Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫИ УНИВЕРСИТЕТ

Н. Н. Нечаев

Психология

Избранные психологические труды

Москва — Воронеж
2014

2

 

УДК

159.9.01

ББК

88.4

Н59

Главный редактор

Д. И. Фельдштейн

Заместитель главного редактора

С. К. Бондырева

Члены редакционной коллегии:

 

 

О. С. Анисимов

А. Г. Асмолов

С. В. Дармодехин

А. А. Деркач

А. И. Донцов

И. В. Дубровина

Ю. П. Зинченко

Е. А. Климов

А. А. Кузнецов

Н. Н. Малофеев

В. М. Розин

М. В. Рыжаков

Э. В. Сайко

 

 

Нечаев Н. Н.

Н59

Психология : избр. психол. тр. / Н. Н. Нечаев. — М. : НОУ ВПО «МПСУ» ; Воронеж : МОДЭК, 2014. — 400 с. — (Серия «Психологи России»).

ISBN 978-5-9770-0716-0 (МПСУ)

ISBN 978-5-9936-0095-6 (НПО «МОДЭК»)

В книге представлены статьи, а также разделы ряда монографий автора, написанные и опубликованные в разные годы. В них раскрываются основные результаты теоретических и экспериментальных исследований, проведенных в рамках разработанной автором концепции профессионального сознания, развивающей основные идеи теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина. Рассматриваются наиболее острые и методологически значимые проблемы современной психологической науки, а также практики образования, предлагается новая трактовка таких категорий, как психика, деятельность, развитие, творчество и др.

УДК 159.9.01

ББК 88.4

 

ISBN 978-5-9770-0716-0 (МПСУ)

© Нечаев Н. Н., 2014

ISBN 978-5-9936-0095-6 (НПО «МОДЭК»)

© Московский психолого-социальный университет, 2014

 

© Издательский дом Российской академии образования (РАО), 2014

 

© Оформление. НПО «МОДЭК», 2014

3

Содержание

 

От автора

5

Часть I

Философия психологии

О механизме управления поэтапным формированием действий

10

А. Н. Леонтьев и П. Я. Гальперин: диалог во времени

21

Очеловечивание творчества: проблемы и перспективы

71

Моделирование как творчество: методологические и психологические проблемы исследования профессиональной проектной деятельности

124

Роль теории поэтапного формирования в развитии методологии деятельностного подхода

153

Часть II

Психология образования

Деятельность преподавателя вуза как развивающийся процесс

184

Высшее образование: сопряжение противоречивого

205

Формирование коммуникативной компетенции как условие становления профессионального сознания специалиста

222

Психолого-педагогические основы экспериментального формирования проектной деятельности

248

Психологические аспекты развития новых методических подходов в преподавании истории в поликультурном контексте

274

Роль психологической науки в развитии психологической практики

289

4

 

Часть III

Психология развития

Условия образования «высших единиц» двигательного навыка

311

Экспериментальное формирование различных методов визуального решения задач

321

Формирование опознавательного действия, обеспечивающего отстройку от вероятностных параметров задачи

328

Культурно-исторический подход в становлении теории высшего образования

338

Категория развития как основание смены парадигмы психологического исследования

344

Категория развития в педагогической психологии. Перспективы переосмысления

361

О взаимосвязи обучения и развития в свете кросс-культурных исследований

379

5

От автора

Эта книга для тех, кто относится к психологии как к форме своей профессиональной деятельности, кому, как и мне, небезразлично, в чем ее предназначение, в каком направлении она развивается и готово ли наше профессиональное сообщество к обсуждению и решению важнейших, ключевых вопросов, которые ставит жизнь перед современным психологом. Мне кажется, что решения эти лежат не в прагматической плоскости того или иного набора практических советов, возможно и ситуативно-полезных, но оставляющих человека беспомощным в тех случаях, когда он сам должен определиться в своем жизненном выборе. Именно поэтому предлагаемые теоретиком решения должны носить принципиальный характер, определять стратегические направления развития психологии, что, в свою очередь, требует пересмотра целого ряда давно сложившихся в психологии постулатов. В этом основной «нерв» данной книги. Вот почему ответы, которые предлагаются читателю, не только не совпадают с привычными или ожидаемыми, но и являются основой постановки новых проблем, в решении которых психология должна открывать новые направления своего участия в жизни общества.

В книге представлены работы разных лет: это статьи и выступления, разделы из ряда монографий, опубликованные в разных источниках, которые не всегда легко найти. Собранные вместе, они позволяют составить общее представление о системе научных взглядов автора, о его «пути» в психологии.

Мне повезло в жизни: я принадлежу к одному из первых выпусков факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, преобразованного из отделения психологии в середине 60-х гг., когда студентов-психологов обучала целая плеяда замечательных ученых, которые по праву составляют гордость отечественной психологии: П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Б. В. Зейгарник, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин и др.

6

П. Я. Гальперин стал моим Учителем на всю жизнь. В начале 70-х под его руководством мною была организована группа единомышленников, в которую входили А. И. Подольский, Г. И. Лернер, С. Л. Малов, И. М. Ариевич, О. А. Карабанова, А. Б. Леонова, В. А. Палий и др., многие из которых стали ведущими отечественными психологами. На разнообразном «предметном» материале мы проводили эксперименты по планомерному поэтапному формированию разнообразных перцептивных и умственных действий, различных двигательных навыков, получая успешные результаты, которые впоследствии активно внедрялись в практику профессиональной подготовки.

Еще одним везением я считаю те возможности, которые открылись передо мной после окончания аспирантуры. Они связаны с интересом к разным сферам жизни, к тому, как развитию человека может помочь психология, вооруженная адекватными методами. Особое место в моей деятельности в этот период занимала и по-прежнему занимает разработка психологических основ высшего образования, и прежде всего архитектурного образования, призванного готовить к одной из самых сложных творческих профессий.

Работа в качестве одного из руководителей системы среднего образования СССР дала опыт принятия практических решений, касающихся организации деятельности средней и высшей школы. Все эти годы мне удавалось сочетать научно-организационную деятельность с преподаванием различных разделов психологии в высшей школе, что позволило провести большой цикл исследований, посвященных психологическому раскрытию особенностей разных видов профессиональной деятельности, лежащих в основе профессиональной подготовки: деятельности юриста и архитектора, экономиста и спортивного педагога, лингвиста и пр. В результате удалось разработать новый подход к содержательному психологическому анализу процесса развития деятельности, а на его основе комплекс экспериментальных методик профессиональной подготовки, вошедших в практику высшего образования

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/NPs-2014/NPs-400.htm