключевых вопросов, которые ставит жизнь перед современным психологом. Мне кажется, что решения эти лежат не в прагматической плоскости того или иного набора практических советов, возможно и ситуативно-полезных, но оставляющих человека беспомощным в тех случаях, когда он сам должен определиться в своем жизненном выборе. Именно поэтому предлагаемые теоретиком решения должны носить принципиальный характер, определять стратегические направления развития психологии, что, в свою очередь, требует пересмотра целого ряда давно сложившихся в психологии постулатов. В этом основной «нерв» данной книги. Вот почему ответы, которые предлагаются читателю, не только не совпадают с привычными или ожидаемыми, но и являются основой постановки новых проблем, в решении которых психология должна открывать новые направления своего участия в жизни общества.
В книге представлены работы разных лет: это статьи и выступления, разделы из ряда монографий, опубликованные в разных источниках, которые не всегда легко найти. Собранные вместе, они позволяют составить общее представление о системе научных взглядов автора, о его «пути» в психологии.
Мне повезло в жизни: я принадлежу к одному из первых выпусков факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, преобразованного из отделения психологии в середине 60-х гг., когда студентов-психологов обучала целая плеяда замечательных ученых, которые по праву составляют гордость отечественной психологии: П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Б. В. Зейгарник, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин и др.
П. Я. Гальперин стал моим Учителем на всю жизнь. В начале 70-х под его руководством мною была организована группа единомышленников, в которую входили А. И. Подольский, Г. И. Лернер, С. Л. Малов, И. М. Ариевич, О. А. Карабанова, А. Б. Леонова, В. А. Палий и др., многие из которых стали ведущими отечественными психологами. На разнообразном «предметном» материале мы проводили эксперименты по планомерному поэтапному формированию разнообразных перцептивных и умственных действий, различных двигательных навыков, получая успешные результаты, которые впоследствии активно внедрялись в практику профессиональной подготовки.
Еще одним везением я считаю те возможности, которые открылись передо мной после окончания аспирантуры. Они связаны с интересом к разным сферам жизни, к тому, как развитию человека может помочь психология, вооруженная адекватными методами. Особое место в моей деятельности в этот период занимала и по-прежнему занимает разработка психологических основ высшего образования, и прежде всего архитектурного образования, призванного готовить к одной из самых сложных творческих профессий.
Работа в качестве одного из руководителей системы среднего образования СССР дала опыт принятия практических решений, касающихся организации деятельности средней и высшей школы. Все эти годы мне удавалось сочетать научно-организационную деятельность с преподаванием различных разделов психологии в высшей школе, что позволило провести большой цикл исследований, посвященных психологическому раскрытию особенностей разных видов профессиональной деятельности, лежащих в основе профессиональной подготовки: деятельности юриста и архитектора, экономиста и спортивного педагога, лингвиста и пр. В результате удалось разработать новый подход к содержательному психологическому анализу процесса развития деятельности, а на его основе комплекс экспериментальных методик профессиональной подготовки, вошедших в практику высшего образования
• Коллекции → Культурно-историческая психология
• Общая психология → Различные проблемы общей психологии
• Педагогика, образование → Общие проблемы образования